Судьбы священников Мокроусовского округа Курганска

Наталья Захарова 2
с. Могильное

Неисповедимы пути твои, Господи! Не предполагала, что займусь этой темой. Но чем ближе юдоль небесная, тем сильнее возникало желание написать о тех, кто пострадал за веру православную. При работе с архивом Тобольского Кремля ранее, мною были выписаны фамилии клириков, некогда служивших в приходах Мокроусовского округа. Заинтересовали  судьбы: как сложилась их жизнь при установлении советской власти, каковыми были  семьи, и куда потом делись. Результаты ошеломили. Большевики безжалостно расправлялись с церковнослужителями  и их домочадцами. Так постепенно сформировался этот материал.
Пожалуй, начну с Могилёвского (Рассвет) прихода, где с дореволюционных лет подвизался священником Михаил Иосифович Батарлыков. Судьба у человека была не простая. Вот что написано о нём в открытой православной энциклопедии. «Михаил Иосифович Батарлыков (ок. 1860 - не ранее 1926), священник, настоятель Георгиевского храма села Могилевского, клирик Тобольской епархии.
Родился около 1860 года. Окончил курс Омской военной прогимназии.
С 1882 года - псаломщик. Служил сверх штата при Богородице-Рождественском соборе города Кургана». Вроде бы жил с семьёй в городе, в посредственном достатке, но служба клириков отличается, как и у военных тем, что их не спрашивают: хочет он или нет поменять место службы, разве только по особому прошению. Тем более, что работа сверх штата не давала достаточного пропитания для семьи. Поэтому псаломщика епархия направила туда, где тот становится необходим. Видать, и у Михаила Иосифовича не спросили, а 3 апреля 1890 года   рукоположен «во диакона в приход Черновский Курганского округа». Не прошел и год, как его снова повышают в сане, и уже 8 сентября 1891 года он  «во священниках ко храму Сретения Господня села Першинского того же округа». Кроме того, Михаил Иосифович назначен законоучителем  в сельской министерской школе. [1]
В 1897 году переведён в приход Заложинский Курганского  округа. Открыл школы грамоты в приходских деревнях Рямовой и Обменовой. Не стоит забывать, что на стыке XX века вышеперечисленные и другие деревеньки были намного густонаселённей, чем сейчас. Вероятно, клирик имел особенное педагогическое чутьё, если в данных деревнях им были открыты церковно-приходские школы, где кроме Закона Божьего учили чтению, письму, чистописанию, арифметике и азам географии, истории Государства Российского, а также, пения.
В 1907 году клирик находится в списке лиц, имеющих право участия во втором съезде городских избирателей Курганского уезда по цензам, указанным в 33 статье Положения о выборах в Государственную Думу, что говорит о его уважении в городских высших кругах, а не только епархиальных.  В сохранённом в архиве списке Батарлыков  записан  с отчеством Осипович, что не возбранялось на тот момент.[2]
 За его подвижничество и труд избирают «членом благочиннического совета 2-го благочиния Курганского уезда на трехлетие 1911 - 1913 годов».
3 января 1913 года Михаил Иосифович переведён в приход храма великомученика Георгия Победоносца села Могилевского Курганского уезда (ныне с. Рассвет Мокроусовского округа Курганской области), где также являлся председателем Могилевского церковноприходского попечительства. Как вы уже знаете, Российская империя в 1914 году вела баталии с крайзеровской Германией, вступив в Первую мировую войну. Тяжёлое было время для всей России. Согласно архивной справки, клирик на тот период утвержден духовником 6-го благочиния Курганского уезда, исповедовал уходящих на фронт призывников, отпевал погибших.
9 апреля 1915 года Михаил Иосифович переведён к церкви села Ивановского Ялуторовского уезда, но до того ему понравилось жить в Могильном, что написал особое прошение, и 16 апреля этого же года по высочайшему разрешению  вернулся обратно в могилевский приход. Упоминается, согласно документам, что являлся  настоятелем могилевского прихода в 1918 году. В 1922 - 1926 годах клирик  уже настоятель Николаевской церкви села Семискульского, где нёс службу его старший сын. [3] 
Предполагаю, что в Могильном церковь пыталась закрыть советская власть и переезд стал принудительным.
За время своей деятельности на пастырском поприще был неоднократно отмечен наградами Тобольской епархии. Думаю, стоит их привести в качестве примера, единожды выбранного духовником пути:
- признательность архипастыря, без внесения в формулярный список (1896, еп. Агафангел (Преображенский), "за постоянное усердие и успешность в преподавании Закона Божия в Першинской сельской школе").
- архипастырское благословение, с напечатанием в епарх. ведомостях (30 ноября 1900, еп. Антоний (Каржавин), "за ревностное и усердное отношение к делу церковно-школьного образования в 1899-1900 учебном году")
-набедренник (1901, еп. Антоний (Каржавин), "за усердное и плодотворное пастырское служение")
- благодарность Тобольского епархиального училищного совета (10 декабря 1901, "за усердное и ревностное отношение к церковно-школьному делу")
- архипастырское благословение (1904, еп. Антоний (Каржавин), "усердно и с пользою потрудившимся в 1902/3 учебном году для блага [Обменовской и Рямовской] церковных школ")
- архипастырское благословение (16 декабря 1904, еп. Антоний (Каржавин), "за внимательное отношение к учебно-воспитательному делу в церковных школах и к их благоустройству")
- скуфья (1905, еп. Антоний (Каржавин), "за усердную и полезную службу, в особенности за труды по церковным школам")
- архипастырское благословение (30 декабря 1905, еп. Антоний (Каржавин), "за усердное и внимательное отношение к учебно-воспитательному делу в церковных школах и их благоустройству")
- камилавка (6 мая 1910, Св. Синод)
- наперсный крест (к празднику Пасхи 1918) [4]
О семье и домочадцах Михаила Иосифовича из документов ничего неизвестно за исключением того факта, что на территории округа проживают его дальние родственники, которые и передали в районный музей фотографию священника. Ещё есть сведение, что его сын служил на 1922-26 г.г. в Семискульской церкви. Но об этом чуть ниже. Дальнейшая судьба Батарлыкова, к сожалению,  до конца не проявлена. Записи о нём в метрических книгах обрываются 1926 годом, когда закрыли церковь и в Семискуле. В Книге памяти «Жертвы политического террора» Курганской области есть примечательная с ошибкой в фамилии запись, что «Батарлинов Михаил, священник Семискульской церкви  (к двадцать второму году перебрался к сыну и проживал в селе Семискуль), приговорён 5 ноября 1920 г. Обвинялся в пособничестве белогвардейцам. Был выслан на два года в Чулымский край. Дело в советское время прекращено в связи с амнистией. Реабилитирован 17 августа 1992 г». [5]
Батарлыков Иван Михайлович, сын Михаила Иосифовича, до революции и после служил при Семискульской церкви. Церковь эта стояла почти на берегу одноимённого озера. Стены её до сих пор виднеются с просёлочной дороги, ведущей на Куртан, как напоминание нам, живым, о тех страшных событиях, когда рушилось повсеместно православие. Иван Михайлович, с детства взращённый на любви к Богу, пошёл по стопам отца. Закончив духовную семинарию, в 1907 году сначала был рукоположен псаломщиком, к 1909 году он уже священник вышеназванного  прихода. О его судьбе также ничего не известно. Даже в книге о репрессированных священниках он не обозначен. Может  родственники знают дальнейшую судьбу батюшки?

О псаломщике Тимофее Николаевиче Жирнове, ещё одном пастыре Могилёвской церкви,  сведений тоже не так много. Лишь есть  скупые строчки в Тобольском справочнике епархии, что он окончил уездное училище псаломщиков и подвизался на службу в  Могилёвскую церковь в 1910 году. По сути, фамилия «Жирнов» распространена в соседнем, Макушинском районе, и как знать, может кто-то из таковых имеет дальние родственные корни нашего Жирнова. На 1910 год Могилёвская церковь имела штат – один священник, два псаломщика и один дьякон. Священник на тот момент получал жалованье 137 рублей в год, псаломщики по 35 рублей. Немаловажен и тот факт, что в Могильном имелись общественные для клириков дома, которые были построены прихожанами в 1895 году. Работали от церкви школы: в селе Могильное – земская, в деревне Лопарево – министерская, в Куртане – церковно-приходская.  Обучение для крестьянских детей было абсолютно бесплатным!
 Не менее скупы строчки и на псаломщика из села Могильное Ивана Савватеевича Тютрина. Для того, чтобы доподлинно знать его биографию, необходимо работать в Тобольском архиве, что не каждый может себе позволить. Но, тем не менее, о нём известно, что батюшка прошёл испытательный срок службы в церкви, а с 1906 года утверждён на эту должность официально. На 1909 год служил псаломщиком. Предположительно, род его начинался в Томской губернии. До какого времени  Иван Савватеевич проживал в Могильном, в документах не указано.

