Подольская губерния в середине XIX века

Нил Крас
   Эта статья написана, в основном, на основании рекомендованных мне Андреем Рыбалка архивных материалов: «Военно-статистическое обозрение Российской империи. Издаваемое по Высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального Штаба. Том Х часть 2. Подольская губерния. СПБ Типография Департамента Генерального Штаба, 1849 г. » [255 стр. текста и 16 таблиц]. Само издание, послужившее также основанием для статьи «Милитаризация Винницы к середине XIX века (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)», находится здесь:  Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том 10, часть 2 - ИстокЪ (is-tok.ru) .

   Подольская губерния появилась в составе Российской империи в 1796-м году. Губернским городом до 1914-го года являлся г. Каменец-Подольский. До перехода в подданство российского монарха население Подольской губернии имело подданство Польской Короны и (в небольшой части юга губернии) — Османской империи.
   Ныне территории, входившие в состав Подольской губернии, находятся в Хмельницкой и Винницкой областях, частично — в Одесской области (в северной части её Подольского района).

   В означенном выше издании были как бы подведены итоги полувекового существования прежде иноземной территории в составе Российской империи.
Оригинальные цитаты (с поправкой на современное правописание) закавычены. Пояснения заключены в квадратные скобки. Остальное — пересказ.

   Население.

   Всего в губернии проживало 1 530 321 человек, мужского и женского пола — почти поровну (мужчин — на 1 700 больше, чем женщин).
   По вероисповеданиям:
православных — 555 301 мужчин и 560 324 женщин, суммарно 1 115 625 человек,
католиков — 227 617 человек,
лютеран — 1 626 человек,
армян — 131 человек [все проживали только в Каменце],
раскольников — 8 018 человек [более всего - в Винницком уезде — 1770 человек],
мусульман — 48 человек [из них 46 проживали в Брацлавском уезде],
евреев — 177 189 человек (с преобладанием лиц женского пола на приблизительно 5,5 тыс. человек).

   [Как видите, не национальность, а вероисповедание было основным признаком подразделения населения: не указывались ни русские, ни украинцы. Только армян, хотя они тоже относились к православным, выделили в отдельную группу; это, вероятно, связано с тем, что Армянская апостольская церковь отличается (догматами и обрядами) от византийского православия, которое исповедовали на Руси.]

   Католиков осталось от предыдущей главенствующей церкви ещё достаточно много — 14, 87%, лиц остальных вероисповеданий — относительно малое количество: мусульман — всего 0, 003%.
   Зато евреев в Подолье становилось всё больше: 11, 58% - в середине XIX-го века - почти столько, сколько католиков, владевших этой территорией более пяти столетий (Великое княжество Литовское и Польша).
  [Лишь в конце XIX-го и в начале XX-го столетия количество евреев, в связи с эмиграцией их в Палестину и в Америку, начало уменьшаться. Подробнее обо всём этом и другом, касающегося еврейского населения Подольской губернии, я сообщил в нескольких статьях три года тому назад:  И кочегары мы, и плотники, таки да - I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), и далее – II–V.]

   В Виннице - из почти 11 000 постоянных жителей (за исключением войск) -  православных было около 4 750 (43,2%), католиков - около 1 550 (14,1%), евреев - 4 300 (39,1%). В Винницком уезде всего населения насчитывалось 110 500, из них православных - 86 000 (77,8 %), католиков - 15 000 (13,6 %) и евреев — 7 500 (6,8 %) [цифры округлены].
   Очень высокий процент еврейского населения в Виннице выглядит, тем не менее, «бледно» перед данными по Балте: всего населения — 5435 человек, из них евреев — 5170 (95,2%). [Столь высокое преобладание евреев в Балте объяснялось особым прежним расположением города на границе между Османской империей и Польшей (пото'м — Российской империей). И даже ещё в начале ХХ-го века евреи составляли 79,3% населения г. Балты.]

   «Племена, нравы и очерки быта.»

   В этом разделе речь идёт уже о национальностях, проживающих в Подольской губернии, об их особенностях и отличиях.

