Цусима

Поляков Виктор Николаевич
               
«Раскинулась необозримо
Уже кровавая заря,
Грозя Артуром и Цусимой,
Грозя Девятым января…»

Так Александр Блок завершает свою поэму «Возмездие».
               
                Разгром русской эскадры японцами 14(27) мая 1905 года в морском проливе недалеко от острова Цусима, несомненно, имеет символическое значение для истории. Ещё большее значение это событие приобрело в наши дни, так как «путинская Россия» стремится быть похожей на ту, имперскую Россию начала XX века, и буквально лезет на рожон со своими амбициями.
               В январе 1904 года министр внутренних дел и шеф жандармов Вячеслав Плеве, отвечая на упрёки военного министра А.М. Куропаткина в том, что Плеве якобы содействует развязыванию войны с Японией, ответил: «Алексей Николаевич, вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Скорее всего, Плеве цитировал фразу из письма государственного секретаря США Джона Хея президенту Теодору Рузвельту, которую уже тогда можно было считать «крылатой».
           «Маленькая победоносная война» России с Японией, в сущности,  представляла собой типичную схватку двух агрессоров за раздел сфер влияние в Корее и Северо-Восточном Китае. Россию в ней поддерживали Франция и Германия, а Японию — Великобритания, США и Турция, хотя тут, конечно, нужно иметь в виду, что каждая страна блюла свои интересы. Формально война началась 27 января 1904 года (по старому стилю) блокадой кораблей русской эскадры в Порт-Артуре эсминцами японского флота. К концу 1904 года, после «героической обороны» порта и его сдачи, практически все русские корабли были затоплены. Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Степан Осипович Макаров, участвовавшем в обороне Порт-Артура на броненосце «Петропавловск», погиб: его  корабль подорвался на мине.   
                Песню о том, как «врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»», помнил, наверно, каждый советский школьник. А романами «Порт-Артур» и «Цусима» (Александра Николаевича Степанова и Алексея Силыча Новикова-Прибоя, соответственно) зачитывались не только школьники. Ведь оба автора были участниками описываемых ими событий. Двенадцатилетний Саша Степанов находился в осаждённом Порт-Артуре все 329 дней, прошедших со дня начала войны вплоть до дня сдачи крепости. Отец будущего писателя, капитан Николай Степанов, командовал тогда Суворовской мортирной батареей и вёл дневник. И записки отца, и личные впечатления Саши Степанова, который почти ежедневно бывал на батарее, участвовал в строительстве укреплений и подвозил воду солдатам, послужили материалом будущей эпопеи. Что же касается Алексея Силыча Новикова-Прибоя, то он принимал участие в Цусимском сражении в качестве матроса на броненосце «Орёл». Оказавшись в японском плену, будущий писатель с помощью своих товарищей собрал грандиозный материал обо всех судах объединённой эскадры. Именно этот материал и стал основой романа.

               Ещё до сдачи Порт-Артура, в начале 1904 года, по указу царского правительства из кораблей Балтийского флота и строящихся броненосцев была сформирована Вторая эскадра Тихоокеанского флота, командующим которой был назначен вице-адмирал Зиновий Рождественский. Её путь к берегам Японии напоминал кругосветное путешествие и составив более 17 тысяч морских миль. В районе Гибралтарского пролива эскадра разделилась надвое; одна часть двинулась более коротким путём через Средиземное море и Суэцкий канал, а другая часть отправилась в Атлантический океан, огибая Африку. Позднее они соединились в районе Мадагаскара. В феврале 1905 года «для усиления» Второй эскадры была создана Третья эскадра под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова, собранная из старых кораблей. Она догоняла Вторую эскадру, двигаясь через Средиземное море. Снабжение и погрузку угля, которые достигали гигантских объёмов, на всём пути следования кораблей, взяла на себя Германия. Как язвили в командах, теперь в Балтийском море у России не осталось ничего, кроме «старого хлама». Недаром кайзер Вильгельм подстрекал своего кузена Николая II «расширять своё влияние на Дальнем Востоке». Ему хотелось спровадить подальше от себя русский флот, чтобы самому хозяйничать на Балтике.
                Два с половиной месяца Вторая эскадра стояла возле острова Мадагаскар, проводя стрельбища, результаты которых оказались плачевны. Там же из местных газет стало известно о сдаче Порт-Артура и поражении под Мукденом. Настроение у матросов и офицеров было подавленное. «Как мы постарели за время похода! — писал Новиков-Прибой в своём дневнике. — Смертная тревога отражалась в каждой паре глаз». Путь от Мадагаскара до Камранга (около полутора тысяч морских миль) эскадра преодолела за двадцать девять суток, останавливаясь сто двадцать раз. Остановки были вызваны повреждением котлов, механизмов и рулей, а также тем, что рвались буксирные перлиня. Наконец, 26 апреля в районе бухты Ван-Фонг в Южно-Китайском море Вторая и Третья эскадры объединились в одну. Теперь в ней находилось пятьдесят кораблей: тридцать семь военных и тринадцать коммерческих. Из них было сформировано три броненосных отряда и два крейсерских отряда, состоящие из однотипных кораблей, два минных отряда, состоящие из лёгких быстроходных крейсеров и миноносцев, а также отряд транспортов из тринадцати судов и два госпитальных судна.
                В ночь на 14 мая эскадра вошла в Корейский пролив. «Перегруженная углём, измученная походом и дезорганизованная духом безверия эскадра медленно двигалась к пропасти», — писал Новиков-Прибой. — Казалось, никто уже не мог предотвратить приговора истории. Все люди находились на своих местах, все исполняли свои обязанности. Из труб валил дым, под кормой вращались винты, бурля незнакомые воды. Мы прошли более восемнадцати тысяч морских миль. Осталось каких-нибудь трое суток, и мы будем во Владивостоке…»