с. Мокроусовское

Об Андрее Петровиче Тараканове, одном из первых священников Живоначальной Троицкой церкви села Мокроусово можно писать и писать. Родившийся в Камышловском уезде Пермской губернии в 1859 году, он учился в Тобольской Духовной семинарии в 1870- е годы, что отображено в списке выпускников этой семинарии, составленном преподавателем Николаем Апполоновичем Бирюковым и сохранившемся в Тобольском архиве.  [6]
 Выпуск состоялся в 1881 году по первому разряду. Был Тобольским и уездным наблюдателем ЦПШ. Рукоположен в сан священника. 7 сентября 1892 года батюшка назначен на вакансию третьего священника при храме Пресвятой Троицы в Мокроусово. Осмелюсь предположить, что в то время Мокроусово было очень густонаселённым селом,  и приход обширный, коль третий священник понадобился. В ходе поездки по обозрению церквей Тобольской епархии в январе-феврале 1901 года епископ Тобольский Антоний Каржавин посетил село и отметил в своем журнале: "Школьное здание двухклассной женской церковно-приходской школы в селе Мокроусовском, Ялуторовского уезда, просторно, благоустроено и содержится опрятно. Учащиеся по закону Божию отвечали хорошо и по программе, поют стройно и по обиходам, участвуют за Богослужением в чтении и пении. Такой хорошей постановкой учебно-воспитательного дела эта школа обязана хорошему подбору учащих и главным образом усердию и заботливости заведывающего и законоучителя сей школы священника о. Андрея Тараканова, за что и объявляется ему сердечная моя благодарность со внесением ее в формулярный о службе его список и с напечатанием в местных Епархиальных Ведомостях" .[7]
В январе 1903 года священник переведен к Петропавловской церкви села Березовского Тобольского уезда. В апреле того же года, он уволен за штат. Считайте, отправлен на пенсию, но в дореволюционные годы термин «за штат» был наделён совсем иным смыслом, чем сейчас. Возможно, перевод «за штат» был обусловлен серьёзной болезнью и носил временный характер, так как  Андрей Петрович снова назначен наблюдателем церковно-приходских школ Тобольского уезда и в мае 1903 года причислен сверх штата в состав причта Тобольского кафедрального собора.
Для наших читателей хочется пояснить термин «за штат», основанный на Церковном Уставе в нынешние дни.
«О служении клириков в настоящее время Устав РПЦ говорит мало и не наделяет их правами. Клирики несут обязанности, а когда становятся немощными, РПЦ отправляет их «на покой», возлагая уход на родственников, а денежное содержание на государство. РПЦ не берёт заботу и расходы на заштатных клириков: «с глаз долой, из сердца вон». В прежние времена выход на пенсию не препятствовал клирикам участвовать в литургической жизни по мере старческих сил. Они помогали священнику и были полезны: вынимали просфоры, читали записки, исповедовали народ, сослужили Литургию, крестили, отпевали. Выход на пенсию осуществлялся по личному прошению, когда священник ослабел и не может нести полноценную нагрузку в приходе. Теперь увольнение «за штат» применяется как наказание, наравне с запретом в священнослужении.
Устав РПЦ лишил клириков социальных гарантий, сбросив с церковных плеч бремя старости.
Про социальную защиту клириков Устав РПЦ забыл: не упоминает о болезни, инвалидности и заштатной судьбе стариков. Время ухода «за штат» определяет епископ: не можешь нести нагрузку наравне с молодым – уходи» - так поясняет нынешнюю ситуацию по уходу на пенсию клириков священник Павел Адельгейм. [8]
В августе 1908 года Андрей Петрович Тараканов переведен к Воскресенскому собору города Березова и назначен благочинным градских и уездных церквей Березовского уезда. Он же и заведующий Березовской второклассной школой. Но земля мокроусовская продолжала, видать, манить. С января 1910 года он снова настоятель Троицкой церкви села Мокроусовского Ялуторовского уезда. В августе-сентябре того же года опять пребывал за штатом.
Резолюцией епископа Тобольского Алексия (Молчанова) от 3 июля 1912 года, "для пользы службы", определен в Караульноярский приход Тюменского уезда. 20 августа того же года, "впредь до особого распоряжения" оставлен на настоятельском месте при Мокроусовской церкви.
4 июля 1913 года епископом Алексием, также с формулировкой "для пользы службы", переведён на вакансию священника к церкви Преображения Господня села Дубровинского Курганского уезда.
30 апреля 1918 года он повторно уволен за штат,  и командирован к исправлению должности настоятеля при храме Казанской иконы Божией Матери села Балаганского Ишимского уезда. В сентябре того же года назначен на священническую вакансию при Никольской церкви села Носковского Курганского уезда. Отмечу, что Носково – это соседний Варгашинский район. Судьба погоняла священника по дорогам Тобольской епархии, судя по его  биографии. Из Носково Андрей Петрович вновь переведен  в Заложинский приход того же уезда. Может быть, и сложилась тихо-мирно судьба этого человека, если бы не революция и так называемые новообразования. Интересно читать допросы свидетелей из Заложного, где они обличают священника в очернении советской власти и проповедях, на которых он говорит, что большевики всё отберут у среднего класса, выселив их за пределы края. В принципе, всё так и случилось в дальнейшем.
24 июня 1920 года Тараканов арестован по обвинению в антисоветской агитации  Челябинским ГубЧК и приговорён к двум годам условно. Так сказать, «предупредили по старости». Реабилитирован только в 1993 году Курганской облпрокуратурой.  А вот дальнейшая его судьба  остаётся, к сожалению, неизвестной. В соседнем Упоровском районе проживают люди с идентичной фамилией. Говорят, что дальние родственники Андрея Петровича.
Ещё одно имя клирика, некогда проживавшего в нашем районе до революции. Космаков Константин Васильевич. Заштатный псаломщик Мокроусовской церкви Ялуторовского уезда с 1859 года. Предполагаю, что был на тот период одним из первых церковнослужителей со времени основания прихода, так как на 1913 год являлся уже «за штатом», а, стало быть, весьма в почтенном возрасте. Дальнейшая судьба отца Константина неизвестна, но в списке выпускников  Тобольской духовной семинарии за 1878-1909 годы, составленном преподавателем семинарии
Николаем Аполлоновичем Бирюковым, числится его родной брат - Космаков Михаил Васильевич - заштатный диакон Тобольской епархии.  Он служил диаконом Андреевской церкви в г. Тобольск. В справке указано, что родители проживали в том же городе. Значит, оттуда родом и Константин Васильевич. Более документов о нём история не сохранила и судьба оного неизвестна.

