Киев. Музыкальная школа Н. А. Тутковского. Учителя

Влад Каганов
      В 1893 году  на Крещатике,58 (ныне №52) основал частную музыкальную школу Николай Тутковский

      НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ ТУТКОВСКИЙ (1857-1931)- композитор, пианист-виртуоз, историк музыки и педагог, преподаватель фортепиано в Киевском музыкальном училище, профессор
Родился Винницкой области в семье служащего- Аполлона Лукича Тутковского и Юлии Липпомани.
        Брат- геолог и географ, доктор геолого-минералогических наук, академик Украинской АН и  Национальной АН Беларуси, профессор Па;вел Аполло;нович Тутко;вский (1858-1930)
        Детство в семье прошло под сильным влиянием матери — женщины высокой культуры, музыкально одаренной.
В 1881 году окончил Музыкальное училище Киевского отделения Русского музыкального общества(РМО), котором изучал теорию музыки у композитора, дирижера и педагога Андрея Федоровича Казбирюка(1849-1885), а игре на фортепиано - у композитора, пианиста и  дирижера профессора Владимира Вячеславовича Пухальского (1848-1933).
В 1881 году окончил экстерном Петербургскую консерваторию сдал экзамены на звание свободного художника.
Был членом Киевского Литературно-Артистического Общества (КЛАО), в котором совместно с Николаем Лысенко возглавлял Музыкальное отделение, организовывал концерты и лекции по искусству.
В 1907-1910 годы был организатором симфонических концертов в оперном театре, а также был автором статей о музыке в различных киевских изданиях.
В 1920-1923 годы - профессор Киевской консерватории, в 1923-1929 годах - Государственного музыкального техникума в Киеве.
       Н. А. Тутковский автор оперы «Буйный ветер», симфонии, увертюры, сонаты. Особой популярностью пользовались романсы, написанные им на слова А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. Н. Апухтина, А. М. Жемчужникова, а также на собственные слова.

АДРЕСА И ЗДАНИЯ

С 1893 по 1903 год школа находилась по улице Крещатик,58 (ныне №52).
Это четырехэтажное здание было построено в 1875–1878 годы по проекту архитекторов Александра Гросса и Владимира Николаева и было доходным домом «кирпичного короля» Якова Бернера.
Помпезное, в барочно-ренессансных формах здание проектировалось как угловое на пересечении ул. Крещатик и Бибиковского бул. (теперь - Т. Шевченко) и выходило на Бессарабскую площадь, к которой, по проекту, был обращен центральный, пышно декорированый вход.

С 1903 до 1905 года – школа находилась на Крещатике,3 , а с 1905 до 1912 и в 1920-1931 годы – по улице Александровской,47 (сегодня - часть улицы Сагайдачного), до 1918 года – по улице Прорезной, 18

Школа Николая Тутковского действовала до 1931 года

ОБУЧЕНИЕ

В школу принимались дети от 10 лет. Срок обучения составлял 2 года.Те, кто окончил полный курс, могли по желанию остаться ещё на один год для изучения методики преподавания игры на фортепьяно.
Школа отличалась полным курсом музыкальных дисциплин.

В школе изучались: фортепиано, струнные и духовые инструменты, пение, теория и история музыки, драматическое искусство.
Учебный план включал изучение: гармонии,контрапункта, музыкальных форм, инструментовки,эстетики.

Хоровое пение преподавалось бесплатно. Так же бесплатно обучались способные ученики, если они не располагали средствами на оплату уроков.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Кроме самого Николая Тутковского, который вел классы фортепиано и теории,в школе преподавали:

