темное зеркало

Урал Юлдашев
Юлдашев У.Т.
Темное зеркало
Вчера заехал мой друг Бердалы. Он моложе меня лет на семь, мне интересно  с ним общаться, так как у него много талантов:  музыкант, художник и историк и вообще – культуролог.  Мы часто беседуем о музыке и музыкантах, истории и личностях, однако, что касается его рисунков, то здесь я не могу судить профессионально, поэтому просто хвалю.
Мы устроились на кухне, достали бутылочку коньяку, выпили за встречу, я припомнил последний модный тост: «Давайте выпьем за мужчин без указания причин!»
 По телеку пошел традиционный детективный сериал, и я высказался по этому поводу: «Замечаю, что в последние годы часто показывают или сообщают об убийствах, драках со стрельбой и поножовщиной, похищениях и других страшных вещах. Возможно, что такое происходило и раньше, но не пускали в эфир, однако мне кажется, что сейчас наблюдается статистическое увеличение преступлений. Кроме этого в телевизионных каналах полно детективных сериалов, придуманных талантливыми и не очень авторами. Дается убийство и его раскрытие доблестными органами, с участием полного набора действующих лиц. Участились случаи привлечения различного рода экстрасенсов, «нюхачей» и других суперменов. Но все это «развлекуха», кроме передачи «Следствие вели» с участием Леонида Каневского.»
«Да, Каневский это из жизни, – сказал Бердалы, – тут ни прибавить и не убавить.»
Не дав ему высказаться, я продолжил: «Когда показывают очередное зверство я задумываюсь о том, что же толкнуло человека на убийство, на лишение жизни данное нам природой. Не о том, что убийца не имеет никакого права и будет осужден, а о его душе. «Чужая душа – потемки», именно это выражение приходит на ум рядовому телезрителю, хотя рядовой телезритель слишком неоднороден. Этот вопрос на некоторое время исчезает из поля зрения, но потом всплывает вновь во время очередной передачи об очередном убийстве.»
– Ты что-то сегодня в ударе, – заметил Бердалы, – пишешь новый рассказ?
– Да, пишу. Сел было за клавиатуру, но обычный ход мыслей застрял на душевных и поведенческих отклонениях. Оказалось, что мы все немного психи!
– А ты что, не знал? – Бердалы удивленно улыбнулся. – Я точно знаю, что я псих, но никому об этом не говорю, так что ты первый!
Я продолжил: «В обозримой истории человечества с преступностью боролись всегда, причем отмечается значительный рост применяемых научных методов для их раскрытия, не буду утомлять перечислением значительных открытий, взять хотя бы «синкопальное утопление».  В реальной жизни, после доказанного факта, убийце проводят психиатрическую экспертизу, однако часто преступника признают вменяемым, честно говоря, меня это огорчает. Отклонения в поведении обычного человека, девиации, происходят часто, можно сказать каждый день, мы это сами замечаем и стараемся удержать себя «в руках», т.е. в определенных границах. Главный рычаг, тормоз, удерживающий человека от преступления, по Фрейду – это «Супер Я», нынче сказали бы «Супервайзер».  У большинства людей тормоза крепкие, а у некоторых слабые, при определенных обстоятельствах они не держат, хотя человек вменяемый. Убийства по неосторожности, в состоянии алкогольного опьянения или просто «с горяча» сейчас встречаются часто, я бы сказал – слишком часто. А настоящие убийцы, надумав совершить преступление, намеренно, шаг за шагом идут к своей цели – убийству, т.е. они готовы, созрели для этого, хотя тоже могут быть вменяемы. Это как ножичек в кармане у пацана, он говорит, что ножичек нужен «на всякий случай», но он уже мысленно готов пустить его в дело при определенных обстоятельствах. Я тоже в 15-16 лет носил ножичек в кармане, тогда все пацаны носили, но я не планировал его пустить в дело, поэтому ничего криминального не произошло. По этому поводу я часто вспоминаю американского писателя О.Генри: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; а в том, что внутри нас заставляет выбирать дорогу.»               
– А я не носил ножик в кармане, – сказал Бердалы, – круг моих друзей был другим, мы собирались во дворе, играли на гитарах или пели под гитару, некоторые потом стали профессиональными музыкантами.