В Мокроусовском приходе в своё время служил и некто Симон (Семён)  Петрович Сосунов, который окончил духовное училище и в 1884 году подвизался псаломщиком. Это из плеяды целой династии священников Сосуновых!  Родился в 1867 году в с. Сатыгинское Туринского округа. Отец – Пётр Тимофеевич, священник. Мама – Евгения Ивановна, домохозяйка. Скончалась в 1884 году в селе Карачельское, где в своё время проживала  семья. У Семёна Петровича было три сестры и три брата, два из которых также обрёли священнический сан. Интересен брат клирика, Василий Петрович. Окончив в 1888 году Тобольскую духовную семинарию по первому разряду, служил надзирателем (воспитателем) в Тобольском духовном училище, а затем поступил учиться  в Томский университет на медицинский факультет. Был сельским врачом. Скончался в 1907 году, работая старшим врачом городской больницы в г. Омске. [9]
Семён Петрович Сосунов начинал свою трудовую деятельность с исполняющего  обязанности в Михаило-Архангельской церкви  села Архангельское Ялуторовского округа. С 1891 года  его послужной список переносится в Тобольскую и Сибирскую епархию «Тобольской губернии  Ялуторовский уезд, с. Мокроусовское, Троицкая церковь, диакон (до 10.03.1914 — псаломщик). Учитель пения в Пороговской, Тетерьевской, Карпунинской и Малокизакской церковных школах». Но, видать, возложенные обязанности на клирика были ему самому в тот период времени  не по душе, или здоровье не позволило, так как  «Вследствие подтверждения о. заведующим Карпунинскою и Малокизакскою церковными школами  Мокроусовского прихода  Ялуторовского уезда, священником Вениамином Насоновым, в донесении от 22 июля с. г. [1909] за № 42, факта об упорном нерадении псаломщика слободо-Мокроусовской церкви Симеона Сосунова об исполнении возложенной на него обязанности преподавания пения в названных церковных школах, а также в Мокроусовском сельском училище, Его Преосвященством епископом Тобольским и Сибирским Антонием [Каржавиным] 10 сего сентября за № 3988 на журнале епархиального училищного Совета, от 18 августа с. г. за № 32, положена резолюция такого содержания: «С Мокроусовского псаломщика Симеона Сосунова безотлагательно взыскать наложенный на него за его упорное нерадение по преподаванию церковного пения в церковно-приходских школах денежный штраф и сверх того объявить ему от моего имени строгий выговор с напечатанием в «Епархиальных ведомостях»… [10]
Но к тому, чтобы быть справедливым, надо отметить и усердие священника. Ранее в послужном списке значатся  благодарности. В январе 1907 года было составлено архиепископское благословение «за усердное и внимательное отношение к учебно-воспитательному делу в церковных школах и к их благоустройству»… денежное вознаграждение в размере 30 рублей.
В 1913 году – благословение «за усердие в преподавании пения в Карпунинской и Малокизакской церковных школах в 1911 году»… О дальнейшей судьбе самого Семёна Петровича известно, что умер он 27 июля 1917 года в Мокроусово и погребён на приходском кладбище. Причина смерти неизвестна.

 Обширна биография ещё одного брата Симеона Петровича, который священничествовал в соседнем округе. Апполоний Петрович Сосунов. На целых две страницы благодарностей и наград от Тобольской епархии!
Плачевна его судьба.  При советской власти за обвинение в вооружённом восстании и антисоветской агитации он приговорён к расстрелу, который приведён в исполнение 12 октября 1937 года. Реабилитирован священник в 1989 году.
Жил на земле мокроусовской ещё один клирик - Прутский Иоанн (Иван) Александрович, дьячок Троицкого храма  с 1900 года. О нём немного сведений. Известно лишь, что окончил учительскую семинарию, а в священники рукоположен в 1903 году. В книге «На берегах Кизака» автора В.М. Папулова есть запись, что именно он подписал прошение о строительстве в Мокроусовском новой каменной церкви. [11]
Также, указаны в Тобольском справочнике о клириках за 1913 год факты его службы в церкви Живоначальной Троицкой в вышеназванном селе на 1903 год. Дальнейшая судьба дальше не просматривается. Но меня заинтересовала фамилия клирика, которая уводит далеко в историю - Прутский поход в Молдавию в 1711 году. Во время его многие священники участвовали в составе войска российского. Не оттуда ли истоки вышеназванной фамилии и династия Прутских?

Ещё одна династия высветилась в ходе поисков церковнослужителей, некогда проживавших на территории Мокроусовского района. Это Насоновы. Насонов Пётр Иванович родился около 1863 года. Место рождения неизвестно.  В справочнике есть интересная запись, что по церковной юрисдикции (отношение к расколам), относился к нововерческой церкви. На 1913 год церковная принадлежность неизвестна. Жена – Елизавета Михайловна. Имел сына и дочь. На сайте «Русское духовенство в XX  веке» интересна биография сына клирика. [12]
«Сын — Насонов Григорий Петрович (род. 30.10.1893). Окончил духовное (?) училище, обучался в духовной семинарии. В 1916 окончил Иркутское военное училище. Подпоручик 273-го пехотного полка. В белых войсках Восточного фронта; на 28.11.1918 младший офицер 20-го Тюменского Сибирского стрелкового полка. Поручик. В 1920 проживал в с. Кежма Енисейской губ. Арестован 22.07.1920 по обвинению в «колчаковской службе», осужден 25.08.1920 ГубЧК на 2 года концлагеря. По сведениям из послужного списка отца, в 1922 состоял «на гражданской службе в г. Красноярске». Проживал в г. Ачинске. Работал зав. оперчастью в «Союзтрансе». Арестован 18 марта (авг.?) 1933, обвинялся по ст. 58-10 УК РСФСР («контрреволюционная деятельность»). Дело прекращено 10.06.1933 (по др. сведениям, 21.10.1933) ОДТО ОГПУ Томской железной дороги «по реабилитирующим обстоятельствам». Проживал в Ачинском р-не, работал экономистом-статистиком в промлесхозе. Арестован 07.11.1937 по делу Наконечного И. Ф. (26 чел.), обвинялся в членстве в контрреволюционной организации. Осужден 19.11.1937 тройкой УНКВД по Краснояскому краю на 10 лет ИТЛ». Только Тройку НКВД, по всей видимости, не удовлетворило решение суда. По сведениям историка С. В. Волкова, сын батюшки расстрелян по приговору от 19.11.1937. Реабилитирован 16.07.1998 прокуратурой Красноярского края и 13.10.1956 Красноярским крайсудом. Был холост. Очень тяжело читать эти строки о перемалывании человеческих судеб. [13]
«Дочь священника - Насонова Александра Петровна (род. 13.02.1898). В 1922 – работала учительницей в г. Красноярске».  [14] Дальнейшая её судьба также  неизвестна.
Сам Пётр Иоаннович окончил Тобольское духовное училище по третьему разряду в 1882 году. В Мокроусово появился в 1894 году. Из «Епархиальных Ведомостей» его послужной список:
«Тобольская и Сибирская епархия, Тюменская губ., Ялуторовский уезд, с. Мокроусовское, Троицкая церковь, диакон на вакансии псаломщика (до 06.07.1915 — псаломщик; по другим сведениям, переведен на место 27.04.1894). 09.03.1914 года  посвящен в стихарь епископом Тобольским и Сибирским Варнавой (Накропиным). Учитель пения: с 1903 по 1906 — в Мало-Кизакской и Карпунинской, с 1908 по 1916 - Пороговской, Чесноковской и Тетерьевской церковно-приходских школах». В 1920 году уехал в село Горюново, что в Заводоуковском районе. «Тюменская и Ялуторовская (обновленческая) епархия, Тюменская губ. Ялуторовский уезд, с. Горюновское, Вознесенская церковь, священник». По всей вероятности, к началу 1923 года уклонился в обновленчество, на что указывает запись в клировой ведомости Горюновской церкви за 1922 год о принадлежности ее к «Тюменской епархии». [15]
Дальнейшая судьба батюшки по документам не просматривается, но предполагаю, что скорби не обошли  стороной его семью в двадцатые-тридцатые годы.

Насонов Вениамин Фёдорович, ещё один клирик Мокроусовской церкви.
 Окончил уездное училище псаломщиков 1890 году.  С 1898 года пребывал в качестве дьячка в храме Троицы Живоначальной. Последние сведения о нём в клировых ведомостях обрываются в 1906 году. Являлся ли батюшка родственником Петру Иоанновичу Насонову, не так понятно.