        оперная и камерная певица(лирико-драматическое сопрано) и педагог МАРИЯ ПАВЛОВНА АЛЕКСЕЕВА-ЮНЕВИЧ (урожд. Юневич; по мужу Алексеева; 1850-е - ?)
Обучалась пению в Петербургской консерватории (класс Камилло Эверарди), позднее в Париже у певицы и педагога Полины Виардо (1821-1910), в 1875 году- в Вене у певицы (меццо-сопрано)Матильды Маркези (1821-1913)
На оперной сцене дебютировала в Варшаве.
В 1877 году - выступила в партии Рогнеды («Рогнеда») в Казанской опере и сразу же завоевала ведущее место в труппе; в том же году дебютировала в той же партии в моcковском Большом театре, где пела до 1886 года; затем до 1887 года выступала в Киевской опере. Гастролировала в Одессе(1881), и в Петербургском Мариинском театре  (1882).
Выступала на концертной эстраде. Исполняла сольные партии в кантатах И. С. Баха, 9-й симфонии Л. Бетховена (Киев, 1889), а также романсы М. Балакирева, А. Рубинштейна, Ф. Шуберта, П. Виардо.
       Обладала сильным, ровным, хорошо поставленным голосом широкого диапазона с сильными верхним и нижним регистрами и более слабым средним. Один из критиков в 1878 году отмечал:  «Фразирует она великолепно. Играет она также почти безукоризненно, а иногда достигает такой силы драматизма, что решительно поражаешься и следишь за ее игрой положительно не переводя дыхания.»
Преподавала пение в Московском институте благородных девиц, с 1886 года- в Киевском музыкальном училище, в 1913- 1916 годы- в Киевской консерватории.

       Преподавал дирижер, педагог и скрипач; заслуженный профессор УССР(1932) Заслуженный деятель искусств УССР(1938) ДАВИД СОЛОМОНОВИЧ БЕРТЬЕ (настоящая фамилия Лифшиц; 1882- 1950)
Родился в семье купца 2-й гильдии Шлойме Лифшица и Доры Израилевны.
В 1901 году окончил Варшавский музыкальный институт, где занимался по классу скрипки у Станислава  Карловича Барцевича (1858-1929), а с 1904 года - в Петербургской консерватории — класс скрипача, композитора и дирижера профессора Леопольда Семеновича Ауэра  (1845-1930), композиции - у М. А. Соколова.
Одновременно, с 1904 года работает артистом, позже — концертмейстером симфонического оркестра музыкально-исторического общества им. А. Д. Шереметева в Петербурге.
Выступал как солист и в составе ансамбля, преподавал в Петербургской народной консерватории.
С 1918 года жил в Киеве; был концертмейстером и дирижером в Государственном симфоническом оркестре. Возглавлял струнный квартет филармонии, преподавал в музыкально-драматическом институте им. Н.В. Лысенко.
С 1920 года — преподаватель, с 1922 г. -профессор Киевской консерватории.
В 1924-1928 годы — проректор музыкального института и музыкального техникума.
В 1934-1941 годы - дирижер студенческого оркестра Киевской консерватории. Выступал с сольными концертами, в ансамблях, в составе фортепианного трио с пианистом Григорием Николаевичем Беклемишевым(1881-1935) и виолончелистом Стефаном Вячеславовичем Вильконским (1870-1963)

        В начале 1900-х годов преподавал в музыкальной школе-оперный певец (бас-баритон), педагог вокала, Заслуженный артист Республики (1925) МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ БОЧАРОВ (1872- 1936)
Родился в Петербурге. В 1898 году окончил  юридический факультет Киевского университета.Одновременно обучался в Киевском музыкальном училище у педагога Камилло Эверарди(1825-1899) (окончил в 1900 году). С 1896 года выступал на эстраде.
В 1900 году несколько месяцев стажировался по вокалу в Милане у Мартина Петца.
В конце 1900 года, вернувшись в Россию, дебютировал в московском Товариществе русской частной оперы и участвовал  в концертах Кружка любителей русской музыки.
Выступал в Киеве (1901-1903; антреприза М. Бородая, 1905), в Москве (1906, Опера С. Зимина), Петербурге (1906, антреприза Е. Кабанова и К. Яковлева), Баку (1909, антреприза П. Зурабова), Петербурге (с 1915, антреприза А. Аксарина).
После 1917 года продолжил карьеру певца: пел в Петроградском Народном доме, выступал в оперных театрах Свердловска (до 1923 и в течение 1928—1929 годов), Одессы, Баку.
В 1919 году  выступал в концертах в Киеве.
В 1923-1928 годы - солист государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБа) и МАЛЕГОТа. Гастролировал в Харькове, Саратове, Н. Новгороде, Пскове, Томске, Смоленске, Туле, Орле, Курске.
Обладал мощным ровным во всех регистрах голосом с горловым призвуком, ярким сценическим темпераментом, природной музыкальностью. Несмотря на значительную форсировку голоса, частые выступления (порой давал по два концерта в день), сохранил голос до 62 лет.Оперный репертуар певца включал 93 партии.
В камерном репертуаре были также романсы .
Записывался на грампластинки в Москве (студия «Якоб-рекорд», 1903; «Граммофон», 1907; «Экстрафон», 1909; «Корона» 1911; «Одеон», 1912; «Пате»), Варшаве («Сирена», 1911), Киеве («Экстрафон», 1912).
Композитор, музыковед, академик АН СССР Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) писал об исполнении Бочаровым партии Воццека: «Воццек в передаче Бочарова — артиста чуткого и вдумчивого — фигура незабываемая… Отдельные удачные подробности в роли — повороты, жесты, ходьба, интонации — немыслимо перечислять, но из них-то и складывается, как из «бросков» и «клочков», меткий и характерно нервный облик Воццека — Бочарова».

