Исламский банкинг. Охота на слова

Александр Ерошкин
 У Александра Сергеевича  Пушкина есть важное, концептуальное стихотворение, которое редко вспоминают. А всё потому, что в мире господствует ростовщический процент и те, кто им пользуются, никогда добровольно не откажутся, ведь за счёт этого процента ростовщик, он же банкир, имеет возможность забирать и присваивать себе чужую собственность, плоды чужого труда.

 Вот яркое тому подтверждение. Две республики РФ получили от Центробанка право перейти на исламский банкинг без ростовщического процента. Решение есть. А дело не идёт. Не любят совре6менные банкиры даже разговоров на эту тему.

Читаем Пушкина, стихотворение «И ДАЛЕ МЫ ПОШЛИ, И СТРАХ ОБНЯЛ МЕНЯ» из 1832 года. Считается, что это подражание «Аду» Данте.

I
И дале мы пошли — и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?»
Виргилий мне: «Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете».
Тут грешник жареный протяжно возопил:
«О, если б я теперь тонул в холодной Лете!
О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!»
Тут звучно лопнул он — я взоры потупил.
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе зажав, отворотил лицо.
Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале —
И, камень приподняв за медное кольцо,
Сошли мы вниз — и я узрел себя в подвале.

II
Тогда я демонов увидел черный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной —
И бесы тешились проклятою игрой:
До свода адского касалася вершиной
Гора стеклянная, как Арарат остра —
И разлегалася над темною равниной.
И бесы, раскалив как жар чугун ядра,
Пустили вниз его смердящими когтями;
Ядро запрыгало — и гладкая гора,
Звеня, растрескалась колючими звездами.
Тогда других чертей нетерпеливый рой
За жертвой кинулся с ужасными словами.
Схватили под руки жену с ее сестрой,
И заголили их, и вниз пихнули с криком —
И обе, сидючи, пустились вниз стрелой…
Порыв отчаянья я внял в их вопле диком;
Стекло их резало, впивалось в тело им —
А бесы прыгали в веселии великом.
Я издали глядел — смущением томим.

Исламский банкинг (англ. islamic banking, араб. ;;;;;; ;;;;;;;;) — банковская деятельность, соответствующая принципам шариата, и её практическое применение посредством развития исламской экономики. Более корректный термин для исламского банкинга — финансовая деятельность, основанная на принципах шариата.

Шариат запрещает получение установленного процента или вознаграждения за предоставление займа (известного как «риба» или ростовщичество), независимо от того, были платежи по займу фиксированные или плавающие. Инвестиции в предприятия, которые предоставляют товары или услуги, противоречащие исламским принципам (напр., свинина или алкоголь) также «грешны и запрещены» (харам). Несмотря на то, что эти запреты исторически применялись в той или иной степени в мусульманских странах и общинах для предотвращения неисламской практики, только в конце XX века были основаны несколько банков для применения таких принципов к частным или получастным коммерческим институтам в мусульманском обществе.

Это определение из Википедии. Оно некорректно, поскольку отсылает в страшному слову «ШАРИАТ» вместо того, чтобы конкретно сказать, что ростовщичество запрещено.

По данным на 2019 год, глобальный рынок исламских финансов находится в стадии роста и достиг 2,2 триллиона долларов США, расширившись за год на 7 процентов. Количество коммерческих исламских банков составило 418. Согласно Ernst & Young, несмотря на то, что исламский банкинг управляет только лишь частью банковских активов мусульман, он растёт быстрее, чем банковские активы в целом. Например, в 2009—2013 годы его темпы роста составили 17,6 процента.

Сущность исламской экономики прежде всего  -  отказ от процента, отказ от фьючерсных сделок. Ближе всего, как методика работы,  подходит понятие проектное инвестирование. Это проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, долевым участием. Банк не получает процента, банк изучает человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план, анализирует риски. Главная забота — не допустить игр со временем  и закладывания ещё не прожитого времени в пользу каких-то спекулянтов сегодня.

В частности, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не выращен, но это  является обычным делом на Западе.

Исламское общество ориентировано на реальную экономику, как на уровне официальных законов, так и на уровне общества.

Установка на реальное производство и на то, чтобы не давать спекулировать твоим собственным временем.

Как ни странно, исламское банковское дело  более динамично развивается в Европе, особенно в Великобритании,  там существуют исламские банки и в обычных банках  есть исламские окошки (например, Citibank, Barclays).

В исламском банкинген есть такое понятие, как  халяльные деньги, то есть  дозволенные с точки зрения шариата, на которых не лежит печать криминала (с точки зрения шариата).

Исламская экономика стоит на той позиции, что деньги пахнут. Например, вы не имеете права продавать алкоголь вообще, а ещё  вы не имеете права и пользоваться этими деньгами от алкоголя, то есть от прибыли от продажи.

Правила, по которым функционирует исламский банкинг:
• общий запрет на ссудные проценты;
• запрет на спекуляцию — использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах, своих планах (например, спекуляция на политических затруднениях). Однако «западные» финансовые инструменты в изменённой форме (в соответствии с законами шариата) используются двумя биржами: NASDAQ Dubai и Дубайским финансовым рынком (владелец арабская холдинговая компания Borse Dubai);
• запрет на азартные игры (лотерея и т. п.).
Также существуют социальные и этические условия отбора экономических действий. Особенно к этому относится запрет на инвестиции в:
• производство и потребление алкоголя и табака;
• проституция
• порнография;
• колдовство (в исламе оно выводит из веры);
• переработка мяса животных, которые умерли своей смертью, свинины, мяса животных, которые были забиты не с именем Аллаха.