В поисках церковнослужителей Мокроусовского округа наткнулась  на данные  одного клирика из местной церкви, который служил псаломщиком с самого основания каменного храма. Это Свинцов Александр Васильевич. О нём известно, что родился в Тюмени около 1847 года в семье священника - Василия Григорьевича и матушки Елизаветы Ивановны. Был венчан. Имел дочь Анну. В юные годы учился в Тобольском духовном училище высшего разряда, но не закончил его, а определён в Знаменский мужской монастырь послушником, что предполагает о возможном   намерении в монашеский постриг. Но что-то где-то не срослось, и в апреле 1866 года молодой послушник определён по прошению пономарём в Петропавловскую церковь села Пятковское Ялуторовской губернии (сейчас Упоровский район, Тюменская область). По всей видимости, это место уже было занято, и Александр Васильевич в этих же числах попадает в Мокроусовскую Троицкую церковь, где в мае 1874 года посвящён в стихарь епископом Тобольским и Сибирским Ефремом (Рязановым).
В 1877 году его переводят по прошению в слободу Ингалинскую (Упоровский район, Тюменская область в современном звучании), Екатерининскую церковь, откуда он выбывает не ранее 1884 года. Дальнейшая судьба Александра Васильевича не просматривается, равно, как и его семьи. [16]
В Троицкой церкви села Мокроусовское короткое время пребывал помощником настоятеля ещё один священник – Меньшенин Иван Львович. Если глянуть на его послужной лист, то становится понятным, почему клирик не прижился при приходе – в благословенных местах он занимал, хоть и небольшие, но должности, до появления на селе. Скорее всего, был не удовлетворён переводом и после прошения переведён обратно. Опираясь на данные Справочника, родился Иван Львович в 1851 или в 1852 году в семье отца – Льва (отчество неизвестно) Меньшенина, дьячка по специализации. Учился в Тобольской духовной семинарии, но выбыл из среднего отделения по неизвестным обстоятельствам. Состоял в браке с Екатериной Павловной 1860-го года рождения. Особо отмечено, что жена владела грамотой. В семье росли: дочь Александра (обучалась в Тобольском епархиальном женском училище), сыновья – Лев и Михаил (обучались в Тобольском духовном училище). Затем родились Лидия, Николай, Иннокентий, которые умерли «во младенчестве» в 1892 году. Предполагаю, что от поветрия кори или  чумы. Последний сын Александр родился в декабре 1891 года. Его сумели сохранить. Иван Львович рукоположен в сан дьякона епископом Тобольским и Сибирским Ефремом в 1874 году. В сан священника – епископом Василием в 1883 году. С этого года становится псаломщиком при Тобольском архиерейском доме. В этот же короткий период его переводят на вакансию иподиакона в Софийско-Успенский кафедральный собор, что находится, по сей день, на территории Тобольского кремля. Всего несколько дней он служит по переводу в Троицкой Мокроусовской церкви, затем его возвращают обратно в Тобольск, Софийско-Успенский собор священником. С 1884 года отец Иоанн переведён в с. Берёзовское (Петропавловскую церковь) настоятелем, параллельно состоит законоучителем в местной церковно-приходской школе. Есть интересные сведения о его внутрицерковной жизни. Так, в августе 1890 года он «состоял под следствием за обоюдную ссору и драку с диаконом Иоанном Вергуновым. В начале 1892 г. был отрешен от места в с. Березовском». В этом же году скончался. [17]







с. Мостовское

Мостовская церковь! Люди пожилого поколения её помнят во всей красе. Когда-то служил в ней псаломщиком Илья Петрович Бенефацин. Очень редкая для наших мест фамилия, хотя по происхождению родового древа наш, зауральский. Родился он в 1887 году в селе Боровлянское Курганского округа Тобольской губернии в семье псаломщика Петра Ивановича Бенефацина. С детства был приучен к церкви, поэтому поступил и окончил Ишимское духовное училище. Согласно указу, с 12 февраля 1913 года Илья Петрович являлся псаломщиком Знаменской церкви села Мостовского
Илья Петрович Бенефацин. Фото из архива
 

1910 год. Мостовская церковь. Из архива Карсонова

Ялуторовского уезда. Здесь же и нашёл своё семейное счастье. Женился. В браке родилось трое детишек.  15 июля 1915 года рукоположен в диакона. Революционные катаклизмы на деревне по всей видимости повлияли на семью клирика, поэтому по прошению в 1917 году он переводится от греха подальше на вакансию псаломщика при храме святителя Иоанна Златоуста села Бигилинского Ялуторовского уезда. В 1919 году был арестован за контрреволюционную деятельность. Но отпустили. В 1921 году рукоположен «во священника».  Служил в селе Казанцевском Петуховского района.
Арестован 6 октября 1931 года. Проходил по групповому делу - "Дело архиепископа Синеокова-Андреевского. Тюменская обл., 1932 г."  На допросе показал, что состоял в контрреволюционной организации, ставившей своей целью сопротивление всем мероприятиям советской власти, и перечислил лиц, в нее входивших. Предполагаю, что пытали. Свое участие на допросе объяснил так:
"Я оказался отбросом, т.е. обижен Сов[етской] властью и не разделял ее политики, особенно в части коллективизации с/хоз[яйства] и ликвидации кулачества как класса".
14 мая 1932 года Коллегией ОГПУ как "член контрреволюционной церковно-монархической организации «Союз Спасения России»" по статье 58-11 УК РСФСР приговорен к пяти годам концлагеря. Дальнейшая судьба Ильи Петровича, к сожалению, неизвестна. Реабилитирован клирик 12 января 1990 года. [18]
Иван Васильевич Черемшанов. Довольно-таки, интересная личность. По документам Тобольской епархии, ни места рождения, ни даты рождения не известны. Образование домашнее. Тем не менее, рукоположен в сан диакона в 1912 году. Священником становится уже в 1914-ом.  Послужной список очень обширен. Если составить таблицу, то получится, что на февраль 1907 года он проживал послушником в Знаменском мужском монастыре. В декабре этого же года служил псаломщиком в Екатерининской церкви Туринского уезда, уволен за штат. Пошёл в армию. До церковнослужителя в Мостовской церкви успел обозначиться псаломщиком ещё в трёх местах Симбирской и Тобольской епархий.
В январе 1913 года,  Иоанн Васильевич переведён на вакансию псаломщика по прошению в Знаменскую церковь села Мостовского. Отработал там чуть больше года. В этот же период времени он параллельно  состоял на вакансии дьякона, священника в Георгиевской церкви села Могилёвского, а также, служил в приписном храме деревни Куртан. В 1914 году уволен за штат «с запрещением в священнослужении, с лишением права ношения рясы и иерейского креста».
Ещё четыре места службы претерпел батюшка до 1915 года, попав напоследок в Акмолинскую область. Дальнейшая его судьба также остаётся до конца не выясненной. [19]
Ильин Сергей Михайлович. По справочнику Тобольской епархии за 1913 год, был рукоположен дьяконом в Мостовскую церковь. Родился во второй половине  19 века, сведения о нём обрываются не ранее 1915 года. Обучался в Екатеринбургской мужской гимназии. На территории округа впервые упоминается с 1911 года. В 1913 году исполнял обязанности псаломщика в Знаменской церкви села Мостовского.  С 24 июня 1915 года рукоположен во диакона епископом Тобольским и Сибирским Варнавой (Накропиным) в церкви д. Круглой Мостовского прихода. Какова его дальнейшая судьба, по документам проследить не удалось. [20]
Весьма не полные сведения о ещё одном клирике Мостовского прихода – Успенском Павле Павловиче. Родился во второй половине девятнадцатого века. Окончил Московскую академию богословия, магистратура. Приехал на учебу с Пермского края, как записано в реестре.  [21]
Являлся кандидатом богословия, утверждён 21 сентября 1899 году. В своё время служил в Омской и Павлодарской епархиях, а также,  Тобольской губернии, г. Ишим, Ишимское духовное училище, священник, преподаватель. В Мостовской церкви служил священником с 1906 года. Личное дело отца Павла закрыто и только дозволено его читать близким родственникам по заявке с утверждением права родства. Умер в 1920 году. Место погребения неизвестно. Но предположительно, что Ишим. [22]


с. Семискуль (Семискульское)

Коль мы, когда рассуждали о семье Батарлыковых, которые короткий период времени служили в  Семискульской церкви, то вспомним историю её зарождения. А заодно и остальных клириков, подвизавшихся при этом храме и приходе. В 1894 году крестьяне деревни Гнилинской Мокроусовской волости Ялуторовского округа, Семискульской и Селезневской Могилевской волости Курганского округа подготовили ходатайство о разрешении построить в деревне Семискуле каменную церковь, вместимостью до 180 человек. Причиной прошения была значительная отдалённость приходских церквей. Уже в декабре 1894 года с благословления Преосвященнейшего Агафангела, епископа Тобольского, такое разрешение было получено. Архитектор Богдан Цинке разработал проект, и в 1895 году отвёл и разбил место под строительство храма на свободной площадке около сельской Ишимской проездной дороги.  Архитектор, основная деятельность которого проходила в Западной Сибири с начала 1870-х. Прошёл путь от вольнопрактикующего архитектора в Тюмени до Тобольского епархиального архитектора. По его проектам проведено строительство и переустройство многочисленных общественных зданий, прежде всего храмов и других построек религиозного назначения в Тобольской губернии. Особенно отмечаются его работы по благоустройству монастырей в Тобольске и его окрестностях, строительство храма Петра и Павла в Салехарде. [23]

