История русских церквей Курганская область

Наталья Захарова 2
Государственный переворот в 1917 году в России положил начало разрушения основ православия повсеместно. В Энциклопедии сказано, что « принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций» ни что иное, как свобода атеистического начала и уход граждан России от религии. 1 Россия до 1917 г. была страной с государственной религией. Это привело к кризису самой Русской Православной Церкви. На петербургских религиозно-философских собраниях князь С. Волконский высказал следующую мысль: «Если церковные руководители и духовенство не понимают необходимости отделения церкви от государства, то это только доказывает внутреннюю слабость церкви, вынужденной цепляться за постороннюю помощь и прибегать к чужим мерам, чтобы заменить бессилие своего меркнущего авторитета»). [2] Прав он или нет, разрешила история России, так как в последнее время, несмотря на попытки международного раскола православной Церкви, народ постепенно просыпается от сна и приходит к пониманию веры в БОГА. Мокроусовский округ не является исключением. 2 До 1917 г. в России в незащищенном положении, как указывают некоторые источники, оказались неверующие, поскольку в паспорте следовало в обязательном порядке записывать свою принадлежность к определенной религии, часто запрещалась деятельность представителей других религий, кроме православной. Отождествление государственной власти и Русской Православной Церкви (в последующем, РПЦ) в сознании народа помогло большевикам после революции наряду с террором провести политику раскола РПЦ и подорвать веру в ее учение. Самым важным нормативно-правовым актом в этой области стал Декрет Ленина от 20 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви (тезисы этого Декрета были опубликованы уже в январе 1918 г. ), в соответствии с которым РПЦ была отделена от государства. Местные органы власти не могли издавать какие-либо законы и постановления в этой сфере (ограничивавшие или дающие привилегия какому-либо вероисповеданию). В п. 3 Декрета было закреплено право на свободу совести, в нем говорилось, что «каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются». С этого момента в официальных актах не нужно было указывать религиозную принадлежность (ранее было обязательным указание вероисповедания, например, в паспорте). Вместе с тем Декрет лишал церковь всего имущества, движимого и недвижимого, и права владеть им, кроме того, церковь лишалась прав юридического лица. Церковным и религиозным организациям прекращались всякие государственные субсидии. Церковь могла получить необходимые для богослужения здания только на условиях «бесплатного пользования» и с разрешения властей. Помимо этого, во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях запрещалось преподавание религиозных вероучений (п. 9 школа отделяется от церкви). Отныне граждане могли обучаться религии только частным образом. С утратой веры народа в царя церковь сразу утратила свой прежний авторитет, а с его гибелью оказалась обезглавленной. В то же время в России после революции оставались миллионы православных верующих (по официальным данным - 117 млн), многие из которых не отвернулись от Русской Православной Церкви и поддерживали ее. Данный факт подтверждает утверждение о том, что церковь - это не только священнослужители, но и многочисленные миряне. Большевикам предстояла трудная работа по внедрению атеистической идеологии, но так как для достижения поставленной цели (удержание власти) они использовали любые средства, в том числе и массовые репрессии, то во многом это удалось. Так были порушены в конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого столетия три церкви (им. Николая Чудотворца, Троицы Животворящей и Георгия Победоносца) в Мокроусовском округе Курганской области, стоящие на окормлении на территории нашего прихода Покрова Пресвятой Богородицы. Историей зарождения сиих церквей и их жизнедеятельности никто не занимался, поэтому цель моей курсовой работы – собрать по крупицам сведения об этих церквях, узнать фамилии клириков, служивших некогда в вышеназванных приходах, сколько прихожан было на данных территориях, а также, какую функцию выполняли церкви со дня своего создания. Для меня лично, эта тема больная, так как силами прихожан и неравнодушных людей, благодаря местному муниципалитету, сохранённые полуразрушенные здания в сёлах Рассвет (Могильное), Михайловка мы стараемся возродить и проводить в них службы. Государственный переворот в 1917 году в России положил начало разрушения основ православия повсеместно. 2 До 1917 г. в России в незащищенном положении, как указывают некоторые источники, оказались неверующие, поскольку в паспорте следовало в обязательном порядке записывать свою принадлежность к определенной религии, часто запрещалась деятельность представителей других религий, кроме православной. Отождествление государственной власти и Русской Православной Церкви (в последующем, РПЦ) в сознании народа помогло большевикам после революции наряду с террором провести политику раскола РПЦ и подорвать веру в ее учение. Самым важным нормативно-правовым актом в этой области стал Декрет Ленина от 20 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви (тезисы этого Декрета были опубликованы уже в январе 1918 г. ), в соответствии с которым РПЦ была отделена от государства. Местные органы власти не могли издавать какие-либо законы и постановления в этой сфере (ограничивавшие или дающие привилегия какому-либо вероисповеданию). В п. 3 Декрета было закреплено право на свободу совести, в нем говорилось, что «каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются». С этого момента в официальных актах не нужно было указывать религиозную принадлежность (ранее было обязательным указание вероисповедания, например, в паспорте). Вместе с тем Декрет лишал церковь всего имущества, движимого и недвижимого, и права владеть им, кроме того, церковь лишалась прав юридического лица. Церковным и религиозным организациям прекращались всякие государственные субсидии. Церковь могла получить необходимые для богослужения здания только на условиях «бесплатного пользования» и с разрешения властей. Помимо этого, во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях запрещалось преподавание религиозных вероучений (п. 9 школа отделяется от церкви). Отныне граждане могли обучаться религии только частным образом. С утратой веры народа в царя церковь сразу утратила свой прежний авторитет, а с его гибелью оказалась обезглавленной. В то же время в России после революции оставались миллионы православных верующих (по официальным данным - 117 млн), многие из которых не отвернулись от Русской Православной Церкви и поддерживали ее. Данный факт подтверждает утверждение о том, что церковь - это не только священнослужители, но и многочисленные миряне. Большевикам предстояла трудная работа по внедрению атеистической идеологии, но так как для достижения поставленной цели (удержание власти) они использовали любые средства, в том числе и массовые репрессии, то во многом это удалось. Так были порушены в конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого столетия три церкви (им. Николая Чудотворца, Троицы Животворящей и Георгия Победоносца) в Мокроусовском округе Курганской области, стоящие на окормлении на территории нашего прихода Покрова Пресвятой Богородицы. Историей зарождения сиих церквей и их жизнедеятельности никто не занимался, поэтому цель моей курсовой работы – собрать по крупицам сведения об этих церквях, узнать фамилии клириков, служивших некогда в вышеназванных приходах, сколько прихожан было на данных территориях, а также, какую функцию выполняли церкви со дня своего создания. Для меня лично, эта тема больная, так как силами прихожан и неравнодушных людей, благодаря местному муниципалитету, сохранённые полуразрушенные здания в сёлах Рассвет (Могильное), Михайловка мы стараемся возродить и проводить в них службы.

II Начальное зарождение, расцвет и закрытие Троицкой церкви села Мокроусово
МОКРОУСОВСКОЕ, СЕЛО СОЛОВЬЁВСКОЙ (МОКРОУСОВСКОЙ) ВОЛОСТИ ЯЛУТОРОВСКОГО УЕЗДА. ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ. ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ НЕВСКОГО.
