Отшельник с Подкаменной Тунгуски. Книга 2. Глава 3

Владимир Васильевич Анисимов
Глава 3.  По реке.

                Дождь к утру не прекратился, но и потоки его понемногу утрачивали свою силу. На берегу укрытие из сосновых веток почти скрывало все его начинания, а медленно текущая внизу вода была сплошь укутана пупырышками от ниспадающих капель. Огонь давно угас, лишь несколько столбиков дыма напоминали о его вечернем пришествии, а со стороны поселка разносились редкие глухие удары. Наверное, рвут с утра на руднике. Альфа со своим сожителем не проявлялась с вечера, и к лучшему – я для себя уже все решил, и хотелось поскорее сместиться к воде. Но пока запасусь питьевой, кто знает – сколько сегодня пробуду на реке. Дорога к ключу заняла немного времени и, пока ходил туда и обратно, дождь совсем закончился. Первым делом спустил лодку на воду, а на носу закрепил сани с поклажей. Все остальное сложил позади, накрыл брезентом и обтянул веревками. Сам остался налегке, с веслами, да котелком на случай воды в лодке.
      До конечной точки три полных дня по реке, а первую остановку собирался сделать в знакомом местечке – там жили несколько семей, и у них я в прошлом году подкупил немного провианта. Далее все земли необжитые, вплоть до самого Енисея. Но мой путь закончится несколько раньше, в одном из притоков этой реки – кормилицы, а бывал я там лишь однажды, пешим ходом. В глухой тайге, с давних времен, внутри горы была отрыта глубокая нора, недоступная для внешнего взора, и, когда случилось впервые пребывать в ней, тогда еще подумалось – вернусь сюда коротать свои последние дни…

                Нагруженная лодка легко отвалила от берега, стоило мне лишь немного принажать веслом. Над лесом уже занималось Солнце, а с западной стороны усиливался встречный ветер. Вскоре он разгонит тучи, и тепловые потоки все-же обогреют ступившего на путь воды нежданного обитателя, как бы он ни молил провидение об этом. Мне думалось, что это может случиться – справа, по крутому берегу, бежала Альфа. Я приналег на весла и ударил лодку носом в песчаный берег. Альфа стояла сверху, на крутом берегу, и смотрела на меня. Обычно при встрече случался ее лай, и радостные движения хвостом, теперь же мне виделась лишь ее голова и удивленный взгляд, но через мгновение все исчезло. Ударил веслом по воде и пронзительно свистнул – безрезультатно.
      С этого места река делала крутой поворот влево, а ее узкое ветвление огибало небольшой остров и уходило дальше, чтобы затем слиться воедино. Я направил лодку на быстрину и, уже не оглядываясь, заработал веслами. Нужно размять немного руки и спину, еще успею насладиться плавным движением по подгоняющему течению. Можно было бы поинтересоваться о моторе у первых встречных на берегах, но кто отдаст за бесценок – денег у меня только на продукты да заряды. Да и зачем мне мотор? Разве что добраться по случаю до большой реки и ближайшей пристани. А как далеко они станут – даже не предполагал.

              Небольшой причал у правого берега разглядел еще издали. Рядом на воде болтались две моторки, а чуть дальше белобрысый мальчонка за уздцы поил из реки лошадь. Завидев меня, поспешил на берег и скрылся из виду. Пока я причаливал и привязывал лодку, на берегу проявились две женщины – одна в сапогах и кожаной куртке, другая в длинном солдатском плаще. Я помахал им рукою и начал подниматься по каменным ступеням вверх:
       - Добрый день сударыни, примите на берег нежданного гостя!
       - Какие мы тебе сударыни, -рассмеялась первая и подала мне в помощь руку. Одну, что помоложе я помнил, да и она узнала меня, и даже назвала по имени. Я заглядывал к ним прошлый год, и лечил ее престарелую мать от расстройства живота, поэтому и спросил сразу:
       - А как матушка себя чувствует?
       -Нормально, - был ответ, -еще меня переживет! 
        Женщины рассказали, что мужики их в разъездах – один уже неделю как в области, второй уплыл за горючим, и вряд ли сегодня объявится. На мой вопрос о моторе и провианте ответ был таковым – исправных моторов нет, а на тех, что болтаются на лодках, далеко не уплывешь. Из провианта поделились со мною крупами да солью, что меня вполне устроило. Я с большим удовольствием попарился в бане, и даже попробовал местного самогона, но оставаться на ночь не решился, хоть и приглашали. До заката еще добрых пять часов, и лучше проведу остатки дня на воде.

                Через пару часов пути река стала заметно шире, а движение мое несколько замедлилось. С поверхности воды по обеим сторонам наблюдался сплошной стеною лес, и лишь изредка над макушками деревьев проявлялись каменные отвалы. Река вливалась на равнину, а это значило, что моему пути предстоит продлиться еще достаточно долго. То место у берега, куда устремилась моя ладья, было приметным – река делала крутой поворот влево, а у воды крест -накрест лежали две вековых сосны. Прямо за ними открывалась протока, по которой пару верст придется тащить свою лодку до конечного места.
        А пока спокойное течение несло меня в направлении небольшой бухты по левому берегу, где и случится первая ночевка в этот уходящий последний апрельский день. Завтра первое мая, все майские праздники были у меня любимыми еще со школьной скамьи, даже в зоне несколько дней нам давали на отдых, а в столовой угощали завезенными с юга свежими огурцами. В этот раз наверняка буду один в тайге, и никто не сможет повлиять на состояние души человека, пребывающего волею судьбы так далеко от обжитых мест. Лодка на полкорпуса выскочила на берег, и я, спрыгнув в воду, продолжил толкать ее вперед. Чтобы ночевать – придется разгружаться, и таскать все наверх к лесу, вдруг поднимется вода.

                К исходу третьего дня я был в нескольких часах пути от намеченной цели. Так мне казалось, да и точки, проставленные на карте, неумолимо приближались к заветному изгибу реки. Там я пробуду целый день, и, пожалуй, останусь на ночь, чтобы собраться с силами и распределить грузы. Часть поклажи пойдет с лодкой, вторую половину придется нести на себе. За две ходки должен управиться, лишь бы отыскать тропу вдоль притока. А она была, и даже как -то вывела меня пешего впервые на эти берега. За все время плавания не встретил на реке ни одной живой души, да и время было неподходящим – движение начнется недели через две, когда река станет окончательно и откроется рыбацкий сезон. Сейчас же все берега пустынны, и представлялись еще не отошедшими от зимнего стояния. Лишь яркое Солнце шлет ниспадающие лучи вдоль воды, и лик его кажется красным и огромным. Мне нравились такие моменты в былых походах, но в этот раз кроме воздуха и света прилагалась почти незнакомая мне стихия – вода, и я ощущал себя во власти этого сибирского края.