Размышления. Часть 1

Гарри Александров
      Размышления по поводу глубокого практического смысла национальных традиций в еде и питье. ч. 1      

 
 «Для всех нас во всех отношениях  здоровее и полнее все наше
                родное русское, то к чему мы привыкли, с чем свыклись, что
                извлечено опытом, передано от от-цов к детям и определяется
                местностью нашего бытия, климатом и образом жизни».

                Книга опытной русской хозяйки. Начало XIX века

    Всякий живой организм, всерьез рассчитывающий на долгое и комфортное существование в этом мире, вынужден более или менее регулярно что-то употреблять в пищу. И чем более поедаемое отвечает насущным потребностям данного организма, тем дольше этот организм живет и тем комфортнее себя чувствует. Этот принцип в равной степени относится и к животному, и к человеку.

    Животное – существо неразумное. Оно выбирает нужную ему пищу, повинуясь слепому инстинкту. И при этом практически никогда не ошибается. Человек же, в отличие от животного, существо в высшей степени разумное. И поэтому частенько ошибается. Бывает, что фатально. Инстинкт-то ему уже ничего не подсказывает, а на разум активно воздействуют всяческие посторонние факторы, мешающие ему разобраться в том, что же его организму на самом деле требуется. Тут и вездесущая реклама, тут и знакомые, с аппетитом уплетающие неизвестный экзотический фрукт, тут и глубокомысленные советы «квалифицированных экспертов», и, наконец, откровенные жулики, навязывающие какую-нибудь отраву в добротной, красивой упаковке.

    Человек поневоле теряется. Одни при этом так пугаются, что на всякий случай стараются есть как можно меньше. Чтобы чего не вышло! Кое-кто и вовсе отказывается от еды – голодает. А некоторые – самые отчаянные, наоборот, отбросив постыдное малодушие и высоко подняв голову, решительно загружают свои желудки всем, на что «ляжет глаз». Отдельные индивидуумы даже специально для этого отправляются путешествовать по свету. Чтобы попытаться съесть и выпить всё и во всем мире. Ничего другого им там, кажется, и не надо.

    Вместе с тем любой из нас имел, вероятно, за свою жизнь хотя бы одну возможность убедиться в том, что неразборчивость в еде чревата весьма серьезными неприятностями. Поэтому неплохо было бы обстоятельно разобраться в том, что, как и сколько нужно есть и пить, чтобы потом не сильно осложнять себе жизнь, пытаясь все это усвоить.

    Теорий, убедительно обосновывающих и настоятельно рекомендующих ту или иную направленность в питании, существует сейчас достаточно много.

    Например, достойные представители славного племени вегетарианцев считают, что любая пища животного происхождения по целому ряду причин чрезвычайно опасна для организма человека. Именно поэтому он и не доживает до положенного ему природой биологического возраста в 100, 150 и более лет (здесь у них пока нет единого мнения). Следовательно, заключают они, если собираешься жить долго и счастливо, изволь напрочь отказаться от всего того, что хотя бы отдаленно напоминает мясо или рыбу, и начинай любить только овощи и фрукты.

    Боевой авангард вегетарианцев составляют те из них, что исповедуют так называемый «сыроедческий настрой» в питании. Иными словами, предпочитают есть все в сыром виде. Даже картошку! Эти люди считают – и вполне обосновано, что термическая обработка продуктов разрушает не только витамины (это вроде бы и так всем должно быть понятно), но и естественную структуру клетчатки. А клетчатка как раз и обеспечивает львиную долю тех полезных для переваривающего их организма качеств, ради которых фрукты и овощи, собственно говоря, и едят.

    Но это еще что! Говорят, что в их среде присутствуют и такие «отморозки», которые варварством считают даже измельчение продуктов. Хоть ножом, хоть каким другим способом. Опять же – с дальновидной целью наиболее полного сохранения структуры клетчатки и природной энергии растений.

   Тут, правда, не все понятно. Это что ж получается – тогда и жевать нельзя? Структура ведь разрушается!  Так все целиком и глотать?.. Вот бы посмотреть, как эти умники едят арбузы!

    В противовес вегетарианцам, существует не менее агрессивно настроенная группа сторонников поедания именно животной пищи. Особенно мясной. Эти искренне убеждены, что всякий, кто хочет быть большим, сильным, выносливым и сексуально активным, непременно должен есть много мяса невинно убиенных животных. В первую очередь это, конечно, касается мужчин. Так считают женщины. Некоторые так прямо и заявляют – что же это за мужик, если он не ест мяса!

    Хотя те же самые женщины в порыве искреннего восхищения мужскими достоинствами своих избранников почему-то любят сравнивать их с такими представителями фауны, как слон, конь, бык или горилла. Реже, но ласковей – с бегемотом. А это животные – все, как назло, почти сплошь убежденные вегетарианцы. И мяса на дух не переносят. Такая вот она – коварная женская логика!

