Пишите, это помогает!

Лилия Гадель
Мне очень интересны люди, сумевшие сохранить в памяти максимальное количество событий своей жизни, причем, сохранить их в письменном виде. Еще в детстве я отметила, что в минувшие времена ведение личного дневника было занятием обычным и повсеместным. «Как хорошо, что мы можем сейчас прочесть о жизни людей, живших 100-200-300 лет назад», - думала я, представляя в своем воображении описанные ситуации. Еще меня удивляла рассудительность, обычно красивый слог, глубокие мысли и выводы. Да, нам суждено прочесть лишь тех, кто имеет хотя бы какое-то значения для общей истории, и все же. Люди писали, писали много, нанизывая петли личных впечатлений на спицы времен, и я считаю это давно проверенным способом выживать. Уже тысячи лет назад, еще до алфавитов и четко оформленных языков, люди имели потребность записать свою жизнь рисунками, знаками, предметами. Значит, есть такой путь самосохранения, и, если он существует для целых народов, т.е. систем, то это важно и работает для отдельного человека.  Благодаря «письменной терапии» люди выживали в концлагерях, тюрьмах, ссылках, переживали горе и потери: ученые продолжали заниматься наукой и делать открытия, писатели и поэты оставили нам тексты и стихи. Рука и карандаш сохраняли мозг, давали возможность найти смысл в самых страшных испытаниях.

Николай Чернышевский написал «Что делать?», отбывая срок в Петропавловской крепости, Томмазо Кампанелла («Город Солнца» написан во время многолетнего заточения в застенках инквизиции), Лев Гумилев открыл теорию пассионарности народов и писал научные работы на оберточной бумаге, которую ему приносили ссыльные и заключенные в сибирском Камышлаге, Мигель де Сервантес освободился из тюрьмы с черновиками «Дон Кихота», сэр Томас Мэлори, справедливо отбывая 20-летний срок, написал «Смерть Артура», развратник Маркиз де Сад написал в тюрьме «120 дней Содома», О’Генри стал писателем, написал в тюрьме свои рассказы, Моабитские тетради татарского поэта и героя Мусы Джалиля подарили потомкам несколько десятков стихов, написанных в немецком плену. Помните, гремел роман «Шантарам»? Грегори Дэвид Робертс написал свою историю, будучи в заключении, чехословацкий журналист Юлиус Фучек написал «Репортаж с петлей на шее», ожидая смертной казни в застенках гестапо, Даниил Андреев начал писать «Розу мира» во Владимирской тюрьме, В.И.Ленин писал «Развитие капитализма в России», находясь в царской тюрьме за свою революционную деятельность, Николо Маккиавели, будучи в ссылке, написал «Государя». И, конечно, многочисленные известные произведения были написаны людьми после пережитых испытаний, конечно, это «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла» и другие. 
Список может быть очень длинным.

Да, я перечислила очень разных людей: кто-то был наказан за преступление, а кто-то был настоящим героем и умирал от пыток. Я имею в виду то, что стресс, несвобода, боль, мучения, лишения не лечились, нет, - проживались на другом уровне, благодаря бумаге и карандашу. Жизнь может обернуться испытанием для любого, и важно не какое оно, а как и каким из этого испытания выйдет человек.

Я читала, что первым терапевтическое действие ведения дневника заметил американский психотерапевт и социальный работник Айра Прогофф, ученик Карла Густава Юнга. Возможно, заметил первым и не он, но ему мы обязаны великолепным описанием этого процесса как метода, который он назвал «Глубинной гуманистической психологией». Это целый комплекс дневниковых упражнений, которые можно внедрить в свою жизнь любому человеку. Сам метод задумывался автором как некая замена психотерапевту. Письменная терапия как метод самопознания, изучения своих страхов и переживания, широко используется психологами, направлений множество, есть специальные практики практически на каждый случай. 

Многие из нас вели дневники, правда? Став психологом, смысл ведения дневников раскрылся для меня новыми терапевтическими гранями. Следующую статью я посвящу нескольким техникам письменной терапии, я активно их использую в своей практике. По сути, это самый экономичный метод самопомощи, который подходит всем.

Айра Прогофф разработал собственную методику структурированного дневника.
Когда человек начинает вести дневник с чувством, толком, расстановкой, есть одно огромное, накрывающее своей неизбежностью, понимание: любой средне-статистический человек не умеет осознавать и понимать свое состояние. А его еще требуется описать словами! В любом процессе изменений можно начать путь с разных сторон. В данном случае попытки описать состояние – сначала косноязычные и поверхностные – постепенно сфокусируют внимание человека на «внутренней погоде» (как говорил Айра Прогофф), день за днем внимание будет открывать человеку самого себя. Многие разрушительные эмоции и неадекватные действия являются результатом неумения осознавать свое состояние, увы… Стоит начать отслеживать и записывать свои состояния в течение дня (7-12 раз), и за неделю человек увидит паттерны своих действий, заметит автоматизм в рассуждениях и собственные «коридоры мышления».

