73 Меридиан. Охота на слова

Александр Ерошкин
Узнал об инициативе омских учёных, строителей  и авиаторов и захотелось мне поохотиться на слова, связанные с их желанием расширить горизонт от Северного полюса до самого Индийского океана, создать некий коридор добрых отношений между странами и народами. Более того, я считаю, что коридор этот должен продолжаться до самой Антарктиды, чтобы не позволить наглосаксам с их AUKUS захватить ресурсы головы планеты.

Начнём со слова МЕРИДИАН.

МЕРИДИАН, меридиана, муж. (лат. meridianus, букв. полуденный). В географии: воображаемая круговая линия, проходящая через полюсы земного шара и пересекающая экватор под прямым углом. Земной меридиан.  Первый меридиан разделяет землю на восточное и зап. полушарие.
|| В астрономии: воображаемый круг, проходящий через полюсы мира.Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

МЕРИДИАН (от лат. meridianus - полуденный) географический - линия сечения поверхности земного шара плоскостью,  проведенной через какую-либо точку  земной поверхности  и ось вращения Земли.  Меридиан начальный - меридиан, от которого ведется  счет долготы  географической; в международной практике за начальный меридиан принят Гринвичский. Большой Энциклопедический словарь. 2000.


В слове МЕРИДИАН вполне русские корни, это МЕРА ДНЯ. Чтобы мерить (измерить) день нужно встать лицом на юг, на полдень. Самая высокая точка расположения солнца и даст указание на юг.


В русской практике любой отсчёт принято делать слева направо, по солнышку. Так мы читаем тексты, так обозначаем углы в геометрических фигурах, так ведём нумерацию зданий на улицах. Так движутся стрелки обычных часов. С верхней точки слева направо  на циферблате часов указываются часы и минуты.

 Отсчёт меридианов от начального тоже должен вестись слева направо. Но глобус перевернули после распада Великой Славянской (русской)  империи, и отсчёт меридианов пошёл в другую сторону. И городу Омску, что стоит в самом центре России, на слиянии реки Омь с Иртышом, достался номер 73, а если бы логику не нарушили, то был бы омский меридиан под номером 107. А пока координаты Омска 55 градусов 00 минут северной широты, 73 градуса 24 минуты  восточной долготы.

Самым знаменитым в нашей стране был Пулковский меридиан, проходящий через центр Круглого зала главного здания Пулковской обсерватории  и расположенный в 30°19;34; к востоку от Гринвичского меридиана. До начала XX века использовался в качестве нулевого меридиана для отсчёта географической долготы на картах Российской империи. И не только.

На Пулковский меридиан сориентированы многие (но не все) географические карты Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Так, через Великий Новгород проходит первый градус восточной  долготы  относительно Пулкова (то есть город отстоит на 1° к востоку от Пулковского меридиана).

До конца XIX века в различных странах для отсчёта географической долготы использовали свои собственные национальные нулевые меридианы, проходящие, как правило, через центральные обсерватории  этих стран. Так, в Англии нулевым считался Гринвичский меридиан, проходящий через ось пассажного инструмента Гринвичской обсерватории, во Франции для этой цели использовался c 1667 года  Парижский меридиан.

Пулковский меридиан был принят в Российской империи за нулевой меридиан в 1844 году.

 В 1884 году Международная меридианная конференция рекомендовала принять Гринвичский меридиан в качестве единого для всех стран нулевого меридиана. Однако довольно долго в разных странах использовались свои системы отсчёта долготы наряду с гринвичской. Так, на некоторых советских картах Пулковский меридиан продолжал использоваться как начало отсчёта до 1920-х годов.

Теперь об инициативе омичей.

Итак, есть мегапроект «73 Меридиан». Мне его на подпись, конечно же, не приносили. Но я надёргал разных мыслей из публикаций в глобальной сети.

Цель «73 Меридиан» — создание транспортно-логистического хаба «Ворота в Азию», а это строительство грузопассажирского аэропорта «Омск-Федоровка» и окружающего его города-спутника  «Аэротрополис»  (городское образование, в котором планировка, инфраструктура и экономика  подчинены центральному  деловому ядру — аэропорту) для выполнения функций мультимодального транспортно-логистического узла и точки притяжения инновационных проектов, а также обеспечения развития Северного Морского пути и экономического пояса Великого Шёлкового пути.

Коллектив учёных активно занимается этим проектом и пытается добиться включения его в Стратегию-2030. В настоящее время над ним работает Творческая сетевая группа под руководством Игоря Глушкова, председателя Совета Омской Торгово-промышленной палаты (ТПП) по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики Омской области, с участием специалистов местных вузов, логистических и инновационных предприятий, Института системного проектирования и других организаций.


