АХ, проказник патефон, вкусные пластинки!

Эмма Гусева
Хотите верьте, хотите нет, но в начале XX века можно было послушать на патефоне шоколадную пластинку ,а потом благополучно съесть ее, получив двойное удовольствие!
Такие пластинки выпускал подмосковный Апрелевский завод. Да-да,хотя это похоже на сказку.
 Я родилась в один год с патефоном -в 1933-м.  Тогда музыкальную новинку-патефон стремилась иметь каждая советская семья.Об этом рассказал в "проказнике-патефоне" композитор Лебедев- Кумач. А Леонид Утесов записал песню на пластинке и с успехом исполнял её на эстраде. Нехитрый мотив и слова помню с детства, и иногда играю на пианино ""патефон" его поклонникам.  Может, и вам понравится ?

- Я живу в озвученной  квартире. Есть у нас рояль и саксофон.
  Громкоговорителя четыре и за каждой дверью- патефон.

  У меня есть тоже патефончик, только я его не завожу,
  Потому что он меня прикончит, я с ума от музыки схожу.

 И в кого такой я только вышел? Прямо удивляю всю семью!
 Чуть я только песенку услышу - я её сейчас же запою.

 И в кого же я такой упрямый? Трудно мне с характером моим.
 Чуть я только в девушку влюбился,смотришь, а она уже с другим!

 На "блошином" рынке продается патефон ободранный -кошмар!
 С поржавевшею иглой, с пластинкой стёртою, и без ручки в ящике,
 Едва живой...
 
 А кто помнит, СССР был крупнейший в мире производитель виниловых пластинок! Апрелевский завод выпускал виниловые пластинки самой разной формы: от "сердечек"-до многогранников.
( фотографии)
 А"вкусные пластинки" -шоколадные пользовались большим спросом у советской детворы.
... Звуковые открытки на дисках были с записью куплетов из популярных песен.
 На развороте такой открытки помещался текст песни и ноты, а также письма и поздравления. Они сохранились в музее патефона при Апрелевском заводе.

  Можно было бы восстановить их выпуск. И на такой пластинке нашлось бы место  и стихотворению  Иосифа Бродского о патефоне, отрывок из которого приведу по памяти:

-Тогда, когда любовей с нами нет...
 Достань из чемодана пистолет.
 Достань и заложи его в ломбард.
 Купи на эти деньги патефон...
 И ручку патефона поцелуй!

 Да!.. Советский подмосковный завод  ежегодно выпускал 19 млн. пластинок. Сделанный из вторсырья ОТЛИЧНЫЙ "продукт" в  момент раскупали.( Кстати, большая коллекция пластинок хранится у мужа Беллы Ахмадуллиной - Бориса Месерера и других коллекционеров).
 К сожалению, в 1997 г. выпуск наших душевных и "вкусных" пластинок был приостановлен. На смену им пришли кассеты с магнитофонной лентой.На многих был не совсем понятный английский текст песен, разных модных за" бугром" групп.
 Старый патефон сменили магнитофоны. Чего уж там говорить...
 "Вкусные пластинки", как и " У самовара я и моя Маша" отошли в далёкое прошлое.

 Другие времена - другие песни,новые исполнители и современная техника.
 Но  музыка будет звучать всегда! И будет жить Вечно!

  Уехавшие далеко от дома коренные одесситы с тоской вспоминают своё прошлое:

  Вечер. Тихо стонет море. И над городом плывёт густой туман.
  А в душе звучит шансон забытый, и Утесов напевает про лиман...