9 (21) мая 1896 года произошла закладка каменного храма. Подряд на строительство получил крестьянин Омутинской волости Егор Антонович Макаров. Фундамент сложен к июлю 1897 года, в августе 1898 года кладка стен доведена до сводов. Храм строился на средства Мокроусовской церкви. Помогали и крестьяне. Освящение новопостроенного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая совершено 20 августа (2 сентября) 1901 года благочинным 4-го благочиния Ялуторовского уезда Григорием Добровым.
Первоначально богослужение в церкви осуществлялось лишь в воскресные и праздничные дни причтом Мокроусовской церкви, но в 1905 году в село командирован священник с постоянным местопребыванием. В 1907 году прихожане потребовали открыть собственный приход. Прошение в 1909 году было удовлетворено. У храма появился свой притч, священник и псаломщик.
По данным областного архива на 1927 год в селе  Семискуль имеется церковь со сноской «староцерковники». В 1928 году она именуется уже «Семискульская Тихоновская церковь», а в 1929 году «Тихоно - Сергиевская». В 1933 году церковь была закрыта, занята советской властью под зерносклад, затем под электростанцию. Приход перестал существовать. Интересен тот факт, что церковь Тихоновская является памятником культурного наследия, внесена в «Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Курганской области», хотя ею так никто и не занялся конкретно по настоящий день, потому что  и заниматься-то, особо уже нечем! Осталось несколько оголённых стен.
А в дореволюционные годы первым настоятелем новооткрытого самостоятельного Семискульского прихода стал Николай Матвеевич Дмитриев. Он родился в Тобольске в 1873 году. 5 (18) июня 1906 года епископом Тобольским Антонием (Каржавиным) рукоположен в сан священника к церкви с. Мокроусовское Ялуторовского уезда с откомандированием к приписному храму в с. Семискульское. В Семискуле получил должность заведующего и законоучителя Семискульской и Селезневской церковно-приходских школ. 21 декабря 1907 г. получил архипастырское благословение от епископа Антония (Каржавина) «за усердное и внимательное отношение к учебно-воспитательскому делу» в Семискульской и Селезневской церковных школах. С открытием в мае 1909 г. самостоятельного Семискульского прихода был определён на должность настоятеля. В сентябре 1909 г. перемещён к церкви с. Шишкинское Тобольского уезда, а с января 1914 года - священником в с. Кучаевское.
В годы репрессий отец Николай в селе Кучаевском был схвачен. Особая тройка Омского УНКВД 10 октября 1937 года, используя донос Вторушина, приговорила Дмитриева к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор привели в исполнение. [24]
Ещё один клирик, некогда проживавший на территории Мокроусовского района - Вениамин Яковлевич Добромыслов. Согласно справке Епархиального ведомства, он родился в 1876 году в Туринском округе Тобольской губернии. Закончил Тобольскую духовную семинарию. 6 августа 1903 года поступил священником (на вакансии диакона) в Троицкую церковь села Мокроусово, параллельно служил в приписной церкви д. Семискуль. С 1 сентября 1903 года по 21 июля 1904 года - законоучитель Семискульской церковно-приходской школы. В 1904 году перемещён на вакансию диакона при Тюменской Троицкой единоверческой церкви.  Также расстрелян 30 августа 1937 года.  Читаешь данные скупые строки о священниках, псаломщиках, и возникает чувство глубокого уважения к людям, «за веру постоявших», и столь эта тема больна до сего дня. Поневоле вспоминаешь, как в тяжёлую годину Великой Отечественной войны Сталин, который учился некогда в духовной семинарии и знал каноны церковные, приказал с иконой облететь град Московский, чтобы защитить столицу от супостата. Внутренне верил – защитит!
Справочная книга Тобольской епархии на 1913 год в качестве заведующего Семискульской церковью упоминает и священника Василия Георгиевича Денисова. Мне он знаком по тем фактам, которые  упоминала в статье, опубликованной не так давно в районной печати о купцах Рыловых. Напомню читателям, что Иван Рылов, был обвенчан с дочерью Василия Денисова. Батюшка окончил духовное училище и с 1880 году рукоположен в псаломщики. Спустя десять лет его повышают в сане – диакон. А с 1894 года он - священник Никольской церкви. К сожалению, дальнейшую судьбу отца Василия проследить по документам не удалось. Лишь известно, что его дочь и внучка погибают в период гражданской войны от переохлаждения (укрывались в леднике во время набега красных на село).[25]

  с. Михайловское (Михайловка)

 Фотография Владимира Шевцова. 2010 год
В селе Михайловка стояла красивая церковь, и был обширным приход. Служили в нём два священника, которые известны по Справочнику Тобольской епархии - Пётр Павлович и Василий Константинович Поповы. О их судьбе дальнейшее наше повествование.
Родился первый клирик в середине 1870-х годов. Место рождения не указано, но предположительно, что в Пермской губернии. Учился в Тобольской духовной семинарии, которую не закончил, а выбыл в 1891 году. Рукоположен «в диакона» в 1899 году. Служил исправно, поэтому рукоположен «во священника» епископом Тобольским и Сибирским Антонием (Каржавиным) в кафедральном соборе г. Тобольска 26 октября 1990 года. Служил в Тобольской и Сибирской епархии псаломщиком в разных местах, пока по прошению не попал в Знаменскую церковь села Мало-Мостового (Мостовского) на должность дьякона в 1899 году. 26 октября 1900 года он определён в с. Михайловское, что неподалёку от Мостовского,  священником. Одновременно являлся заведующим церковно-приходскими школами в деревнях Сунгурово, Мало-Песьяное. Известно и имя  жены отца Петра – Серафима Михайловна. Она была крестницей рождённого у учителя Лапушинской двухгодичной школы Пантелеймона Васильевича Несговорова ребёнка.  В 1903 году батюшка  утверждён членом благочиннического совета в благочинии священника Николая Бурова на трёхлетие. Обязанности исполнял до 1919 года. Также, из духовных росписей Лапушинского приходя есть сведения, что какой-то период времени он исполнял обязанности священника и в Лапушках «за штатом».
 
Михайловская церковь до революции. Фото из Курганского архива

Трудами отца Петра в Михайловке был отстроен «обширный, светлый, благолепный»  трёхпрестольный храм. [26]
За период своей службы имел от начальства пять благодарностей. Последняя - право ношения камилавки, награжден к празднику Святой Пасхи - была вручена в 1919 году. Трудная судьба по причине гонения православия с земли курганской заставила отца Петра с семьёй перебраться в 1921 году в Акмолинскую область, Петропавловский уезд, село Кабановское. 28 февраля этого же года клирик заключен под стражу,  и 21 марта чрезвычайной тройкой при ПП ВЧК по Сибири по статье 59-3 приговорён к высшей мере наказания. Что стало после расстрела главы семейства с женой и детьми – неизвестно. Пётр Павлович реабилитирован в 1999 году Прокуратурой Алма-Атинской области. [27]
О Василии Константиновиче Попове, еще одном клирике Никольской церкви,  сведения очень скупы. Известно лишь, что исполнял обязанности псаломщика в селе Михайловское Курганского уезда с 1893 Никольская церковь в 1910 году. Из частной коллекции Н. Мещанинова

года, образование – приходский учитель. В церкви служил до 1897 - го года. Тогда на селе храм был деревянным, на каменном фундаменте, однопрестольным. Дальнейшая отца Василия судьба не просматривается по документам открытого доступа.
Гораздо богаче данные на другого священника Никольской церкви – Петра Гавриловича Цветаева. Родился клирик в Рязанской губернии Пронского уезда в селе Погорелки. Отец – Гавриил Иванович, мать – Анна Васильевна. Окончил Сапожковское духовное училище, четыре класса. В сентябре 1905-го года рукоположен «во диакона» епископом Тобольским и Сибирским Антонием. «Во священники» -  в марте 1913 году – епископом Тобольским и Сибирским Евсевием. В Никольской церкви начал свою трудовую деятельность с 1907-го года дьячком, переведён по прошению. Был законоучителем церковной школы. В 1912 году переведён в с. Ларьякское Сургутского уезда. В последующие годы служил в с. Шадринское, Усть-Суерское до 1929 года священником. Пётр Гаврилович был женат на Анне Васильевне из рода священнического. Имела семья три сына и дочь. Последняя награда клирика – ношение набедренника, была вручена в 1919 году.[28]
 А затем пошли годы гонений и произвола. Преследования не обошли стороной. В июне 1929 года он был арестован в Усть-Суерке и осужден Коллегией ОГПУ СССР на три года лишения свободы по статье 58-10 УК РСФСР. В заключении находился в Вишерском ИТЛ. Скорее всего, там и закончил свою земную юдоль. Реабилитирован Курганской прокуратурой в 1992 году.
 