2.1.Из документов по истории создания села Мокроусово, что находится в местном музее, узнаём, что зарождению данного населенного пункта и названию его селом, является строительство церкви имени ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ. Большой вклад в это дело привнёс основатель поселения Мокроусовского   Иван сын Степанов Мокроусов. В районном музее есть собирательный портрет этого немолодого уже, бородача, шестидесяти лет, выходца из Архангелогородской губернии.
В Сказках истории рождения села, сохранённых в Мокроусовском музее,  записано, что примерно в 1758-59 годах в пяти верстах от деревни Мало-Кызацкой на берегу реки Кизак построил дом и обосновался со своей семьёй отставной солдат Иван Степанов Мокроусов. Рядом поставили свои дома и сотоварищи Ивана, ушедшие в отставку солдаты. Прибыли они также, со своими семьями. Так и появилось деревня Мокроусова, получившая свое название по фамилии первого поселенца, поставившего дом.
Иван Мокроусов был уже в возрасте и имел большую семью, с ним проживали его дети: сыновья Семен, Федор, Дмитрей, дочери Фекла, Афимья и Настасья, а также сноха - жена умершего старшего сына Алексея - Стефанида, урожденная Кокорина, с внуком его Иваном. Сам Иван был родом из Чубаровской слободы Краснослобоцкого дистрикта. А прадед его, Ивашко Васильев Мокроусов, пришел в Сибирь из Сольвычегодского уезда, Архангелогородской губернии. (По записям истории села Мокроусовский музей).
К июню 1760 года деревня Мокроусова насчитывала 35 дворов. Место, выбранное Иваном для селения, было крайне удобным. Несмотря на то, что рядом стоящие деревеньки появились раньше, Мокроусово росло гораздо быстрее, как говорится в летописи современных краеведов, чему я, откровенно говоря, сомневаюсь. Из истории зарождения Мокроусовского района узнал, что иные деревни и сёла росли гораздо быстрее, чем Мокроусово. К примеру, Соловьёвка, Уварово, Новотроицкое, Мостовское. Но Иван сын Степанов был горяч желанием церковь поставить, и чтобы деревня стала селом. Именно по его инициативе началось строительство в деревне церкви. Об этом свидетельствует его прошение в Ялуторовское духовное правление. Приведем это прошение целиком, т.к. в нем содержится информация не только о начале строительства церкви и о близлежащих деревеньках, а также указано, из каких мест были первые поселенцы:

«… Подан июня 6-го числа 1760 году
В Ялуторовское духовное правление
Покорнейшее доношение
Жительство имею я нижайший Ялуторовского дистрикта вновь заводимой Кызацкой слободы в деревни Мокроусовой в которой числится дворов тридцать пять а по прежнему означено в той Мокроусовой деревне выписавшихся по указу Сибирской губернской канцелярии из разных мест а именно Ялуторовского дистрикта из Устьсуерской Салтосарайской слобод Краснослободского дистрикта из Киргиской слободы обывателям селится и всего строит сорок два двора повелено да близ тои поселившиеся имеются деревни а именно Кукарская в трех верстах дворов в ней двадцать пять, Малокызацкая в пяти верстах в ней шестнадцать дворов, Крепостная в пяти верстах дватцать пять дворов, Кокаревая в семи верстах двадцать дворов, Соловьевая в верстах восми шестнадцать дворов, Шушарская в десяти верстах в ней дватцеть дворов и с того ныне на лицо сто пяддесят семь дворов коих деревень обыватели дали мне нижаишему писменный за рукою приговор что б с тем приговором явится в Ялуторовском духовном правлении и просить откупу в Тобольске для исходатоиствования у его преосвященства благословенной вновь создати во имя святыя живоначальноя троицы и сретения господня [церкви] дву престолной деревянной на новом месте церкви грамматы которую церковь согласясь я нижеподписавшийся означенных деревень с обывателями строить [желание] с краиним постушением желание возымели в таковом разуме хотя тех обыватели в строении и в снабде нии какои окажется недостаток то я нижеподписавшеися во всем я ко то в дне в строении и внутри надлежащим церковнаго благолепия украшением снабдевать готовым обязуюсь в чем и подписку дать имею того ради Ялуторовское духовное правление со все покорностию прошу дабы соблаговолено было меня нижеподписавшегося в Тобольске к Его преосвященству отпустить при доношении и о том учинить разсмотрение июню 5 дня 1760 году: об сем доносит вновь заводимой Кызацкой слободы отставной салдат Иван Степанов сын Мокроусов к сему доношению вместе отставного салдата Ивана Мокроусова ево прошением Ялуторовской с Успенской церкви пономарь Наум Кокшарской руку приложил…».
В духовное правление с грамотой о постройке церкви обратились и сами жители указанных деревень: «…1760 года августа 5 дня Ялуторовского дистрикта ново заводимой Кызацкой слободы разных деревень обыватели деревни Мокроусовой: Михайло Кишкопаров, Никон Пьянков, Игнатей Болотов, Матвей Един, Иван Фомягин, Гаврило Мачихин, Степан Куликов, Максим Ряпков, Федор Дружинин; деревни Кукарской: Иван Фотеев, Матфей Карпунин, Тимофей Карпунин, Петр и Василей Кукарские, Тимофей и Матвей Валгины, Иван Болшаков, Федор и Иван Шалковы;
деревни Крепостной: Федор и Яков Антроповы, Влас Шулгин, Борис и Иван Лопаревы, Дмитрей Лапуло; в деревни Малокызацкой: Иван Жиляков, Афонасей Киверов, Федор, Иван и Исак Мандрыгины, Василей Волков; деревни Кокоревой: Алексей Кокорев, Парфен и Ерофей Шешуковы, Василей Шадрин, Тимофей да Марко Лазаревы, Семен Багатырев; деревни Соловьевой: Василей Соловьев, Яков Комлев, Петр Сединин, Иван Старцо,в Гаврило и Немнон Бучалниковы; деревни Ереминой: Иван, Игнатей, Павел, Еремей, Осип, Алексей да Григорей Шушарины, Василей Шаламов, Иван Михайлишев
и все тех деревень обыватели дали сие подписку в том что желаемы новозданую церковь во имя святые троицы при деревни Мокроусовой древяную построить в два годы и внутрь церкви и в алтаре украшенныя простыми иконами окладе иконостасом, так же и церковного круга и служению книги и одежды на престоле и жертвенние и свещенническое облачение кумажные цветное а не голевые в показаные два года исправлен можем а по постройке той церкви по исправности и другим украшать желаем, а свешеноцерковнослужителей пропитанию содержать хлебом ружные дачи посему надлежит так же и пашаная земля и сенные покосы дан быть имеют и в том мы обыватели сию и подписку дали за руками к сея подписке вместо вышеписанных обывателей Михаила Кишкопарова с товарищи которые писаны выше сего и за себя Игнатей Болотов руку приложил». [3]
2.2.  Местные церковные власти пошли навстречу. Тем более, что до ближайшей Николаевский церкви, что находилась в Кызацкой слободе, было далеко, а тратить время крестьянам на дорогу, а уж по весенней распутице, было крайне неудобно. Были на то и другие причины. Находилась деревня на стыке трёх западносибирских округов – Ишимского, Ялуторовского, Курганского.  И по расстоянию близ находящихся деревень это было крайне выгодно. Это гораздо позже начнётся его дробление. А пока что -
