Девушка с веслом, которой нет в Парке Горького

Алла Жданова
1 июня 2023
Зачастила в Парк Горького. Наверстываю упущенное - прежде было не до гуляния по паркам. Оказывается - бездна интересного! История страны, Москвы - все отразилось здесь.
В начале двадцатого века на территории от Крымского моста до Нескучного сада располагался огромный пустырь, на котором устроили городскую свалку. Она стала убежищем безработного и бездомного люда.
В 1922 году М.И.Калинин и С.М.Буденный по поручению В.И.Ленина выбирают место для проведения Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Их выбор пал на этот пустырь. «Ну что Семен, с белогвардейцами легче было биться?» – спросил Калинин Буденного, обходя пустырь. Именно они фактически являются создателями парка – в 1928 году Моссовет принял решение о создании на месте ВСХВ парка культуры и отдыха. Газета «Рабочая Москва» писала: «… парк открывается в воскресенье 12 августа в 12 часов дня. Вход в первый день будет бесплатный, а затем устанавливается плата в 10 копеек. В день открытия парк посетили более 100 тысяч человек!
Первый директор Парка Бетти Глан (как и следовало ожидать, когда говоришь о более или менее заметной личности того времени) в 1937 году была арестована и 17 лет провела в лагерях. За время ее работы – с 1929 но 1937 гг парк получил мировую известность и стал одним из символов Москвы. После возвращения М.Горького из эмиграции, парку в 1933 году присваивается его имя.
В 1936 году начинается строительство нового Крымского моста (архитектор Власов). Можно себе представить, каким фантастическим казался в те годы этот мост – мост в будущее Москвы! Даже в наши дни захватывает дыхание от мощности и великолепия этого сооружения…
В военные годы парк продолжал работать.
(Парк не работал только однажды и то в наши дни, время пандемии ковида).
В 1941-1942 годах Парк бомбила немецкая авиация, множество объектов было разрушено, пострадали здания, аттракционы, зеленые насаждения, система большого фонтана. Больше половины сотрудников ушли на фронт.

Но несмотря на все трудности военного времени, Парк не прекращал работу ни на день. В 1943 году на территории Парка открылась "Выставка образцов трофейного вооружения": 11 гектаров территории, два больших павильона, открытые площадки, свыше 100 экскурсоводов, в основном фронтовиков. С каждой новой операцией Красной Армии экспонатов на набережной Москвы-реки прибавлялось. Немецкая, финская, итальянская, венгерская, японская военная техника и снаряжение, всего более семи тысяч образцов. Выставка включала шесть отделов.
Один только авиационный отдел насчитывал 38 самолетов различных типов! Выставка пополнялась в течение всей войны.
Как бы ни было трудно, но все годы войны в парке звучала музыка в исполнении духовых оркестров. И ведь приходили слушатели и слушали со слезами на глазах известные произведения Петра Чайковского, Михаила Глинки, Дмитрия Шостаковича. несмотря на частые сигналы воздушной тревоги и голос диктора, извещавшего о приближении к городу вражеской авиации.
Годы войны унесли большую часть скульптурного оформления парка, в том числе знаменитую скульптуру Ивана Шадра «Девушка с веслом». на главной аллее, а в 1941-м она была разрушена при бомбежке. К истории этой скульптуры я еще вернусь – она стоит отдельного рассказа.