    Послушав убедительные доводы и неопровержимую аргументацию сторонников той или иной направленности в питании, невольно начинаешь верить в то, что все инакомыслящие, поедая не укладывающуюся в единственно верную доктрину пищу, наносят свои драгоценным организмам тяжкий и непоправимый урон. Обрекая себя тем самым на неизбежную мучительную смерть в страшных конвульсиях.

    А если еще почитать популярную медицинскую и целительскую литературу, то по коже невольно начинают бегать противные мурашки и тело сковывает леденящий ужас. Поскольку ясно осознаешь, что есть вообще вредно! Там холестерин и насыщенные жирные кислоты, здесь нитриты и нитраты, в чае и кофе (о, ужас!) – кофеин, в яйцах – сальмонелла! А сахар и соль – так это вообще «белая смерть»! После этого хочется забиться куда-нибудь под плинтус и тихо угаснуть от голода...

    Однако, уж коли Бог даровал нам жизнь, то прожить ее все-таки придется. Как бы больно и мучительно это ни было. Поэтому постараемся раньше времени не впадать в панику, а обстоятельно разобраться с существующими ныне теориями питания. И уяснить себе, что же все-таки для человека полезно, а что – не очень. И в частности – для нас, жителей пока еще необъятной, а может даже местами великой России.

    Нетрудно заметить, что корни каждого из практикуемых направлений питания лежат в какой-нибудь из многочисленных национальных традиций, сформировавшихся за тысячелетия истории развития того или иного народа, и являющихся логическим следствием из природных условий той местности, в которой обтает этот народ.
Известно, что вегетарианство распространено в местностях с жарким и влажным климатом. Растительность здесь буйная и разнообразная. С животными, чаще всего, тоже проблем нет. Но беда в том, что мясо в жарком климате очень плохо хранится. Есть его можно только в свежем виде. Ну или высушивать до состояния камня – если есть время и не лень. Даже самое непродолжительное хранение приводит к тому, что мясо портится и употребление его в пищу может привести к тяжелейшим отравлениям, а то и к смерти.

    С другой стороны, чтобы съесть какое-нибудь животное, его надо сначала поймать. А оно убегает. Улетает, уползает или пытается скрыться каким-нибудь другим, доступным ему способом. Не желая осознавать своей высокой калорийности и биологической ценности для организма венца природы. Некоторые даже позволяют себе еще и больно кусаться. А наиболее несознательные экземпляры и сами не прочь сожрать какого-нибудь зазевавшегося любителя мясных деликатесов, размечтавшегося о том, как он сейчас придет домой и...

    Поэтому далекие предки современных вегетарианцев, устав, видимо, от изнурительной и малопродуктивной беготни, решили, в конце концов, присесть и, стерев пот со лбов, чуточку пораскинуть имевшимися в наличии мозгами. Присели. Почесали лохматые затылки. Обменялись тяжелыми взглядами из-под низких надбровных дуг и, конечно же, нашли блестящее, единственно правильное решение. Все оказалось предельно просто! Как только раньше не догадались! Ну их к черту этих мерзких животных! Бегай тут за ними каждый раз по пересеченной местности в условиях высоких температур и чудовищной влажности! Да еще и с каменюкой или дубиной наперевес! Что, вокруг растений мало что ли!

    Словом, взяли и тут же, не сходя с места, придумали себе полноценное и сбалансированное меню исключительно из продуктов растительного происхождения. Причем, абсолютно безопасное с точки зрения пищевых отравлений из-за полного отсутствия складских помещений со специальным оборудованием.

    Нынешние же вегетарианцы, фанатично отстаивая овладевшую их умами чуждую идеологию, слепо переносят ее на территории с умеренным и даже суровым климатом, где такие диеты вовсе ни к чему. Здесь нужна совсем другая – более калорийная пища.

    Надо сказать, что и в самих жарких странах с изобретением холодильника жизненная необходимость в соблюдении традиций вегетарианства фактически уже отпала. Но традиции устойчивы. Холодильник-то по историческим меркам совсем недавно появился, а традиции складывались тысячелетиями.

    Кроме того, человек, хотя и существо всеядное, но в определенной степени организмы членов национальной общины за тысячелетия приспосабливаются к переработке пищи вполне определенного состава, оптимального для них, и неохотно переваривают непривычную. Потчевать их чем-то другим – это все равно, что плотоядному тигру предложить пожевать клок душистого сена. Или буренке – погрызть сладкую мозговую косточку.