«… Великому господину Преосвященнейшему Паулу митрополиту Тобольскому и Сибирскому из Ялуторовскаго заказного духовнаго правления Покорнейшее доношение Сего августа 7 дня 1760 году в Ялуторовское заказное духовное правление явил при доношении Кызацкой слободы деревни Мокроусовой отставной салдат Иван Степанов Мокроусов данный ему писмянно заручный деревень Мокроусовой, Кукарской, Крепостной, Малокызацкой, Кокоревой, Соловьевой, Ереминой, от обывателей, о построении в означенной Мокроусовской деревне на новом месте вновь древянныя во имя святые живоначалныя Троицы единопристольные церкви, со объявлением по построении имущаго быть от тех обывателей надлежащего церковнаго украшения, со обязателством во определении от них дачи без отрицателно священно и церковнослужителем к пропитанию доволнаго ружнаго награждения; приговор, и тем доношением просил он Мокроусов чтоб о том к Вашему преосвященству представить от сел из духовнаго правления при доношении, а понеже в вышеобъявленных: Мокроусовской, Кукарской, Крепостной, Малокызацкой, Кокоревой, Соловьевой, Ереминой, всего седми деревнях сто дватцеть дворов, в них мужеска 416, женска 375 обоего пола 791 душа, и оное дворов число, и в них состоящих душ хотя ныне Кызацкой слободы Николаевской церкви в приходе и числится, точию по отделении оных к другому приходу, еще у того Николаевского прихода в остатке быть имеет 300 дворов, мужеска 862, женска 830, обоего пола 1692 души, к тому ж предписанные деревни от той Кызацкой слободы в далном отстоят разстоянии, за каковыми обстоятелствы по мнению Ялуторовскаго духовнаго правления в показанной Мокроусовой деревне, в которой состоит тритцеть дворов, объявленную церковь построит заспособно есть, и заугодностию места быть в той деревне церкви, видится пристойность, того ради вашему преосвященству обявленныя проситель отставной салдат Иван Мокроусов, и данные ему о создании вновь древянныя во имя святые живоначалныя троицы на новом месте церкви писминно заручныи обывателские приговор на разсмотрение при доношении из Ялуторовскаго заказного духовнаго правления представляется
Августа 19 дня 1760 году
Вашего преосвященства нижайший раб
и всегдашний послушник протопоп Епифан Ярцов
Подьячий Филипп Седаков». (Из книги «На берегах Кизака». Изд-во Курган, 2009 г. стр.313)
2.3.  Строительство новой церкви возглавил и частично «финансировал» сам Иван Мокроусов с двумя своими старшими сыновьями - Семеном и Федором: «…отставной Мокроусов сверх прихожан обязался в случае приходского недостатка оную церковь снабдить собою, и подрядился с двумя своими сыновьями при оной плотничать…».
В январе 1761 года, строительство церкви шло на самых горячих порах. В другом документе узнаём, что церковный староста Степан Куликов, а также крестьяне деревни Мокроусовой во главе с Иваном Мокроусовым и обыватели окрестных деревень подали в Ялуторовское духовное правление прошение об определении диакона Васильевской церкви Иковской слободы молодого двадцатисемилетнего Долмата Одинцова во священники ко вновь строящейся Троицкой церкви. Одинцов «имел грамоту» (умел читать и писать), «в штрафах и наказаниях и подозрениях не бывал» и по месту своего служения на «диаконском месте у прихожан пользовался почетом и уважением». В марте того же года прошение было удовлетворено.  Но к большому горю прихожан, Одинцов умер летом 1763 года.  Дьячком при церкви временно поставили молодого 18-летнего Федора Исакова Рыбкина, сына священника из Кызацкой слободы. [4]  К ноябрю деревянная Троицкая церковь «строением окончана в ней же святые образа книги принадлежащая ко отправлению божественной службы священническое облачение на престолное и жертвенниково одеяние и святые сосуды оловянныя имеются, и ко освящению состоит в готовности». С окончанием строительства деревня Мокроусова приобрела статус села».
Новую построенную церковь необходимо было освятить перед началом проведения богослужений. С ходатайством об освящении церкви в Ялуторовское духовное правление по указанию церковного старосты Степана Куликова от имени всех прихожан был отправлен все тот же Иван Мокроусов. Он должен был явиться в духовное правление и «спросить себе отпуску в Тоболск и как отпущен будет то ему в Тоболске явитца к его преосвященству и исходательствовать от его преосвященства ко освящению обявленной Троицкой церкви ибо оная, церковь ко освящению состоит в готовности».
5 декабря 1763 года благословение митрополита было получено, и в следующем году, 30 мая, новая Троицкая церковь была освящена. Грамота об освящении была отдана на хранение старосте Куликову. Сторожем церкви по решению прихожан был выбран Прокопей Венедиктов Упоров.
Но поторопились прихожане и Иван Мокроусов - на самом деле, церковь оказалось не достроена, так решила приёмная комиссия:
«… церковь хотя уже и освящена но еще состоит в построении недокончена ибо у оной паперти колоколни и рундуков не построено, и колокола весятся на углу церковном, на алтаре крышка дощатая одинарна и дощата, а охлупня не положено, и те доски наплотно неутверждены и маковиц не делано, от чего бывает во алтаре и в церкви, как объявляют те церкви священники и церковной староста великая течь: а внутрь церкви левого крылца неделано, причетничеке стихари нет: в верхнем ставе образов праздничных и не написано, а церковной денежной казны по неприкладу той церкви прихожан имеется весма мало, так что едва на покупку для священнослужения вина ладану и свеч достатку и неисправности исправить нечем…».
Достраивать и доводить церковь «до ума» были обязаны «лучшие прихожане» да все тот же Иван Мокроусов как инициатор строительства: «…1766 года сентября 21 велено… вышеписанные все неисправности приказать реченному Мокроусову как он человек весьма достаточной, исправить своим коштом, ибо он сперва при просбе о построении церкви обязывался в случае у прихожан недостатка исправить собою…».
    Указ «о исправлении оных неисправностей» пришелся Ивану Мокроусову не по нраву, и согласия своего на «исправительные работы» он не дал, равно как и другие обязанные прихожане: «…а болше всех вышеписанной отставной солдат Иван Мокроусов сделался упорствен, и ничего из тех неисправностей исправить не хочет да и позву заказщичьему не толко не пошел, но еще и всячески ругался выговаривая, какое де до него протопопу дело, у нас де в церковь уже служат, да и сверх того на него Мокроусова тоя церкви все священнослужители приносили жалобу, что он их всегда ругает и бранит всячески, и хочет стегать плетми, называя себя так как бы помещик того места, и выговаривает что они все у него в команде, и из них диакона Поликарпа Колугина в доме у священника Ивана Малеева уже бил по щекам да и в бытность заказщичью пришел того ж священника в ограду, злого своего умыслу за ним диаконом бегал с остягом, и хотел ушибить, и брося в след того диакона стяг и едва не зашиб, почему хоша ево Мокроусова чтоб от такого озорничества смирить захватить было и приказано, но как он приходил з детми своими, к тому ж имел он при себе нарочно кортик, и выговаривал кто ж за него примется, то де тем кортиком заколет и по такому случаю, чтоб не сделалось драки и шумства он Мокроусов оставлен без всего….».