Уточняем. Термин «исламский банкинг» обозначает систему банкинга или банковскую деятельность, соответствующую принципам шариата, и её практическое применение посредством развития исламской экономики. Современное движение исламской финансовой деятельности основано на убеждении, что «все формы процента представляют собой риба и, следовательно, запрещены». Кроме того, исламское право запрещает инвестиции в бизнес, который считается незаконным или харам (продажа алкоголя или свинины либо СМИ, такие как рубрики светской хроники или порнография, которые противоречат исламским ценностям). Кроме того, шариат запрещает то, что называется «майсир» и «гарар».

Майсир обозначает контракты, согласно которым право собственности на товар зависит от наступления заранее установленного, неопределённого события в будущем, в то время как гарар описывает спекулятивные  операции, что связано с чрезмерным риском и стимулирует неопределённость и мошеннические действия. Следовательно, использование в исламском банкинге всех традиционных банковских инструментов невозможно. В конце 20-го века был создан ряд исламских банков для обслуживания конкретного банковского рынка.

Исламский банкинг имеет те же цели, что и традиционная банковская деятельность: заработать деньги для банковского института путём заимствования капитала в соответствии с исламским правом. Поскольку ислам запрещает обычное заимствование денег под процент, были разработаны исламские правила осуществления транзакций (известные как фикх аль-муамалат). Главный принцип исламского банкинга основан на распределении рисков, которое является компонентом торговли, а не передачей риска, предусмотренной традиционным банкингом.

Толкование шариата может немного различаться в зависимости от страны. Согласно Умайону Дар, исламская республика Иран придерживается более либерального толкования шариата, чем Малайзия, чьё толкование, в свою очередь, более либеральное, чем у Турции или арабских стран. Мухаммед Арифф также обнаружил менее строгое толкование шариата в Иране, где правительство приняло указ о том, что «правительственные займы у национализированной банковской системы с применением фиксированной ставки вознаграждения не связаны с процентом и, следовательно, допустимы».

В раннем исламском банкинге применялись экономические концепции и техники: векселя, партнёрство (муфавада (mufawada), в том числе партнёрство с ограниченной ответственностью, ормудараба (ormudaraba)), формы капитала (аль-мал (al-mal)), накопление капитала (нама аль-мал (nama al-mal)), чеки, долговые расписки, (известно, что мусульманские торговцы использовали чеки или систему сакк со времён Харуна аль-Рашида (IX век) в Аббасидском Халифате), трасты, расчётные счета, заимствование, регистрационные журналы, уступку прав. В средневековом мусульманском мире также существовали организационные предприятия, независимые от государства, и был создан институт представительства. Начиная с 13-го века многие из этих ранних капиталистических концепций были приняты и развиты в средневековой Европе.

Несколько важнейших терминов, связанных с исламским бакингом
• Фикх: исламское право, человеческое понимание божественного права (шариат);
• Мусакакт: заключение контрактов, подобных мушарака, в сельском хозяйстве, на время созревания урожая, обычно, между владельцем земельного участка и рабочим, который претендовал на часть урожая.
• Гарар (gharar): «опасность», неопределённость, нечёткое раскрытие информации в договоре и риск, возникающий вследствие этого — запрещено;
• Маисир (maisir): «спекуляция», азарт — также запрещено, как и ростовщичество;
• Идшара (idschara): дословно «средства», используется при лизинге;
• Риба (лихва): «ростовщичество» или «проценты», в зависимости от контекста, главный запрет в исламском банковском деле;
• Шариатский совет (scharia board): религиозная комиссия — консультативный орган, который следит за соблюдением предписаний ислама и сертифицирует продукты.

И остаётся напомнить, что РОСТОВЩИЧЕСТВО - выдача денег взаймы под процент. В современном мире называется "кредитование". Один из самых тяжких грехов, крайне порочное и омерзительное занятие. В стародавние времена ростовщиков презирали и изгоняли из городов, а в Древней Персии - забрасывали камнями.

Кредитор (он же - банкир) по сути своей - мошенник, иждивенец. Социальный паразит, который ничего не производя, не созидая, путём проведения финансовых манипуляций (банковский мультипликатор и т.п.) получает прибыль - т.н. ссудный процент.

 Кредиторы в современном мире всячески поощряют потребительство, продажность, жадность и аморальность среди сограждан, поскольку потребительские аппетиты и безнравственность питают мировую империю ростовщиков. Кредиты напрямую влияют на рост инфляции, разрушают производственный сектор экономики, выводят сотни миллиардов рублей в тень. Государство в долгах у кредиторов - рабская колония, обреченная на деградацию, вырождение и погибель.

Самое страшное зло современности – это утверждение, что главная задача – получение прибыли. Отсюда и конфликты, и войны, и гонка вооружений. Когда человечество поймёт это и возьмёт курс на развитие и совершенствование человека?