– Тебе повезло, – сказал я, – мне в юношеские годы приходилось много трудится по домашнему хозяйству – я вырос в селе, в районном центре, да и гитаристов не было.  Но сейчас я думаю о том, что мысли преступника и его чувства для следователя являются темным зеркалом, вглядываясь в лицо, в его мимику, глаза, видя перепады настроения, он пытается заглянуть «за зеркало» и увидеть, что же там есть, но не всем это удается.
– И давно ты этим занимаешься? – спросил Бердалы.
– Я об этом думаю всегда. После просмотра очередного сериала появляется желание написать детективную историю, причем, знаю, что будет не хуже, а может быть и лучше. Только без экстрасенсов, нюхачей и прочих сверхчувствительных натур, а на основе научной мысли – психологии, т.е. психоанализа. Но не такого самокопания, как у основателя психоанализа Фрейда, а практического, на основе знаний и своего опыта. В отличие от Фрейда, следователю нужна конкретика – кто совершил преступление и почему он это сделал. Говоря, о том, что мы все психи, я подразумевал, что мы сами себе психоаналитики, поэтому и удерживаем себя в рамках позволительного, адекватного состояния. Считаю, что любой из нас способен «расшифровать» личность преступника, однако мотивацию преступления найти удается не всем. Я иногда думаю, что слово мотивация подходит больше к практической стороне дела, т.е. «причина», а истина лежит глубже, поэтому я предпочитаю использовать выражение «источник побуждения», т.е. тот отправной пункт, с чего все началось.   
Бердалы наполнил рюмочки и предложил: «За рождение нового автора детективов!» Потом сказал: «У меня есть знакомый следователь, если хочешь, то могу познакомить тебя с ним.» Я кивнул и продолжил: «Послушай историю, которая произошла со мной. Прошлым летом я поехал в отпуск на родину, в Башкирию. В старом родительском доме в райцентре Стерлибашево пока никто не живет, так как там идет вялотекущий ремонт, дом содержат моя сестра с мужем, по этой причине я остановился у них в Мелеузе на неопределенное время. 
Было начало августа, стояла отличная погода – жара начала спадать, а дожди еще не начинались. Неделю мы провели в доме отдыха на берегу Нугушского водохранилища, катались на экскурсионном катере и любовались красотами природы Башкирии, купались, а вечерами сидели у костра и жарили шашлыки. Вернувшись в город, мы стали строить различные планы, что делать дальше, как лучшим образом провести оставшееся время моего отпуска. Настроение было прекрасным.
Зазвонил телефон, сестра взяла трубку: «А, Аниса апай, это я, Земфира.  Да, он приехал, у него отпуск, мы уже отдыхали на водохранилище. Приехать к вам на неделю, с большим удовольствием!»  Положив трубку, сестра сказала, что наши дальние родственники зовут в гости в аул, мы там давно не бывали, поэтому я сразу согласилась. Поедем, да?»  «Конечно!»
Думаю, что пора нам представиться: меня зовут Урал, я живу в Алматы, по образованию врач, по возрасту уже пенсионер, но продолжаю работать. Человек я творческий, кроме диссертации написал несколько книг, большой любитель детективов и собиратель книг на эту тему, люблю также историческую литературу. Моя сестра Земфира учительница, тоже на пенсии, не работает, она тоже хорошо разбирается в людях и сложных ситуациях, хотя и не и любит читать детективы. Ее муж Марат, инженер КИП (приборист), тоже на пенсии, много лет проработал на Севере, купил в салоне японскую машину, раньше ездил на жигулях, так что опыт вождения у него большой, он надежный водитель.  У них двое взрослых детей, есть внуки и внучки, которые давно живут самостоятельно.
Выехали рано утром, так как позже трасса бывает забита машинами. Расстояние почти в 220 километров проехали за три часа, половина пути была по проселочным дорогам с ямами и объездами, которые потрепали Марату немало нервов. 
