Конспекты по истории русских. Начало

Борис Безрода
Россия началась на Северо-востоке Европы, где хозяйничали банды викингов (или норманнов – северных людей, членов воинского союза, воцарившегося по всей Европе и северных водах от Гренландии до острова Новая Земля), терроризируя и грабя коренное население. Суша к востоку от Балтийского моря была интересна викингам для похода на юг по рекам для грабежа богатых земель Византии.  В 6-7векам от Рождества Христова на эти плодородные территории, испещрённые множеством рек и озёр, стали заселяться славяне (славени,словени) – часть довольно многочисленной народности, населявшей Фракию. Эта ветвь фракийцев убегала от междоусобных войн, военного давления византийцев и грабежей готов.


Первая российская историческая хронология «Повесть временных лет» описывает название диаспор славен заселявших земли в бассейнах рек Днепр, Дон, Волга, Великая и др., но для возникновения русских наиболее важна диаспора, которая не получила никакого особого названия, а так и называлась славени (т.е. славяне на современном звучании языка) и которая продвинулась севернее всех других до озера Ильмень, где в месте  вытекающей из него реки Волхов организовала город  Новгород Великий.


История умалчивает как строили город его основатели, сколько набегов различных группировок викингов им пришлось пережить, но постепенно между славенами Новгорода Великого и викингами из племени руси (родси, роси) сложилось военно-торгово-ремесленное партнёрство. Руси родом из холмистого побережья Ро(д)слагена (территория нынешней Швеции). Название русов (росов) указывает на род их занятий – воины-гребцы (от «ро» или «ру» – весло).


Могу предположить, что выгода в объединении двух народов заключалась в том, что славене были искусны как гончары, кузнецы и в выделке ценных шкур диких животных, что в изобилии водились в окрестных лесах, а викинги были крайне полезны при транспортировке и охране товаров, как телохранители и в военных набегах на соседей.  Кроме того, очевидно Новгород Великий служил военной базой для руси. Два народа объединялись через рождение детей в смешанных браках и принятие культуры друг-друга. Например, для викингов актуальной стала буквенная письменность славен, поскольку аналогов в их культуре не имелось. Смешанное поселение воинов, ремесленников и купцов Новгорода  прирастало населением, постепенно приобретая известность в северных, западных и южных землях Европы за счёт торговли ремесленническими изделиями, пушниной и рабами. Город брал окрестные поселения под свой контроль – в результате формировалась Новгородская Республика. Республика в том смысле, что верховное управление территорией всенародно избиралось на фиксированный срок.

Параллельно юго-западней в месте впадения реки Великая в Чудское озеро, не без участия викингов и славянского племени «чудь» развивалось другое торговое поселение, давшее начало городу Пскову.

Гораздо южнее  славянская диаспора, известная под названием «поляне» основали на Днепре город Киев, которые приметили руси, когда на ладьях шли по Днепру, чтобы в очередной раз совершить набег на богатые земли Царьграда. Город викингам понравился и часть воинов осталась в нём. Обосновавшись в Киеве, руси взяли под контроль земли полян. История умалчивает об отношениях русов с потомками Кийя, Щека, Хорива и их сестрой Лыбедью – основателями Киева. Хочется верить, что это были взаимовыгодные отношения, похожие на альянс руси и славянских обитателей Новгородской республики. Во всяком случае, кто-то же должен был снабжать викингов продуктами, поэтому вряд ли они истребили всех полян.  О викингах-русах и Киеве упоминают Вертинские летописи от 839 года. Впрочем, на Киев заглядывались и половцы и хазары, так что киевлянам приходилось то отражать набеги непрошенных гостей, то  платить  дань им, но и, бывало, сами успешно обирали половцев и хазар.

Наиболее ранняя ретроспективная российская летопись «Повесть временных лет», написанная через несколько веков после рассматриваемых событий в христианском киевском монастыре видимо пришлыми евреями-проповедниками, рассказывает, что правители доминирующих славянских сообществ – чудь, славени и кривичи, чувствуя обострение славянских войн, пересекли Балтийское море и предложили предводителю русов Рюрику (вассалу германского императора Лотаря I из рода Каролингов) взять под контроль славянские земли. Рюрик конечно же обрадовался поднятию своего статуса из вассалов в полноценные императоры, дармовым землям и богатству в них и поспешил скорее воспользоваться свалившимся на голову неожиданным счастьем. Могло ли быть такое? Однозначно – нет!


Трудно вообразить совершенно не логичное и опасное путешествие через Балтийское море с целью уговорить Рюрика и его соратников прийти в места, которые русам и другим родам викингов были и так хорошо известны, где они хозяйничали, конкурируя со славянами и смешиваясь с ними. В пользу такого мнения, стоит упомянуть, что впервые слово Русь как признак особой территории, появилось в уже упомянутых Вертинских летописях в 839 году, т.е. уже в начале 9-го века была известна земля Руськая как этноним, восходящий к племени викингов под названием русь и живущих в Киеве. И это упоминание произошло раньше, чем принятая всё теми же киевскими монахами дата прибытия элитных боевых подразделений Рюрика на земли Новгорода. Когда речь идёт о датах и вообще всей истории зарождения России, следует помнить, что первые письменные славянские источники появились на 200-400 лет позже, чем события, которые они описывают. То есть, к сожалению, первые русские летописи полны субъективизма их составителей, по другому – вымысла.