   Поляки составляли высшие сословия и, кроме того, бывшую шляхту [дворянство] — однодворцев, частично — крестьян. [Однодворцы в Российской империи — сословие, социальный слой, возникший при расширении юго-восточных границ Русского государства и состоявший из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья. … Однодворцы имели право личного землевладения и владения крестьянами. После присоединения к Российской Империи части территорий Речи Посполитой (современные территории Белоруссии, Украины и Литвы) местные шляхтичи, не сумевшие документально подтвердить собственное дворянство, — были записаны в однодворцы: Однодворцы — Википедия (wikipedia.org) ]

   Поляки, как указано в этом томе, «в отношении умственного образования, имеют значительный перевес перед жителями из великороссиян [русскими] и малороссиян [украинцами]. Каждый шляхтич и многие крестьяне-католики грамотны и даже женщины, особенно жёны официалистов [в учреждениях католической церкви - светские лица (миряне), исполняющее определённые церковные функции]. Редкий дворянин не знает французский язык и историю Польши и Литвы. Всему этому Подолье обязано иезуитам, навязывавшим обучение за деньги или без денег.
   Отмечается особая склонность поляков к важности и пышности. Что касается однодворцев (католиков), то они «обыкновенно самой испорченной нравственности, они отважно занимаются воровством, особенно кражею лошадей и в тесных сношениях с евреями, которые им помогают и укрывают их».

   Малороссы.

   Язык их — смесь украинских, польских и русских слов. Переход властей на этих территориях «заставил освоиться их с угнетениями и страданиями всякого рода… они робки, покорны, не имеют никакого почти отличительного характера; у них нет той сметливости, предприимчивости и живости, которые характеризуют русских, народный напев их состоит из протяжных и заунывных звуков. Малоросс от природы молчалив, скрытен и нерешителен; женщины, напротив, отличаются словоохотливостью и живостью.
   Нравы их тихие, уважение к родителям и старшим летами и родственная любовь, составляют их добродетели. Гостеприимство и благотворительность им не чужды. Они очень суеверны, любят сказки, колдунов и знахарей.
   Страсть к водке не только мужчин, но женщин и даже детей есть общий порок всех поселян.»

   «Леность кажется свойственной здешнему климату и располагает малороссов к чумакованию и извозам [чумаки - украинские торговцы и возчики].
   Малороссы сложения крепкого и роста, вообще, более среднего.»
   Далее описывается внешний вид, одеяния.
   Бедность крестьян в столь хлебородном краю объясняется отсутствием у них инвентаря, шестидневной (в неделю) барщиной, не дававшими возможности как следует обработать небольшой участок своей земли.

   Молдаване.

   Численность молдаван определить невозможно, потому что они все -  православные — и показываются во всех отчётах нераздельно от малороссиян.
Они отличаются очень крепким телосложением и угрюмым видом, характером - упрямым и непокорным, пьянству они менее преданы, чем малороссы и дозволяют его только у себя дома (а не в шинках и на базарах).
Оба пола любят большую опрятность в жилищах и щеголеватость в нарядах.

   Евреи.

   Евреи появились в Подолье в 1090-м году. Первые постановления относительно положения евреев на этой территории датируются XV-м веком.
Евреи везде и всегда «миролюбивы, трезвы и сметливы, имеют большую склонность к торговле, но труда не любят и из ремесел выбирают только те, которые при лёгком труде дают путь к обману; например, бывают из них большей частью брильянтщики, часовые мастера и т. п. Из торговли евреи делают для себя монополию.»

   « … Для потребляющего класса выгоднее покупать у евреев товары по той причине, что никто не может их дешевле продать, чем евреи, потому что они торгуют более запрещёнными товарами; а это самое бывает причиною нищеты производящего класса там, где много евреев.» [Запрещённые товары — не разрешённые доставляться через таможенную границу. Перечень их (тарифная политика) меняется в связи с обстановкой в пограничных странах. Что было запрещено в середине XIX-го века мне не известно. Шла ли тут речь о запрещённых по какой-то особой причине (как, например, сейчас запрет наркотических или радиоактивных веществ) или не декларированных должным образом, не оплаченных таможней ввозной (импортной) пошлиной? Или о контрабанде - незаконном, минуя таможни, перемещении товаров через государственную границу Российской империи? И каких - именно - товаров? Как-то не получается у меня свести концы с концами в этом абзаце. Возможно, кто-нибудь сможет нас всех просветить…]