Небольшой аул Азнаево расположился на берегу извилистой речки Уязы, через которую перекинут деревянный мост.  Мы остановились перед типичным в тех краях домом, с шиферной крышей и бело-голубыми наличниками, Марат посигналил, из дома вышла встречать хозяйка Аниса апай, двоюродная племянница нашей мамы. Она была невысокого роста, кругленькая, с радостной улыбкой на лице обняла нас всех и даже чуть всплакнула. Мы были рады этой встрече, так как не виделись очень давно, начались расспросы. Муж ее инвалид, он перенес инсульт. Пришла дочь с внуком Янбулатом, потом сели за стол обедать, немного выпили за встречу. Земфира подробно рассказывала, как мы отдыхали на берегу водохранилища, как живут их дети и внуки, мы с Маратом в основном слушали и периодически кивали в знак подтверждения. Затем Аниса рассказала свою главную беду: два года назад ее младший сын вернулся из срочной службы в армии, у него была девушка, но она не дождалась его и вышла замуж за местного парня. Но история закончилась трагически: однажды их сына и ту женщину нашли висевшими рядом на одном дереве. Расследование не проводилось, так как мужем убитой женщины был сын начальника полиции. Меня заинтересовала эта ужасная история, показалось, что в этом есть тайна, я решил для себя, что, как знаток детективов, постараюсь разобраться в этом деле.
На следующий день мы выехали на природу, купались, на берегу речки разожгли костер, в казане сварили свежую баранину, на земле расстелили обед. Разговор невольно зашел об их сыне Фатихе и Зулейхе и их несчастной любви. Аниса плакала, ведь она ожидала, что сын приедет, заведет семью и они народят внуков, но все пошло прахом. К тому же, после этой трагедии, у мужа случился инсульт, к счастью, он постепенно восстановился, теперь может самостоятельно кушать, однако ходит плохо, поэтому на улицу его выносят на руках. Я потихоньку расспрашивал подробности этой истории и обнаружил несколько интересных моментов. Земфира делала мне знаки, чтобы я прекратил расспросы, но несчастную мать уже было не остановить.  Оказалось, что Фатих в школе учился хорошо, был крепким и мог постоять за себя, но не хулиганил, Зулейха, его одноклассница, была единственной дочерью у мамы, выросла красивой и стройной девушкой, парни на нее засматривались, но она дружила с Фатихом. 
Итак, обстоятельства такие: девушка по имени Зулейха, обещавшая Фатиху дождаться, вышла замуж за Рахима, парня старше ее на пять лет, который был сыном начальника полиции. Тот был хватким парнем, когда Фатих ушел служить, начал оказывать Зулейхе знаки внимания, потом они начали встречаться, девушка оказалась в неловком положение, ее парень служит, а она встречается с другим, пошли разговоры. Потом произошло то, что и должно было случиться по логике вещей – они сблизились. Я мысленно представил такую ситуацию; однажды Зулейха была на свадьбе своей подруги, естественно, немного выпила шампанского, после вечеринки Рахим пошел провожать ее до дома, но по дороге они свернули в переулок и оказались в поле. Тогда, как и сейчас, стоял август, теплый ветерок обвевал разгоряченные лица, была темная ночь, на небе сияли крупные звезды, черное небо периодически прочерчивали падающие метеоры. Рахим уложил Зулейху на пахнущее сено, и они уже не сдерживали себя. 
Ну, это моя фантазия, хотя вероятность такого случая была весьма большой, так как Рахим вскоре объявил, что они с Зулейхой поженятся. Фатиху оставалось служить еще год, кто-то из друзей написал ему об этом. Аниса сказала, что получила письмо от сына и в ответ подтвердила, что Зулейха действительно выходит замуж, просила сына сильно не горевать, так как девочки часто выходят замуж, не дождавшись своих женихов из армии. Здесь у нас есть хорошие и красивые девочки, приедешь, сам убедишься, потенциальных невест немало, выберешь еще. Сын ответил выдержанным письмом, как бы соглашаясь с аргументами матери.
Молодожены стали жить в доме его родителей, которые сначала относилась к ней хорошо, мать Зулейхи была довольна. Рахим оказался вспыльчивым и нахальным, всегда козырял тем, что он сын начальника полиции, много говорил о том, что отец построит им новый дом и они с Зулейхой будут жить отдельно. Рахим работал шофером на грузовике местной строительной организации, когда наступила весна, началось строительство нового дома, жизнь, казалось, налаживалась.
