Всегда быть начеку

Усков Сергей
Никогда не узнать, на чем тебя испытает судьба. Даже обыденная ситуация таит начало взлетов и падений, потерь и приобретений. Поэтому освоение любой вариации самонаблюдения вплотную приближает к практике «самовоспоминания» как начальный класс эзотерической школы и как просто нужное по жизни умение. Мой знакомый –– мастер-сантехник –– сам того не ведая помог мне протестировать себя.   

По известному стереотипу образ слесаря-сантехника зачастую связан с безалаберным выпивохой. С серьезной работы его выпнули. Язык, как правило, у него подвешен хорошо. Руки как будто из правильного места выросли, но правильно работают лишь по настроению. А настроение, точнее, жизненный тонус бескомпромиссно хорошо повышается лишь стопкой беленькой. Понятное дело, что такой способ мотивации на серьезной работе подводят под дисциплинарное нарушение. Так что фиг с ней с этой работой с гарантированной зарплатой. Страна большая, всегда найдется работёнка, где производственный контроль также с беленькой дружит. Работа в ЖЭКе по техническому обслуживанию водопроводных и канализационных сетей как будто и создана для таких работничков. Так считал я, пока одно невероятное происшествие не изменило моё представление. И не только о работе и работничке.
 
Началось с необходимости сделать капитальный ремонт в только что приобретенной квартире. Хотелось убрать из неё все наслоения прежних жильцов: обои, покраску, окна, двери, водопроводные и канализационные трубы, отопительные батареи, электропроводку… Затем установить все новое современное. Выполнить интерьер, скажем, в скандинавском стиле. Купить полный комплект бытовой техники, вообще приобрести все вплоть до посуды.  И начать жизнь как с чистого листа, без излишеств, без ложных целей и никчемных привязанностей, памятуя, что одна душа останется навсегда, ради её укрепления и прожить остаток жизни.
   
Надо отдать должное, прежний хозяин квартиры, приобретший её у наследников четы пенсионеров, многое сделал в плане зачистки «от наслоения прошлого». По неизвестной мне причине планы у него поменялись, и был он вынужден продать квартиру в состоянии полуремонта. Именно такого полуремонта, какой и требовался мне.
Перво-наперво мне надлежало смонтировать новые канализационные трубы. Решил эту работу выполнить своими руками. В строительных магазинах есть все необходимое. Сборка канализационной линии –– это как игра ЛЕГО. Ничего сложного, кроме одного момента: собранную линию подсоединить к действующему общедомовому стояку (коллектору). Тоже как будто ерундовское дело. Всего-то сделать, как вынуть пластиковую заглушку диаметром в 100 мм и затолкать новенький тройник, к которому и будет подсоединена такая же пластиковая линия по сбору и отводу стоков.

В магазине купил все необходимое. Свободным вечером приступил к монтажу. Надел защитные перчатки, обхватил обеими руками заглушку, приложил усилие, точно откупориваю двухлитровую банку с широкой винтовой крышкой, –– впустую. За год заглушка вросла в чугунную трубу. Попыхтел, поднапрягся, применил пару приёмчиков. Заглушка отлетела в сторону. Следом и я отпрянул: из черной дыры шибануло смрадом. Под рукой была заготовленная тряпка. Ею заткнул жерло, готовое исторгнуться нечестью.
 
Перевел дух, тут же вспомнилась ситуация из далекого детства. Мне было лет десять, сестре на год меньше. Гостили мы у бабушки в деревне. И как-то поехали на телеге в село районного значения за продуктами: запастись провизией на месяц впрок. Шопинг по-нынешнему сделать. Село было в километрах в 10 от деревеньки. Телегу тягала старая кобыла. Эта кляча еле-еле двигала мослами. А нам была нипочем её дряхлость. Мы с сестрой выдергивали друг у друга вожжи, оспаривая право править лошадкой, хотя запросто можно её оставить на автопилоте.
 
Сначала мы криками утомили бабушку, потом и коняга стала трясти гривой и фыркать. Нам все неймется, того и гляди драться начнем. Тогда почтенная лошадь вдруг приподняла хвост. Выказала нам черное дупло заднепроходного отверстия. Такое страшное, такое выразительное своей сермяжной сутью, что мы примолкли. Вот дупло с треском раскупорилось –– смрадный дух пулеметной очередью повалил нас на телегу. Украдкой глянули – из черной дыры показалась увесистая лепешка. Ещё мгновение и быть обкаканными в прямом смысле. Нас с сестрой как ветром сдуло с телеги.
Бабушка, потом и мы, обхохотались до слез…

Но сейчас мне было не до смеха. Этот общий канализационный стояк похлещи задницы кобылы. Раскупоривая канализационную сеть, рискуешь быть подверженным атаке гнуснейших патогенных микробов. Они набросятся на свежатину, на меня значится, и будет капец мне. Капец в том плане, что моя румяная физиономия превратится в свиное рыло, а достаточно крепкое и гибкое тело изроют черви. Это, конечно, случится не прямо в эти минуты. Сейчас я просто надышусь зловоний на всю оставшуюся жизнь.
 