   Многие из детей евреев поступают в гимназии, где уже с детства начинают стыдиться своего происхождения и можно сказать, что только одно образование в состоянии сделать евреев полезными, но это относится только к купечеству, не распространяясь на многочисленный класс мещан, посещающий свои школы. [Мещанство — низшее сословие в местечках и городах. Мещане несли податную и рекрутскую (воинскую) повинность, могли подвергаться телесным наказаниям; они имели больше привилегий, чем крестьяне. К мещанам относилась примерно одна треть городского населения Российской империи.]
   В общественном отношении евреи (само)управлялись кагалом, состоящим из нескольких лиц: старост, раввина, утверждённого губернским начальством, казначея, пр.

   «Движение народонаселения.»

   Ежегодный естественный прирост населения (число родившихся с вычетом числа умерших) в губернии составлял в 40-е годы XIX-го столетия в среднем 28 700 человек в год.
   «Достойно замечания одно обстоятельство в движении населения — это размножение евреев. По закону Моисееву, каждый мужчина, достигший совершеннолетия, должен быть женат; а потому у евреев каждая девушка может выйти замуж; второе, если жена бесплодна, то муж должен развестись с нею и жениться на другой, а третье — строгое преследование разврата.»

   «Размещение жителей.»

   «В Подольской губернии уездных городов, вместе с губернским — 12, заштатных [не являющихся уездным центром] — 6, во всех городах домов — 1 079. [Имеются в виду, скорее всего, каменные дома, хотя эта цифра совпадает только весьма приблизительно с общим числом каменных домов, согласно таблице №7.] . . . Сёла и деревни Подольской губернии строятся обыкновенно разбросанно, исключая места военного поселения, где все постройки возводятся по плану и в прямых линиях.»
   «Местечек в Подольской губернии — 112, а в них дворов — 22 579; сёл — 1 418, а в них дворов — 130 912; деревень и слобод, или майданов — 520, а в них дворов — 30 141; хуторов и предместий — 21, в них дворов — 791. Всего в губернии дворов — 194 918.»
   «… лучшим доказательством тому, что в Подольской губернии народонаселение пропорционально средствам края, служит то, что губерния никогда не нуждалась в привозном хлебе, напротив того, она каждогодно отсылает избытки своего хлеба в Одессу и иногда в Пруссию и Галицию.»

   «Промышленность.

   Направление промышленности.»

   «… губерния имеет основным источником богатства своего земледелие в обширном его смысле, оттого, что почва здешняя, не требуя сильного удобрения и без особых усилий земледельца, родит разного рода хлеб в количестве большем, нежели сколько потребно для продовольствия жителей. Оттого скотоводство, овцеводство, винокурение, пчеловодство, садоводство, лесоводство и другие отрасли сельского хозяйства здесь в надлежащем развитии. Это обстоятельство отражается на торговой и фабричной промышленности. Так торговля с Одессой производится исключительно хлебом, которого ежегодно вывозится туда на 500 000 руб. сереб.; другие предметы торговли составляют здесь запрещённые товары, значит торговля имеет вредное направление. [Здесь снова не раскрывается понятие «запрещённые товары».] Сильный перевес земледелия над фабричной промышленностью виден также из того, что из фабрик и заводов в губернии есть только одни винокуренные и пивоваренные, второе место занимают свеклосахарные заводы, что объясняется хорошим урожаем свекловицы, следовательно, и в этом случае главный капитал есть земля. В губернии начинают возрождаться ещё фабрики сукон, оттого, что есть средства прокармливать овец. Из торговли хлебом с Одессой происходит чумакование.»
   Среди причин, обуславливающих состояние промышленности в губернии называются «характер туземцев [коренных жителей], чуждых предприимчивости в делах торговли и промыслов; недостаток в потребителях, при неимении хороших путей сообщения для сбыта сырых произведений [сырья - материала, предназначенного для дальнейшей промышленной обработки и изготовления готового продукта]; дурное состояние и бедность крестьян; близость границы, которая способствует многочисленному племени евреев подрывать русские фабрики дешёвою продажею заграничных товаров. [Здесь уже проступает подозрение, что под «запрещёнными товарами» понимается контрабанда. Действительно, несколько далее по тексту идёт речь о мероприятиях по её устранению (уменьшению).]
   Все эти причины тесно связаны с самым важным обстоятельством, именно с упадком цены на земледельческие произведения, которые составляют исключительный предмет внутренней деятельности производящего класса. Отсюда и следует его бедность.»
   «… Контрабанда будет в 1851 году ослаблена удалением евреев на на 50 вер. [вёрст — 53, 4 км] от государственной границы и из губернского города, по своему положению представляющего лёгкий сбыт запрещённых товаров.» [г. Каменец-Подольский находился недалеко от границы России с Австро-Венгрией.]   
Далее следует большой раздел, посвящённый деталям сельскохозяйственного производства в губернии, который я опускаю и перехожу к ремеслам.

