От Пятого посёлка до Первухи. Сложное подчинение

Инна Гаджиева
(продолжение)
   К полутора годам я уже говорю сложноподчинёнными предложениями с «потому что». Мама выходит из декрета на работу, и меня отлучают от груди. И я получаю первую боль и первый запрет.
   Я стонала три дня и не понимала, почему мир так ко мне жесток. Почему вчера было можно, а сегодня нельзя?
   Недавно я спросила маму:
   – А зачем нужно было так жёстко отлучать от груди? Разве нельзя было не останавливать молоко и кормить меня хотя бы утром и вечером – до и после работы?
   Маму вопрос ошеломил. Она так растерялась, что сразу даже не нашлась, что ответить:
   – Ну... мне так сказали. Все так делали.
   – Кто сказал?
   – Врач. И все вокруг тоже так говорили…
   – А сама догадаться оставить молоко не могла?!
   И тут я поняла, что мама не могла. Тогда общество проходило испытание догмами и запретами: за нас всё решалось – что, когда и сколько.  Нас разучали думать, и чуть не разучили. Зато теперь настали «свободные» времена, но испытание свободой ничуть не легче испытания несвободой...
(продолжение следует)