Все-таки, рискнул продолжить монтаж. В тройник канализационного стояка просунул глубже тряпичную заглушку, обернутую полиэтиленовым мешком. Примерил отвод –– никак не лезет, ешкин кот. Так и сяк пробовал –– все равно никак. Решил молоточком вогнать. Чтобы расширить посадочное отверстие, взял старый отвод и стал его втискивать вовнутрь, аккуратно постукивая. Однако что-то упругое норовило вытолкнуть мой незамысловатый Калибр. Я усилил нажим, вдарил сильнее. В чугунном стояке раздался металлический скрежет. В сумрачном свете ванной комнаты мне увиделось, что геометрия стояка изменилась! Он как-то вдруг покривел сразу в двух плоскостях. Меня это озадачило. Что за чертовщина?

Я убрал в сторону ударный инструмент и старый отвод. Смело погрузил руку, облаченную в резиновую перчатку, в черное нутро коллектора, чтобы поправить самопальную заглушку. Только тронул её, как она скакнула подобно притаившейся жабе. Мороз пробежал по коже. На лету поймал заглушку и воткнул обратно. Она затрепыхалась, словно изнутри поддавливало. Так вскипает молочная каша в кастрюле. Но здесь-то что может вскипеть?!

Одной рукой удерживая заглушку, второй подтянул ворох тряпок, выбрал побольше кусок плотной ткани. Не мешкая втиснул в тройник дополнительный кляп. Из трубы продолжало поддавливать. Скрежет в трубе повторился. Я глянул на стояк сверху вниз –– ни течи, ни движения трещин разломов… Бывает, на стадии сборки труб вносят внутреннее напряжение из-за того, что не попали в размер: где труба в трубу должна заходить свободно, там загоняют кувалдой. До поры такая сборная конструкция держится монолитом. Но стоит чуть тронуть, как, например, я сейчас –– посыплется обломками с армадой патогенных одноклеточных тварей.

Пока прикидывал, что делать дальше, вдруг руку прошила острая боль. Я невольно отдернул ладонь от заглушки. Пол обагрился кровью. Алые капли одна за другой слетали кровавым дождем. Из трубы торчал черный трезубец с насаженной тряпичной заглушкой. Внезапно подумалось: сейчас тряпку будет утянута в стояк и чуть ниже уровня моей квартиры. Это значит, ванная превратится в сборник нечистот с половины этажей дома со всеми вытекающими гадкими последствиями.
 
Закусив губу, резким движением кровавой руки вцепился в самодельную заглушку, мигом сдернул её с трезубца. Отшвырнул дрянную затычку в сторону. Молоток ожил в моей руке. Им хрястнул по трезубому крюку, неведомо откуда взявшемуся в коллекторе бытовых стоков. С облегчением выдохнул. Перед моим взглядом снова черная-черная дыра. Её снова закупорил штатной пластмассовой заглушкой. Уф!

Тщательно вымыл руки, просушил бумажными салфетками, обработал ладонь перекисью водорода. Заклеил рану бактерицидным пластырем. И, дабы не заморачиваться, набрал номер знакомого мастера-сантехника. Наудачу он сразу отозвался. Объяснил ему суть проблемы и попросил вписать в план работ замену сети водоотведения в моей квартире. Правда, слукавил: сказал, что тройник не лезет в общий стояк, а навыков по зачистке у меня нет. И ни словом не обмолвился о бредятине, обосновавшейся в трубе.

Мастер-сантехник приехал на свежей иномарке-гибриде с белым шикарным салоном. Мы поздоровались как старые добрые приятели. Он осмотрел ванную комнату, заверил, что в течение недели выберет день и сделает монтаж как труб водоподведения, так и труб водоотведения. Вручил ему ключи от квартиры. Немного поговорили «за жизь» и разъехались по своим делам.