 2 июня 2023
Продолжаю ПЕТЬ ПАРК ГОРЬКОГО! Широкие аллеи, берег Москва-реки, фонтаны… Но это можно увидеть и в других местах, в том же, например, в парке Северного речного вокзала. Меня зацепила СОВЕТСКАЯ, СТАЛИНСКАЯ ТЕМА в истории парка. Среди безликих абстрактных построек типа «Гараж» (выставочный зал и ресторан), затейливых деревянных «едален», откуда несло ароматом шаурмы, попадается что-то совершенно непонятное и за чем уже много лет никто не ухаживает… Доживают!
Вазон… Проглядывают какие-то узоры... из сталинской эпохи! Сталинский ампир, особенно если он в таком забытом, запущенном виде, на первый взгляд можно принять за «привет из 19 века» - то же обилие росписи, затейливые барельефы. Только когда начинаешь приглядываться – видишь не амуров со стрелами, а серпы и молоты, снопы урожая и наковальни. Разглядеть не удалось – уж очень запущено Близко не подойдешь, но почувствовала – один из немногих сохранившихся раритетов тридцатых – сороковых.
За деревьями, вблизи Пионерского пруда, угадывается какая-то огромная, непонятная на первый взгляд, скульптура. И хотя внутри сидит воспитанное с детства "по газонам не ходить», подошла поближе. Причем, пришлось обойти лежащую на траве девушку, уткнувшуюся в смартфон. (Кстати, запрет «по газонам не ходить» в Парке Горького, как я поняла, не действует или действует не очень – на полянах под огромными деревьями увидите или мам с детскими колясками, или живописную группу отдыхающих, явно «закусывающих»… И мне это нравится, чесслово! А иначе для чего этот зеленый ковер и тень от раскидистых лип и дубов?)
Возвращаюсь к непонятной скульптуре… Мощного торса мужчина в каком-то непонятном движении и никакой таблички… начала искать в интернете – оказывается это «Африканец» из серии "Африка пробуждается", "Свободу черному континенту" 60-х - 70-х годов. (Кстати, Африка-то пробудилась? Получил свободу черный континент? «В газетах как-то глухо от этом пишут …») Но имя автора так и кануло в неизвестность, а зря - скульптура очень выразительная!
В Парке Горького есть свой музей, в котором, наверняка, смогла бы найти ответы на все мои вопросы, но мне туда не попасть! Оказывается, наличными ( позвонила в музей) деньги за посещение музея не принимают, а все другие способы мне непонятны. Придется ждать так называемый день открытых дверей.
Но все-таки во время звонка в музей вытащила из них информацию – что это такое за высокой строительной сеткой на той стороне парка, что примыкает к Ленинскому проспекту? (Вошла в парк от метро «Парк культуры», решила пройти насквозь и выйти на Ленинском, вот и наткнулась..) колонны с великолепной лепниной. Из 19 века здесь ничего не могло остаться - был пустырь, свалка и прочее. Значит – остатки того же сталинского ампира… Выдвинула объектив фотокамеры… Ничего не разглядеть, но точно не амуры и не головы богинь.
Оказывается, это бывший павильон "Механизация" на Первой сельскохозяйственной выставке в 1923 году, считается одной старейших построек парка, к настоящему моменту от него остались только стены. Интересно, закрыли строительной сеткой чтобы реставрировать или окончательно разрушить? Оставлю вопрос до посещения музея. Между прочим, в 1950-х годах в павильоне соорудили танцплощадку, запечатленную в фильме «Я шагаю по Москве».
Ну и самое непонятное – это скульптура посреди огромной клубы неподалеку от входа в парк. Из высокой травы выглядывает голова голой дамы с отколотым носом… Загорает с тридцатых годов?! Непонятно… Узнаю – расскажу! Опять же обещаю рассказать о самой известной неизвестной скульптуре И.Шадра «Девушка с веслом»

 2 июня 2023
Обещала рассказать историю «Девушки с веслом», скульптуры, автором которой является Иван Шадр. Добросовестно рылась в интернете и… окончательно запуталась! Думаю, ни у одной многовековой античной скульптуры нет вокруг столько легенд, историй, измышлений. Господи, а ведь и ста лет не прошло! Поэтому просто излагаю историю, как она сложилась в моем представлении.
Парку имени Горького было лет шесть (он открылся в 1928 году), когда Ивану Шадру было поручено создать скульптуру - фигуру женщины-спортсменки, которая должна была наглядно показать, что спортом полезно заниматься (утрирую, простите). Конечно, чтобы было красиво, внушительно, одним словом, в лучших традициях жанра, в данном случае - социалистического реализма. (Иван Дмитриевич Шадр – выдающийся советский скульптор, автор скульптуры «Булыжник- орудие пролетариата», один из авторов макета ордена Ленина, создал 16 скульптурных изображений В.И.Ленина. В 1953 году посмертно Ивану Шадру была присуждена Сталинская премия за памятник А. М. Горькому на площади Белорусского вокзала в Москве.)