   «Ремесла.

   … Ремесленники здесь более евреи. Трудно определить число их, потому что каждый почти еврей объявляет себя ремесленником и под этим предлогом занимается контрабандою, секретным шинкованием [не действием по значению глагола «шинковать» - не нарезанием овощей тонкими узкими полосками, а - от слова «шинок» (корчма) - незаконной продажей спиртных напитков] или другим подобным промыслом, а потому земской полиции трудно определить число настоящих ремесленников.
   Евреи занимаются дублением кож, а крестьяне — деланием холстов из конопли и вообще сельскими ремеслами.»
   «Любимое занятие евреев, мещан и частью крестьян составляет выделка кож, юфтевых [юфть - сорт прочной толстой кожи] и сапожного товара; сафьяны [сафьян тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет] же выделываются греками или армянами.»
   [Я повторно ссылаюсь на мои публикации о ремесленниках Литинского уезда Подольской губернии: И кочегары мы, и плотники, таки да - II (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) и пр. Там приводятся данные примерно того же времени (1852-го и других годов), что и в реферируемом томе (1846-го года), но с детализацией, которую я более нигде не встречал. Вероятно, до меня никто не решался «вступать в сражение» с тысячами фамилий и цифр, с десятками населённых пунктов уезда и с не меньшим количеством ремесленных профессий.]
   В Винницком уезде в середине XIX-го века числилось 68 портных, 43 сапожника, по 6 кушниров (скорняков) и кузнецов, один слесарь, 10 столяров и 26 плотников, а также 4 золотых дел мастера. На уезд с населением 110,5 тысяч человек населения — не густо. Ни единого каменщика, печника, стекольщика, маляра, гончара, бондаря, пр.! Приходилось большинству населения самим быть «мастерами на все руки». Редко, полагаю, заказывали ремесленников из других уездов для выполнения работ на месте, чаще покупали ремесленные изделия на ярмарках в своём или соседних уездах. Например, в Литинском уезде было 37 гончаров (наверное, там нашлись залежи подходящей глины) и 78 сапожников (против 43-х в Винницком уезде), а количество население не очень-то и различалось (в Литинском уезде — 115 тыс.).
   «Состояние, в каком находятся ремесла в Подольской губ., очень неудовлетворительно, исключая предметы, составляющие самые неизбежные потребности житейского быта. Круг их далее не простирается.
   Ремесленные изделия очень грубы и непрочны, и людей, занимающихся ремеслами, очень не много в сравнении с общим числом населения. В доказательство можно привести, что для построек самых обыкновенных трудно найти хороших плотников, столяров, кузнецов и слесарей. Оттого все постройки стоят очень дорого и бывают непрочны.»

   «Мануфактурная промышленность.

   Фабричная и заводская промышленность в губер. не развиваются с желаемым успехом, что видно особенно из таблицы… , где первое место занимают винокуренные заводы, потом свеклосахарные, вновь возникающие, равно как суконные и, наконец, кирпичные.
   … На фабриках и заводах выделываются для употребления в губернии: сахар, мыло, кирпич, табак, свечи, платки, горячее вино, пиво, стекло, курительные трубки и поташ [карбонат калия — используется в качестве удобрения при выращивании сельскохозяйственных культур, для производства стекла, для крашения, пр.].
   Предметы же вывоза в Бердичев, Бессарабию, в Одессу и в другие места смежных губерний, составляют: сукно, шерсть, остающаяся от расхода водка, сахар и сало.»
В Винницком уезде имелось 35 винокуренных заводов, 10 - пивоваренных, 4 - свеклосахарных, 1 - кожевенный завод и 2 суконных фабрики. Дополнительно в Виннице имелся один завод по производству мыла и два — свечей.