Через неделю раздался звонок. «Готово! Можете подъезжать и принимать работу» –– бодро отрапортовал мастер. Что-то в его голосе меня насторожило. Была недоговоренность с невнятной ноткой взволнованности. Мы встретились в этот же день. Я с опаской ступил в квартиру. Повел носом: воздух чист. Включили свет в ванной комнате. Я шагнул. Воздух комом встал в горле. Невольно попятился, давясь крайним удивлением, если не сказать страхом.

На унитазе сидел маленький человечек. Глаза его слабо мерцали зловещими багровыми огоньками, как будто в последние мгновения издыхания. Стоило топнуть, как живости в нем всплескивала, но хватало её на мгновение. Я взглядом вопросил мастера. Он усмехнулся: «Выполз из канала, из стояка то есть. Возможно, это игрушка. Возможно, и аналог суперагента Бонд. В нашем канализационно-водопроводном хозяйстве стали применять роботов для обследования внутренних поверхностей труб. Этот упырь мелковат для такого вида работ. Скорее, это суперигрушка. Он из гибкого пластика, армированного металлом. Я его из трубы электромагнитом вытащил. Случайно получилось. Взял удлинитель на барабане. Пятьдесят метров было смотано. Если провод не размотать и начать работать, то удлинитель начинает работать как электромагнитная катушка. Провода нагреваются, и создается электромагнитное поле. Пока я канал штробил перфоратором, слышу шум за спиной. Оглядываюсь, а там нечто сколькое и зловонное выползло с трезубцем. Я, конечно, всякого навидался за свою работу сантехником, я же еще слесарем работаю в аварийной бригаде городского водопроводно-канализационного предприятия. Чего мы только не вытаскивали при прочистке труб!..
 
Схватил тварь, швырнул в ведро, закрыл крышкой. После монтажа новых труб собрал мусор. Думаю, бросить что ли и этого чудика-робота? Открыл крышку ведра. И этот чудик вцепился руку, заверещал: дескать, не губи! Ну, под струей воды отмыл его, усадил на унитаз. Вот и ждет хозяина как домовой!»

Я поперхнулся. Ни-ни. Мне такой домовой не нужен. Предложил мастеру забрать в помощники: инструмент будет подавать, где-то что-то поддержит, песенку споет. Представь, говорю, ни у кого такой ходячей приспособы нет. Зауважают, блин, заказчики. Отказался. Посоветовал мне дать объявление, что найден человекообразный робот-малыш, реагирует на электромагнитное поле, на шум и вибрацию. Ничего не поделаешь, поблагодарил мастера за работу, вручил оговоренную сумму с довеском. Мы расстались на добром слове, пожав руки.

Готовый сплавить кому угодно резинометаллического андроида, дал объявление. И что же?! На следующий вечер раздался звонок. Взволнованный женский голос расспросил о моей находке. Все сошлась: это её чумовое «умное изделие»! Хозяйка этим же вечером приехала на огромном внедорожнике. Взяла из моих рук, чудика в клетке для грызунов. Покачала головой, сокрушенно глядя на трупик в металлической смирительной рубашке. Я развел руками: «Увы, иссякла энергия у этого маленького бойца. Хорошо, что не зашибли его молотком».

Дама вручила мне толстый конверт, поблагодарила, уехала.

Я поднялся в квартиру. В рассеянности раскрыл конверт, вытряхнул содержимое на подоконник. Ого! Замысловатый вручили мне презент: пачка пятитысячных банкнот, два листа офисной бумаги сложенных вчетверо. Рассмотрел все это по порядку. Пересчитал деньги. В итоге получил сумму, достаточную для дизайнерского ремонта квартиры. Хорошая подмога, хотя странно. Развернул первый листок. Это была скомпилированная копия заявки на изобретение. Оказывается, спасенный нами робот был подлинное ноу-хау. Развернул второй листок. В нем был расчет экономического эффекта от внедрения робота. И сумма значилась на порядок больше, вложенной в конверт. На эту сумму я мог бы купить коттедж!

Сердце забилось. Неужели второпях сквозь мои пальцы ушло целое состояние? Можно было поторговаться… Или же сделал правильно, по совести? Я задумался. Направил взгляд вовнутрь себя и в горние выси, выискивая линии сопряжения. Так напрягаю ум для решения задачи, и так напрягают сердце, чтобы сделать все по-человечески…

Нечаянная радость вспыхнула в душе. Я словно воспарил. Это редкое ощущение легкости бытия, когда понято и не подлежит пересмотру, что все материальное канет тленом и прахом, а жизнь по совести дает надежду. Надежду, что Бог не оставит тебя...

Да уж, никогда и ни у кого не вызнать, на чем тебя испытает судьба. Остается всегда быть начеку.