 Крутой нравом был Иван сын Степанов, и своим отказом достраивать недоделки, как бы поставил себя не в угоду местничеству.
В ответ на отказ протопоп Федор Ярцев в ноябре 1766 года подал митрополиту рапорт «о принуждении оного солдата Мокроусова к достройке помянутой церкви…».
В ночь на 25 ноября ранним утром в новой, еще не достроенной деревянной Троицкой церкви, случился пожар: «…а толко згорело в той церкви образов Воскресения Христова да в верхнем иконостасе, апостолкия, трои воздухи, трои поруги священнической пояс, две книги: первая мне исповеди, вторая молебное пение на дни восшествия на всероссийския престол и коронации ея императорскаго величества, кадило медное, табель о высоко то рождественных и викториальных днях, поминовенной реэстр…». Удалось спасти «…святой антиминс священноцерковнослужение одежды, всего церковнаго круга книги, из нижнего иконостаса образа, и протчая утварь …».
В ту ночь в церкви никого не было: трапезник Александр Панов, исполнявший обязанности сторожа вместо Прокопея Упорова, с вечера истопив печь, ночевать не остался «… боясь поставленного в тое ночь в трапезу усопшаго…». «… От роду ему (Панову – авт.) 70 лет, родом он был Краснослободскаго дистрикта из Бобровскаго села крестьянин, во оном селе живет своим домом 10 год … в трапезниках живет по найму … боясь того, что в трапезу оной церкви поставлен был за неимением паперти усопшой деревни Кокаревой крестьнина Афанасея Шадрина племянник Софрон, а был той ночи в доме своем: ключи церковные у кого имелись того он Александр не знает, ибо трапеза запирана была с одной стороны деревянной заверткой…». Рано утром, придя к церкви, Александр увидел «в той трапезе над печью горит брус … и усмотря огонь один собою онаго погасить был невозможно … и начал бить в колокол тревогу…». [5]
На колокольный звон сбежался народ. Первым к месту пожара прибыл священник Василий Брызгалов, следом крестьянин Федор Карсаков и старший сын Ивана Мокроусова, Семен. «…и вместе в трапезне в двери смотрели, а в трапезу уже вотти было за премногим дымом неможно…». Подоспевшие на помощь староста Куликов и другие сельчане стали выносить из трапезной иконы и прочую церковную утварь. А вот внутрь самой церкви попасть не удалось. Она оказалась заперта на ключ, а «замки были у церкви крепкия железны». Тогда они «…вышибли олтарное окошко и влезши отворили церковь и как образа так и протчую утварь выносили отворили стали они вытаскивать из горящего здания образа и прочую утварь…». Церковь на ключ с вечера закрыл пономарь Матфей Колугин. С ключами он прибежал тогда, когда «вся трапеза уже огнем обнялась». [4]
Всем селом опять восстанавливали церковь, и ровно через год, 19 ноября 1768 годя, по христианским канонам восстановленная Троицкая церковь была освящена повторно. Новая деревянная церковь была одноэтажной, с деревянной же колокольнею, с одним престолом во имя Животворящей Троицы. Притча положено было по штату: священника три, диакона два, причетников шесть.
2.4.  В 1770 году отставной солдат Иван Степанов Мокроусов вторично подал прошение Епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму о строительстве в селе Мокроусовском при церкви богадельни: «жительство имею я нижайший Ялуторовского заказа в Мокроусовском селе, и по старости лет моих (около 60 лет – авт.) работать не могу, в коем селе для жительства себе и прочим престарелым желаю поставить богаделну». Так при Троицкой церкви была построена мужская богадельня, в которой ожидали окончания своего жизненного пути сам Иван Мокроусов и три престарелых священника.
В «Русском провинциальном некрополе» великого князя Николая Михайловича (1909-1912 гг.) есть следующая запись: «Мокроусовское, село. Троицкая церковь. Его императорскому высочеству великому князю Николаю Михайловичу.
В силу Указа Тобольской духовной консистории от 15 мая с.г. за №6 о доставлении Вашему императорскому высочеству списков лиц, погребенных в церквах и на кладбищах, с точным обозначением надгробных надписей, сохранившихся на могилах духовных лиц и других сословий, считаем нужным сообщить о нижеследующих лицах: …[5] Отставной солдат Иван Стефанов Мокроусов, построивший на свое иждивение в 1760 году в селе Мокроусовском первый приходской деревянный храм во имя Святой Троицы, но, к величайшему сожалению, могилы И.С. Мокроусова в настоящее время указать никто не может.
Подписали священник Иван Прутский,
диакон Геннадий Заборовский,
псаломщики Симеон Сосунов и Петр Насонов».
Почти 70 лет простояла деревянная церковь. В клировой ведомости за 1835 год она описывается так: «…Зданием деревянная с таковою же колокольною, ветха. Престолов ней один во имя Животворящей Троицы. Утварью достаточна. Земли при церкви усадебной в 1835 году не имеется, пашенной и сенокосной 33 десятины отведено и план на оную хранится при церкви, а межевой книги не имеется. Землею никто не владеет.
Дома у священо- и церковнослужителей собственные деревянные, на государственной земле. Отведенной же земли для постройки домов при церкви нет. На содержание священо- и церковнослужителей жалования не положено, а содержатся ругою по две пудовки с венца до 50 лет. Содержание их достаточное. Здания, принадлежащие церкви …: лавки и балаганы деревянные, получается с них в пользу церкви в год в 1835 году более 1000 руб.». [5]
Очень остро снова стал вопрос о строительстве новой церкви в селе Мокроусово. Причин было много, основная – прохождение на территории села ярмарок, на которые приезжали даже из стран Азии. Торговля велась бойкая и обширная, проходила до двух недель кряду, село имело с этого хороший доход. Купцы и торговый люд православного исповедования  шёл в церковь молиться за благополучный торговый исход и получение обоюдной прибыли. Церковная казна тем самым пополнялась. Чем больше ярмарок, тем лучше дела у прихода. Поначалу проводили в Мокроусово три ярмарки в год, постепенно увеличив их до пяти.
2.5.  21 мая 1838 года Градо-Ялуторовским протоиереем Стефаном Богородским было заложено строительство новой каменной церкви. Больше десяти лет оно продолжалось – до 1849 года. Церковь была одноэтажной, с каменною же колокольней. Престолов  было три: холодный - Во имя Животворящей Троицы (по «неустройству» иконостаса был освящен после 1850 года); теплый на правой стороне - Во имя Покрова Пресвятой Богородицы (был освящен 21 июля 1849 года),  и на левой стороне - Во имя великомученицы Екатерины (освящен 26 июня 1849 года). По новому положению состав притча изменился, теперь по штату было положено: священника 3, диакон 1, дьячка 2, пономаря 2. Сверх штата находились еще 1 дьячок и 1 диакон. В том же 1847 году церкви было отведено 270 десятин пахотной земли и 27 десятин сенокосной. Землями с 1840 года владели священники Иоанн Аникиев Калугин и Матфей Иваницкий, а также диакон Михаил Пудовиков. Усадебной земли под церковными лавками 100 кв. саженей, столько же под кладбищем. Пока шло строительство новой каменной церкви, службу исправляли в старой деревянной. Весной 1849 года строительство церкви было закончено. Осталось дело за малым – установить колокол.