«Мегапроект „М73“ изначально был связан с созданием меридиональной структуры транспортного каркаса Сибири, освоением Арктики и развитием экономического пояса Шёлкового пути. Он направлен на создание мультимодального транспортного коридора, связывающего Северный Ледовитый и Индийский океаны (а также восток и запад нашей страны), и образование „зоны новой индустриализации“, охватывающей четыре российских региона, страны Центральной Азии, Китай, Пакистан, Афганистан и Индию, что требует серьезной организационно-проектной работы на федеральном и международном уровнях». Это из  описания проекта.


Термин «73-й меридиан» появился в процессе работы над проектом завершения строительства в городе Омске международного аэропорта вблизи населенного пункта Фёдоровка. Реализация проекта началась сорок лет назад, но не закончилась и в наши дни. Группа специалистов и экспертов пришла к выводу, что концепция проекта должна измениться. И результатом должен стать не обычный аэродром с аэровокзалом для миллионного города, а комплекс объектов, полезный для развития города, области и страны.

Новый проект получил рабочее название «73-й меридиан» («М73»).
Место действия проекта - пространство вдоль 73-го меридиана восточной долготы. Это пространство объединяет четыре субъекта Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменскую и Омскую области, а также Республику Казахстан, Киргизскую Республику, Республику Таджикистан, Республику Афганистан, Исламскую Республику Пакистан, Республику Индия.

Центр реализации проекта - город Омск.

Ведущая тема проекта - транспорт и логистика.

Достигаемые цели:
• устойчивое долговременное социально-экономическое развитие территории;
• высокопроизводительная занятость населения;
• международный транспортный коридор, соединяющий Центральную Азию, Арктику и Америку.


 В настоящее время предложено шесть подпроектов, а именно:
1) формирование Ассоциации сотрудничества 73-го меридиана;
2) формирование мультимодального транспортно-логистического узла (г. Омск) в составе нового транспортного коридора «М73»;
3) реанимация и сохранение судоходной функции р. Иртыш (река расположена на территории трех стран - Китай, Республика Казахстан, Россия);
4) восстановление местной аэропортовой сети (субъектов РФ - участников Ассоциации сотрудничества 73-го меридиана - Омской области, Тюменской области, ХМАО, ЯНАО);
5) создание автотранспортной инфраструктуры Омской области в соответствии с международными стандартами;
6) создание многофункционального аграрного индустриально-логистического парка на территории Омской области.

Что общего у субъектов, расположенных по одному меридиану?

Это один часовой пояс, он позволяет проводить деловое общение одновременно. Это схожий менталитет коренного населения - нам понятны западные стандарты и не чужды подходы к ведению дел на востоке. У нас есть общий транспортный путь - река Иртыш.

Почему темой объединения в ассоциацию выбраны транспорт и логистика?

У четырех российских субъектов на сегодняшний день схожие проблемы – нет  на территории объектов современной транспортно-логистической инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, складов, терминалов, отсутствие достаточного количества аэропортов и вертолетных площадок, большой износ речного и воздушного транспорта. Отсюда  потери транспортной мобильности как населения субъектов, так и товарных потоков в регионах, а значит, их удорожание для конечного потребителя.

Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры всегда приводили к росту промышленности, перерабатывающих производств и обслуживающей сферы. И далее к росту количества рабочих мест как непосредственно на объектах инфраструктуры, так и в смежных отраслях и областях экономики.

Строительство и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры, включая порты и аэропорты, увеличивает спрос на производство и поставку строительных материалов. С началом проектов значительно увеличится востребованность инновационных материалов и технологий, продукции металлургической, химической и электротехнической промышленности. При этом формируется спрос на услуги по производству, поставкам, ремонту и обслуживанию строительной техники, подвижного состава, автотранспорта, морских, речных и воздушных судов. Возникает потребность в эксплуатации и обслуживании инфраструктуры, в том числе наземных и причальных портовых сооружений, аэродромов.

Вокруг генеральной инфраструктуры развитие получают сельскохозяйственные предприятия, малый и средний бизнес, организации сферы здравоохранения, образования и науки, социального обеспечения. На каждом этапе активно работают организации по охране и защите окружающей среды.

Почему центром проекта предлагается город Омск?

Омск находится в центре «транспортного пересечения» - здесь соединяются два луча Транссиба, автомобильные трассы М51 и Р402, судоходное русло р. Иртыш, традиционные воздушные коридоры.