И вот в 1935 году скульптура было готова и водружена в центре фонтана на главной аллее парка. Но!- не понравилась высокому целомудренному руководству, предложили слегка убавить чувственность и откровенные подробности. Уж очень реалистический социализм, извините социалистический реализм!
Скульптор поработал и … через год новый вариант «Девушки с веслом», правда, высотой уже 8 метров (первый вариант был 4 метра), с немного измененным силуэтом и прической заново – в первом варианте на голове у спортсменки платок завязанный узлом на макушке- установили на том же месте. А прежнюю фигуру отправили ... в Луганск, в парк тоже имени Горького.
Говорят, немало этому поспособствовал сам К.Е.Ворошилов, он был родом их этих мест, родился в Лисичанске Луганской области . (В 1970-1990 годах Луганск был Ворошиловградом). Правда, другого города, где бы захотели установить эту скульптуру не нашлось - Одесса, Харьков, Николаев отказались.
В Луганске скульптура прижилась и полюбилась горожанам, ее установили в уютном зеленом уголке парка, около ивы на берегу водоема, где она смотрелась очень естественно и никого не смущала. Куда она делать потом – неизвестно. И, чтобы уже больше не возвращаться к луганской «Девушке», сообщу, что в 2019 году скульптура «Девушка с веслом» , конечно, уже другого автора, снова появилась в парке Луганска. «Друзья, ну вот совершилась историческая справедливость! Наконец-то "Девушка с веслом" снова у нас в парке! - поздравили горожан на открытии скульптуры, - Мы не копировали шадровскую работу, мы пытались слепить нашу девочку, для нас…»

Однако вернемся к московской «Девушке с веслом», что стояла в парке Горького с 1936 года . Во время бомбежки Москвы в 1941 году она была разрушена. Это самая распространенная версия. Но попадаются утверждения, что ее видели в парке на фотографиях пятидесятых годов. Верить или нет? Как бы то ни было, «Девушки с веслом» сегодня в Парке имени Горького нет! Ой, что я говорю! Появлялась ее копия в 2011 году…Стояла на Пушкинской набережной, но потом уже к 2015 исчезла, на ее месте сейчас другая фигура (и Вы будете утверждать, что ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ НЕ ПРИЗРАК?)
А теперь серьезно – о серьезном. Скульпторы лепят человеческие фигуры с НАТУРЫ. С кого лепил Шадр свою ДЕВУШКУ? Ведь она совершенно обнажена и натуралистична до подробностей! Вот здесь, по-моему, и кроется истинная причина того, что до сих пор неясно, кто служил моделью для скульптора? Признаться в тридцатые годы, что это твоя обнаженная фигура стоит на всеобщем обозрении в городском парке столицы?… Нет, советская девушка не была готова к такому. Да и родители не позволили бы! Поэтому - только домыслы и вымыслы, предположения… Самое распространенное – это якобы Вера ВОЛОШИНА, в то время студентка Института физкультуры. Но… по новейшим данным, ее в то время еще не было в Москве, она жила в Кемерово и училась в школе.

Но ВЕРА ВОЛОШИНА заслуженно, ценой своей жизни осталась в истории нашей страны. Она ушла добровольцем на фронт – в один отряд с Зоей Космодемьянской, попала в плен и была казнена фашистами в ноябре 1941-го. Звание Героя России ей было присуждено посмертно много лет спустя –только в 1994 (!) году.
Натурщицей (моделью) окончательного варианта скульптуры иногда называют ЗОЮ БЕДРИНСКУЮ. Девушка работала в мастерской архитектора Каро Алабяна, занималась гимнастикой в обществе ЦДКА.
Есть еще вариант - более всего похожий на правду - что позировала скульптору Нина Хоменкова, чемпионка СССР по академической гребле, девушка, которая могла бы позировать с веслом естественно, как с привычным спортивным снарядом.

Нет, Вы только подумайте, времени прошло не так уж много, а никакой достоверности! А мы еще пытаемся разобраться в событиях , которые происходили в предыдущих веках.. А тут по времени почти рядом, и одни только домыслы. И все-таки возвращаюсь к ВЕРЕ ВОЛОШИНОЙ. Почему называют ее имя? В какой связи? Нет дыма без огня… Ведь это имя упоминается даже в вышедшей в 1974 году книге О. Вороновой о творчестве Ивана Шадра . Правда, она опирается на воспоминания И.В.Груве, тоже скульптора, написанные им в ЗРЕЛОМ возрасте. Может, причина в этом?
Шадринская скульптура – замысел ее – тиражировался другими авторами неисчислимое количество раз.
Нет, наверно, в нашей стране более или менее крупного города, где бы не стояла ДЕВУШКА – с мячом, с ракеткой, с тем же веслом и прочим спортивным инвентарем, но уже не голая – а в майке, в трусах, в купальнике… Хотя по нынешним меркам, натуральная голая фигура уже никого не удивляет – живьем вижу каждый день на улицах Москвы.