       Преподавал итальянский оперный певец (бас-кантанте), вокальный педагог, профессор Киевской и Московской консерваторий, Заслуженный артист Республики (1927) ГЕКТОР ПЕТРОВИЧ ГАНДОЛЬФИ (1862-1931)
Родился недалеко от Турина в семье филолога. По настоянию отца поступил на отделение математики в Пизанский университет. Пению учился в неаполитанской консерватории у Доменико Скафати и итальянского композитора Джорджо Мичели(1836-1895).
В 1882 году дебютировал как оперный певец, выступал в театрах Италии, Испании, Великобритании, в странах Скандинавии, России, Северной и Южной Америки.
С 1904 года преподавал пение в Берлинской академии.
В 1907 году преподавал в Киевском музыкальном училище, затем перешёл в Киевскую консерваторию. В 1913 году стал профессором.
В 1923 году получил приглашение в Московскую консерваторию, в которой работал до 1927 года. Одновременно обучал студентов музыкальных техникумов имени Скрябина и имени Гнесиных.
В 1927 году удостоен звания заслуженного артиста Республики.
Участвовал в камерных концертах , исполнял произведения итальянских композиторов, а так же И. Брамса, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана
Гандольфи обладал высокой исполнительской техникой и разнообразием репертуара, а голос отличался силой и красивым тембром.
Как преподаватель, Гандольфи в основном обучал басов и баритонов. Тем не менее, он работал и с тенорами, и c певицами-женщинами. В работе с учениками стремился к выработке ровного, свободного и естественного звучания, требовал точного соблюдения авторского замысла произведений.

         Преподавал в школе игру на фортепиано - пианист, композитор, музыкальный теоретик и критик АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ КАНЕВЦЕВ (1870 - 1929).
В 1891 году экстерном окончил класс Тутковского в  Киевском училище РТО.
         В 1920-е годы работал в Киевской школе искусств.
         С 1891 года сотрудничал с различными киевскими периодическими изданиями.
          С 1908 года-постоянный музыкальный критик газеты «Киевлянин». Его статьи, посвященные музыкальной жизни Киева и концертам, отличались глубиной суждений, прогрессивностью взглядов и сыграли заметную роль в развитии украинской музыкальной культуры.
         Автор фортепианных пьес и этюдов, романсов, а также «Учебника элементарной теории музыки» (1897, 1912).

В 1905-1906 годы преподавал в школе - скрипач и педагог АЛЕКСЕЙ АНТОНОВИЧ КОЛАКОВСКИЙ (1856 - 1912)
Происходил из семьи художника и скрипача-любителя,у которого и начал учиться игре на скрипке.
В 1872-1873 годы- солист оркестра Киевской оперы.
В 1873 году окончил Киевское музыкальное училище РМО по классу скрипки у Ивана Водольского. В том же году выступил в Киеве с первым концертом.
В 1877 году с золотой медалью окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипача, композитора и дирижера профессора Леопольда Семёновича Ауэра(1845-1930), а затем, за счет консерватории направлен для усовершенствования за границу.
       После возвращения- приглашен преподавателем скрипичной игры в московскую консерваторию.
В 1884-1897 годы - солист Большого театра в Москве.
        В эти же годы с успехом проходили его сольные концерты в России в Киеве, в  Одессе (1877), в Москве и Санкт-Петербурге(1891) и за границей (Лондон, Берлин, Вена и др.).
       В 1880 году газета «Киевлянин»» писала о концерте Колаковского: «В субботу, 27 сентября,  состоялся концерт, данный молодым скрипачем г. Колаковским. У этого артиста , блестящая будущность которого несомненна, остается теперь только одна задача, – задача бесконечная как и искусство, – совершенствовать игру свою в деталях и развивать вкус, изучая игру лучших артистов»
        В 1897 году вынужденно покидает театральную службу из-за болезни глаз.
В 1897-1906 годы преподает в Киевском музыкальном училище
В 1906-1912 годы работает преподавателем в Петербургской консерватории. Работал концертмейстером оркестра скрипача, композитора и дирижера Беньямина Бильзе(1816-1902) в Берлине.
Считался одним из лучших мировых скрипачей последней четверти Х1Х — начала ХХ века. Исполнял произведения Л.ван Бетховена, М. Бруха, Г. Венявского, Дж. Верди, Н. Паганини, К. Сен-Санса, Ф. Шопена, П. Чайковского.

