Легенды сцены. Мистингетт

Гарри Александров
    В начале ХХ века, когда в Париже еще никто не знал, кто такая Эдит Пиаф, а тем более Брижжит Бардо и Мирей Дарк, самой  известной парижанкой была блистательная Мистингетт.

    Сегодняшнему поколению имя Мистингетт уже ничего не говорит, а в былые времена она была таким же символом Парижа, как Эйфелева башня. Которая, кстати, начала строиться только через два года после того, как Мистингетт впервые вышла на сцену. А вышла она еще в 1885 году в десятилетнем возрасте. Без особого успеха, правда, но уже вышла. Родилась она в 1875 году в предместье Парижа в простой семье: папа – разнорабочий, мама – портниха. Звали девочку Жанна-Флорентин Буржуа. Уже при первом выходе на сцену она взяла псевдоним Мисс Эльет, который потом поменяла на Мисс Тингетт, который превратился в Мистингетт. Озорная подвижная девушка медленно, но верно начала завоевывать сцену, перепробовав все амплуа – танцовщица, певица, конферансье, клоунесса, актриса театра-варьете, актриса кино, и везде она была самой заметной, выделяясь особой импульсивной пластикой и неотразимым шармом. Снималась она и в кино – более чем в 50 фильмах. Но особую любовь испытывала к варьете. Вначале это был театр-варьете «Трианон» (1894 г.), потом кабаре «Эльдорадо» (1897 г.), потом – легендарное кабаре «Мулен Руж» (1909 г.), «Фоли-Бержер» (1911 г.), где она выступала с другой будущей легендой французской сцены – Морисом Шевалье, которого она во время Первой мировой войны раненого вызволила из немецкого плена, и с которым их более 10 лет связывали любовные отношения, хотя Шевалье был на 13 лет моложе, а также (Казино де Пари» (1919 г.). Мистингетт становится олицетворением парижской сцены, ее так и называют Королевой парижского Мюзик-холла. А в 1925 году она становится художественным руководителем кабаре «Мулен Руж». Именно Мистингетт внесла в программы варьете считающиеся теперь классическими такие атрибуты как огромные головные уборы из перьев, неторопливый и торжественный спуск примы к восхищенным зрителям по широкой лестнице.

    Именно Мистингетт была первой исполнительницей известной песни  ;a c’est Paris (Это Париж), которую затем прославили Эдит Пиаф, Жюльет Греко и Ив Монтан, и которая теперь считается гимном Парижа и парижан. Однако голос ее отнюдь не был совершенным. Как заметил уже после ее смерти Жан Кокто: «Ее голос, немного фальшивый, хрипловатый, расслабленный, был голосом парижских уличных торговцев. Она принадлежала к той расе живых существ, которые не претендуют на высокий интеллект. Она просто была самой собой, т.е. обычной парижанкой, такой же, как все." Но эта обычная парижанка была самой высокооплачиваемой артисткой в мире. Самые знаменитые казино мира гордились тем, что у них выступала Мистингетт. Костюмы Мистингет потрясали воображение. Каждое выступление она являлась публике в ином образе. А в 1919 году – также впервые в мире, ноги Мистингет - «самые красивые ноги Парижа» - были застрахованы на огромную по тем временам сумму в полмиллиона франков. После нее аналогичную страховку своих ног получила другая яркая личность – ее более молодая соперница «королева мира» Марлен Дитрих – 1 миллион долларов. Кстати, обе эти харизматичные особы, хотя и были знакомы, но не выносили друг друга. Когда их попытались познакомить, то, по словам одного из очевидцев этой встречи, «это была дуэль на дамских сумочках, сопровождаемая бранью, от которой покраснел бы даже портовый грузчик». Фотографии, оставшиеся от этой встречи, настолько чудовищны, что отнюдь не украшают обеих звезд. Мистингетт настаивала, чтобы снимки были сожжены у нее на глазах. Тем не менее, негативы их сохранились и существуют по сей день. А Марлен как-то по случаю обронила про какую-то их общую знакомую: «Все, кто водил дружбу с Мистингетт, не заслуживают того, чтобы их знать!». Но не будем их строго судить. Нередко бывает так, что две соперничающие неординарные личности находят друг у друга какие-то различия во взглядах и раздувают их до чудовищных размеров. Бывает.

    Мистингетт покинула сцену в возрасте 75 лет, но до последнего дня сохраняла свой непревзойденный шарм и обаяние. «…Ее манера двигаться была верхом изящества. Но было в ней больше, чем просто очарование, — она была Парижем, символом и веселья, и хорошего настроения, и храбрости, и сердца…», сказал о Мистингетт Морис Шевалье. В 50 лет она выглядела только на 20.

   Не лишена была Мистингетт и литературного таланта, оставив после себя книгу мемуаров «Вся моя жизнь».

    Умерла Мистенгетт 5 января 1956 года в возрасте 80 лет, прожив яркую и запоминающуюся жизнь.