Омская область является приграничной территорией. Сеть автодорог Казахстана уже интегрирована в европейскую и азиатскую системы автомобильных и железных дорог с выходом на многие государства, порты, транспортные узлы и терминалы. Перевозки осуществляются по нескольким основным маршрутам, среди которых и маршрут «Омск - Павлодар - Семипалатинск - Майкапчагай». Это направление задействовано в планах Китая для увеличения товарного потока из провинций Западного Китая.

Климат Омского региона позволяет расположить здесь производственные и ремонтные мощности, которые смогут работать на все субъекты ассоциации. Базой для этого могут стать и Омский завод гражданской авиации, и Омский судоремонтно-судостроительный завод, и другие производства.

Омск  как один из самых солнечных городов России может стать базовым городом для постоянного проживания специалистов, работающих в Арктике по вахтовому методу и после окончания трудовой деятельности, что даст новый импульс строительству жилых и социальных объектов.

В городе действует один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов. Это обстоятельство дает возможность строительства современных заправочных систем для воздушного, речного и автомобильного транспорта в районе терминалов, что сможет влиять на уменьшение цены транспортного топлива для перевозчиков.

И еще одно обстоятельство,  историческое. Город Омск имеет свою легенду, связанную с логистикой по меридиану. Это Карские экспедиции. С 1877 года начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств.

В 1920 году была осуществлена экспедиция по отправке хлеба и других сельскохозяйственных грузов из Омска и Новосибирска в Обскую губу для последующей перегрузки их на морские суда, прибывшие из Архангельска. Она вошла в историю еще и как «хлебная» экспедиция. Северным морским путем голодающим Поморья и Поволжья было доставлено 9202 тонны хлеба зерном в мешках, 1070 тонн жировых товаров, 16 тонн ценной пушнины, которая оценивалась в 15 млн. рублей золотом, много рыбы, шерсти и других товаров. Грузооборот экспедиции 1921 года составил 24 077 тонн. Начиная с 1921 года, Карские экспедиции осуществлялись ежегодно. Карские морские экспедиции стали приносить прибыль государству. В экспедиции 1924 года впервые за границу был вывезен сибирский лес. С 1926 года за границу стала вывозиться сибирская пшеница.

Внимательный взгляд на положение дел в российских субъектах (предполагаемых участниках ассоциации) позволяет увидеть примеры возможного взаимодействия регионов в рамках ассоциации.

• На территории ЯНАО развивается воздушный транспорт, запланировано строительство и реконструкция сети аэропортов. Основной авиаперевозчик - авиационная транспортная компания «Ямал». Новый международный аэропорт города Омска может быть одним из аэропортов базирования для авиакомпании «Ямал», в том числе для перелетов в страны Азии. Ремонт и техническое обслуживание воздушных судов компании может осуществляться в аэропорту (Омск располагает авиационными ремонтными мощностями).

• Авиакомпания «Ямал» может проводить подготовку и переподготовку персонала в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского.

• В омских санаториях летный состав может проводить профилактическое лечение. Наш климат более полезен северному человеку, чем климат жарких стран.

• В аэропорту планируется наличие вертодрома. В Омске расположен Омский завод гражданской авиации, который специализируется на сервисном обслуживании вертолетов.
Его база может быть использована вертолетными компаниями других субъектов.

• Одновременно с развитием воздушного транспорта необходимо развивать водный транспорт, этому процессу способствует единый речной путь Иртыш-Обь. Вместе с развитием речной логистики необходимо осуществить проект сохранения водных артерий регионов.

• В рамках сотрудничества по меридиану может быть налажен межрегиональный экспорт / импорт услуг (например, ремонт воздушных судов на авиационном производстве в Омске) и товаров (например, поставки природных лекарственных средств, рыбы, оленины из ЯНАО).

• Создание сбалансированного подхода к выполнению операций северного завоза.

Транзит грузов - это один из выгодных видов деятельности для любой территории. Если соседи договариваются о правилах развития данного направления деятельности между собой, то выгода увеличивается в разы не только для бизнеса, но и для населения на этих территориях.


Китай и Индия говорят о своих интересах в транзите как по Северному морскому пути, так и по кроссполярным маршрутам. Напомню, что кроссполярные воздушные маршруты — это  авиационные трассы, пролегающие над территорией Северного Ледовитого океана и соединяющие Северную  Америку с  пунктами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

Все сильнее Россия ориентируется на азиатские транспортные потоки. Это диктует реальность, складывающаяся сегодня вокруг нашей страны.