        Преподавал в школе- польский скрипач и педагог  ВАЦЛАВ РОМУАЛЬД КОХАНСКИЙ (1878 - 1939)
Родился в Каменец-Подольском (ныне Хмельницкая область Украины) в семье Станислава Кохановского и Жанны Ольдзких. С детства учился игре на скрипке. Впервые выступил в семь лет.
В 1897 году с серебряной медалью окончил Каменец-Подольскую мужскую гимназию В Каменце-Подольском организовал тайную польскую библиотеку.
Учился в Петербурге скрипача и педагога Леопольда Ауэра и в Киеве  у чешского скрипача Отакара Шевчика(1852-1934) .
В 1905-1907 годы работал концертмейстером симфонического оркестра в Петербурге.
В 1907 году переехал во Львов, где до 1914 года преподавал класс скрипки в музыкальном институте  пианистки и педагога, профессора Елены Оттавовой (1874-1948)
В 1920-1921 годы - профессор Консерватории польского музыкального общества во Львове.
В 1921- 1922 годы  жил в Соединенных Штатах, где занимался педагогической и концертной деятельностью.
В 1923 году поселился в Варшаве, заняв должность профессора скрипичного класса консерватории.
В октябре 1936 года был назначен министром религиозных конфессий и общественного просвещения, а так же в 1936- 1939 годы заместитель директора Варшавской консерватории и параллельно в Львовской консерватории.
Много внимания уделял общественной деятельности. В 1935 году- один из организаторов Первого международного конкурса скрипачей имени Г. Венявского ; член жюри многих международных конкурсов; член польского общества музыкантов; председатель Союза профессоров государственной консерватории в Варшаве; участвовал в концертах организации музыкального движения во Львове; выступал на музыкальных утренниках для учащихся средних школ.
В 1930 году  для звукозаписывающей компании «Русалка рекорд» записал скрипичные транскрипции произведений Шопена.