                Русские открыли стрельбу в 13:49; японцы — в 13:52. Исход сражения был предрешён фактически в первые сорок три минуты, когда вышли из строя два флагманских российских броненосца, шедшие под адмиральскими флагами. Первым начал тонуть броненосец «Ослябя». К нему на помощь устремился миноносец «Буйный», которому удалось спасти около двухсот человек экипажа. Ему помог миноносец «Бравый». Но более пятисот матросов и офицеров погибли. Вечером пошёл на дно израненный броненосец «Князь Суворов». Практически весь экипаж погиб. Успели спастись только штабные офицеры, включая раненого вице-адмирала Рождественского. Их принял на борт всё тот же миноносец «Буйный». Позднее адмирал Рождественский и его штаб перекочевали на миноносец «Бедовый», но тот сдался в плен. А миноносец «Буйный, истерзанный и фактически утратившего боевое значение, по приказу командира был взорван.   
 
Итоги «Цусимы» оказались катастрофическими.
 
Из оставшихся девяти броненосцев пять («Император Александр III, «Бородино», «Сисой Великий», «Наварин», «Адмирал Ушаков») — были потоплены; четыре («Орёл», «Император Николай I», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин») — сдались в плен.

Из семи крейсеров шесть («Адмирал Нахимов», «Изумруд», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Светлана», «Урал») — были потоплены; два («Олег», «Аврора») — интернированы в Маниле; и лишь один («Алмаз») — добрался до Владивостока. 

Из девяти миноносцев пять («Быстрый», «Буйный», «Блестящий», «Громкий», «Безупречный») —  были потоплены; один («Бедовый») —  сдался в плен; один («Бодрый») — интернирован в Шанхае; и только два («Бравый», «Грозный») — дошли до Владивостока.

Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов и 4761 человек нижнего чина. Было ранено 172 офицера, 13 кондукторов и 178 матросов. Попало в плен 7282 человека, включая двух адмиралов.
             
По официальному донесению командующего японским флотом адмирала Того, всего на японской эскадре погибло 116 человек и было ранено 538. 
Японский флот в результате огневого воздействия потерял только два маленьких миноносца — № 34, 35 и третий № 69 — в результате столкновения с другим японским миноносцем.
            
Позднее аналитики назовут основные причины разгрома русской эскадры:

* перезагруженность броненосцев углём и, как следствие, низкая скорость хода;
* тактическая бессмысленность построения в кильватерную колонну, что дало возможность противнику сосредоточить огонь на флагманских кораблях;
* малая скорострельность русской артиллерии;
* небольшие углы возвышения орудий и, как следствие, низкая дальнобойность.
* низкий уровень подготовки артиллеристов;
* малый запас фугасных снарядов (по сравнению с бронебойными).


             ВЫВОД: Царская Россия ввязалась в ненужную ей войну, хотя была к ней совершенно не готова, погубила людей, технику и свою репутацию. Поражения на море и на суше, а также Кровавое воскресенье (9 января 1905 года), в сущности, явились предтечей первой русской революции. Тогда же в статье «Разгром» В.И. Ленин писал: «Перед нами не только военное поражение, а полный крах самодержавия».

              PS: Сегодня Россия занимает огромную территорию, почти в два раза превышающую территории самых больших государств мира (например, Канады, Китая или США). Зачем ей украинские Крым и Донбасс? Для чего Путин и его преданные шовинисты продолжают талдычить о «возвращении» каких-то там «исконно русских» земель»? Да ещё и грозят тем, кто помогает Украине! Ищут на свой хвост приключений? Неужели уроки истории их ничему не учат, и они ещё раз норовят «вляпаться» в какую-нибудь «Цусиму»?