20 мая 1849 года в преддверии престольного Праздника Святой Троицы со всей округи в Мокроусово съехались прихожане, церковное начальство. Повод был особенный – поднятие колокола. Церемония поднятия считалась праздником и особо важным событием, символизирующим окончание строительства церкви. Все собравшиеся терпеливо дождались окончания работ по установке колокола, чтобы услышать колокольный голос нового храма. Но случилось несчастье. Тяжелый колокол при установке с колокольни упал. Погибло четверо молодых крепких мужиков: крестьянин Игнатей Иванов Жуков, 28 лет, крестьянин Мостовской волости Андрей Иванов Дубровин, 35 лет, самого села Мокроусовского крестьянин Семен Стефанов Семенов, 23 лет, и деревни Кокаревой крестьянин Спиридон Данилов Лопарев, 30 лет. Несколькими днями позже колокол всё же установили. [6]
2.6  В 1849 году при Мокроусовском приходе было три часовни: в деревне Кокаревой (устроена в1843 г.), деревне Лапушной (в 1849 году июня 30 дня сгорела, иконы из нее хранились у крестьянина Федора Корюкина),  и третья – старообрядческая в деревне Пещаной. Также церкви принадлежали церковные лавки да деревянный балаган, который в 1850 году приносили дохода 900 руб. в год. В 1875 году церковь была уже окружена каменной оградой. По углам ограды по северной линии построены каменное училище и свечная лавка. Пахотной земли у церкви было (с 1847 года) 270 десятин и 27 сенокосной, и ее в малом количестве обрабатывали сами члены притча, а большую половину отдавали в аренду.
«…Дома у священников были собственные, деревянные, все построены на крестьянской земле. Общественных же домов и земли у церкви нет. Капиталов в пользу церкви ни от кого не поступало. Есть церковный капитал, скопившийся в течении нескольских лет в 6100 руб, обращающийся из процентов по 5% в год в учреждении курганского купца Багашева. Метрические книги и исповедальные росписи хранятся с 1801 г. За исключением книг с 1875 по 1882 г. коих при церкви нет по неизвестным причинам». Церковная библиотека насчитывала 500 томов.
В приходе имелось  церковно-приходские школы: Мокроусовская, Мало-Кызакская, Карпунинская, Пороговская, Тетеревская, Чесноковская, Соловьевская – все состояли в Ялуторовском отделении. А также еще три школы министерские – одна в селе - Мокроусовская, другие две - в д. Утечьей и д. Дорохиной. В 1915 году в них обучалось 159 мальчиков, 84 девочки.  То есть, делаем вывод, что церковь так же приносила грамотность на селе крестьянским ребятишкам, которые учили кроме Слова Божия, читать и считать. Шло время. С приходом советской власти Троицкая церковь с. Мокроусовское была закрыта в 1937 г. по решению Челябинского облисполкома и занята под склад зерна. А с 1948 г. использовалась под авторемонтные мастерские автобазы. Здание было переоборудовано: внутренние стены разобраны, окна и входные двери расширены, колокольня снесена, кресты сняты.К началу 1960-х годов  храм представлял собой обветшалое здание с трещинами и одним сохранившимся чудом куполом в западной части. Так бесславно закончилась более полуторовековая история Троицкой церкви, впрочем, как и большинства других православных русских церквей по всей России.
2.7. Я сначала думал, что в районном центре Мокроусовское была лишь одна церковь, но в областном архиве нашёл интересные записи о том, что кроме Троицкой церкви короткое время существовала ещё одна, которая находилась на месте сегодняшней районной администрации.
 Около 1890 г. некоторые из жителей с. Мокроусовское возымели мысль о постройке каменной часовни на базарной площади для того, чтобы прибывающие в село на ярмарки торговцы имели возможность помолиться и поставить свечи при начале своего дела, чего они не могли сделать в приходской Троицкой церкви, находящейся на значительном расстоянии, на другом конце села от центра. Это решение поддержали жители прихода. Постройка каменной часовни была в основном закончена в 1893 г.. В здании были настелены полы, высокие потолки, крыша покрыта железом. В 1900 году в свой проезд по обозрению епархии, Преосвященнейший Антоний, епископ Тобольский и Сибирский, посетил Мокроусовскую часовню и выразил желание – обратить её в церковь. Так, 23 февраля 1902 года Епископом Антонием был утверждён план резного золочёного иконостаса с двумя заклиросными киотами. И он был изготовлен в Екатеринбурге в иконостасном заведении Батова. Установили иконостас в часовне к сентябрю 1903 года. В иконостасе были помещены очень хорошего письма иконы, заказанные в Екатеринбургском женском монастыре. После устройства иконостаса, было получено благословение на то, чтобы построить к часовне алтарь и колокольню. При составлении архитектором плана на эти пристройки 4 августа 1903 г. выдали храмозданную грамоту. Торжество закладки алтаря и колокольни к каменной часовне в Мокроусово состоялось с разрешения и благословления преосвященнейшего Антония, епископа Тобольского и Сибирского 25 сентября 1903 г под руководством благочинного Григория Доброва  с участием местных и и соседских священников. Небесным покровителем будущего храма был избран Святой Благоверный князь Александр Невский. Строительство велось, как и в нынешнее время – очень трудно. Частью средства доставляли Мокроусовские общества, но более, строили на добровольных пожертвованиях, в числе которых, кстати, была и доля   протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Вскоре строительство Александро-Невской церкви было завершено. Церковь стала приписной к приходской Троицкой.
Ранняя литургия в селе обыкновенно проходила в приписном храме, а поздняя – в главном. В Александро-Невской церкви хранился образ Божией Матери «Утоли моя печали» с частицами святых мощей, написанный на святой Афонской горе ещё в конце XIX века для строившейся тогда часовни.  Действовала церковь до 1930 года. В 1931 году при строительстве каменной мельницы Уралмельстроя в селе Мокроусовское малую церковь разобрали. Щебень и кирпич пустили на фундамент мельницы.
2.8.  Среди духовенства Мокроусовской церкви, опираясь на Клиросные ведомости Курганского государственного архива, можно обнаружить целые династии. Так, в 1802 году в притче состояли трое братьев Колугиных, а члены этой семьи служили при Мокроусовской церкви около 60 лет. Около 80 лет являлись священниками Мокроусовской церкви Иваницкие, сменяя друг друга в течение трех поколений. 62 года прослужил в местном приходе Михаил Пудовиков, а клану Пудовиковых (Пудовниковых) – около 90 лет. Это, прежде всего, говорит о приверженности священнослужителей к мокроусовской земле и к вышеназванному приходу.

