Венценосный гость

Тамара Антропова
               Государь Иоанн Васильевич Грозный смотрел на меня с картины Ильи Репина прямо в глаза, но не грозно, а требовательно, будто хотел что-то сказать. Целый день меня преследовала мысль об этом. Я пыталась понять значение его взгляда, но ответа не находила. День уже клонился к вечеру. Закат закрывал заслонкой солнышко, и только последние его лучи вырывались над горизонтом.
 
Я – жаворонок, просыпаюсь ранним утром. Проснувшись, когда едва забрезжил рассвет, не стала открывать глаза, а всеми силами пыталась вспомнить сон, который, как мне казалось, длился всю ночь напролёт.

Моё сновидение началось с появления мужчины, уже в возрасте, в роскошном одеянии.
- Вы кто?- удивлённо спросила я незнакомца.
- Иоанн Васильевич IV, басилевс, великий император России, царь Московский,- отрекомендовался Он.
- Кто такой басилевс?- поинтересовалась я.
- Это император императоров,- просто, но с достоинством пояснил ночной гость.
- Вы совсем не похожи на того, каким Вас изобразил художник!
Монарх: вздохнув, ответил:
- Этот вопрос не ко мне.

               Я смутилась и чтобы как-то исправить неловкую ситуацию, высказала предположение, что художник изобразил его в таком виде, чтобы подчеркнуть прозвище Грозный.
- При жизни меня звали Милостивым, а Грозным и Ужасным называли и называют враги. Да, для них я таковым и был,- пояснил собеседник.
- На картине убиваю сына, но это ложь и ваши учёные доказали, что его отравили. Ртутью травили меня и всю мою семью за исключением одного сыночка, который был, слаб умом.

               Мне стало совестно за свои вопросы, поэтому решила перевести разговор на интеллектуальные рельсы:
- Вот уже не один век разыскивают Вашу личную библиотеку, она существовала или нет? Если да, то есть надежда, что её отыщут?
Владыка помолчал и ответил так:
- Казна, так мы её называли, не моя личная собственность. Её собирали мои предки с XI века, в том числе дед – Иоанн III, отец - Василий III и другие князья. Забирали книги в присоединённых землях, скупали по всему миру, но не из алчности, а для сохранности. Западное ворьё крадёт наше народное достояние: когда шла Ливонская война, поляки вывезли книги из города Полоцка, часть их Стефан Баторий, король польский и великий князь литовский передал иезуитам, а часть до сих пор хранится в Варшаве.
Я – последний хозяин этих сокровищ,- закончил Он.

- А может Казна уже сгорела в пожарах или мыши поточили?- предположила я.
По его взгляду поняла, что сказала глупость. Неожиданно Повелитель позвал меня пойти с собой, и мы очутились возле царских палат. Однако государь повёл в подземелье под ними. Шли долго и наконец, очутились в каменном сводчатом подвале, за ним располагался другой, там стоял 231 кованый сундук. Я посмотрела на своего венценосного попутчика, и Он понял немой вопрос в моих глазах.
- В сундуках хранится 3200 книг, рукописей и берестяных грамот,- внёс Он ясность.
 
               Помолчали, потом Самодержец продолжил:
- Не надо искать Казну, пока на престол не взойдёт настоящий хозяин земли Русской, защитник Отечества: религии, культуры, традиций коренных народов России. А пока у власти пришлые люди, да воры. Неужели ты, боярыня, думаешь, что они сохранят драгоценное сокровище? Нет, они его продадут в Ватикан, а то и уничтожат вовсе,- ответил властитель на свой вопрос.

               Воодушевившись, что назвал меня боярыней, я решилась сказать, что у нас много хороших историков, археологов, патриотов, почитателей древних сказаний. На что Он, покачав головой, возразил:
- В 1987 году археологи обнаружили древний город Аркаим - укреплённое городище бронзового века, на территории Челябинской области, которому 4тысячи лет, нашли множество артефактов. Кто внёс изменение в хронику событий на Руси?
А в 2015 году случился пожар в библиотеке, сгорела 1/3 пятимиллионного фонда! Нашли виновного? На кол посадили?
При нападении на чужое государство англосаксы в первую очередь уничтожают музеи. Как думаешь, кто отдаёт им приказ?

Я пожала плечами, а Он продолжил:
- Враги не допустят, чтобы россияне узнали подлинное прошлое предков, Ведь им не одно столетие внушают, что Русь образовалась в IX веке. Хотя:
 
Россия всегда стояла,
По воле Бога-Творца:
Напрасно ищут начала,
Впустую жаждут конца.

               Я слушала и мысленно соглашалась с ним. Если идёт ожесточённая война с установкой памятников блестящему мыслителю, который написал «Свод истории человечества», то страшно представить что произойдёт с бесценными сокровищами, которые пока не даются в руки проходимцам и мошенникам.
Тем временем в права вступал новый день:

Лучей горячих стрелы:
Спуская с тетивы -
Всходило солнце смело,
В объятья синевы.

- Может, настанет время, когда откроется занавесь над прошлым и также смело, поднимется Правда?- подумала я, встречая новый день.
 
               А собеседник? Он давно растаял в лёгкой утренней дымке.