           В 1890-е годы преподавал в музыкальной школе- композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора и общественный деятель НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ ЛЫСЕНКО(1842- 1912)
        Его отец - Виталий Романович- был полковником Орденского кирасирского полка. Мать- Ольга Еремеевна- происходила из полтавского помещичьего рода Луценко.
        Домашним обучением занимались мать и русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет(1820-1892). Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, А.А.Фет- русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки.
Для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, а с 1852 по 1855 год- в пансионе Петра Ивановича Гедуэна, где прошел курс, соответствовавший трем классам гимназии. Кроме того, в пансионе Гедуэна продолжил заниматься игре на фортепиано под руководством Алоиза Иосифовича Паночини(1820-1863).
В 1855 году поступил в Харьковскую Вторую гимназию, которую окончил весной 1859 года с серебряной медалью. Одновременно с учебой в гимназии, частным образом занимался музыкой у композитора,пианиста, дирижёра и музыкального педагога- Николая Дмитриевича Дмитриева(1829-1893),став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где он исполнял не только произведения Бетховена, Моцарта, Шопена, но и танцевальные мелодии.
        После окончания гимназии, поступил на естественно-научный факультет Харьковского университета. Однако через год, когда его родители переехали в Киев,  перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета. 1 июня 1864 года окончил университет, а в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук, защитив диссертацию на тему: «О размножении нитчатых водорослей».
После этого, Лысенко решает получить высшее музыкальное образование, и в сентябре 1867 года поступает в Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной излучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были известные немецкие пианисты и музыкальные педагоги: Карл Рейнеке(1824-1910), Игнац Мошелес(1794-1870), Эрнст Фердинанд Венцель(1808-1880), по композиции - композитор, музыковед Эрнст Фридрих Рихтер(1808-1879), по теории- композитор, органист Беньямин Робер Паппериц(1826-1903).
В 1869 году, окончив с большим успехом консерваторию в Лейпциге и вернувшись в Киев, продолжал совершенствовать мастерство в области симфонической инструментовки в Петербургской консерватории в классекомпозитора, дирижёра и педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова(1844-1908).
        В 1878 - 1906 годы преподавал игру на фортепиано в Киевском институте благородных девиц, в музыкальной школе Станислава Михайловича Блуменфельда(1850-1897), а также давал частные уроки.
Осенью 1904 года в Киеве организовал Музыкально-драматичесую школу. Это учебное заведение давало высшее музыкальное образование по программе консерватории. На организацию школы Н. Лысенко использовал средства, собранные его друзьями в 1903 году во время празднования 35-летия деятельности композитора для издания его произведений и покупки для него и детей дачи. В школе Лысенко преподавал фортепиано.
Н.В.Лысенко постоянно занимался обширной творческой, музыкально-общественной и дирижёрско-хоровой деятельностью, организовывал творческие вечера, авторские концерты, аккомпанировал певцам на фортепиано. С 1864 года устраивал ежегодные Шевченковские концерты, участвовал в деятельности Киевского литературно-артистического общества(КЛАО), где возглавлял музыкальное отделение. Н.В. Лысенко, создал классические образцы произведений в разных жанрах : в том числе 9 опер, фортепианную, инструментальную, хоровую и вокальную музыку, стал организатором музыкальной школы в Киеве (1904).
          «Фигура Лысенко,- вспоминала этнограф, писатель, литературовед и общественная деятельница, одна из основательниц украинского женского движения,  выдающийся педагог София Фёдоровна Русова (1856 -1940), - была всегдатем огнищем, где в самыесвирепыевремена преследований,украинцы находили привет, совет, ободрение,где они вокруг фортепьяно артиста отдыхали душой и набирались новой силы и веры в будущее Украины.»
        Н.В.Лысенко был среднего роста, но с внушительной, плечистой фигурой. К тому же как личность популярная был все время на виду и почти каждый вечер на сцене. Понятно, на него обращали внимание. Николай Витальевич никогда не курил и вел достаточно правильный образ жизни.

В 1890–1893 годы преподавал в школе - оперный и камерный певец (баритон), музыкальный педагог НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ НОЛЛЕ (1862- 1908)
Окончил военное училище, служил в течение шести лет в Сапёрном батальоне.
        С 1887 года обучался в Петербургской консерватории в классе вокала оперного певца (бас-кантанте), композитора и педагога Станислава Ивановича Габеля(1849-1924) 
       В ноябре 1889 года, в рамках празднования 60-летия Антона Рубинштейна, исполнил одну из сольных партий в оратории «Вавилонское столпотворение» (дирижировал Пётр Ильич Чайковский)
В 1890–1893 годы преподавал в Музыкальном училище Киевского отделения РТО, а также был солистом Киевского оперного театра.
В 1898–1900 годы - преподаватель класса пения Консерватории.
Позже вел класс пения в Императорской придворной Певческой капелле.
Награжден орденом Св. Станислава 3-й ст. (1886).

        Преподавала в школе по классу рояля- пианистка, музыкальный педагог, общественный деятель ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВНА ПАРАЩЕНКО (ПАРАЩЕНКО-ТУТКОВСКАЯ;1867- 1943)
Жена Николая Аполлоновича Тутковского (1857-1931)
В 1888 году окончила Киевское музыкальное училище (класс Н. Тутковского).
        Была членом музыкальной секции Киевского Литературно-Артистического Общества (КЛАО), участницей концертов, в которых участвовала с выдающимися местными и зарубежными музыкантами того времени, которые выступали в Киеве.
Постоянно участвовала в «камерных утренниках», которые с 1915 г. почти каждое воскресенье проходили в зале Купеческого собрания. В этих камерных концертах она в дуэте с Н.Тутковским играла фортепианные переложения образцов симфонической музыки.
В ее репертуаре были произведения Н. Лысенко, П. Чайковского, И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа (в частности 4-я «Венгерская рапсодия»), А. Литольфа («голландский концерт»)
После закрытия в 1931 году школы Н. Тутковского и смерти мужа не оставляла связей с учениками, со многими занималась бесплатно.
         Говоря о таланте Л. С. Паращенко, как пианистки, киевская пресса отмечала: «Она сыграла весьма изящно «голландский» концерт французского композитора Анри Литольфа и заявила еще полнее разносторонние качества своего дарования в собственном концерте, устроенном ею минувшей весной в зале музыкального училища».
        По воспоминаниям современников, имела веселый нрав, была жизнерадостным человеком и остроумным собеседником, однако преподавателем была требовательным, что ценилось родителями учеников. Владела несколькими иностранными языками.