II. МИХАЙЛОВСКОЕ. СЕЛО МИХАЙЛОВСКОЙ (МОСТОВСКОЙ) ВОЛОСТИ  КУРГАНСКОГО УЕЗДА. ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ
Деревня Михайловская при речке Суери  основана переселенцами из центральных губерний России. По клировым ведомостям, прибыли они «с под Воронежа»…
В "Списке населенных мест …" записано: "Село Михайловское при рч.Суер располагалось по левую сторону торгового тракта из г.Курган в г.Ишим и входило в состав 2-го участка Курганской округи с 1797 г Тобльской губернии".
Село Михайловское было казенным, в котором насчитывалось:
1868 г. 1928 г.
дворов 99 354
всего жителей 805 1864
в т.ч. л.м.п. 428 903
л.ж.п. 377 961
Со времени основания д. Михайловская входила в состав прихода Знаменской церкви с. Мостовского.
В 1859 года был открыт самостоятельный Михайловский приход, в который вошли, кроме самого села, деревни:
Крошина в 0,5 версты,
Песьяная (Мало-Песьяна) в 10 верстах,
Худорыбья в 11 верстах,
Троицкая (Ново-Троицкая) в 5 верстах,
Першина (Ново-Першина) 0,5 версты,
Сунгуровая в 8 верстах.
С 1894 г. в приходе числится д. Мало-Крошина, расположенная в расстоянии полуверсты от церкви, а в начале XX в. появляется д. Кокорина.
XX век.
с.Михайловка - волостной центр. В состав волости входили:
деревня Крошина (Горюновка) с выселом Мало-Крошинским,
село Михайловское,
деревня Ново-Першино,
деревня Ново-Троицкое,
деревня Песьяново,
деревня Сунгурово (состоящее из 3-х поселений: Старо-Сунгуровой, Ново-Сунгуровой и выселка Кокоринского), деревни Худорыбье. [10]
После постройки собственной церкви и образования прихода деревня стала именоваться селом Михайловским, в котором ежегодно проводились Никольские торжки (9 мая и 6 декабря). Вот что пишется в истории строительства храма, которая хранится в сельской библиотеке села Михайловка: «Вскоре после своего переселения, в 1859 году, жители новых деревень и некоторых старожильческих селений, на общие средства построили небольшую деревянную церковь в честь Николая Чудотворца, и деревня Михайловская стала селом Михайловским. Этот святой считается покровителем всех путешественников. Возможно, церковь в его честь, стала данью благодарности, за благополучное завершение длительного путешествия крестьян Воронежской губернии на новое место жительства. К концу 19-го века деревянный храм обветшал и начался сбор средств среди прихожан на строительство новой каменной церкви. Журнал регистрации пожертвований хранится в Государственном архиве Курганской области. Жители деревень, входящих в приход Николаевской церкви, помогали строительству не только деньгами, но и сдавали в качестве пожертвования птицу и скот. Потом на Екатерининской ярмарке, которая проходила в конце декабря, прихожане на торгах могли выкупить своих животных, тем самым добавив существенную сумму на строительство храма. Например, в 1898 году Семен Урванцев пожертвовал на строительство церкви 100 рублей, Трофим Васильевич Безсонов – 25 рублей, Иван Сергеевич Урванцев – 1 рубль, Василий Николаевич Ловыгин – бычка и 8 рублей, Мария Чеченина – теленка, Тимофей Родионович Бочагов – 5 рублей, Иван Иванович и Андрей Осипович Урванцевы по 25 рублей, Захар Чувакин - овечку. Незадолго до проведения в конце года Екатерининской ярмарки в селе Михайловском были устроены торги, весь доход от которых шел на строительство церкви. Например, Семен Матвеевич Урванцев купил теленка и телушку за 14 рублей 50 копеек, Андрей Осипович Урванцев – двух телок, теленка и свою же лошадь за 38 рублей 50 копеек, Чувакин Захар – телочку за 10 рублей 50 копеек». 
Также существовал сбор с сельских обществ. Так, например, с Крошинского сельского общества в мае 1900 года было собрано 47 рублей, в июне – 20 рублей, в сентябре – 42 рубля. В журнале учета доходов и расходов на строительство церкви в селе Михайловском об этом свидетельствует запись «поступило от Крошинского сборщика». Сбор денежных средств продолжался на протяжении трех лет, после чего началось строительство. Только за три года было собрано почти 4000 рублей.
Всего приход насчитывал 768 дворов, прихожан муж. пола 2406, женс. пола 2418.
Церковной земли: усадебной 5 десятин, пахотной - 90 десятин, сенокосной - 9 десятин.
Церковный капитал в ту пору составлял 1500 руб.
Штат причта: священник, диакон и два псаломщика.
Священник получал жалованье 137 руб 20 коп, псаломщики по 35 руб. 28 коп, просфорня от прихожан получала 66 руб. в год.
Кружечный доход до 600 руб. в год.
Для приста имелись общественные дома.
В приходе имелись школы:
в с.Михайловском школа Министерства Внутренних Дел с 1881 года,
в д.Ново-Троицкой школа Министерства Внутренних Дел с 191 года,
в д.Сунгуровой церковно-приходская школа с 1898 года,
в д.Мало-Посьяной церковно-приходская школа с 1900 года. [11]
https://sobory.ru/photo/429464 - фото Михайловской церкви [12]
 В таком составе приход просуществовал до начала 1930 г
Как же проводилось строительство церкви? Об этом сохранились воспоминания старожилов в «Истории зарождения села», сохранившихся в местной библиотеке.  Так, Першин И.И. вспоминает о том, что ему рассказывал дед Кузьма. «Фундамент для храма зачинали всем селом. Перед энтим церковный староста собирал яйца с каждого двора по 100 штук в общую казну. Их били в замес глины с кирпичом и заливали опалубку»…
Так что получается, фундамент первоначальной церкви был каменным, а само здание деревянным. Церковь была однопрестольной во имя Святителя Чудотворца Николая. Строительство завершено за год! А в 1861 году прихожане подрядили живописца, ишимского крестьянина из поселенцев, Степана Крутова, изготовить золочёный иконостас с резьбой «рококового ордера» и иконами в «греческом стиле [13] К концу 19 века эта церковь обветшала, и здание было продано Речновскому сельскому обществу, а иконы перенесли в новый храм. Новый храм был построен в память коронования императора Николая II.  В 1900 году архитектором Николаем Юшковым составлен проект нового трёхпрестольного храма, вместимостью около 1000 человек. Постройка была разрешена епархиальным начальством на средства прихожан. Подряд на кладку здания отдан крестьянину Омутинской волости Ялуторовского уезда Георгию Маркову. Сама церковь  заложена 13 июля 1900 г. благочинным Курганских уездных церквей, священником Петром Буровым. К маю 1905 года внешние и внутренние работы были завершены. На семиглавный, с высокой колокольней храм, установлены 9 золочёных крестов. В 1906 году были устроены три резных золочёных иконостаса, которые изготовили в Ишиме по проекту Хлопотова.  Им же были расписаны живописью и украшены орнаментом стены и своды здания. 6 ноября 1906 года по старому стилю благочинным Николаем Буровым в сослужении восьми священников было совершено освящение главного престола во имя Святителя и Чудотворца Николая.
