Троица Рублева как русская метавселенная

Анатолий Лютенко
«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших»
(Библия. Премудрости Соломона, глава 1, стих 12) 
 
 
Зачем Господь послал на землю своего посланца – чернеца Андрея по фамилии Рублёв? Именно в то историческое время, когда Русь, раздираемая распрями князей, стонала под нашествием орд  Едигея? И остро нуждалась в высокой идее объединения.
Нам мало что известно о Рублёве. Даже не знаем того, из какой семьи он происходил. Но в том бесспорном факте, что он является величайшим художником своего (да и не только своего!) времени – убеждены твёрдо.
Бог вложил в его руку кисть, а в тело – великую душу, способную проживать в себе беды окружающего мира, принимать на себя всю несправедливость бытия. А ведь зла и коварства в ту эпоху хватило с лихвой!
Это неизменные черты русского характера: безграничная любовь и милосердие ко всему живому, постоянное странствие по дорогам жизни…

Позже подобные душевные качества нашли зримое воплощение в классической русской литературе – у Достоевского, когда тот создавал образ князя Мышкина в своём бессмертном «Идиоте». Или в Отце Сергии у Льва Толстого. Только там будет уже немного другое: отвечающее запросам иной эпохи, несущей внутри себя зародыши будущих революционных смут.

Почему именно рублёвская Троица стала произведением, художественную ценность которой высоко оценил весь мир? Почему именно данный образец русской иконописи стал символом гениальности русского народа, признанной вершиной человеческого гения (стоящей в одном ряду с «Джокондой» Леонардо Да Винчи и работами Джотто, Рафаэля и Микеланджело)?
На «Троице» выросли целые поколения русских живописцев, ей вдохновлялись композиторы и писатели по всему миру. А что же теперь ожидает это творение Русского гения?
Её переводят из художественно-эстетического космоса – в церковные будни душевного врачевания психически неустойчивых верующих!
 
Хочется задать только один вопрос: «Зачем?»
И тут просто нечего добавить: «Зачем? Зачем?!»
И ещё раз: «Зачем?!?»