Эти обстоятельства я узнал случайно, в этом помогли мне женщины, хорошие знакомые Анисы. Она похвалилась соседям, что приехал ее племянник врач и назначил ей хорошие лекарства, поэтому уже вечером к ней зашла соседка пожаловаться на свое здоровье.  Я ей измерил давление, посмотрел какие лекарства она принимает и дал советы. Потом расспросил, между прочим, каким был Фатих, как учился в школе, хулиганил или нет и какие у него были друзья.  Оказалось, что была одна стычка, так, небольшая драка, между Фатихом и Рахимом, ходили слухи, что из-за Зулейхи. Аниса сказала, что Фатих, уезжая на службу, сильно переживал о том, дождется его Зулейха или нет, так как здесь оставался его соперник Рахим. 
Следующая посетительница пришла с утра, пожаловалась на повышение давления и сахара, пока я разбирался в ее анализах, она успела рассказать, что она соседка родителей Рахима и многое знает об этой семье. Отец Рахима начальник райотдела полиции, был крепким мужчиной, роста выше среднего с орлиным носом и поджатыми губами, с жестким характером, был прижимистым и деловым. Мать была тихой женщиной, но себе на уме, и успешно управляла своей семьей, у них была еще дочь старше Рахима, но она вышла замуж, уехала.  Я подумал о том, что в характере Рахима должны были сложиться жесткость и деловитость отца, скрытность и склонность к подстрекательству матери. В ауле эту семью недолюбливали и побаивались, общались только в силу необходимости, дружбу с ними никто не водил.  Пришедшая соседка периодически говорила: «Не могу понять, что Зулейха нашла в Рахиме, он же наглец и хвастун, нашкодит и прикрывается своим отцом, и, вообще, никчемный человек. Соседка говорила, что много раз слышала, как мать Рахима сокрушалась, что Зулейха не может забеременеть, была зла на нее и часто упрекала, Рахим тоже нервничал и устраивал скандалы. Молодая женщина ездила в район к гинекологу, принимала лечение, но беременность не наступала. «Да, Зулейхе было там несладко,» – заключила она.
Аниса рассказывала, что, когда новый дом был готов, Рахим с Зулейхой переехали и устроили новоселье, собрали почти весь аул, кроме них, да мы и не пошли бы, с чего ради.   Наши семьи, живя в одном ауле, старались не общаться, никаких комментариев о происходящих событиях не давали, однако весь аул ждал возвращения Фатиха, ведь Зулейха должна была ему все объяснить. 
«А где мама Зулейхи? – спросила Земфира, – она живет здесь?»  Аниса вздохнула: «Ее мама Сания продавщица в нашем магазине, работает с утра и до вечера, и в субботу и в выходные. Бедняжке очень тяжело так как после смерти дочери она осталась совсем одна. Но ее спасает работа, ведь в магазине целый день люди, можно перекинуться словом, узнать последние новости. Изредка приезжает ее младшая родная сестра, она замужем, у нее двое детей, живет в городе. После этой ужасной истории мы с Санией сблизились, вместе переживали наше горе, поддерживали друг друга, она хороший, отзывчивый человек»
На следующий день мы решили прогуляться пешком по окрестностям, сопровождал нас Янбулат, зашли в магазин купить минеральной воды, продавщица Сания поинтересовалась кто мы такие и откуда приехали, потому что видит она нас в первый раз. Я заметил, что ей около пятидесяти лет, видна усталость на увядающем лице. Земфира объяснила, что мы приехали на несколько дней к Анисе, она наша тетя по линии матери, а мама родом из этого аула. Она посмотрела на нас с интересом и спросила: «А вы, наверное, тот доктор?»  Земфира ответила: «Да, заходите, он даст хорошие советы и никому не отказывает», – она посмотрела на меня, я улыбнулся ей и кивнул. «Ладно, вечером я зайду, передайте Анисе», – сказала она. Мы пошли дальше: «Страдания отразились на ее лице», – подумал я. Потом попросил Янбулата: «Покажешь то дерево, где их нашли?» «Ладно, покажу, только это за речкой после поворота, отсюда больше километра будет», – ответил он. Мы хотели идти дальше, но Марат сказал: – Надо бы выехать на машине, если подождете, то я схожу.