         Преподавал в школе- пианист, композитор, дирижер, профессор,Заслуженный профессор УССР (1928) ВЛАДИМИР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ПУХАЛЬСКИЙ (1848-1933)
Учился в Петербургской консерватории по классам фортепианои теории музыки и композиции. После её окончания, в 1874-1876 годы преподавал в ней же.
В 1876-1913 годы -преподавал в Киевском музыкальном училище(с 1877-директор), преобразованном в 1913 году при его активном участии в консерваторию, в которой в первый год был директором, а затем заведующим кафедрой специального фортепиано.
В 1877-1888 годы входил в состав дирекции Киевского отделения РМО, отвечая за музыкальные программы симфонических и камерных вечеров. 18 мая 1909 года был избран Почетным членом Киевского отделения РМО.

Вел уроки скрипки и альта - скрипач, альтист, педагог КАЗИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЯТИГОРОВИЧ (1855 -?)
Из семьи титулярного советника.
Начинал обучение игре на скрипке в Киевской 2-й гимназии у педагога музыки, скрипача, одного из основателей Киевской скрипичной школы Ивана Водольского.
В 1874-1875 годы продолжил обучение в Киевской музыкальной школе РМО, а в 1875–1879 годы - в Московской консерватории.
Исполнительскую деятельность начал в 12-летнем возрасте. Являлся солистом оркестра Киевского Отделения РМО, в концертах которого исполнял партию 1-й скрипки в квартете В. А. Моцарта и октете Ф. Мендельсона.
В 1870-е годы активно выступал в Москве.
         В 1880 годы выступал в городах Западной Европы.
         После возвращения в Киев участвовал в ансамблях, организованных Н.В. Лысенко, концертных вечерах РМО. Участвовал в деятельности киевского литературно-артистического общества (КЛАО).Входил в состав музыкальной секции, выступал в струнном квартете Михаила Михайловича Сикарда (1868–1937)
         Преподавал игру на скрипке и альте в различных музыкальных школах Киева: музыкально-драматической школе пианиста и композитора Станислава Блюменфельда и в Музыкально-драматической школе Н.В.Лысенко.
         Сделал ряд переложений для скрипки с фортепиано.
Дирижер и скрипач, Народный артист СССР Юрий Федорович Файер (1890-1971) вспоминал своего учителя по Киевскому музыкальному училищу: «Уроки Пятигорович вел увлеченно, с полной самоотдачей, и заниматься с ним всегда было интересно, хотя и не легко. Между учителем и учеником вскоре установился контакт, что, конечно, в немалой степени способствовало моим быстрым успехам в учебе».

Преподавал в школе - пианист и музыкальный педагог польского происхождения КОНСТАНТИН-КАЗИМИР РУДОЛЬФОВИЧ РЕГАМЕ (1879- 1938)
Родился в семье выходцев из Швейцарии. Дед- Людвиг Рудольфович Регаме (1817—1900), и дядя- Казимир Людвигович (1859—1907)- были учителями французского языка в Первой киевской гимназии. После смерти отца в 1891 году воспитывался у родственников в Одессе.
Окончил Петербургскую консерваторию, где занимался у пианистки и педагога Анны Николаевны Есиповой (1851-1914); а также брал уроки композиции у  комспозитора, дирижёра, профессора Рейнгольда Морицевича Глиэра (1875 -1956).
         После возвращения в Киев вёл педагогическую работу, а затем основал собственную музыкальную школу. Выступал как пианист, в том числе с собственными салонными пьесами; вальс «Тихий уголок» был опубликован.
В 1919 году, на время военных действий на территории Украины, перебрался в Таганрог.
В 1922 году вернулся в Киев, преподавал фортепиано в Музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.
Концертировал преимущественно как аккомпаниатор, в том числе с Михаилом Бочаровым, Дмитрием Ревуцким; в 1927—1932 гг. участвовал в программе радиоконцертов под руководством Льва Ревуцкого.
С 1934 года преподавал в Киевской консерватории.
В 1936 году организовал в Киеве Государственный ансамбль польской народной песни и танца УССР; в репертуар ансамбля входили народные песни в обработке Регаме, четыре из них были в 1937 году записаны и выпущены Ногинским заводом грампластинок.
В 1937 году арестован НКВД и в январе 1938 года приговорён к растрелу.

