Пьянство, и теория направленного взрыва

Владимир Араба
 Тема актуальна во все времена- это алкоголизм и удивительные особенности его процветания в «благоприятных» условиях.

 70-е годы прошлого века. Олёкминск Якутия. Время моего детства и первых наблюдений жизни взрослых людей.
Мой отец работал на предприятии «Олёкминский ЛесПромХоз» на должности начальника лесосплавного участка. В отличие от большинства знакомых мне людей, он не увлекался ни охотой ни рыбалкой. А это имело важное значение с точки зрения личного хобби. Немного возможностей для времяпровождений имело быть из-за отсутствия в городе спортивных комплексов, театров, концертных залов и пр. Поэтому отец увлёкся игрой на музыкальных инструментах, и как самоучка довольно сносно играл на фортепиано, скрипке, гитарах- 6 и 7 струнной, мандалине и балалайке. Все эти инструменты были в доме и настроены достаточно хорошо самим хозяином, т.е отцом. Почему я так уверенно заявил о качестве настройки инструментов, потому что сам обладал прекрасным музыкальным слухом и учился в музыкальной школе по классу фортепиано.
 Другим его увлечением была игра в преферанс, игра умных людей- требовала усиленной работы «серого» вещества достаточно больших размеров- снабжённого большим количеством извилин. И когда собирались за игрой директор предприятия, его заместитель, директор пивзавода и мой отец, то её окончание- игру в «бомбу», заканчивали только под утро. То есть, заканчиваю выражение своей мысли – отцу просто не оставалось времени для попоек, отсутствие зависимости способствовало здоровому образу жизни.


Людей, чьи интересы и всё свободное время были привязаны к злоупотреблению алкоголем, я увидел и запомнил, когда мне было лет девять- десять.

Было лето, я с родителями был в гостях у родственников по линии отца. Район города назывался «Дачи». Запомнились надолго двухэтажные дома в окружении леса из дерев черёмухи.
После бани, построенной дядей Николаем, и которая вошла в традицию наших посещений, я раскачиваясь в качели наблюдал за общением на повышенных тонах соседей дяди Николая с 1 этажа. Взрослые люди, муж и жена, а также их гость ругались между собой. Их голоса были слышны через настежь раскрытое окно на первом этаже.
- Ты уже одной ногой на сопке, на кладбище,- голос одного мужчины.
- А ты весь там… .


Когда я пришёл в квартиру своего дяди, то первым делом спросил своего троюродного брата, старшеклассника- большого и сильного парня.
- Саша, а кто это за люди, которые живут под вами на первом этаже. Они ругаются- смерти желают друг другу?- А ещё, они через окно входят и выходят,- когда за бутылкой бегают.
Саша завернул меня в одеяло, которое снял с кровати.
- Это пьянчужки, ругаются между собой когда всё выпьют и кого-то нужно послать за следующей бутылкой,- ключи от двери растеряли и окно у них вместо дверей.
- А ещё у них нет закуски, и я отнесу к ним тебя… .

Прошло полтора года с того дня. Я узнал от своих родителей, в разговоре между ними, что дядю Колю- большого сильного и красивого мужчину увела из его собственной семьи какая-то женщина. Тётя Лида, из живой энергичной и весёлой женщины, сразу превратилась в тихую замкнутую и нелюдимую. Но, как сказала моя мама- она не преследовала своего мужа и не досаждала своими посещениями прошениями и уговорами, чтобы он вспомнил о ней и сыне и вернулся в семью,- нет, она ждала и надеялась что дядя Коля обязательно к ним вернётся. Раз уж он был для Лидии единственным и не повторимым мужчиной в жизни, то и ему придёт время, чтобы понять то, что и она для него одна единственная на свете.

И он вернулся, никогда не забывая до этого дня о материальной помощи,- принял окончательное решение воссоединиться с семьёй.  Думаю, что он нашёл нужные слова для жены и сына, чтобы выпросить у них прощение.

Вскоре после этого радостного для всех нас события, я со своими родителями пришли к дяде Николаю и тёте Лиде в гости.
А было это в январе, и после бани возвращаясь в квартиру родственников, я заметил открытое окно на кухне первого этажа странных жителей не менее странной квартиры. Некоторые стёкла были треснутые, некоторые и вовсе выпали на улицу.


Задал кто-то из нас вопрос дяде Коле, мол как это понять, что в морозы, которые опускались за -50°С совершенно невозможно просто находиться, не говоря о том, чтобы жить в таких условиях?
- Я обратил внимание на то, что дров, которые я заготовил на зиму стало значительно меньше: начал рассказ дядя Коля,- и понял что их крадут, и не было сомнений по поводу тех кто это делал.
-Я взял ближайшее полено из поленницы, с места отбора. Принёс его на работу, рассверлил внутреннюю полость заполнил её порохом и скрепил так что не видать разъёма. Принёс и положил на место в поленнице.


Тут хочу дать пояснения: дрова заготавливали люди самостоятельно- покупая в лесхозе распиленные на чурки стволы дерев, а в морозы кололи эти чурки на дрова, которыми топили печи в квартирах и домах. В связи с тем, что зимы длинные и холодные, то и дров требовалось немалое количество.
Пропивающие все деньги без остатка- беспечные ньянчужки- соседи, не оставили себе другого образа действия, как пользоваться чужими накоплениями, а тем более Шалагины узнали, что мужчина в семье которую они обворовывают отсутствует, то и крали в наглую не беспокоясь о том, что на две квартиры дров может и не хватить, если зима будет очень холодной.

Ещё одно пояснение касается квалификации дяди Коли. Дело в том, что он работал механиком в передвижной механизированной колонне, и одним из видов лицензионной деятельности были буро- взрывные работы.

Дядя Коля с вечера пришёл к соседям на первый этаж и расспросив их о том, откуда дровишки?- внятного ответа не услышал. А среди ночи был слышен громкий хлопок и треск лопнувшего стекла.
Спустившийся проверить обстановку на «фронте»- дядя Коля обнаружив разваленную печь и отсутствие жителей квартиры. А затем он залил водой тлеющие поленья и уголья.