Ч. 3 Корабли называли и в честь лейтенантов

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/05/30/797

В начале 1944 года американцы перешли от стратегии «шаг за шагом» («step by step») к стратегии «лягушачьих прыжков» («frog leaps»).

Суть новой стратегии состояла в овладении наиболее важными островами, что приводило к изоляции других островов и вынуждало японские гарнизоны капитулировать.

Операция «Кинг-2» как раз и была таким «лягушачьим прыжком» по захвату важного острова Лейте в группе Филиппинских островов.

Японские соединения, которые находились западнее Филиппин, могли прорваться в залив Лейте проливом Сан-Бернардино с севера или проливом Суригао с юга.

Задачу не дать японскому флоту прорваться к месту высадки десанта возложили на созданную оперативную группу под командованием вице-адмирала Марка Митчера.

В эту группу входили 17 быстроходных авианосцев с 1100 палубными самолётами, 6 новых линкоров, 13 крейсеров, 58 эсминцев.

Для японцев удержание Филиппинских островов было жизненно важно. Филиппинские острова были для них источниками стратегического сырья, такого, как каучук, а также потому, что они контролировали морские пути между Японией и островами Юго-Восточной Азии, особенно Борнео и Суматра - единственными источниками нефти.

Благодаря тому, что американцы лишили Японию нефти, советский Тихоокеанский флот смог высадить десанты на Курильские острова, Сахалин и в Корее, а не повторить судьбу русских кораблей в Цусимском проливе.

Мощь японского флота была просто несопоставима с возможностями советского Тихоокеанского  флота, но японский флот был обездвижен без топлива.

Высокие горные вершины острова Лейте, овраги и пещеры, типичные для вулканических островов, давали японскому гарнизону большие возможности для обороны. Высадка на остров Лейте началась на рассвете 20 октября, а 24 октября десантная операция была завершена.

Так думали американцы, но у японцев было иное мнение. Для них сражение за остров Лейте рассматривалось как битва за Японию, по причинам, о которых я уже сказал. Рассказ, как проходило сражение, займёт очень много времени, поэтому я остановлюсь лишь на отдельных эпизодах.

Первыми встретили центральную группу японского флота две американские подводные лодки: «Дартер» и «Дэйс». Они несли патрульную службу между северо-восточным побережьем острова Борнео и островом Палаван.

«Дартер» находилась в надводном положении и по радиолокатору определила появление японских кораблей. Командир лодки передал сведения своему коллеге на «Дэйс». Обе подводные лодки пошли в надводном положении впереди двух колонн японских кораблей, чтобы разведать силы противника.

«Дартер» передала полученные сведения  командующему 3-м американским флотом, а за час до рассвета обе подводные лодки погрузились и атаковали японские корабли. «Дэйс» потопила тяжёлый крейсер «Майя», а «Дартер» - тяжёлый крейсер «Атаго», на котором держал флаг вице-адмирал Курита.

Японского адмирала спасли моряки с эсминца, но большая часть его штаба погибла. Курита перенёс свой флаг на линкор «Ямато». После этого подводная лодка «Дартер» торпедировала тяжёлый крейсер «Такао», но он остался на плаву.

Обе подводные лодки преследовали поврежденный крейсер по извилистым каналам Палаванского прохода, но сразу после полуночи 24–25 октября «Дартер» села на мель на Бомбейской отмели. Попытки сняться с мели оказались безуспешными.

Американцы забрали с собой все секретные документы и перешли на подводную лодку «Дэйс», которая выпустила десять торпед по оставленной лодке, но они взорвались на мелководье.

Потом подошли ещё две подводные лодки, которые стреляли торпедами, установили подрывные заряды и подорвали их, обстреляли лодку из артиллерийской установки.

В январе 1952 года к месту крушения прибыла спасательная группа ВМС США, чтобы избавиться от шести торпед, оставшихся на борту в носовом торпедном отсеке. Вокруг торпед разместили заряды, и в результате детонации снесло всю носовую часть.

А тогда, во время войны, благополучно прибывший во Фримантл на лодке «Дэйс» экипаж «Дартер» назначили на новую подводную лодку «Менхаден», на которой моряки погибшей лодки продолжили свою службу.

Продолжение http://proza.ru/2023/06/04/1142

На фотографии: командиру пл «Дартер» кэптену МакКлинтоку за этот подвиг вручают награду – Военно-морской Крест и медаль Бронзовую Звезду.
Он прослужил на подводных лодках почти 30 лет.