Относительность и ущербность

Армен Григорян
Относительность и ущербность человеческого восприятия понятий справедливости и правосудия


СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ПРАВОСУДИЕ


Во время Гражданской войны купец Андриан Черепанов и его жена Анна организовали партизанский отряд, который действовал против красных. В 1922 году отряд был распущен, Андриан и Анна сменили место жительства и фамилии. Андриан скончался в 1936 году. В начале семидесятых Анну опознал мужчина, родителей которого она зарубила в бытность руководительницей своего отряда. Следствие все подтвердило (нашлись и другие свидетели), но... Анну Черепанову привлечь к суду не удалось: срок истечения давности событий.

Замечание: судя по тому, что Андриан умер в 1936 г. в возрасте 70 лет (т.е., родился в 1866 году), а его жена дожила до семидесятых годов ХХ века, разница между супругами была огромной. Впрочем, что нам может помешать представить пятидесятилетнего мужчину, возможно - вдовца, и восемнадцатилетнюю девушку - для периода Гражданской и подобных эпох - вполне возможное явление.

В то же время, в 1979 г. была расстреляна Тонька-пулеметчица (Антонина Макарова), коллаборационистка, состоявшая палачом у нацистов при Локотском самоуправлении.

Разумеется, и у Анны Черепановой, и у Антонины Макаровой был выбор - у первой: перейти на сторону новой власти или эмигрировать, у второй: погибнуть от голода и лишений или, волевым преодолением всех напастей, пробиться к партизанам. Но обе женщины выбрали третий вариант - одна: борьбу (сейчас уже трудно сказать - во имя идеи или материальных привилегий, все же Анна Черепанова была супругой купца, а я слабо верю в идейность таких индивидуумов), другая - предательство ради выживания.

Но их выбор был обусловлен ситуациями, которые они не создавали. Ни Анна Черепанова, ни Антонина Макарова не являлись политиками и деятелями, чьи усилия, ошибки, просчеты и расчеты привели к волнениям и столкновениям огромных людских масс.

Но что же получается? Черепанова, рубившая людей саблями, и расстреливавшая их из пулемета Макарова проливали кровь. Соответственно, обе они должны были быть наказаны. Сурово. Не смертной казнью, а пожизненным заключением в колонии особого режима. Понятно, что на совести Тоньки-пулеметчицы - военные преступления, срока давности не имеющие. Но тогда чем отличается кровь родителей мужчины, опознавшего Анну Черепанову, от крови партизан, женщин и детей, расстрелянных Анной Макаровой?

ПО АНАЛОГИИ С ВИЛЬГЕЛЬМОМ И ГИТЛЕРОМ

Есть ли разница между императором Вильгельмом Вторым и Гитлером? Вильгельм в своих мемуарах здраво рассуждает о политической ситуации перед Первой Мировой бойней и пытается переложить с себя ответственность за начало военных действий в 1914 году. Ведь он действовал во имя национальных интересов. При чтении воспоминаний этого больного и трусливого человека приходят на память жалкие лепетания нацистских преступников во время Нюрнбергского процесса. Совпадения - один в один! Хотели как лучше, не знали-не ведали, все ради Германии....

Чего хотели? Рек крови? Не знали, что бессмысленно гибнут невинные? Какая польза была от ваших действий для рядовых граждан Германии - березовые кресты, смерть под обломками зданий во время бомбардировок, тучи проституток и инвалиды с овчарками в Берлине и других городах после 1918 г.?

Но... Вильгельма к суду привлечь так и не смогли. А Гитлер и его приспешники, хотя бы самые отчаянные, получили по заслугам.

Но спрашиваю еще раз - чем кровь, пролитая нацистами, отличалась от крови, пролитой шовинистами Вильгельма Второго?

Ничем. Как кровь убитых Черепановой не отличается от крови, пролитой Макаровой.

Такое вот понимание справедливости у людей. Главное, чтобы правосудие восторжествовало, не так ли? Но как законное неправо отличается от надзаконного права, так и правосудие отличается от справедливости.

И все это - следствие ущербного человеческого мышления.