Мне весна ничего не сказала

Майкл Андреев
Алексей Саврасов «Грачи прилетели», холст, масло, 62 х 48,5 см, 1871

"Мне весна ничего не сказала,
Не смогла, может быть, не нашлась..."

А вот художнику конца 19-го века, Алексею Саврасову, она явно что-то сказала, что-то сногсшибательно важное, словно тайну открыла какую-то, имеющую всемирно-историческое значение для всего нашего новейшего времени. И как результат, эта небольшая картина - вроде бы ни о чем, воспевающая радость, что прилетели с юга пернатые хищники - завоевала такое признание, стала таким символом русской живописи, что выше некуда. Хрестоматийное произведение! И до сих пор о нем пишут и пишут, только тайну картины так никто и не открыл. О ней ни слова - ни, ни! Ни в одной монографии вы не найдете. А этих монографий, посвященных ОДНОЙ картине - вы не представляете - десятки! И никакой сути - одна вода! Никто из критиков двадцатого века не догадался, о чем картина.

Ради интереса заглянул в википедию - огромнейшая прямо-таки статья, детальные описания картины, обширнейшие искусствоведческие исследования, одних ссылок на источники - 98!
Искусствоведы налетели на громкоговорящую картину словно те грачи, что обсиживают голые ветви деревьев.
Кажется, такая прозрачная работа, яснее некуда - однако, не видят, черт возми! Не находят ни идеи, ни смысла, ни послания, ни даже язык композиции не умеют прочесть.
Им весна ничего не сказала. И картина им тоже ничего не сказала.
Ну, на нет и суда нет!

Для примера, одна цитата из той огромной статьи: 

"В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели» — не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника[48]. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства, имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»[6]. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»[6][13]."

Ох, как я люблю этих искусствоведов! Ведь надо же такой талант иметь, чтобы набрать столько попадающих в десятку словечек и ничего не сказать!
"Важный этап на пути развития русской пейзажной живописи"!!!
Важный этап - блин! Да, только не на том пути! Никого не интересует, что там происходит в пейзажной живописи! В жизни-то, что происходит? - вот что важно.
Саврасов интуитивно увидел, что в жизни, в духовной жизни всего человечества, происходит полный переворот, наступает совершенно новая эпоха, новый этап - и зафиксировал это на своей картине. 

1871 - запомните этот год. Плюс-минус 10 лет - после чего все изменится. Прощай романтизм! Прощайте Пушкин, Бетховен, Гете!
Нет больше борьбы Добра и Зла, про которую писали философы и моралисты на протяжении столетий.
Нет больше добрых и злых людей (Помните, как в фильме "Жила-была одна одна баба"? Ну, добрых-то людей всяко больше чем злых!).
Нет противостояния добра и зла, и теперь каждый сражается со своим собственным злом, яростно нападая на другого.  

Три короля, три пророка нашего новейшего времени - времени, которое продлится, быть может, еще лет двести - это Достоевский, Соловьев и Толстой. Вот им бы дать написать о картине критическую статью!
Наверное, увидели бы ее в правильном свете и написали бы всё без воды.
Достоевский уж точно охарактеризовал бы этих грачей: "БЕСЫ".
Вот они прилетели, скоро спустятся с веток на землю, и что тогда с нами произойдет?
Эх, Федор Михайлович, где ты раньше был!

Авторы, где ваше королевское критическое мышление? Почему у вас так много воды, когда вы рассказываете о живописи? "Ах, как он тонко почувствовал душу русской природы!" Почему не говорите о главном, что касается каждого современного человека и что каждый должен знать о себе как отче наш, четко понимая, в какое время он живет?

Как говорится, нет дыма без огня. И нет воды без туч, которые проливают эту воду на землю.
Уже по-видимому немало пролили, и поэтому в 20 веке народилось так много писателей и искусствоведов, пишущих десятки монографий об искусстве. Тайна картины в их понимании - это то, как художник подошел к ее написанию, что его вдохновило, с какого места он увидел свой пейзаж, плюс, как называется та церковь, которая за тем забором, и в каком году ее снесли и т.д. Всё!
Их задача - увести читателя от тайны прочь в биографические дебри, чтобы за всей этой словесной чепухой люди никогда не распознали бы истины. А истина в том, что всем нашим мышлением в 20-м и 21-ом веке уже давно управляют духи тьмы.

Технический прогресс, компьютеры, телефоны - это их работа.

Вот почему эта картина так привлекательна. Наконец-то они прилетели к нам, пташки небесные! Какая радость! Какое ощущение будущего подъема - первые грачи!
Вся та идеологическая борьба, которой пропитано человечество в 20-м веке, все заблуждения и мракобесие, все войны, которые, слава Богу, закончились - это и есть весна, которая тогда наступила.
Слабые отголоски весенней воинственности еще тут и там остались по сей день. Они тоже скоро уйдут. Как сказал Тютчев "Зима недаром злится, прошла ее пора".
Озлобленности больше не будет - наступает лето.

И когда мы смотрим на картину "Грачи прилетели" из нашего 21-го века, то что мы должны почувствовать?
Ау, искусствоведы, куда вы делись?
Или вам нечего больше сказать?
Или опять будет про милую сердцу русскую природу?
Но мы-то знаем, что это не современная картина, и изображенное наступление весны относится к тому еще времени - семидесятых годов 19-го века.
Мы уже знаем, что наша человеческая весна с ее жестокостями, с мучительным ожиданием, когда же, наконец, будет расцвет, не может продолжаться вечно. Почки на деревьях дважды не распускаются.
Конечно, феерическое было время! Духи тьмы налетели сперва как стая грачей, закрыв чернотой небо, поднявшись выше куполов храма - смелый художественный прием! Потом будут пожирать посевы.
Но нынче весна уже позади. Довольно, насладились грязью и птичьим разбоем!

Теперь время сажать и взращивать новую культуру. Не будет никакой третьей мировой, дорогие неверующие, потому что весна закончилась.
"Торжественно кончается весна!" - писал поэт про то время, что стало солью каторжной земли.
В этой весенней битве мы понесли много потерь, но победили самих себя, вышли-таки на новый уровень самосознания, растопили озлобленность и льды, сковывающие нашу свободу, прогнали свои страхи и ограничивающие убеждения - и теперь пора работать, творить.
А то скоро настанет время сбора урожая, господа, а собирать-то нечего!

Что касается тайны картины - откуда появились "грачи" и для чего они вообще пришли на землю - мы об этом не говорили. И я не собираюсь здесь рассказывать. И даже намекать не буду. Пусть это останется для самостоятельной мыслительной работы.
Прошу писать свои гипотезы и догадки в рецензиях под данной миниатюрой. За лучший ответ обещаю анонс вашего произведения!

Мне весна ничего не сказала,
не смога, может быть, не нашлась.
Только в мутном пролете вокзала
Мимолетная люстра зажглась.

Только кто-то кому-то с перона
Поклонился в ночной тишине.
Только слабо блеснула корона
На несчастной моей голове.