Дуб рос у самого края дороги, его раскидистые мощные ветви нависали над дорогой. Янбулат показал на одну из них и продолжил свой рассказ: «Они висели тут рядом, до земли было невысоко. Нашел их пастух, когда рано утром, еще на восходе солнца, выгонял стадо, оставив мальчика подпаска, он побежал в аул и постучал к Анисе домой. Потом сбежалось много народу, мужчины сняли тела и положили на землю, тем временем позвонили в полицию, на мотоцикле приехал лейтенант с фотографом, потом подъехал начальник. Вокруг дерева не нашли никаких следов, так как все было затоптано прошедшим стадом и жителями. Они все сфотографировали, провели опознание, опросили родственников о причинах трагедии и составили протокол. Родственники от вскрытия отказались и увезли тела домой, стояла жара, поэтому было решено похоронить в тот же день до часу дня. Мужчины пошли на кладбище копать могилы, родители решили похоронить их рядом. Позвали муллу, тело Фатиха обмыли, завернули в саван, то же было сделано и с Зулейхой. Рахим и его семья оказались, как бы не нужными, чужими, ведь убита невестка, а не родная кровь, правда они хотели ее тело забрать к себе домой и самим похоронить, но мать Зулейхи была категорически против.
Вечером к Анисе зашла продавщица Сания. Сели пить чай, хозяйка рассказала кто мы такие, и что мы не виделись много лет.  Сания рассказала, как ей было тяжело после смерти дочери, как сдружились с Анисой, всплакнула. Потом сказала, что если бы Зулейха была беременна, до приезда Фатиха, то все было бы хорошо.  Я спросил Анису:
– Фатих, когда приехал, встречался с Рахимом?
 – Наверное встречался, но мне ничего не говорил, только однажды в сердцах сказал, что Рахим доиграется, еще сильно пожалеет, – с грустью сказала она. – Я начала побаиваться, как бы не случилось чего, но Фатих держался и переживал молча. Земфира с интересом слушала наш разговор, ей не терпелось самой расспросить Санию:
– Фатих и Зулейха встречались, не знаете?  Та задумалась и говорит:
– Наверное встречались, но никто не видел и слухов не было, может кто и видел, но промолчал, и я ничего не знала. Только однажды Зулейха пришла радостная, что-то напевала, обняла меня и поцеловала, такой радости у нее давно не было. Я тогда спросила:
– Вы что новый телевизор купили или у кого-то день рождения? Она ответила:
– Нет мама, не угадала, но я скажу тебе, только по секрету – я беременна!
– Ну, наконец-то, – обрадовалась я, – значит лечение помогло. Но Зулейха промолчала. Это новость для нас была неожиданной, хотя, нельзя сказать, что уж очень неожиданная, женщина лечилась и ей удалось вылечиться. Гостья засобиралась домой, и мы вышли ее провожать.
Марат задумчиво сказал: «Я бы на месте Фатиха не стал бы встречаться с Зулейхой, ни к чему это, видно же, что она ветреная, безответственная, почему нельзя было дождаться Фатиха?» Земфира ответила: «Может Зулейха сама захотела встретиться с Фатихом? Может быть она хотела, оправдаться или были другие причины, например, хотела развестись и выйти замуж за Фатиха?»  «Потому что не было детей?» – спросил Марат. «Да, это мотивация, причем убедительная, гинеколог, видимо, сказала ей, чтобы муж тоже прошел обследование, такова практика,» – сказал я. «Может быть, Рахим не захотел обследоваться и это ее насторожило. Если женщина захочет родить, то она пойдет на все,» – вздохнула Земфира.  Я посмотрел не нее: «Вот, как? Значит, мы можем предположить, что Зулейха забеременела от Фатиха, а не от Рахима, поэтому она и была такая веселая и радостная?»  «Зря тогда не делали вскрытия, узнали бы точно, беременная или нет,» – добавил Марат.  «Но я уверен, что она была беременная от Фатиха и это стало известно Рахиму, а это главный мотив преступления,» – задумчиво сказал я.  «Какого преступления, о чем ты?» – спросила Земфира. «А то, что их повесил Рахим, но, возможно, что он их сначала убил. Есть веская причина – отсутствие детей в браке, по всей вероятности, причиной был Рахим, он об этом знал и отказался от обследования.»