   «Торговля.

   Вся местная торговля находится в руках евреев, они и составляют всё купечество губернии, за небольшим исключением. [Купечество — сословие купцов, профессионально занимающихся торговлей. В Российской империи являлось более привилегированным сословием (сословие - группа лиц, объединённых профессиональными интересами), чем основное, крестьянское, население страны и (после Жалованной грамоты городам 1785 года) городские обыватели-мещане, но менее привилегированным, чем дворяне.] Прежде в Подольской губернии первенствовали в торговле армяне и греки … но следовавшие одна за другими привилегии королей Польских сравняли торговые преимущества евреев с армянами и греками. Евреи же препятствовали, так как и теперь препятствуют, развитию торговли на правильных основаниях.
   Основная идея как купцов, так и торгашей евреев, состоит в том, чтобы как можно скорее сделать оборот и для того продавать товары по возможно низкой цене, чего достигают, продавая запрещённые товары, или даже у некоторых товаров снимают таможенные печати и выдают их за контрабандные. Подделывают товары, ходят по домам и по постоялым дворам с товарами, навязывая их почти насильно, верят в долг на большие суммы, при этом случае берут двойную цену, а что более всего подрывает купцов русских и поляков, то это — монополия, какую сделали себе евреи из торговли.
   Вот уже 5 лет прошло со времени обнародования Высочайшего указа от 24 декабря 1841 года о предоставлении русским купцам разных льгот и привилегий, при переселении их для торговли в этот край; но очень не многие пожелали воспользоваться этим преимуществом, и только двое из Каменецких русских просили льгот. В разных городах русских купцов, объявивших капиталы, 38 душ. Совместничество [соперничество] с евреями, которых здесь весьма велико, отнимает у русских охоту рисковать своими капиталами в новом для них крае.
   Заметим, что и здесь русские купцы пользуются особенным доверием жителей, особенно в торговле чаем, который продаётся ими всегда без примеси прусского, получаемого через контрабандистов евреями. Русские торгуют товарами московскими и теми, которые не уступают добротою ни прусским, ни австрийским, а евреи — всеми заграничными товарами. Но частным людям всегда выгодно, хотя во вред казне, когда торговля находится в руках евреев.»

   [По поводу этих нескольких абзацев про торговлю можно было бы написать несколько страниц пояснений и рассуждений, в которых бы раскрылись имперская идеологическая и экономическая подоплёка таким образом представленных сведений, а также —  лицемерие, личные карьерные цели составителей этого тома. То же касается и других разделов сего обозрения, например, об образовании, пр. Но данная статья носит не критический, а ознакомительный характер — и я оставляю читателям возможности для полёта их собственных мыслей.]

   «Внутренняя торговля.

   Предметы торговли состоят, по привозу:
   из Одессы: соли, сухой и солёной рыбы, и в колониальных товарах. Сверх того на многие ярмарки пригоняется рогатый скот и лошади из Новороссийского края. Из Бердичева и других мест империи поступает соль, железо и красные товары [ткани для одежды], из царства Польского — мануфактурные и галантерейные вещи.»
   Также ввозились в Подольскую губернию железо, чугун, фаянс, фарфор, шляпы из Волынской губернии.
   «По вывозу:
   в Одессу - хлеб и «в сырых произведениях» [как сырьё].
   «В Бердичев и в другие места губернии» - водка, холсты, шерсть, скот, лён, пенька [волокна конопли], медь, табак, свечи, мыло, сало и выделанная кожа.»    «Самый значительный предмет торговли составляет озимая пшеница, отправляемая в зерне в г. Одессу, ежегодно на сумму около 500 000 руб. сереб., а иногда в царство Польское, Галицию и Пруссию через Данциг [ныне польский город Гданьск]. Хлебное вино [разновидность самогона, получаемого из бражки или перебродившего с дрожжами хлебного сусла (дистиллят)] составляло значительную статью вывоза в Новороссийский край, но подрядом с Одесским питейным откупом [«питейный откуп» - особая форма налогообложения в «питейной» торговле].»
   Остальные товары сбываются в близлежащих Херсонской, Волынской, Полтавской и Киевской губерниях.

