Как создавалась Панорама Крымской войны в Версале

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов

Работа над проектом панорамы.



Во Франции художники без устали работали на правительство. Писали картины сражений, в которых короли и императоры одерживали яркие победы. Из лучших полотен в залах Версальской галереи создавались панорамы. В начале 1850-х их было две. Одна посвящалась завоеванию Алжира, вторая – осаде Рима в 1849 г., третью, де Мерси предлагал посвятить победе французского оружия в Крымской войне.

Алжирская панорама располагались в анфиладе из трех залов в северном крыле Версаля. Огромные полотна создавались более десятилетия известным баталистом Орасом Верне. Незавершенной оставалась марокканская панорама. Работа над ней остановились после свержения с трона Луи Филиппа. Этот третий зал решили отдать под крымскую панораму. Э. Сулье (1817-76), куратор Версальской галереи, предложил положить в основу Крымского проекта новый принцип – не хронологический, а географический.

Де Мерсе подготовил доклад. В нем он предлагал в основу композиции положить четыре события Крымской войны: высадку войск, два сражения на Альме и под Инкерманом, и взятие Малахова кургана. Картины большого размера, как договорились, должны будут располагаться в верхнем ряду, картины малого размера или между ними, или в нижнем ряду. Каждая стена посвящалась одному из важных событий войны. Список всех сюжетов был включен в доклад.

В нем предлагались еще два сюжета о народном ликовании парижан, встречающих французских героев, возвращающихся из Крыма на родину. Однако данное предложение не прошло и от него отказались. Расходы на реализацию проекта возложили на два государственных ведомства.

Начиная с 1855 г. по 1861 г. установилась традиция выставлять на видном месте в первом зале Салона картины, на которых изображались самые крупные победы французского оружия и союзников Франции в Крыму. В Салоне 1855 г. в первом зале красовались три картины. Их сюжеты: "Сражение на Альме", портрет командующего маршала Лероя де Сеин-Арно и "Сестры милосердия" В том же году к выполнению правительственных заказов на 32 картины приступила первая группа живописцев.

В Салоне 1857 г. были представлены портреты генералов, участников Крымской кампании. А всего в том году в Салоне было выставлено более ста картин по крымской тематике. Такого блестяще организованного шоу, прославлявшего могущество французского оружия, официозная пропаганда еще не знала. Общественности было заявлено ясно и четко: крымская война есть не что иное как РЕВАНШ Франции за поражение Наполеона в войне 1812 г.

Наполеон все еще надеялся убедить общественность в славной победе французского оружия в Крымской войне. Оппозиция знала и писала, что осада Севастополя, окруженного со всех сторон войсками, по численности превышающими русский гарнизон в два с половиной раза, продолжалась не день, не неделю, а почти целый год. Такого длительного сражения – героической обороны одного города – история войн того времени не знала.

К осени 1859 г. стало ясно, что все картины, написанные о крымской войне, разместить в предназначенном зале не удастся. Правительство перестаралось. Ньёверкерк и Сулье отобрали для зала лучшие картины и бюсты. Сулье предложил разместить портреты славных генералов и адмиралов в одном ряду с крупными картинами, а их бюсты поставить на подставки.

Уже в 1860 г. началась работа над панорамой в марокканском зале. Путеводитель по галерее, изданный для зрителей в том году, рассказывал о Крымской панораме, описывал события Крымской войны, изображенные на холстах, давал краткие биографии военачальников. Указывалось, что работа над панорамой будет продолжена...

Завершение работ

В 2011 г. Дж. Тома побеседовала с одним работником Версальской галереи. Он рассказал, что картины вынесли из крымского зала в конце ХIХ века, что в 1871-79 гг. в крымском зале и соседних помещениях располагалась Библиотека Сената. Путеводитель по галерее 1881 г. упоминал лишь одну картину из крымской серии –"Альминское сражение" Пилса в комнате № 102.



Вот как бы мог выглядеть Крымский зал после того, как работы в нем завершились. Дж. Томе удалось разыскать открытку, опубликованную в конце 19-го столетия. (Вы ее видите в заголовке статьи). На ней мы видим реальные размеры картин на стенах. Величественные огромные полотна соседствуют с малыми. Впечатление у посетителей зала было приятное: вот это настоящая победа над русскими, так унизившими французов в 1812 году!

Как мы знаем, эти огромные полотна выставлялись в Салонах на самом видном месте, чтобы убедить общественность в идее о том, что Франция при Наполеоне III была не менее великой державой, чем при Наполеоне I. Художники прославляли славную французскую армию и ее оружие, которое правящая клика применяла в кровавых войнах, которые она вела на всех континентах в тысячах километрах от метрополии. Мечта о мировом господстве французской и британской буржуазии и ее банкиров, зародившаяся в 19-м столетии, не дает им покоя до наших дней.

А Россия к началу 1870-х ТИХО восстановила свой Черноморский флот и взяла свой контроль над всем Черноморским регионом. Только теперь, можно сказать, что КРЫМСКАЯ ВОЙНА ЗАВЕРШИЛАСЬ ПОБЕДОЙ РОССИИ. Наполеончик проиграл: потерпел поражение в войне с Пруссией, попал в плен. Королёве Виктории он уже надоел своими проказами и она пальцем не шевельнула, чтобы вернуть его в кресло правителя своей подопечной территории под названием Франция...

А Россия, как и раньше, возвышалась высокой каменной скалой над мелкими буржуазными республиками и монархиями Европы, разбросанными в долине под ней... В 2014 г. "Крымская весна" прошла ТИХО. Позднее разразился шторм и гром и гремит до сегодняшнего дня. Запад пришёл в себя и понял, что вновь ПРОИГРАЛ, как и в Крымской войне.

В наши дни четыре маленькие комнатки в северном крыле галереи названы в путеводителе "Крымскими". В них можно посмотреть несколько из упомянутых выше картин. Основная часть полотен убрана в запасники. Они известны публике только по открыткам и эстампам...

Ясно одно, что крымская батальная живопись была актуальна в первые годы после крымской войны, когда картины выставлялись на Салонах 1855-1861 гг. в целях пропаганды основных направлений внешней политики Наполеона III. Один из критиков той поры как будто в воду глядел, когда в одной из статей пророчески написал: "Вся эта серия скоро окажется с запасниках, и никто никогда о ней не вспомнит". И он оказался прав на сто процентов!!!

Главная причина неудачи в реализации Крымского проекта заключалась в том, что в крымской войне в армиях союзников не оказалось полководцев уровня Нахимова, Ушакова и Корнилова. Луи Наполеон трусливо просидел всю войну в Париже, два командующих французской и английской армий погибли в сражениях. Даже южный район Севастополя многотысячные войска оккупантов не смогли взять почти год.

Как можно было объявлять героем правителя, бесславно проигравшего войну в Мексике, сдавшего в плен французскую армию Пруссии в 1870 г.?