В любом деле важна настройка, намерение, на этом акцентируют внимание даже священные писания всех религий. Намерение – волевая установка, мотив и причина сделать что-либо. Есть большая разница между желанием и намерением, первое связано с эмоциями, второе со смыслами. Намереваясь вести дневник, четко определите смыслы, которые вкладываете в это занятие: изучение, понимание себя, улучшение своей жизни, осмысление важных моментов судьбы, помощь себе в сложных жизненных обстоятельствах и тому подобное. Дневник как терапевт, не зря в литературе, в мемуарах, часто встречается «Дорогой дневник, …».

Обычно в дневник пишут события и переживания дня, ведут хронологию жизни, порой повторяясь в описании своих эмоций, иногда перечисляют цели, успехи и провалы, процесс преодоления трудностей, субъективно оценивают происходящее, усугубляя чувство вины за промахи. Перечитывать такое в глубокой старости, возможно, и трогательно до слез, но это пример неструктурированного ведения дневника, то есть не терапевтического, не имеющего трансформирующего действия на человека. Айра Прогофф понял, что дневник должен обладать четкой структурой и структура эта должна находиться в гармонии с естественным потоком человеческой жизни. Тогда дневник будет работать вне зависимости от терапевта и станет словно портфолио личностного и духовного развития человека, будут видимы специфика и направления тонких движений души. Структура позволяет связать жизненные события с личными ценностями, желаниями, обстоятельствами, смыслами, вернуться в ситуации прошлого, переосмыслить то, что прежде выходило за пределы зоны понимания.

Цель такого дневника: разместить себя и момент настоящего в непрерывном потоке жизни, в широкой и глубокой перспективе прошлого и будущего, в тесной связи с ценностями и смыслами. Принцип структурированного дневника – в его нелинейности. Любой раздел можно дополнить, вставить новые страницы. Четыре раздела дневника как четыре измерения, каждое из которых состоит из списков:
1. Жизненное время. Сюда входят разделы: «Период настоящего», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Запись ежедневного», «Открытость будущему».
2. Диалоги. В этом измерении: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».
3. Поток символов. Здесь такие разделы: «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».
4. Внеличностные смыслы. В этом измерении «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».

Названия этих списков могут отличаться в зависимости от переводов книг автора, но даже на первый взгляд ясно, что так глубоко мы «не копаем». Человек не успевает за потоком впечатлений, событий, информации, изменений, уже не получается во всей полноте что-либо прожить, нет возможности осознать и поразмыслить, что происходит и как это влияет на нас. Ведение хотя бы некоторых их этих списков позволит человеку обрести опору в самом себе, потому что внутренний мир обретет структуру, подробности и детали, раскроется в красках и образах, к которым не было доступа.  И тогда каждая из этих тем станет крепким личным опытом, а все вместе они сложатся в большое жизненное полотно, дающее силу цельности, гибкости и стойкости во взаимодействии с внешними обстоятельствами. Структурированный дневник Айры Прогоффа это всеобъемлющий инструмент письменного самоисследования, ничего не останется за бортом. Беда многих в том, что мы не видим связности своей истории, как внутри личной, индивидуальной жизни, так и внутри общей семейной, родовой, коллективной, общечеловеческой. Описание, казалось бы, таких разных тем позволит провести невидимые и при этом очевидные линии причинно-следственных отношений, преемственности между событиями, людьми, повторяющимися «граблями», жизненными историями.

Допустим, есть необходимость поработать с травмирующим опытом. Берем раздел «Жизненное время». В теме «Период настоящего» определяем период настоящего, его границы, какое событие или события стали границей между прошлым и настоящим, каково содержание настоящего. Одновременно вносим информацию в остальные темы большого раздела: «Вехи» - центральные события определенного периода; «События жизненной истории», которые всплывают в памяти в связи с определенным периодом и повлиявшие на него; возможные направления развития событий в точке выбора заносим в «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные». Реконструируем, насыщаем историю значимыми людьми, прослеживаем возможные направления развития в прошлом, настоящем и будущем. Плюс ежедневно заполняем «Список ежедневного» о сегодняшних мыслях и переживаниях. Со временем может появиться другое понимание как границ настоящего, так и значимых вех и событий, потому что человек приходит к новым осмыслениям и выводам, меняется жизнь. В итоге появляется большая подробная картина, человек видит полиисторичность жизни и возможность переписать жизненную историю.

Диалоги еще один великолепный раздел, Айра Прогофф выделил этот принцип как диалогическое измерение жизни. В качестве собеседника можно выбрать все что угодно: собственное тело, ситуацию, проект и т.д. Проследить историю жизни своего «собеседника», настроиться на преемственность течения этой жизненной истории, представить этого собеседника рядом и начать импровизированный спонтанный диалог. Такая практика позволяет понять и увидеть важное и новое о собственной жизни.

Конечно, объем этих списков кажется огромным, но, если взять за правило уделять им по полтора-два часа в неделю, доказано: психологическое и физическое состояние улучшится. А еще появится ощущение многослойности мира, большого количества возможностей и не случайности собственного бытия как части бытия большого – социального, культурного, исторического.