В последующие годы постепенно освятили и боковые приделы Михайловского храма. Южный, во имя Священномученика Харлампия. Освящение состоялось 8 февраля 1914 г. Северный придел был освящён во имя Святого Феодосия Черниговского. После освящения каменного престола очень долго строилась металлическая вокруг ограда. Не хватало средств. Но постепенно храм продолжал украшаться и внутренним убранством. Интересен тот факт, что официально Михайловская церковь  не была закрыта, но перестала функционировать в 1932 году, когда священника арестовали и сослали. Двери заперли на замок. Впоследствии в здании был размещён склад «Заготзерно». К началу 1960-х годов здание окончательно обветшало, в стенах появились трещины, церковная ограда полностью разрушена местными варварами.
При освящении Никольской церкви, как я уже упомянул, главную роль играли клирики из семейства Буровых. Меня заинтересовала эта фамилия, так как я её встречал не раз в архивных ведомостях. В исследовательской монографии «РОДОВОЕ ГНЕЗДО» СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ БУРОВЫХ В XVIII – ХХ ВВ. автора Бабушкиной Ольги Юрьевны, к.и.н., заведующей отделом экскурсионно-массовой работы Туристско-информационного центра г.Курган, члена Зауральского генеалогического общества им. П.А. Свищёва, узнаём, что «Буровы пользовались заслуженным уважением среди своих прихожан. Об этом свидетельствует празднование, устроенное прихожанами, в честь 25-летнего служения в должности благочинного Петра Васильевича Бурова, младшего сына Василия Григорьевича. В Тобольских епархиальных ведомостях от 16 июля 1899 г. по этому поводу сообщалось следующее: «5 апреля 1899 г. в с Кривинском Курганского уезда происходило чествование и поднесение иконы Святого мученика Петра своему благочинному протоиерею о. Петру Васильевич Бурову». Из этой же заметки узнаем и послужной список священника: «Протоиерей П.В. Буров кончил курс Тобольской духовной семинарии в 1864 г. и в этом же году (14 ноября) поступил священником в Кривинский приход. За усердное служение и хорошее поведение 15 декабря 1873 г. награжден набедренником. 5 апреля 1874 г. избран духовенством и утвержден начальством в должности благочинного. По указу Святейшего Синода за похвальные качества и отличное служение 3 июня 1876 г. награжден скуфьёй. С 1877 г. состоит членом Общества Красного Креста и имеет знак и право на ношение его. Вновь избран духовенством и утвержден епархиальным начальством на должность благочинного 15 ноября 1879 г. За усердную и полезную службу награжден бархатною фиолетовой камилавкою 4 июня 1881 г. Указом Тобольской духовной консистории 16 июля 1885 г. утвержден благочинным в третий раз. Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны III степени 3 февраля 1888 г. За 25-летнее усердное и полезное служение в сане священника при село-Кривинской Марии-Магдалинской церкви прихожанами 14 ноября 1889 г. поднесена икона Божьей Матери стоимостью 70 рублей. Определением Святейшего Синода от 1 марта 1890 г. награжден наперсным крестом. За усердное преподавание Закона Божия в сельском Кривинском училище объявлена по предложению начальника губернии Его Преосвященством благодарность через напечатание в «Епархиальных Ведомостях» 1893 г. За усердное и ревностное отношение к делу церковного образования и полезную деятельность по благоустройству церковно-приходских школ указом Тобольской духовной консистории 7 марта 1894 г. объявлено архипастырское благословение с награждением 50 рублями.За усердное преподавание Закона Божия в сельском Кривинском училище объявлена по предложению господина начальника губернии Преосвященным Агафангелом, епископом Тобольским и Сибирским, благодарность через напечатание в «Епархиальных Ведомостях» 1896 г. За постоянное усердие и деятельность в преподавании Закона Божия резолюцией Преосвященного Антония от 11 декабря 1897 г. преподано архипастырское благословение.
Имея вышеозначенные награды, юбиляр несколько раз был приглашаем продолжать свою службу в разных городах Тобольской епархии, но он, не желая покинуть место своего родителя, пребывает со дня рукоположения во священника в приходе Кривинском, который более ста лет занимаем родом Буровых – дедом, отцом и братом юбиляра» .
При активном участии Петра Васильевича Бурова, к примеру, в Курганском уезде были заложены и освящены следующие храмы: Вознесенская церковь в с. Арлагульском [10], Богородице-Казанская церковь в с. Лопатинском , Николаевская церковь в с. Михайловском , Трех-Святительская церковь в с. Моршихинском , Свято-Троицкая церковь в с. Лисьевском , Николаевская церковь в с. Мартинском, Троицкая церковь в с. Куреинском , Троицкая церковь в с. Головинском , Иоанно-Богословская церковь в с. Чебаковском, Знаменская церковь в с. Песьянском».
3.4. О последнем священнике Михайловской церкви Иване Петровиче Волчкове из ГАКО (Государственный архив Курганской области) узнаём, что в 1929 году на него было заведено уголовное дело по статье 58-10 УК и решением суда он осужден на три года лагерей. Родом клирик был с Верхнего Городища Тавдинского района Ирбитского округа Уральской области. Семья состояла из двух человек – жены и сына. Дальнейшая судьба его требует дополнительного исследования. А по предварительному видно, что прихожане не стали доносить на клирика, отказываясь на допросах его очернять, все, в основном, говорили, что проповеди его не слушали и ничего в этом не уразумеют. Но дело по линии ОГПУ было сфабриковано профессионально. Собрали всё что можно было собрать - и правду, и кривду. Попутно конфисковали имущество, где особо были отмечены книги религиозного содержания, которые якобы передали в Марайскую библиотеку. Дальнейшая судьба заключённого Волчкова остаётся пока неизвестной, кроме одного факта, что Иван Петрович спустя много лет реабилитирован посмертно  в 1991 году.[14]
  Под жернова репрессий  из этого же села, но несколькими годами позднее, священник  Зубков З.К. был арестован по обвинению в антисоветской агитации в 1937 году. Приговорён к  высшей мере наказания.  Моржин И. А. , так же священник Михайловской Никольской церкви,  привлекался по этой же статье, но приговорён к 10 годам лишения свободы. Репрессии положили начало уничтожению православия вместе с уничтожением и духовенства.

 Ш  МОГИЛЕВСКОЕ, село УТЕЧЬЕЙ (МОГИЛЕВСКОЙ) ВОЛОСТИ КУРГАНСКОГО УЕЗДА, ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ
Село Могилёвское при озерах Могильном, Крымовом и Озерке до образования самостоятельного прихода было приходской деревней Мокроусовской Троицкой церкви. Конкретно время появления селения неизвестно. Но предполагается, что основали его выходцы из Могилёвской губернии. Отчего, деревня и получила название Могильное. Однако, есть и другое толкование названия. В древнерусские времена во время сарматского нашествия на берегу озера состоялась  великая битва. Много погибло воинов, и весь берег был усыпан трупами, которые никто не подобрал и не хоронил.  Через несколько десятков лет другое кочующее племя решило на берегу озера осесть с юртами, так как им понравилось разнотравье вокруг для скотоводства. Они то и обнаружили останки воинов в доспехах, а также, их снаряжение. Озеро и прозвали Могильным в честь этого огромного кладбища – отголоска прошлых лет. Сарматский меч и часть кольчуги того времени хранятся в Мокроусовском районном музее.