Удивляет, что Рюрик, неожиданно прибыв из-за моря по приглашению, первым делом мирно обосновался среди славене на Ильмене и Волхове, то есть на территории Новгородской республики. При этом летописец утверждает, что «новгородце же – люди от варяжского рода (то есть викинги), а прежде были словене». То есть монахи, первыми описывающие русскую историю, не видели разницу между викингами-русами, славенами и жителями Новгородской республики. Для них это было всё едино, при этом чудь и кривичи противопоставлены славенам. Единственным логичным и правдоподобным объяснением всей этой летописной запутанности, является то, что Рюрик прибыл на новгородские земли, чтобы возглавить войну Новгорода с другими славянскими племенами из-за того, что новгородские дружины проигрывали и нуждались в военной поддержке. В конечном счёте, армия Рюрика победила войска славянских племён, известных как чудь и кривичи, а Новгород поглотил эти народы вместе с землями как Метрополия. Такое развитие событий хорошо объясняет знаменитую фразу из «Повесть временных лет»: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», которую произнесли представители чудь и кривичей. Ведь действительно новгородцы под предводительством Рюрика взяли под контроль обширные земли, в которых, по их мнению, не было порядка, пока обитатели покорённых земель не начали подчиняться победившему господину Великому Новгороду.


Похоже, что монахи, писавшие «Повесть временных лет», изрядно поели галлюциногенных грибов, когда написали, что Рюрик делил командование своим войском с братьями  Синеусом и Труворгом, которые входили в войско вместе со своими семьями. За всю историю человечества ни один владыка не делился властью, а вот Рюрик какой-то особенный. При этом о продолжении рода Рюрика мы знаем, а о продолжении родов Синеуса и Труворга полное забвение. Если всё-таки допустить версию существования этих людей, то необходимо признать, что рода Синеуса и Труворга продолжались бы не менее долго, чем род Рюрика, да и военный контроль над Новгородской республикой так бы легко не перешёл в руки малоизвестного воина из окружения Рюрика, после смерти последнего.  Кроме того, с чего бы главный и великий Рюрик построил себе под Новгородом волховскую цитадель, которая быстро исчезла во времени, а малозначимый Труворг, не прославивший своё имя никакими деяниями, создал великую крепость в Изборске, которая выдержала тысячелетия?


Привлекательной представляется современная логичная версия, что Синеус и Труворг – это искажение со старошведского словосочетаний «свой род» и «верная дружина», соответственно. То есть Рюрик в своих действиях опирался на верную дружину, костяк которой состоял из его родственников. А Изборская крепость являлась основным оплотом дружины Рюрика в войне, а затем обеспечивала стратегический контроль над покорёнными землями чудь и кривичей. В последующем Изборская крепость выполняла базовые функции в покорении новгородцами других местных народов: весь, меря, мурома. Примечательно, что сохранившаяся до наших дней основа этой цитадели, построенная при Рюрике и для его целей, практически не отличается от крепостей того же времени, возведённых викингами в 8-10 веках, развалины которых можно встретить в континентальной западной Европе и Великобритании.


Несмотря на то, что киевские русы исходно были из войска Рюрика, они опасались своих соплеменников из Новгорода. Причины недопонимания между северными и южными группировками русов неизвестны и уже никогда не будут прояснены. Европейские летописи лишь сохранили факт, что киевские русы просили германского Императора передвигаться через Италию для посещения своих родственников в Швеции, поскольку опасались идти северным путём через земли Новгорода. Впрочем, тогда же в окружении Императора возникла версия, что русы лукавили, на самом деле они намеревались шпионить.


Отсутствие взаимопонимания между киевскими и новгородскими русами доказал Олег, принявший руководство армией после смерти Рюрика. В 882 году он привёл свои войска к Киеву, обманом выманил на переговоры из киевской цитадели руських викингов Аскольда и Дира, руководивших защитой земель Киевских, и подло убил их.  Уничтожив командование киевлян, Олег объявил себя единоличным Владыкой территории от верховий Ладоги до низовий Днепра, регентом при Ингриде, малолетнем сыне Рюрика, вошедшем в русскую историю под именем Игоря.

С захвата Киева у своих же соплеменников началось экстенсивное развитие руського или, как нынче принято говорить, русского государства.

После смерти Олега от укуса гадюки (хотя более правдоподобно, что его отравили родственники Аскольда и Дира, вошедшие в окружение тирана), Ингрид - Игорь, стал первым русским державным князем, единственная заслуга которого была в том, что он женился на мудрой и волевой Ольге. Сам же Игорь, сын Рюрика, известен своей глупостью и жадностью, за что и поплатился, оправившись к славянскому народу под названием древляне за повторной данью без дружины, чтобы не делиться с воинами. Древляне убили наглого беспредельщика, в ответ Ольга организовала жестокое истребление этого вполне лояльного руси и законопослушного народа.  События вокруг князя Игоря хорошо известны, поэтому мы двинемся дальше для рассмотрения туманных и запутанных мест в становлении государства Российского и развития русских как национальности. Таких смутных мест в русской истории существует множество, пожалуй, больше, чем в истории других европейских народов.   





На фото Изборская крепость в 2011г.