         Преподавал в школе - оперный певец (лирико-драматический тенор) и педагог ЕВГЕНИЙ КАРЛОВИЧ РЯДНОВ (настоящая фамилия Шульц; 1853—1925)
Родился в Харьковской губернии,  в семье педагогов — его отец руководил харьковским пансионом, в котором Евгений получил первоначальное образование, включая и музыкальное.
Учился в Харьковской гимназии.С 1872 года продолжил образование в Петербургском технологическом институте, слушал оперы в Мариинском театре, участвовал в любительских концертах.
В течение трёх лет обучался пению в Петербургской консерватории (класс  Камилло Эверарди) и в Милане у Антонио Буцци  (1808- 1891) и Джоржио Ронкони(1810-1890). В Италии общался с оперными певцами Анджело Мазини и Франческо Таманьо, посещал спектакли театра «Ла Скала».
В 1875 году дебютировал на сцене в партии Фердинандо («Фаворитка» Доницетти) в оперном театре Бергамо, затем пел в Модене. В том же году женился на итальянской оперной певице (сопрано)Джованне Джубеллини (Джованна Иосифовна Ряднова-Джубеллини (?-1905).Гастролировал вместе с женой в Риме, Триесте, Марселе и Вене.
В 1880—1881 и в 1885—1890 годы - в Тифлисе.
Работал солистом петербургского Мариинского театра, пел в Ростове-на-Дону. Выступал в оперных театрах Киева и Саратова.
В 1882 году вместе с женой совершил большое турне по России, выступал в Костроме, Вологде, Ярославле, Перми, Вятке, Барнауле, Омске, Томске, Красноярске и Ташкенте. Стал первым исполнителем партий Рувима («Руфь»), Карла II («Испанский дворянин»).
С 1895 года занимался педагогической работой в Тбилисском музыкальном училище.
         В 1887—1888 годы преподавал в Киевском музыкальном училище, с 1900 года — в музыкальном училище Ростова-на-Дону, куда он переехал вместе с женой.
В 1906 году по приглашению комрозитора, дирижера, директора Петербургской консерватории Александра Константиновича  Глазунова (1865-1936) работал в Петроградской консерватории, где организовал оперную студию.
В 1910 году вернулся в Тифлис и продолжал свою преподавательскую деятельность. Здесь создал оперную студию, в которой поставил несколько опер.
        Когда в 1917 году Тифлисское музыкальное училище было преобразовано в консерваторию, продолжал работать в нём педагогом.

         С 1897 года преподавала в музыкальной школе- оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), музыкальный педагог и переводчица- АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА(урождённая Мезенкампф, в замужестве Горчакова, выступала под псевдонимом Сантагано;1842-1913).
Из дворянской семьи лютеранского вероисповедания. Отец из балтийско-немецкого дворянского рода. Мать – Сибилла Шрёдерс (1802-1857)- украинская помещица.
Начала заниматься музыкой в Полтаве у композитора и музыкального педагога Алоиза Вячеславовича Едлички (1821-1894).
С 1864 года училась  в Петербургском Патриотическом институте, где обучалась вокалу у итальянского композитора, певца и педагога Пьетро Репетто(1824-1870).
В 1865 году, против воли родителей, уехала в Италию, где училась профессиональному пению у Торелли в Милане.
В 1867-1871годы пела на сцене Киевского театра оперы и балета.
В 1869 году выступила в Петербургском Мариинском теаре в опере Александра Даргомыжского «Русалка».
В 1870-1880-е годы гастролировала в Италии с собственной труппой, пропагандируя русскую музыку.
       В 1874 году в Милане по её инициативе была поставлена опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя», причём Горчакова сама перевела либретто на итальянский язык и отчасти финансировала постановку. .
Обладала сильным, гибким, подвижным голосом обширного диапазона, драматическим талантом. Исполнение отличалось необычайной экспрессией.
После возвращения в Россию, оставила сцену и занялась педагогической деятельностью. Преподавала вокал в Одессе, в 1892-1897 годы – в Московском музыкально-драматическом училище Филармонического общества.
Владея несколькими иностранными языками, перевела на русский язык «Практический метод итальянского пения» Н. Ваккаи-Тешнера(1898); либретто свыше 75 опер, в том числе к операм Жоржа Бизе «Кармен»,Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила»,Амбруаза Тома «Гамлет»,Жюля Массне их оригинальных стихов и романсов, двух драматических пьес и водевиля, которые шли на частных петербургских сценах и в провинции.
Автор воспоминаний.