Я думаю вот о чем. Все просто для нас, но не для Рахима. Он добился, того чтобы местная красавица, которая давно ему нравилась, вышла за него замуж, кроме того, родители построили большой дом для будущей семьи и Рахим собирался обеспечить Зулейхе безбедную жизнь и всем этим он очень гордился.  Но все испортила проблема – отсутствие беременности, он, вероятно, до женитьбы об этом не думал, но сейчас это обстоятельство грозило стать разрушительным.  К тому же из армии возвратился давний соперник Фатих, которого Зулейха не забыла. Если бы Зулейха была уже беременна, то не было бы проблемы, но тут на сцене появляется старая любовь и у нее появляется возможность родить ребенка. Это был шанс для Зулейхи и крах для Рахима. Так что, я уверен, что они все встречались, и что Зулейха сказала Рахиму, что она беременна от Фатиха и подаст на развод. Рахим этого не перенес, так как, Зулейха выйдя замуж за Фатиха одержит над ним полную моральную победу и отомстит за унижения, а Фатих простит ее скороспелое и непродуманное замужество.  Об этих своих мыслях я рассказал Земфире и Марату, считал, что Рахим задумал убить их и подготовился.
Он часто ездил на своем грузовике по этой дороге, где за поворотом рос большой дуб и одна крепкая ветвь нависала прямо над дорогой. Мы тоже проезжали в аул по этой дороге, Земфира сказала, показывая на дуб: «Смотрите какое красивое дерево!» Я заметил крепкую ветвь над дорогой и произнес: «Какая ветка, хоть вешайся.» Марат засмеялся: «Земфира оптимистка, восхищается дубом и думает о прекрасном, а ты Урал пессимист, почему-то подумал о смерти.»  Еще тогда, когда Янбулат показал нам этот дуб, я представил, что Рахим, проезжая мимо, тоже мог однажды подумать: «На этой ветке удобно повесить».
«Земфира, Марат, – обратился я ним, – ведь когда Рахим решил расправится с Фатихом, он вспомнил об этом дереве.»  «Повесить его здесь что - ли?» С тех пор этот дуб периодически возникал в его сознании и стал уже навязчивым. Сначала он думал расправится только с Фатихом, ведь повесившийся молодой человек из-за несчастной любви, ни у кого не вызвал бы подозрения. Но когда Зулейха объявила, что хочет с ним развестись, потому что беременна от Фатиха, его охватила тяжелая злость, просто бешенство: «Убить их и вместе повесить!» 
Земфира, ты же знаешь, что навязчивая идея, навязчивая мысль со временем превращается в зависимость – это закон психологии. У человека много зависимостей, например, казино, алкоголизм, наркомания, курение – это у взрослых, а у детей и подростков – компьютерные игры и игровые автоматы, а сейчас айфоны. А у Рахима перед глазами стал всплывать тот дуб у дороги с крепкими ветвями. Земфира скептически поджала губы и сказала, что у меня сегодня разыгралась дурная фантазия и стала задумчиво глядеть на закат. Марат крякнул и тихо произнес: «Ну, Урал, ты даешь, богатая у тебя фантазия! Вообще-то все сходится, но только, как он их повесил? Вопрос не простой, тут Рахиму нужно было что-то придумать и подготовится.»