   «Ярмарки.»

   Таковых в Подольской губернии 139, «из них замечательны 2: в городе Балта и в м. [местечке] Ярмолинцы Проскуровского уезда…
   Предметы торговли на ярмарках составляют фабричные и крестьянские изделия, крестьянские сукна, рогатый скот, особенно лошади, шерсть, сырые кожи и хлеб…
   Кроме того, во всех городах и местечках назначены по воскресеньям двухнедельные торги.»
   В Виннице в год проводилось 8 ярмарок. В Винницком уезде — ещё 9 ярмарок в Пикове [ныне — село в Хмельницком районе Винницкой области].

   «Количество купеческих капиталов.

   Состояние торговли всего лучше определяется количеством купеческих капиталов, оборотами на ярмарках и привозом и вывозом товаров.
   По последним сведениям (1846) в Подольской губернии  состояло всего 564 семейства купцов, в том числе 2-й гильдии - 12 и 3-й гильдии - 552 семейства. Купцов 1-й гильдии нет ни одного. Купцы 2-й гильдии состоят исключительно из евреев; ими объявлен капитал в 72 000 руб. серебр.
Купцы 3-й гильдии состоят из:
   христиан - 38 душ, ими объявлен капитал 91 200,
   евреев - 428 душ — 1 027 200,
   дворян - 19 — 45 600.
Купцов иногородних, проживающих по паспортам:
   христиан - 17, объявив. капитал на 40 800,
   евреев - 53 — 127 000.»

   «Торговля внешняя.

   Губерния Подольская ведёт заграничную торговлю с Галицией и имеет для сего две таможни: Гусятинскую и Исаковецкую [последняя - в Каменец-Подольском уезде], которые подчинены Радзивиловскому [тогда - Радзивилов в Волынской губернии, ныне - Радивилов — город в Ровенской области Украины] таможенному округу.»
[Ранее (в Польше — Речи Посполитой) был единый Гусятин; в 1792 г. произошло разделение: на западном берегу пограничной реки Збруч — уездный городок Гусятин, рядом с которым в присёлке Юзифівці была таможня Австро-Венгерской империи Габсбургов (ныне — Тернопольская область Украины); на восточном берегу в Каменец-Подольском уезде осталось село Гусятин (ныне — в Хмельницкой области Украины); возможно, таможня была единой для двух империй.] 
   Ввозились в Подольскую губернию строевой лес, шелковые и шерстяные ткани, бумажные товары, особенно миткаль [суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения] и перкаль [хлопчатобумажная ткань повышенной прочности из некручёных нитей], батист [тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения], блонды [шёлковое кружево с желтоватым отливом или изделия из него], медвежьи, енотовые и лисьи шубы, венгерское вино, кофе, киноварь [красная краска, получаемая из сернистой ртути], косы и серпы.
   «Главными же статьями вывоза [через таможни] были: скот, сырые произведения [сырьё] как-то лён, пенька, холст, воск, медь, невыделанные мерлушки [мех из шкурки ягнёнка, молодой овцы], мягкая рухлядь [ценные меха], овечья шерсть, щетина, конские хвосты и гривы, невыделанные кожи и юфть, разного рода хлеб [зерно].» В 1843-м году через таможни было привезено товаров на сумму около 142 000 руб., а вывезено — на 350 000 руб.

   «Образованность.

   Взгляд на Подольскую губернию в религиозном отношении.»

   Приводится подробный обзор религиозных метаморфоз населения территорий губернии от времён язычества лутичей и тиверцев до середины XIX-го века.  [Данные о верованиях населения губернии во время составления Издания приводились выше.]

   «Влияние веры на народное образование и нравственность.»

   В губернии имелось православных церквей каменных - 444 и деревянных - 1 174, католических, соответственно, - 83 и 20, синагог - 99 и 236. Монастырей православных числилось 8 мужских и 13 женских, католических, соответственно, - 4 и 2.
   В наибольшей степени украшен церквями и костёлами Каменец, в меньшей степени — Летичев.
   «В г. Виннице есть кляштор [католический монастырь] Ордена капуцинов; костёл каменный с прочной каменной оградой и стоит на возвышенном месте. В этом же городе строение большого иезуитского коллегиума (а потом - гимназии, наконец, временного военного госпиталя) замечательно по большой вместительности и по старинной каменной ограде с бойницами и амбразурами.»