Пётр Гаврилович Цветаев справа. Фото из архива семьи

Что стало с его семьёй – неизвестно. Но его потомки остались, так как они провели исследование и их интересные воспоминания в книге «Из жизни сельского пастыря» имеются в открытом доступе: ««В первых числах июля месяца 1929 года в селе Усть-Суерском Белозерского района на одном из гражданских собраний было решено отказаться от церкви и передать ее под медпункт. Обеспокоенный этим известием священник Цветаев объехал соседние деревни: Варакосову, Вагину, Памятную, Пузыри, Заозерную, Мясникову и выселок Бочанский, где агитировал прихожан отстоять церковь и стал собирать подписи у населения.
Из показаний очевидцев: "Поп в соседних деревнях среди масс вел ложную агитацию, подбивая народ к тому, чтобы подписывались и не отдавали церковь. Говорил, что в селе Усть-Суерском подписались 300 человек и велели просить вас пойти на помощь, а иначе у нас церковь отберут. Собирал групповые собрания, ходил по домам".
15 июля съездил в административную часть Белозерского района, где получил разрешение на созыв общеприходского собрания верующих, указав на повестке вопрос "о содержании церкви".
22 июля к Усть-Суерской церкви пешими и конными пришли около 400 человек. Вскоре раздался колокольный звон и священник объявил, что сейчас будет проводиться собрание, и попросил, чтобы на нем присутствовали представители власти, те же в свою очередь запретили это делать.
"Православные, мы должны были сегодня провести собрание, но местная советская власть не разрешает этого делать. Вопрос стоит очень важный, будем ли мы передавать церковь под медицинский пункт или нет. Вы должны по - христиански хорошо подумать и сказать свое слово".
На повестке церковного совета речь шла о содержании храма. Когда в церковь пришли представители сельского совета, то их оттуда выгнали. "Мы должны сегодня провести собрание, но местная советская власть нам не разрешает этого делать". Поднялся шум, в адрес представителей власти были сделаны выкрики. "Не надо нам представителей власти, без них обойдемся. Советская власть загнала нас в болото. Отобрала весь хлеб, кругом обман, насилие". Особенно внесением дезорганизации отличилась Ольга Васильевна Буславьева, крестьянка из села Усть-Суерского, в 1921 году за участие в крестьянском восстании осужденная на 5 лет лишения свободы.
Верующие выгнали из церкви представителей сельского совета. Далее Цветаев говорил: "Родители, не отпускайте детей в народные дома, а приучайте посещать их храм божий. Тогда Господь Бог пошлет благодать на те дома, где родители своих детей приучат к церкви. Если верующие все встанут на путь веры и как один встанут на защиту храма Божья, то властям ничего не сделать".
23 июля 1929 года собрание Усть-Суерского сельского совета признало действия церковного собрания антисоветскими.
Из показаний очевидцев: "До 1921 года поп Цветаев служил в селе Шадрино Суерского района, и когда пришли красные, то нашли у него оружие в пригоне, которое он все время воровал у красноармейцев и через своих сыновей передавал бандитам и имел с последними крепкую связь. Но все же его освободили от расстрела, так как он имел большую семью ребят и дал честное слово, что больше он такого никогда и ничего не позволит, а вот смотрите, какая у него совесть и честное слово. Предлагаю эту паршивую гадину отсюда выслать, чтоб не вредил".
Уполномоченный следственного отделения Курганского окружного отдела ОГПУ постановил: "Принимая во внимание, что, находясь на свободе, вышеуказанные лица будут продолжать свою преступную деятельность, запутывать следствие и из боязни грозящего им наказания могут скрыться от следствия и суда, заключить их под стражу при Курганском исправительно-трудовом доме".
Жена священника Таисья Федоровна, обеспокоенная положением мужа, стала собирать справки, которые могли бы положительно повлиять на его дальнейшую судьбу. Затем отнесла в Курганское ОГПУ: "Ходатайство от жителей деревень Вагиной, Памятной, Заозерной, Волосниковой и Варакосовой об ускорении следствия" и справку из Старо-Шадринского сельского совета о том, что "Священник Цветаев в 1921 году участия в банде не принимал. Винтовка, изъятая у Цветаева, была найдена его сыном Гавриилом за два дня до прихода местного отряда (красных). Священник о винтовке ничего не знал".
От предъявленных обвинений Цветаев и Буславьева отказались и никого не оговорили. 3 ноября 1929 года они были осуждены на 3 года и для отбытия срока наказания направлены в Вишерский концентрационный лагерь.
После отбытия наказания Цветаев был "лишен права проживать в 12 населенных пунктах Уральской области с прикреплением сроком на 3 года". На этом его следы теряются». [29]
Жил в селе Михайловка и служил в местной церкви ещё один клирик, о котором мы узнаём из предыдущей статьи в районной газете об учителях до революции.  Это - Алексей Иванович Мороз (батюшка Алексий).  Родился он во второй половине 19 века, окончил двухклассные курсы и в 1911 году – пастырские Московские курсы. В этом же году рукоположен «во священника», направлен в Успенскую единоверческую церковь вторым священником в село Уварово Мокроусовского района.   4 февраля 1913 года, согласно прошению, переведен на вакансию священника при церкви святителя Николая Чудотворца поселка Михайловского Ишимского уезда. Скорее всего, по  причине гонения на церковнослужителей, пытался уехать подальше от глаз советской власти.  16 сентября 1918 года - настоятель прихода храма праведного Симеона Богоприимца села Орловского того же уезда [30]
Дальнейшая судьба отца Алексия остаётся неизвестной.

с. Лапушинское (Лапушки)
 Сначала церковь именовалась Тихвинской, затем переименована в Богородицкую. Их архивного фонда ГАКО узнаём, что «Богородицкая церковь села Лапушинского Курганского уезда  Тобольской епархии построена в 1865 году. Ликвидирована в 1922 г. Но по записям последней приходской книги, узнаём, что церковь действовала до 1928 года.  В приход церкви входили с. Лапушинское, деревни - Першино, Песьяное, Пившиное. На основании декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918 г. церковь лишена юридического права. Прекратила свое существование в 1930-е гг». [31-32]

Служил в вышеназванной церкви Арсений Васильевич Урбанский. Работая в Курганском архиве с метрическими книгами  вышеуказанного прихода, я не раз любовалась убористым почерком клирика, который вместе с дьяконом Василием Парышевым заносили записи о родившихся и крещённых, о брачных обысках и погребении прихожан. Родился клирик  в начале 1881 года в селе Медведьевское Ишимского округа у Василия Михайловича Урбанского. Родной брат священника - Иван (1884 г.р.) и псаломщик Леонид (1882 г.р.) Урбанские. Всего в семье было шесть братьев и две сестры. 
Арсений  в 1904 году закончил по второму разряду Тобольскую духовную семинарию. В 1905 году рукоположен «во диакона», а через несколько дней получает сан священника. До рукоположения служил псаломщиком в Усть-Ламенском (Троицкая церковь), а в 1908 году в слободе Суерской (Смоленская церковь) состоял на вакансии диакона. В Лапушках священник появился около 1908 года. В 1913 году утверждён членом благочиннического совета шестого благочинного уезда, к коей была приписана церковь. В январе 1917 года он назначен благочинным указанного благочиния. В 1911 году клирик награждён правом ношения набедренника как за «усердно-полезную службу». В 1915-ом, имел право ношения скуфьи. [33]