Я продолжил. Думаю, что происходило примерно так. Зулейха ему уже говорила, что будет разводится и препятствий у нее для этого нет. Однажды произошло то, что должно было произойти: Зулейха сказала Рахиму, что они с Фатихом сегодня придут чтобы все решить мирно, что при разводе она «не будет иметь имущественных претензий, за совместно нажитое имущество», (так сказал адвокат) и ушла к маме.  Рахим ответил, что будет ждать их в своем новом доме, и попросил Зулейху, чтобы они пришли, когда стемнеет, чтобы никто не их видел, так как ему не хочется лишних разговоров. Он проводил ее с крыльца, посмотрел на грузовик, который стоял во дворе, в кузове лежали заготовленные петли. Рахим довольно хмыкнул, потом зашел в дом и задернул на окнах темные шторы, пошел на кухню, налил, в приготовленный мамой, компот клофелин.  Вообще, клофелин часто используется в криминальном мире, его применяют, чтобы «отключить» клиента и ограбить, потерпевший, проснувшись практически ничего не помнит (если проснется). Рахим, конечно, это хорошо знал, отец рассказывал подобные истории и клофелин дома был. Рахим считал себя деловым человеком и решил сам все «разрулить» так, что об этом никто и не узнает. 
Фатих с Зулейхой пришли поздно. Дом Рахима был вызывающе большим, с мансардой, балконом, навесом и гаражом для, пока несуществующего, автомобиля. Такого дома нет ни в ауле, ни во всей округе, на зарплату такой дом не построишь.
Рахим поздоровался с Фатихом, усадил его за стол, достал бутылку водки: «Фатих, Зулейха, я знаю зачем вы пришли. Тут дело серьезное, поэтому, давайте, сначала выпьем, разговор пойдет легче.» Он налил водку в рюмки, мужчины выпили, а Зулейха пить не стала.  Потом Рахим сказал: «Я же совсем забыл, мама приготовила вкусный компот, попробуйте.» Он сходил на кухню и принес небольшой кувшин, разлил компот в два стакана и поставил перед Фатихом и Зулейхой: «Пейте, пейте до конца, не пожалеете. Отличный компот, правда?» Он улыбнулся сидящим перед ним молодым людям: «Хорошо?» Фатих и Зулейха были удивлены таким любезным приемом, они были настроены на скандал, даже на драку, поэтому были напряжены. Но после рюмки водки и хорошего компота настроение у Фатиха стало лучше, он немного расслабился и вдруг почувствовал усталость, потом его стало клонить ко сну. «Неужели я так сильно устал,» – подумал он, теряя сознание.   
Рахим перетащил бездыханные тела Фатиха и Зулейхи в кузов грузовика. На пол кузова был постелен большой лист крагиуса, для хорошего скольжения, все было чисто подметено. Он завел машину и не спеша поехал к облюбованному месту, к месту казни. Машину поставил как раз под дубом, сначала приладил петлю на шею Фатиха, затем и Зулейхи, концы крепко привязал к ветке. Машина тронулась, несчастные молодые люди закачались на петлях. Отъехав подальше он веткой стер на дороге следы шин и свои собственные, затем сел в кабину и включил скорость. Он знал наверняка, что мертвых обнаружит утром пастух, а под дубом пройдет стадо и сотрет все следы.
Земфира сидела молча, потом сказала, что моя версия слишком жестокая: «Не представляю, как это все можно сделать, какая должна быть извращенная психика у Рахима?»  «О психологии убийцы и его мотивации, я стал думать в последнюю очередь,» – сказал я. «Вначале думал о факторе непреодолимого препятствия, какое бывает у самоубийц – это алкоголизм, наркомания или карточный долг, но у Фатиха и Зулейхи не было таких препятствий, а наоборот, все складывалось неплохо, поэтому я решил, что это убийство. Единственным подозреваемым был Рахим, это тоже ясно, а мотивацию и психологические отклонения пришлось обдумывать и даже додумывать.»
Марат сказал, что если бы родственники подали заявление по подозрению на убийство, то Рахима бы вычислили. Сначала обнаружили бы беременность Зулейхи и установили отцовство. При осмотре машины Рахима обязательно нашли бы следы тел на полу кузова, а на веревках потожировые следы Рахима. Я уверен, что доказательную базу нашли бы, сейчас это просто. А психология убийцы – это темный лес, как говорят в народе: «Чужая душа потемки. Но сейчас никто ничего не докажет.» «Это точно, – задумчиво произнес я, – сейчас никто ничего не докажет.»
