Идея нового фильма о Пушкине

Армен Григорян
             Пушкин - ощущение, выражение времени, эпохи. Немного таких людей в искусстве. Из художников - Рембрандт, Леонид Пастернак, из композиторов и музыкантов - Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Лешгорн, Шостакович, Мария Юдина, из скульпторов - Роден, Опекушин, из поэтов и писателей - Астафьев, Довлатов, Тынянов, Вересаев. (Дополню еще, сейчас написал первые пришедшие в голову фамилии). Но Пушкин не то чтобы монументален, нет - даже в скорби своей и печали он легок, доступен, гениален, ибо, как справедливо заметил Михаил Светлов, сопровождает нас на протяжении всей жизни. Нет, Пушкин - он, в рамках истории и литературы, быта и нравов - всеобъемлющ. В своих сомнениях, в своих радостях он близок, ощущение, что  с ним можно говорить сквозь века. (Для верующих далек и неприемлем лишь Пушкин-кощунник, автор одной известной поэмы и некоторых выражений, которые настоящий христианин допустить не может. Впрочем, известно о духовных метаниях Пушкина). И вот, в очередной раз перечитывая воспоминания современников о Пушкине, воспроизводя в памяти картину Непринцева "Последняя минута", почудилось мне, что лучший фильм о Пушкине еще не снят. А снять его можно только "от первого лица", без главного героя. Именно так. Представьте себе, какой титанический труд! Сколько энергии, знаний, профессионализма потребуется от сценаристов, режиссера и операторов! Но какой будет результат! От первого лица - попытка посмотреть на своих современников глазами Пушкина. В то же время необходимо критически относиться к попыткам попасть "в голову Александра Пушкина" тем путем, который предпочел один исследователь творчества Солнца русской поэзии: он, исследователь, решил прочитать все книги из библиотеки Пушкина, чтобы получить тот же словарный запас... Нет нужды так поступать: достаточно, углубившись в анализ, сопоставление переписки и дневников Пушкина, а также воспоминаний о нем его современников, постараться с максимальной точностью воспроизвести, без ханжества и лицемерия, то время, которое подарило нам гения.

ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА

У Пушкина была любовница, Ольга Калашникова - крепостная, дочь управляющего имением Михайловское. В наши дни подобное сочетание имени и фамилии подойдет какой-нибудь московской или иной российской светской львице. Ольга Калашникова! У Пушкина от нее был сын, Павел... Зачем Пушкину надо было так называть своего сына, пусть и от крепостной? Павел умер во младенчестве. Калашникова, после связи с Пушкиным, связалась с дворянским заседателем земского суда, Павлом Ключаревым. Павлом - какое совпадение... Калашникова получила вольную и вышла замуж за Ключарева. Вряд ли Пушкин следовал правилу матерых ловеласов - устраивал будущность своей любовницы, ибо сложилась эта будущность не яркой мозаикой. У новобрачных были финансовые проблемы (и сам Пушкин не смог избежать их). Как Джульетта Гвиччарди - у Бетховена, так и Ольга Калашникова у - Пушкина, для помощи мужу, направила бывшему любовнику и хозяину письмо с просьбой о материальной помощи. Как и Бетховен, Пушкин просьбу отклонил. Материальное положение самого поэта не могло позволить такого вида помощи. Но не столь интересна история Калашниковой, сколь характерна деталь, касающаяся отношения Пушкина к ее беременности. В письме Вяземскому (тот, после смерти поэта, будет волочиться за его вдовой) Пушкин просит своего друга оставить Калашникову у себя дома до разрешения от бремени, и, если родится мальчик, отправить его на воспитание в деревню, ибо Пушкину вовсе не хотелось отдавать сына в Воспитательный дом, детский дом того времени... Хочу воспроизвести несколько строк из этого письма, датированного концом апреля-началом мая 1826 г.: " Письмо это тебе вручит очень милая ... девушка, которую один из твоих друзей неосторожно обрюхатил. Приюти ее в Москве и дай ей денег, сколько ей понадобится... Ты видишь, что тут есть о чем написать целое послание..., но потомству не нужно знать о наших человеколюбивых подвигах. ... с отеческою нежностью прошу тебя позаботиться о будущем малютке, если то будет мальчик. Отсылать его в Воспитательный дом мне не хочется, а нельзя ли его покамест отдать в какую-нибудь деревню - хоть в Остафьево. Милый мой, мне совестно..., но тут уж не до совести. Прощай, мой ангел, болен ли ты или нет; все мы больны - кто чем". Пушкину совестно: он просит друга об оказании денежной помощи своей беременной любовнице, о заботе о своем будущем ребенке - деревня Остафьево принадлежала Вяземскому. Но какое точное изложение ситуации, собственного положения...

09 мая 2018