По показаниям старожилов села, вместе с колчаковцами выехал из Лапушек в 1920 году. В открытом доступе больше документов на батюшку нет. Не числится он также и в списках расстрелянных священников в те страшные годы. Есть свидетельские показания жительницы Мокроусовского района, которая рассказала, что её мама упоминала священника как жившего на выселках Козье в годы Великой Отечественной войны.  Участь родового гнезда священника очень печальна. По документам,  его брат Александр 1892-го года рождения, который в 1938 году проживал в с. Байкалово Тобольского района и работал бухгалтером райздравотдела,  по обвинению, приговорён к ВМН. Александр расстрелян в июне 1938-го года. Место погребения – г. Тобольск. Реабилитирован посмертно в 1989 году. [33]
Не менее печальная судьба и у дьячка Лапушинского прихода Василия Григорьевича Парышева. Родился  он в 1873 году  в с. Дмитриевское (Дмитриевка) Мостовского (ныне Мокроусовского) округа. Исполнял обязанности священника (после побега Арсения Урбанского с колчаковцами) в местной Тихвинской церкви. Продолжал ещё три года вести записи, судя по клировым ведомостям. Дом его стоял около прихода. Он живой по сей день. Там проживают семьи, не догадывающиеся о том, что данное строение было построено в начале 20 века на средства прихожан для священнослужителей. И история этого дома наполнена слезами гонимых клириков и их семей. Василий Григорьевич арестован в период второй волны террора, 15 июня 1937 года. Точно не знаю, работал ли он на тот период времени в общественном хозяйстве, но по воспоминаниям старушек, к нему тайно приезжали и приходили миряне, чтобы окрестить народившегося младенца или позвать на молебен по усопшему. Никому не отказывал. За что и поплатился. Батюшка приговорён тройкой УНКВД по Челябинской области по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации. Он расстрелян 16 ноября 1937 года. Реабилитирован в 1989 году Курганской облпрокуратурой. О судьбе его семьи ничего неизвестно, кроме одного сына – Петра Васильевича Парышева, которого арестовали 10 мая 1937 года, чуть раньше отца. Обвинён по той же статье, что и о. Василий. Расстрелян 27 сентября 1937 года. Реабилитирован Курганским облсудом в 1957 году. [34]
Очень скупы сведения и о заштатном священнике села Лапушинского Курганского уезда – Николае Иоанновиче Титове. Только написано в справочнике, что окончил духовную семинарию, и всё. До какого года он был заштатным священником в Лапушках, не указано. По документам отрытого типа о его семье и дальнейшей судьбе также, ничего неизвестно.




д. Дмитриевка (Дмитриевское)

Фото родоведа В. Шевцова. 2007 год.
Все, что осталось от бывшей Дмитриевской церкви.


Известно ли сейчас дмитриевским жителям, что в их деревне находилась в дореволюционные и первые послереволюционные годы  церковь? При ней настоятелем состоял Григорий Тимофеевич Казанцев. В справочнике Тобольской епархии за 1913 год лишь написано, что он в своё время окончил учительскую семинарию, рукоположен «во священника» в 1907 году. Церковь Димитрия, митрополита Ростовского, сохранила свои стены в измененном состоянии на 2007 год. Сама деревня образовалась из переселенцев близ находящихся деревень и приезжих крестьян в январе 1851 года.  Но долгие годы в просторечье она называлась Митриевкой.
Интересна история строительства храма. О ней подробно написал историк, исследователь Владимир Евдокимов.
« 12 марта 1863 года от имени «общества» прошение о строительстве церкви подписал избранный доверенный Евстафий Максимович Симонов. Инициаторами выступили жители деревни Дмитриевка: в списке  жертвователей их 48 человек, 16 представители деревень Баженова, 4 – Богданова и ни одного из Старо-Першина. Старопершинцы еще долго игнорировали эту церковь и лишь в 1867 году, когда церковь уже была освящена и действовала, они собрали пожертвования на строительство иконостаса. Между тем бумажная бюрократия продолжалась, и на 10 марта 1865 года строительство церкви еще не начиналось. Но зато было объявлено о новом сборе пожертвования, на который подписалось 66 человек из Дмитриевки, 17 человек из Баженова, 7 человек из Богданова. Старопершинцы- ни одного. Но зато 26 июля 1864 года появилось прошение о том, что к новому приходу желают присоединиться жители деревни Белой в количестве 114 человек. А в октябре 1864 года ввиду неурожая и недобора подписанных денег пишется в духовную консисторию прошение о сборе добровольных пожертвований. Наконец, в начале 1865 года заключен контракт на строительство с государственным крестьянином Утичьей волости Василием Сидоровичем Лебедевым. Контракт от «общества» подписывали: Козьма Дмитриевич Косарев и Евсей Сысоевич Симонов. Строили, видимо, достаточно быстро и 7 июня 1867 года уже составляется прошение о строительстве иконостаса, и есть уже священник – Василий Буров. В это же время церковь была освящена и начала свою работу, т.е.1868 год. А в 1870 году 12 июля был освящен иконостас. Поэтому ошибочно считается дата постройки церкви 1870 год. Дело о постройке Дмитриевской церкви начато в 1863 году. Окончено 18 сентября 1870 года. Первым церковным старостой избран Христофор Баранов. Стоит сказать, что церковь названа так в честь святого Дмитрия Мироточивого. В Дмитриевский приход вошли жители четырех деревень: Дмитриевки – 560 прихожан, Баженовой – 184, Богдановой – 242, и Старопершиной – 484.Всего по данным на 1863 год 1470 прихожан. Прошение жителей деревни Беленькой было отклонено, и их оставили в приходе Мостовской и Мокроусовской церквей, а впоследствии и в Лапушинской церкви. С постройкой и вводом в действие Дмитриевской церкви был сокращен церковный штат Мостовской церкви: вместо двух престолов был оставлен один. Стоит отметить, что вновь построенная церковь стала пользоваться популярностью и в соседних приходах. Зачастую церковные церемонии здесь совершали жители деревень Капарулино, Круглое, Белое, Ново-Троицкое и села Михайловское».

Интересные сведения есть и о священнике Василии Петровиче Бурове. Предполагаю, что в Дмитриевской церкви он не служил ни дня, а только дал согласие крестьянам для быстрейшего строительства и открытия прихода. Вот данные из Тобольского справочника за 1913 год:

Дата рождения: ок. 1838
Дата смерти: весна 1884
Родственники
отец — Буров Петр, священник
жена — Бурова (Благонравова) N. (ум. не позднее 1882)
сын — Буров Александр Васильевич (ок. 1861 – не ранее 1882), чиновник
сын — Буров Семен Васильевич (03.09.1863 – 19.07.1929). Окончил Сибирскую военную гимназию (1881), 1-е военное Павловское училище (1883). Выпущен в стр. сост. Сибирского казачьего войска. Хорунжий (ст. 12.08.1883). Сотник (ст. 25.12.1884). Подъесаул (ст. 08.10.1887). Есаул (ст. 17.11.1891). Командовал сотней (8 лет 2 мес. 22 дня). Участник похода в Китай 1900–1901 и русско-японской войны 1904–1905. Войсковой Старшина (ст. 19.08.1905). Полковник (пр. 1910; ст. 12.05.1910; за отличие). Командир 2-го Сибирского казачьего полка (с 12.05.1910). На 01.03.1914 в том же чине и должности. Участник мировой войны. На 07.06.1915 в том же чине и должности. Председатель (старш. член) войскового хозяйственного управления Сибирского казачьего войска (с 20.11.1915). На 01.08.1916 в том же чине и должности. И.д. помощника войскового атамана Сибирского казачьего войска (в отставке с 1917 генерал-майором). С началом гражданской войны
служил в Добровольческой армии. В конце июля 1919 прибыл в г. Омск из г. Екатеринодара, уполномоченный Дальневосточной комиссии по учету и транспортировке предметов снабжения в г. Владивостоке. В ноябре 1922 эмигрировал в Корею. Умер в г. Гензане, похоронен на американском кладбище в селении Хокучин (Корея)
сын — Буров Николай Васильевич (род. Ок. 1870). Окончил Сибирский кадетский корпус (1888), поступил в 1-е военное Павловское училище
брат жены — Благонравов Степан, священник.
Сам Василий Петрович окончил Тобольскую духовную семинарию в 1860 году. В это же время рукоположен «во священника» архиепископом Тобольским и Сибирским Феогностом (Лебедевым).  На 1872 год переведён в Ильинскую церковь станица Лебяжьевская. На 1884 год состоял в том же приходе законоучителем в казачьей школе. В послужном списке нет ни слова о его принадлежности к Дмитриевской церкви. Дальнейшая судьба батюшки также неизвестна, кроме одного факта, что весной 1884 года он скончался.[35]
Псаломщиком в Дмитриевской церкви служил Александр Евгеньевич Световостоков.  Его отец – Евгений Васильевич, в 1871 году окончил курс семинарии второго разряда и служил дьяконом в Алексиевской церкви (Свято-Троицкий собор) Алапаевского завода. В свою очередь, у отца Евгения – отец Василий Михайлович был священником в Мурзинске, село Сретенское. Окончил курс семинарии в 1840 году.  Но вернёмся к нашему псаломщику: 20 июня 1915 года он был рукоположен в сан диакона в Курганской Троицкой церкви. Значит, на тот момент отец Александр не