   «Взгляд на Подольскую губернию в отношении умственного образования.»

   «… Винницкое училище.
[Училище, ранее находившееся под контролем Ордена иезуитов, а потом - эдукационной (образовательной, педагогической) комиссии, созданной в 1775-м году папой Клементом XIV,  в 1781-м году поступило во ведение светских людей.] Оно преобразовано в 1813 году в Подольскую губернскую гимназию 1 сентября. В ней преподавались предметы в таком объёме, как в других гимназиях Виленского округа. [18 мая 1803-го года Высочайше был утверждён устав Виленского Императорского университета, образован Виленский (Вильно, Вильнюс) округ и учебные заведения Подольской губернии (Винницкое училище, «бывшее на степени гимназии»; Барское, состоявшее из 6 классов; Каменецкое и Немировское из 4 классов) были подчинены Виленскому университету.] «… Число учащихся в 1822 году было до 600 челов. С открытием губернской гимназии в 1832 году в г. Каменец, Винницкая гимназия поступила в разряд уездных гимназий. В 1847 году весь штат ея с учащимися переведен в Белую Церковь (Киевской губернии), а здание обращено под военный госпиталь (временный).»

   «Училища духовные.»

   «… В её [Подольской дирекции] владения поступили также еврейские училища, не имевшие до сих пор никакого правильного устройства. Желая сколько возможно сделать эти училища средством образования евреев, которое одно может сблизить этот народ с туземцами [коренными жителями — славянами, православными], заботливое правительство поставило в обязанность ввести в еврейские училища преподавание русского языка.
   Для надзора за еврейскими училищами учреждена еврейская училищная комиссия. Вследствие чего 7-го августа 1845 открыта в г. Каменец губернская ученическая еврейская комиссия, а вслед за тем открыты четыре уездные комиссии в городах Виннице, Ольгополе, Летичеве и в м. Немиров. Цель комиссии состоит в том, чтобы привести в известность училища и учителей по домам и принять в своё ведение тех и других: посещать учебные еврейские заведения и доносить о состоянии их высшему начальству.
   Редкие из учителей еврейских училищ имеют какие-нибудь посторонние сведения: напитавшись учением талмуда и многие не поняв его, передают памяти детей один фанатизм, нисколько не развивая их умственных способностей. Науки, которые не входят в связь с учением талмуда и церковную историю израильтян, вовсе не преподаются в училищах у евреев. Помещения для училищ не опрятны; все они по большей части находятся в грязных и малых лачугах, в которых проживает всегда и семейство учителя со всем его хозяйством. Методика преподавания в ходаримах [ходарим — множественное число от хэ'дер — религиозное учебное заведение, см. ниже] второстепенных состоит в некотором изъяснении того, что выучивают ученики. Но эти объяснения, при невежестве учителей, при закосневании умов, ослеплённых предрассудками, становятся новым источником тьмы, в которой они блуждают. Методика преподавания в первоначальных ходаримах состоит исключительно в бессознательном затверживании незначительных уроков.»
   В Подольской губернии преподавали в следующих учебных еврейских заведениях учителя (количество):
   Безмедаршей [вроде бы там не занимались толкованием Торы?] — 46,
   Талмуд - тора [возникшие на исходе средних веков в Европе еврейские религиозные учебные заведения для мальчиков из малообеспеченных семей, для подготовки к поступлению в иешиву, мальчики из обеспеченных семей посещали хедер; учебными предметами там были иврит, Талмуд - основная священная книга в иудаизме и Тора - свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма; иногда дополнительно изучались арифметика и письмо на идише. Иешива (бейт-мидраш) - высшее религиозное учебное заведение, предназначенное для изучения Устного Закона (Устной Торы), главным образом Талмуда. В определённые эпохи иешива выполняла также законодательные и судебные функции. В последние столетия служила и для подготовки учёных к званию раввина.] — 1,
   Ходаримов второстепенных — 452,
   Ходаримов первостепенных — 498,
   Мелашдов  [удовлетворяющего меня толкования не смог найти]  первостепенных — 191,
   Мелашдов второстепенных — 133.
   Всего учителей в учебных заведениях— 1 320, всего учащихся — 11 326.

