Реформаторам прошлого

Дмитрий Кольцов 2
Закономерные случайности

Есть немало людей, в том числе и на этом сайте, которых можно назвать «реформаторами прошлого».

Одни из них считают, что настоящее было бы прекрасным, если бы не свергли самодержавие.
Другие - если бы не коллективизация, индустриализация и пакт Молотова - Риббентропа.
Третьи - если бы не ХХ съезд КПСС и перестройка …, наконец, если бы не Путин.

Ясно одно, они недовольны настоящим и полагают, что настоящее было бы лучше, если бы в прошлом было бы…

Не станем спорить с ними, было бы лучше или нет.

Потому, что в этом желанном прекрасном настоящем жили бы другие люди, но не мы.

И вот почему.

Отдельный человек, как и все живое, рождается случайно.
Случайно один из множества сперматозоидов оплодотворяет яйцеклетку.
Случайно оплодотворяется одна из множества яйцеклеток.
Случайное происходит половое сношение матери и отца, приводящее к зачатию.    Случайно встречаются и становятся близкими мать и отец.
Наконец, случайно родились и мать и отец.
Случайной является цепь событий и обстоятельств, обеспечивающих все перечисленные случайности.
Любая замена перечисленных случайностей приведет к рождению другого человека.

Все мы, ныне живущие, родились только потому, что прошлое было таким, каким оно было.

Закономерности

Рождение и жизнь человека определяют и закономерности. Важнейшая из них связана с биологической и социальной неоднородностью человечества.

Биологическую неоднородность можно увидеть в том, что дети африканцев не похожи на детей европейцев.

Социальную неоднородность можно увидеть в том, что человек, рожденный, например, японцами, будет считать себя немцем. Все зависит от того, где, как и кем будет создан мир в его голове.

И вот почему.

Человек родился. Но он не знает об этом. Он вообще ничего еще не знает. Его жизнь и развитие определяют только самопроизвольные биологические процессы и забота родителей. Он еще Homo.

Проходит некоторое время и ребенок проявляет способность учиться говорить.

Слова в языке являются понятиями, которые отражают мир, как условно-графические обозначения на карте отражают участок поверхности земли.
Прежде всего, одни слова обозначают предметы и явления (имя существительное). Другие – перемещение, движение, действие или взаимодействие этих предметов и явлений (глагол).
Третьи - свойства предметов и явлений (прилагательное). И.т.д...

Именно язык обеспечивает возможность осознанного общения с ребенком и обучения его первым навыкам мышления.
Более того, именно язык позволяет человеку осознавать мир, себя, общаться с самим собой и с другими, стать Homo sapiens.
И если японский ребенок рос и воспитывался немцами, то его родным языком будет немецкий, а от немцев он будет отличаться только внешним видом.
Он будет выглядеть как японец и станет родителем детей, тоже похожих на японцев. Только жить он и его дети будут не так, как живут японцы, а как живут немцы.

Память

Не будем здесь касаться сложного механизма высшей нервной деятельности человека. Отметим только важнейшее ее свойство – память.

Попробуйте представить себе, кем вы станете, если потеряете память.

Вы станете большим ребенком, который вообще ничего не знает.

Только благодаря памяти человек осваивает речь, грамоту, знания – становится личностью, способной осознавать действительность, способной мыслить и творить.

Благодаря памяти в каждом человеке формируется его собственный внутренний мир, который отражает в той или иной степени достоверности мир действительный.

По определению память человека хранит то, что свершилось в прошлом.

Обычно, когда говорят о памяти, понимают то, что человек помнит лично из того, что было в его жизни, чему он научился, что он знает. Назовем это личной памятью.

Но есть иная память, без которой невозможна память личная, невозможен человек разумный. Назовем эту память общей памятью, потому что она хранит все, что досталось нам, ныне живущим, в наследство от всех поколений наших предков.

Это наши предки создали культуру – среду, в которой только и возможно существование разумного человека.
Это они создали язык и письменность.
Это они через литературу, музыку, живопись, скульптуру и архитектуру передали нам знание о том, как они жили.
Это они приобрели и передали нам знания, открытия и изобретения.

Благодаря этой общей памяти наши предки духовно живут в нас.

Поэтому обязанность живущих сегодня:

-сохранить общую память, не поганя ее фальсификациями ради удовлетворения своих сиюминутных шкурных интересов;

-достойно пополнить ее новым содержанием;

-передать ее новым поколениям.