С середины 19 века известна проводившаяся в селе ежегодная ярмарка со 2 по 14 ноября (Филипповская), а с начла 20 века появляется вторая ярмарка с 5 по 9 марта (старый стиль).
В 1843 г. крестьяне деревень Утечьей волости Курганского округа, состоящие в приходе Троицкой церкви с. Мокроусовского Ялуторовского округа , подали на имя Высокопреосвященнейшего Владимира, Епископа Тобольского и Сибирского, прошение о дозволении им перенести в д. Могильную старую приходскую Мокроусовскую церковь, которая в скором времени должна была праздной после устройства новой каменной. Также решено было учредить при ней самостоятельный приход. Этому был свой резон. Находясь далеко от Мокроусовского, от 15 и до 50 км. не все жители селения и близ находящихся деревень имели возможность регулярно посещать храм. Священники же, за обширностью Мокроусовского прихода, а также, многочисленностью прихожан, затруднялись выезжать в Могильное.
Так, вновь созданный приход был открыт в 1847 году. В него вошли деревни Куртанская, Шелепова, Щучья (Большещучье), Кривина, Слевная, Лопарева, Волчья, Каменная (Больше-Каменная), Полойская, Кошелева, Парахина.  Согласно документам, во второй половине 19 века по причине отдалённости от Могилёвской церкви во вновь  открытый приход Петро-Павловской церкви с. Казаркинского  соседнего округа, были перечислены деревни  Мало-Каменная и Кошелева. С 1877 года в приходе  вместо деревни Полойской числится д. Межеумная, а с 1904 года д. Парахина значится как Татарская. 15]
Постройка первой деревянной на каменном фундаменте церкви в д. Могильной на средства прихожан была разрешена Тобольской духовной консисторией в марте 1845 г. Новый план был составлен губернским архитектором Суворовым. 20 июля местным благочинным священником Кривинской церкви Василием Буровым был заложен фундамент храма. Подрядчиком строительства выступил крестьянин Пётр Лушников. К июлю 1949 года стены церкви и в одной связи с ней колокольни были возведены в основном, из нового леса. Но для окончательного устройства, было применено здание старой Мокроусовской церкви.  В Могилёвский приход также передали и иконостас с Мокроусово.  Недостающие в нём иконы местного ряда и заклиросные иконы были написаны подряженным прихожанами иконописцем Стефаном Речкиным.Он, будучи единоверцем, исполнил их на старообрядческий манер с двуперстным сложением, сообразно с подобными образами верхних рядов иконостаса. Несмотря на неудовольствие духовных властей, прихожане не согласились переписывать эти иконы, так как издавна привыкли к ним ещё в Мокроусовском, и сами, по примеру предков своих всегда крестились двуперстно.
 К 1852 году храм был достроен, заведены колокола и утварь. Церковь была окончательно устроена  к 1853 году и 29 марта освящена во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Здание это, несмотря на поправку, к концу 19 века обветшало и нуждалось в ремонте. Возникла необходимость строительства каменной церкви.  В 1906 году она была построена на средства прихожан. Старую же церковь разобрали и перенесли  в деревню Куртан для устройства приписной церкви.
Строительство каменного храма в с. Могилёвском было разрешено Преосвященнейшим Антонием в 1898 году и начато 8 июля 1899 г. Велось оно на средства прихожан при помощи добровольных пожертвований. Работа по каменной кладке велась подрядчиком крестьянином д. Плетнёвой Омутинской волости Ялуторовского уезда Е. А. Макаровым. К 1904 г. здание храма в одной связи с колокольней было выстроено, осмотрено и принято архитектором Юшковым. Начались работы по устройству иконостаса. Он был установлен подрядчиком Хлопотовым в 1905 г. Престол в новой церкви был устроен один во имя Святого Георгия Победоносца, освящён в марте 1906 г. Крестьяне прихода, судя по метрическим книгам и клировым ведомостям, исправно посещали службы, обращались за таинством бракосочетания, родин, отпевания усопших. В великие праздники приходили на праздничные литургии и слушали проповеди батюшки. В период войны с Германией, часто посещали церковь и молились о возвращении призванных  солдат домой.
Государственный переворот и приход к власти большевиков принёс разруху благосостояния православия на селе. Политические чистки, именуемые теперь террором, сделали своё дело. Церковь в с. Могилёвском была закрыта в 1931 году по решению Челябинского  облисполкома за якобы неуплату прихожанами платежей по налогам и занята под склад «Заготзерно». К началу 1960 года здание было переоборудовано под Дом культуры, колокольня и купола разрушены, крыша перестроена.
4.4. Согласно справочника Тобольской епархии, выпущенного в 1913 году, священником в Могилёвской церкви подвизался Михаил Иосифович Батарлыков. Сначала он служил псаломщиком, в 1890 году дьяконом, а в следующем уже переведен в священнический сан. Кстати, его сын, Иоанн Михайлович, после духовной семинарии встал во главе Семискульской церкви  Курганского уезда в 1907 году. От отца всего отделяло 7 верст. Столь близко находилась Семискульская церковь.  Псаломщиков в 1910 году в церкви Георгиевской был Тимофей Николаевич Жирнов. Он в своё время закончил уездное училище псаломщиков и был рукоположен там.  Примеры можно продолжать и продолжать.
IV Выводы:
Важное значение, живущие в районе, в том числе и переселенцы, придавали Русской Православной церкви. Она являлась одним из рудиментов системы управления, обеспечивала соответствующую идеологию. Из истории мы знаем, что вместе с первопроходцами в Сибирь шли  с миссионерской деятельностью и священники. Вновь образованные на территории района деревни нуждались в духовной подпитке, поэтому крестьяне больших деревень старались первым долгом построить в своём населённом пункте храм. Церковь давала деревне статус села, привлекала в свой приход народ из  близ находящихся деревень. Она строго следила за нравами, пытаясь облагородить на основе традиционных христианских ценностей, людей. Среди многочисленных традиций населения района в XIX начале XX веков считалась строгая религиозность, приверженность к православию, к вере отцов и дедов. В понятие «церковь» вкладывалось представление не только как о храме, здании для богослужений и религиозных обрядов, но и как об общественной организации верующих. Церковь играла важную информационную роль. Именно в храмах для прихожан сообщалось об основных государственных решениях. В XVIII веке церкви, как государственному институту, была доверена фиксация актов гражданского состояния (рождение, смерть, бракосочетание).
Церковь вносила определённый порядок в уклад крестьянской жизни, которого придерживались и бедные, и богатые. Церковь являлась носителем русской культуры. Величественные храмы, иконы, росписи святых, обряды богослужения – всё это воспитывало благопристойность у прихожан, воздержанность. Священники были грамотными и образованными людьми, чем тоже притягивали внимание населения. Они же открывали церковно-приходские школы, где крестьянские дети кроме Псалтыри и Библии обучались письму, чтению, счёту. Но об этом в следующий раз.