проживал в Дмитриевке, а был переведён по прошению.  Из его обширной семьи некоторые братья также прошли Тобольскую духовную семинарию,  но к пастырству не примкнули. К примеру, Световостоков Михаил Евгеньевич - учитель земской школы в Пермской губернии. В Дмитриевке у семьи  народились ребятишки: Ольга (1905 г.г.), Евлалия (1907 г.р.), Нина (1910 г.р.), Иван (1916 г.р.). В Кургане же,  псаломщик потерял жену в возрасте тридцати пяти лет,  и после её смерти детей разлучили. Забрали на воспитание дядя и сестры Александра Евгеньевича, которые проживали в Алапаевске Свердловской области. [36]
 
Сестра Световостокова Елизавета

Об Александре Евгеньевиче известно, что он: «1874 год. 4 августа 1874 года родился, 7-го крещен младенец Александр, родители: Мироновской Георгиевской церкви священник Световостоков Евгений Васильев и з. жена его Анна Григориева. Восприемники: Невьянского села священник Вышегородский Григорий Никитин, Мурзинского села священника Световостокова Василия Михайлова дочь девица … (л.182об; МУ Артемовского городского округа «Архив с постоянным составом документов» ф.13 оп.1 д.17 – МК и Исповедные ведомости ц.с. Мироновского, И.у. за 1873-1875 г.г.).
1874 год: Л.248…
Священник Световостоков Евгений Василиев 27 лет, жена его Анна Григориева 24 лет».
Из архива родственников пастыря[37]
 




Раритетное фото. Сделано в память Мокроусово по случаю рукоположения диаконом в Троицкой церкви с. Мокроусово. [38]
Дальнейшая его судьба по документам не просматривается.

с. Уваровское (Уварово)
В данном красивом, стоявшем на холмах близ ручья Марьюшка селе, некогда стояла Успенская единоверческая церковь. Служил в ней псаломщиком некто Волосников Самуил Феофанович. О его семье есть прекрасное повествование его праправнука Валерия Волосникова «Непридуманная повесть», где упоминается батюшка и его семья.
«Умер Самуил Феофанович в шестьдесят четыре года от болезни связанной с циститом, в 1940 году.  Недуг развился ещё с девятнадцатого года с гражданской войны. Зимой в мороз его продержали всю ночь в сарае, полуодетого, вместе с пленными колчаковцами. Наутро, когда повели расстреливать, толпа селян, в основном женщины, стали просить не убивать Самошу, что он хороший, бедный и никакого зла не делал. Они так кричали, что командир приказал отпустить попа. Но болезнь, такую неприятную, тем не менее, тогда он нажил. Между прочим, на расстрел его вели не в первый раз. Полугодом раньше его чуть не расстреляли белые якобы за содействие большевикам; полная чушь, конечно, но население вступилось за него. Говорили, что его оклеветал какой–то Тимоня с хутора из-за женщины, в которую оба были влюблены. По части любовниц Самоша был грешен; еще в молодые годы получал взыскания от церковного начальства, за что и был понижен до должности псаломщика».[39]
Отец Самуила был бедным клириком 1841 года рождения, Феофан Васильевич, служил псаломщиком в той же церкви и проживал в Уварово. В своё время получил домашнее образование. С 1887 года семья проживала сначала в селе Романовское Тобольской и Сибирской епархии. Затем переехала в наш край. Два года он был псаломщиком в единоверческой церкви, затем переведён в село Травнинское, будучи уволенным «за штат». Затем пожилого человека опять вернули в родовое гнездо - Романовское, предположительно, там и скончался не ранее 1915-го года.
О том, что семья бедствовала, говорит запись в Тобольском справочнике за 1913 год:
«Святейшим Синодом 2 июня 1900, по ходатайству Тобольского епархиального начальства, было разрешено не считать препятствием к награждению установленными для духовенства знаками отличия бытность Феофана Васильевича под судом и штрафом.
Осенью 1910 из епархиальной кассы взаимопомощи Феофану Васильевичу было выдано пособие в размере 50 руб.
По сведениям 1915, получал пенсию от казны в размере 33 р. 33 коп. в год, пособие от Тобольского епархиального попечительства о бедных духовного звания — 24 руб. в год. Владел небольшим домом с пристройкой».[40]
Больше сведений о Волосниковых не найдено.

Рухлов Неофит Григорьевич упоминается в Тобольском справочнике как псаломщик с 1898 по 1911 год.  Проживал в Уварово и рукоположен в  священники с  1911 года. Отец - Григорий Минеевич, мать – Мавра Фёдоровна. Целая династия священников! Брат - Василий Григорьевич. По данным на брата узнаём, что жила семья в д. Сивково Частоозёрского района. Это Тобольская губерния Ишимский уезд. Возможно, Неофит родился в том же населённом пункте. Семья у брата Василия была большой и крепкой. Дочери Олимпиада, Евфалия, Нина, Зинаида, Елизавета, Александра и долгожданный сын – Алексей. Очень печально сложилась впоследствии при советской власти судьба дочерей. У Евфалии муж Рямов расстрелян, реабилитирован в девяностые. Семья с детьми была выслана. У Нины муж Коптев расстрелян. Семья с детьми выслана. У Зины муж Речкин Прокопий Афанасьевич, кожевник. Раскулачен и отправлен в лагеря. Погиб в ГУЛАГе. Семья с детьми выслана. Все реабилитированы впоследствии.
Сам батюшка Василий служил в 1923 году при Тобольском духовном училище. В 1937 году был протоиереем в Никольской церкви села Петуховского Белозёрского района. В сентябре 1937 года арестован. В ноябре приговорён к высшей мере наказания с конфискацией имущества. В этом же месяце расстрелян и сброшен в г. Челябинске в старые шахты (Золотая горка). В 1990 году реабилитирован. Что сталось с его домочадцами – неизвестно. [41]
Об отце братьев Рухловых также есть скупые сведения. Если коротко, то Григорий Минеевич родился в селе Романовское Шмаковской волости Курганского уезда в середине 19 века. Умер не позднее 1889 года.
Родственники
жена — Рухлова (Волосникова) Мавра Федоровна, из семьи духовенства Волосниковых
сын — Рухлов Василий Григорьевич, протоиерей
сын — Рухлов Неофит Григорьевич, священник, благочинный
дочь — Рухлова Евфимия Григорьевна
дочь — Рухлова Елена Григорьевна
До 1875 года служил в с. Сивковское и с. Романовское. Умер не позднее 1889 года. [43]
К сожалению, об отце Неофите более подробных сведений нет.

Рязанов Иоанн Иоаннович. Священник, состоящий при единоверческой церкви с. Уваровского Ялуторовского уезда. О нём почти нет сведений, кроме одного, что  в 1910 году уволен «за штат». Но коль о его местопребывании была запись в Тобольском справочнике, значит, такой священник в преклонном возрасте пребывал на территории Мокроусовского района. Предполагаю, что на территории Мокроусовского округа пребывали ещё священники, на которых данных попросту я пока что не нашла.

Мы с вами совершили небольшой экскурс в историю развития православия на территории Мокроусовского округа, исследовали судьбы некоторых священнослужителей, которые жили в незапамятные времена и оставили свой след на мокроусовской земле. О которых долгое время умалчивала история, но их имена, думаю, не надо забывать.