Множественное расстройство обезличенности

Наталья Троянцева
С увлечённым восхищением читаю я сейчас документальную повесть «Таинственная история Билли Миллигана». Речь в ней идёт о феномене, у которого было диагностировано т.н. диссоциативное расстройство личности. В результате жестокой детской травмы – сексуального и морального насилия отчима – ребёнок с тонкой душевной организацией, метавшийся в поисках выхода, оказался и жертвой собственного подсознания, и, так сказать, объектом его (подсознания) покровительственной заботы. Внутри Билли Миллигана поселились 24 ипостаси обоих полов, возраст которых варьировался от реального возраста Билли до личности трёхлетней девочки. Билли попался на глаза правосудию после того, как две его ипостаси в сложно выстроенном взаимодействии совершили несколько однотипных насильственных преступлений. Причём самой коварной, так сказать, оказалась глубоко запрятанная ипостась женщины-лесбиянки, сумевшая инициировать не только изнасилование – которое, очевидно, осуществлял собственно Билли-мужчина, но и как бы обвинить в этом преступлении другую ипостась, ответственную только за ограбление. В общем, потрясающий драматизм, театральное действо постоянно меняющихся действующих лиц в мозгу одного человека – невероятно интересно и невероятно трагично. Главной особенностью каждой из этих ипостасей-личностей было категорическое отрицание собственных проступков. Определить это свойство как безответственность было бы неверно, напротив, каждая ипостась на свой лад заботилась друг о друге и о собственно Билле, который в своём лице очень редко выходил, так сказать, наружу. Ипостаси оберегали его, поскольку его выход на уровень (или, как там говорится, «в пятно») осознанности содержал в себе прямую угрозу суицида. Героя повествования (а это реальный человек!)  спасли от тюрьмы адвокаты, заинтересовали психиатров, курс лечения оказался долгим и сложным, но успешным. Все личности врачи сумели за десять лет собрать воедино.

И внезапно мне пришла в голову мысль – столь же, в общем, невероятная. Но чем дольше я её обдумывала, тем яснее картина у меня выстраивалась. Если рассмотреть наше нынешнее status quo как единый социальный организм, внутри которого прочно обосновались принципы и установки убеждённого имморализма, культивируемого властью последовательно и стремительно, то, в первую очередь, мы можем констатировать серьёзное массовое нездоровье. При этом буквально бросается в глаза непрерывно возобновляемая извращённая сосредоточенность на гомосексуальном акте насилия – это не только опубличенный жестокий обиход тюремного заключения, пыток и морального унижения, но и вербальный контекст спонтанных склок в комментариях в той или иной социальной сети, на сайте, в блоге. И нельзя не увидеть связь с совсем недавно выявленными подробностями детства человека, который стоит во главе страны двадцать третий год. Жестокость отчима по отношению к пасынку при равнодушном попустительстве родной матери – подтверждённый факт избиений и предположительное изнасилование, не подтверждённое и не опровергнутое, но вполне допустимое в русле вышесказанного, той атмосферы и буквального, и вербализованного насилия, которая насаждается в стране – приводит меня к заключению, что страна существует в ментальных обстоятельствах множественного расстройства социального организма.

Я ни в коем случае не хочу демонизировать отдельного человека, увы, олицетворяющего власть в России. Дело, безусловно, в многолетней накопленной травме социального сознания, которая началась с гражданской войны, продолжилась и укрепилась в период сталинской реакции, оказалась подавлена в условно благополучные брежневские годы и, выйдя наружу в горбачёвскую эпоху в форме яростного и бессмысленного, с точки зрения последствий, эксгибиционизма, примирительно притаилась, окуклилась в первые годы прихода к власти альтер эго, практического олицетворения социальной травмы в рамках разрушающейся империи. А время внесло свои коррективы и теперь обезличенность, неспособность ясно и твёрдо говорить от первого лица, неспособность признавать свои промахи, ошибки или преступления наслаивается на бюрократические установки информационного общества, когда любое решение предлагается уже готовым. И стереотипы поведения воссоздают не только люди, но и машины.

А сейчас общество втянуто в агрессивную авантюру по инициативе одного человека, одного условного Билли Миллигана. И вынуждено жить в ипостасях его беспощадных фантазмов. Но, в отличие от оригинала, который вынужден сам расплачиваться за все 24 личности, в его мозге живущие, наш «гарант» автономен и наша с ним связь, как и наша от его вымыслов зависимость, противоестественна.