   «Многие из евреев, видя несовершенство своих училищ и признавая необходимость полного образования, определяют своих детей в губернскую гимназию и даже в университет, особенно по медицинскому факультету. В Подольской и Волынской губерниях можно встретить медиков, которые ведут своё происхождение от немецкий фамилий, но на самом деле происходят от туземных евреев. В числе купцов, ведущих обширную торговлю, есть люди, получившие некоторое образование от соприкосновения с благородным классом населения. Вообще, надобно заметить, что образованный еврей чуждается всех догматов своего племени, не отправляет шаббатов [шаббат (в тексте - «шабас») - седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы] и не различает в пище трефного [не разрешённого религиозными обрядами и потому недозволенного в пищу] от кошерного [пригодного, как правило, в пищу, для верующего еврея]; одним словом, делается близким к европейцу и принимает все его обычаи. Но таких евреев очень мало в сравнении с общим их числом.
   Вникая в образ жизни некоторых просвещённых евреев, можно заключить, что распространив повсеместно круг образования в еврейских училищах, можно изгнать многие недостатки, с которыми сроднилось это племя.
   В последнее время внимание правительства обращено на учебное образование крестьян. В 1837 году Высочайше повелено учредить в волостях государственных крестьян [казённые крестьяне, в отличие от помещичьих крестьян, считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права) и прикреплёнными к земле] училища для их детей.» « … с 1842 года, когда крестьяне начали поступать под управление палаты государственного имущества, в деревнях Подольской губернии появились училища, коих в настоящее время считается 9; в них учащихся — 340 мальчиков. Можно ожидать, что при деятельном участии местного начальства и при возрастающем усердии самих крестьян, число учащихся увеличится и училища сделаются повсеместными. Желательно, чтобы примеру правительства последовали и частные владельцы, у которых до сих пор не заведено для крестьянских мальчиков ни одного училища в целой губернии.»
   В 1846-м году в Подольской губернии было в 8-ми православных духовных училищах 36 учащих [учителей]  и 1526 учеников, в римско-католической семинарии — 7 учащих и 19 учеников. Например, в приходском училище м. Шаргород на 249 учеников — 2 учащих, в с. Приворотье на 388 учеников — 4 учащих.
   В губернии имелись две типографии (при губернском управлении и в Каменце), два книжных магазина — в Каменце и Виннице.

   Медицинские службы.

   В Виннице была платная больница на 25 кроватей, в которой в 1846-м году пребывало 230 больных мужчин и 5 женщин.
   Военный госпиталь в г. Кременце располагал 10 офицерскими и 300 солдатскими кроватями, в Тульчине - 19 и 150, соответственно; в Ладыжине и с. Требуховцах имелось по 150 солдатских кроватей.
   Медиков по всей губернии было всего 92. Из них штатных врачей — 28, пользующихся правами службы, но проживающих в частных имениях — 10, вольнопрактикующих — 52 и не полагающихся по штатам — 2. 
   Аптек в губернии — 36.
 
   Заключение.

   Разумеется в сим довольно объёмном Издании представлено много иного материала. Я, большей частью, выбирал из текста информацию, касающуюся Винницы и Винницкого уезда, а также то, что мало кому (среди таких знатоков меня тоже нет) известно в деталях (цифрах) или не ведомо совсем.
   Издание - судя по пестроте построения текста - составлялось несколькими группами авторов и недостаточно тщательно редактировалось. Поэтому заметны не только разные стили написания, но и не совпадающие друг с другом акценты, не говоря уже об алогичных состыковках некоторых абзацев. Но я сочинял не критический обзор, а перерабатывал обширное обозрение в краткое информационное сообщение. Посему ничего я не комментировал, только лишь разъяснял (где смог разобраться) устаревшую или редко употребляемую в наше время лексику, терминологию.
   Задача этой моей публикации — привлечь внимание всех, интересующихся историей своего края, к сему редкостному, но тем не менее легко доступному в интернете Изданию более чем полуторавековой давности.