    Но, несмотря на наличие крайностей, большей части человечества присуще все-таки смешанное питание. Хотя акцент в ту или иную сторону может присутствовать. Взять хотя бы ту же кавказскую кухню. Многим жителям средних широт почему-то кажется, что кавказцы – убежденные мясоеды и питаются исключительно шашлыками. Так вот прямо с утра до вечера жарят и едят, жарят и едят... И при этом пьют много вина, говорят длинные поучительные тосты и распевают красивые застольные песни.

    На самом же деле основу повседневной кавказской кухни составляют как раз растительные продукты – овощи, фрукты, орехи, кукуруза. А из животных – больше молочные – мацони, творог, йогурт и различные виды сыров. Мясо едят не так уж и часто. Да и то в основном птичье – куриное или индюшачье. А пресловутые шашлыки – это блюдо скорее праздничное, по случаю какого-нибудь события или торжества. Правда, кавказцы – народ общительный и гостеприимный, поэтому поводы для застолий находятся не так уж и редко.

    Ну да с жителями солнечного Кавказа все ясно. От скудности и однообразия меню они вряд ли погибнут. А вот как быть с жителями сурового Заполярья? Там ведь кроме мхов да лишайников почти никакой растительности. Мучительная тревога за их нелегкую судьбу настолько овладела мыслями автора, что сюжет соответствующего содержания пригрезился ему во сне.

   Еду я будто бы полярной ночью по бескрайней заснеженной тундре. Фантастические всполохи северного сиянья освещают белую безмолвную равнину. Нарты, запряженные тройкой быстроногих оленей, стремительно и неслышно скользят по нетронутому снегу – словно парят над  ним. Как и положено во сне. Но одет я почему-то в строгий вечерний костюм, да еще и с каким-то нелепым цветастым галстуком фасона «шире хари». Поэтому мне, мягко говоря, прохладно. Рядом со мной невозмутимо восседает чукча-каюр. Весь с ног до головы в мехах. Ему, судя по всему, тепло, и он сидит, что-то тихо напевая про себя – незыблемый, как хорошо протопленный чум во время пурги.

     И я, заикаясь и выбивая зубами мелкую дробь, пытаюсь читать этому невозмутимому субъекту назидательную лекцию об исключительной и разносторонней полезности сырых овощей и фруктов для его, чукчи, несчастного организма, начисто обделенного витаминами, в них содержащихся. Доверительно так, словно родному брату, советую есть больше шпината, помидор, бананов и ананасов. Можно так, а можно в виде свежевыжатых соков. Желательно ежедневно.

    Чукча внимательно слушает, вежливо улыбается и усердно кивает головой: «Да, да, да! Помидора – холосо! Ананаса – холосо! И банана – холосо!»

    Чтобы он случайно не подумал, что все это мои досужие домыслы – ссылаюсь на мудрого и авторитетного американского доктора Брэгга. Он, мол, всегда так поступал – живя на своей вилле во Флориде. И именно поэтому жил долго и безболезненно.

    Чукча кивает все усерднее: «Доктор Брэгга – сыпко холосо, однако!»

    Но вдруг я, холодея от ужаса, замечаю, что из его приветливо оскаленного рта зловеще мелькнул длинный желтый клык – совсем как у графа Дракулы из известного фильма ужасов.  Отчего мне стало совсем уж прохладно. «Сыпко прохладно! «Ну все!» - проносится мысль. «Счас тяпнет!»

    А чукча неторопливо достает откуда-то из-за пазухи чудовищный кусок жирной оленины и, бросив на меня презрительный взгляд, с хрустом погружает в него свои клыки. Отрывает порядочный шмат и начинает с аппетитом чавкать им. Утробно урча при этом. Потом, еще раз зыркнув на меня недобрым красноватым глазом, бормочет, не переставая жевать: «Ананаса-то холосо! А оленя... – тут он блаженно зажмурился, сглотнул и, неприлично рыгнув, добавил – а оленя – лутсе!» И, снисходительно погрозив мне черным крючковатым пальцем, ухмыльнулся и медленно растаял в прозрачном морозном воздухе.

    Тут я в ужасе проснулся, дрожа  от холода и унижения. Слава богу – в собственной постели, а не в промерзшей тундре.

    И действительно, наши северные народы – чукчи, эвенки, ненцы, эскимосы и прочие – от увлечения вегетарианством просто вымерли бы. Попробуй-ка в 50-градусный мороз огурцами и петрушкой питаться. Им мясо, жир надо! Иначе – замерзнешь. Да и где бедному чукче взять помидор, когда в тундре почти круглый год зима. Он, может быть, и рад был бы иногда черешней или ананасом полакомиться, да где ж их возьмешь! Поэтому у северных народов совсем другие традиции в питании – исключительно мясная и рыбная пища.