         С 1892 года преподавал в школе - скрипач, композитор и педагог МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СИКАРД (1867-1937)
Родился в Одессе. Игре на скрипке учился с детства. В раннем возрасте переехал с семьей в Киев. Исполнительскую деятельность начал в Киеве в девятилетнем возрасте.
         В 1882-1884 годы учился в Киевском музыкальном училище, в классе скрипки композитора и музыкального педагога Отакара Шевчика(1852-1934); затем в Парижской консерватории (1884-1886; класс Жозефа Массара(1811-1892). Совершенствовался в Берлине у скрипача и композитора Йозефа Йоахима(1831-1907) и немецкого композитора и педагога Вольдемара Баргиля(1828-1897) по классу композиции.
Лауреат конкурса скрипачей Парижской консерватории (1886, 1-я премия).
В 1888 году вернулся в Киев, где начал выступать с концертами, а также создал собственный успешный квартет, где исполнял партию первой скрипки.
        В 1893 году сблизился с Николаем Лысенко и создал новый квартет, с которым часто выступал в Киеве, городах Российской империи, а также в Берлине, Праге и др.
        С 1892 года преподавал в Киевском музыкальном училище РМО и частной музыкальной  школе Станислава Блуменфельда.
В 1894-1995 годы солист Оркестра Колонна в Париже.
С 1913 года был профессором Амстердамской консерватории.
Автор нескольких оркестровых и камерных произведений

        Преподавал в музыкальной школе - чешский музыкант (виолончелист) и педагог ЯН (ИВАН) БОГУМИЛОВИЧ ШЕБЕЛИК (1866- 1944)
Родился в 1866 году в Чехии. Окончил пражскую консерваторию, после чего работал в Вене.
С 1889 года начал работать в Киеве. Был солистом оркестра Городского оперного театра, участником камерных концертов Н.В.Лысенко и музыкально-драматической школе Станислава Блюменфельда.
Вместе с Николаем Лысенко, Казимиром Пятигоровичем и Михаилом Сикардом выступал в известном в 1890-е годы квартете.
В 1904-1906 годы- преподаватель класса виолончели в музыкально-драматической школе Н.В. Лысенко.
С 1906 года выступал в Варшавской филармонии, стал профессором Варшавской консерватории. Позже выступал в Венской филармонии.
В 1925-1936 годы в городе Либерец, которую основал вместе с Станиславом Штрупой, директором музыкальной школы.
В 1936 году покидает пост директора школы и выходит на пенсию, хотя периодически выступает с концертами и на радио.

В 1906-1919 годы преподаватель музыкальной школы - чешский виолончелист МАКСИМИЛИАН (МАКС) АНТОНОВИЧ ШКВОР (1877- 1947)
Муж арфистки, пианистки и музыкального педагога Агнессы Ивановны  Фаллады-Шквор(1881-1960).
В 1896 году окончил пражскую консерваторию (ученик чешского виолончелиста Гануша Вигана (1855- 1920).
В 1900-1901годы играл в оркестре театра во Львове.
С 1901 года - концертмейстер в Чешской филармонии.
В 1907 году -первый виолончелист в Киевском оперном оркестре, солист летних концертов «Купеческого клуба». Исполнял, среди прочего, в концертах многочисленные попурри (в частности попурри на народные славянские мелодии), добавляя к ним оркестровое сопровождение вместо фортепианной партии.
До 1919 года гастролировал в разных городах.
В 1920-1939 годы-профессор консерватории Брно.Выступал сначала в трио, а позже в квартете Брно.