Золотые сараи. Москва, 60-е. Заключение

Амалия Тупикова
Санников не виноват

         Перевалило за полдень. Погода стояла прекрасная. Несмотря на наступившую в московском регионе жару, террасу обдувало ветерком. Участок располагался на возвышенности. Трое отобедавших и разомлевших от жары «тружеников» раскинулись на импровизированных софах из матрасов и тюфяков. Не в силах двигаться или заниматься чем-нибудь другим в жару, они требовали продолжения чтения. Все хотели знать, чем все закончилось. Нашлась ли Земля Санникова или нет? По просьбам «трудящихся» я открыла на страничке «Русского географического общества» статью Ольги Ладыгиной и продолжила чтение.

         Я продолжила: «Несмотря на неудачи, попытки найти Землю Санникова продолжались до середины ХХ века. В 1913 году к Новосибирским островам пошли корабли "Таймыр" и "Вайгач". Они дважды пересекли район предполагаемой суши, не найдя её признаков. В 1924 году там же дрейфовал норвежский корабль "Мод". Участники экспедиции обогнули с севера Котельный, но больше ничего не обнаружили. В 1937 году в Арктику отправился ледокольный пароход "Садко". Одной из задач экспедиции был поиск Земли Санникова. Суши, вот уже второй век будоражившей умы учёных, исследователи так и не нашли. Позже в указанных широтах дрейфовали "Седов", "Малыгин", "Ермак" и "Иосиф Сталин". Шесть раз пролетел самолёт Анатолия Алексеева . В 1944 году на воздушную разведку отправились лётчики Илья Котов и Василий Задков. Они исследовали пространство к северу от Новосибирских островов. Никто не нашёл никаких признаков земли. В 1979-м году к давнему спору  обратился геолог В. Иванов: «В 1948-м году В. Н. Степанов высказал мысль, что Земля Санникова существовала и лишь в самом недавнем прошлом исчезла, растаяв, так как была сложена ископаемым льдом». Вполне вероятно, что Земля Санникова попросту растаяла, пока её искали».

         На террасе, пронизанной полуденным зноем, стало тихо. Словно паруса кораблей, бегущих к далеким берегам в поисках потерянной земли, надулись от ветра белые простыни, затенявшие террасу. На необработанных шести сотках громко стрекотали кузнечики, а где-то далеко у леса, со стороны садового товарищества «Воскресенские луга» взвизгивала болгарка. Мои слушатели мирно спали, утомленные трудами, пищеварением и жарой.

         «Подчас мы видим не то, что существует на самом деле, а то, что нам хочется видеть, - подумала я. - Пусть так, но ведь кто-то же видел эту Землю».