Земфира предупредила меня, ничего не говорить Анисе о своих умозаключениях и вообще помалкивать, зачем ворошить прошлое, и так все еле успокоилось.  «Конечно, Земфира, – ответил я, – а вообще хотелось бы посмотреть на Рахима, только как это сделать?» А Марат говорит: «Надо поручить Янбулату чтобы он позвал нас, когда Рахим появится на улице или придет в магазин, домой же мы к нему не можем пойти.» После обеда мы обсудили это с Янбулатом, предупредили, чтобы он никому не говорил. Случай тут же подвернулся, Рахим под вечер пришел в магазин, Янбулат, гулял на улице и сразу сообщил нам. Мы быстро подошли, Сания была на своем месте, Земфира стала интересоваться ценами, а я попросил водки. Повернувшись к Рахиму спросил: «Не знаешь, какая водка хорошая?» «Да мне все равно, – вяло ответил он, – хотя водка бывает двух видов: хорошая и очень хорошая,» – он хотел еще что-то добавить, но махнул рукой. Рахим был среднего роста, стриженный наголо, с клочковатой бородой, лицо было несколько отечным, с кругами под глазами, щеки и нос с характерным для алкоголика румянцем. Лоб несколько скошен, надбровные дуги выражены, нос с горбинкой, губы тонкие, рот поджат, углы рта несколько опущены. «Упрям, груб и вспыльчив, но характер с чертами нерешительности» – подумал я, – иногда ему нужен руководитель или подсказчик.» 
Когда он ушел я спросил у Сании: «Рахим выпивает?» «Да он законченный алкаголик, часто бывают запои, тогда за водкой приходит его мать.» 
Когда вышли из магазина Земфира сказала: «Интересный типаж, прямо из учебника по психологии. Рахим, видимо, в молодые годы был симпатичным, но сейчас начинает проявляться его истинная натура, я бы сказала разбойничья, от него веет опасностью.» Марат заулыбался: «А я похож на разбойника?» «Нет, ты похож на умного, но простоватого инженера!» Все засмеялись. Я сказал Земфире: «Мне тоже по роду своей деятельности приходится общаться с различными больными, за короткое время нужно охарактеризовать человека, чтобы найти верный тон, не похваляясь своей ученостью, хотя иногда это приходится делать. По ходу разговора пытаюсь узнать, кто сидит передо мной, какое у него выражение лица, какие слова употребляет, а это говорит об уровне интеллекта, верит тебе или не верит, воспринимает советы или нет, поэтому невольно становишься психологом и физиономистом. Да, я практически не ошибся, как ты говоришь, в типаже, Рахим способен на многое, но без поддержки отца, он вряд ли пошел на такое.»  Земфира покачал головой: «Все же я не верю, что можно убить сразу двух известных тебе людей, причем все хладнокровно рассчитать. А как жить дальше с этим?» – задумчиво произнесла Земфира. «Не двоих, а уже троих,» – поправил Марат и посмотрел на меня. Я кивнул.
«Что будет дальше я скажу,» – ответил я. Однажды он сам повесится на том же дереве, написав предсмертную записку с признанием в убийстве. Ему нужно признаться, ох как нужно будет признаться, потому что это жжет его нутро, а потом он повесится. Как говорят: «Он «дойдет до ручки», так как двойное убийство и алкоголизм для него являются непреодолимой преградой, от алкоголизма он не вылечится и убийство не сможет забыть. Остается одно – повеситься.»
На следующий день мы уехали, на душе было тяжело, почти всю дорогу молчали. Я начал думать, что зря расковырял эту историю, хотел доказать, что мне под силу решить эту головоломку, а что получилось?
«Ну, а дальше что – спросил Бердалы, – выяснилось кто убийца или нет?»
Я продолжил: «Приехав в Алматы, впрягся в работу, уже начал забывать эту историю. Накануне Нового года позвонила Земфира, поздравила с наступающим праздником и в конце сказала: «Урал, ты оказался прав, Рахим повесился на том же дереве, а в кармане нашли записку с признанием в убийстве: «Зулейха и Фатих сломали мне жизнь, поэтому я их убил и расплатился за все». Его родители  уезжают, спешно распродают дом и имущество.»