Матрица для атома

Борис Гуляев-Бегом
   Было время, когда атом рассматривали как сферическое облако положительного электрического заряда, в которое, как изюм в пудинг, вкраплены электроны с отрицательным зарядом (модель Томсона). Но опыты под руководством Э. Резерфорда 1909-1911 годов   развели заряды в атоме по сторонам: в центре – положительное тяжелое ядро, а на стороне – лёгкие отрицательные электроны. Эта планетарная модель атома Резерфорда существует до сих пор, лишь дополнилась некоторыми представлениями. Со временем возникли новые взгляды на электронные оболочки атома, которые помогли раскрыть суть явления атомной периодичности, объяснить природу системы химических элементов Д. И. Менделеева. В 1949 году независимо Марией Гёпперт-Майер и Хансом Иенсеном была разработана оболочечная модель атомного ядра. До этого использовалась учёными капельная модель ядра. Оболочечная модель хорошо объясняла стабильность ядер при магических числах нуклонов в оболочках. Оболочечная ядерная модель аналогична оболочечной модели атома, т. е. ядерные оболочки и электронные оболочки по сути своей подобны. Что, как ни  странно, не вызывает у учёных никаких серьёзных вопросов. 

   Вероятно, большинство тех, кто изучал строение атома на ядерном и электронном уровне, ловили себя на мысли об искусственности, надуманности всей этой системы с оболочками атома, с квантовыми ячейками и квантовыми числами. И действительно, если хорошо вникнуть, то существующая теория ядерных и электронных оболочек, несмотря на логичность, выглядит довольно искусственной. Нет в ней естественного, природного начала, где бы виделось проявление реальных законов динамики и взаимодействия атомных частиц. Существованию электронных оболочек атома «предписаны свыше» два правила: принцип запрета Паули и правило Хунда. Принцип запрета Паули говорит о том, что в атомной системе не может быть двух частиц с  одинаковым набором квантовых чисел. Правило Хунда указывает порядок заполнения электронных орбиталей определённого подслоя (квантовых ячеек): суммарное значение спинового квантового числа электронов данного подслоя должно быть максимальным. Иначе, сначала по одному электрону одного спина, а потом – по второму электрону, но с противоположным спином. На этот случай придумано даже мнемоническое «правило трамвайного вагона»:

                Ты приглядись, решив присесть,
                К местам трамвайного вагона:
                Когда ряды пустые есть,
                Подсаживаться нет резона.

   Всё бы это ничего и вполне работоспособно, но рано или поздно надо приходить к действительному пониманию законов, по которым существует атом. Ведь у нас нет даже ясности относительно размещения электронов в атоме: вокруг ядра на оболочках, или электроны левого и правого спина существуют в самом атомном ядре? Оболочечная модель атомного ядра больше говорит за существование электронов именно в самом ядре. Ведь если электроны вне ядра, на далеко отстоящих оболочках, то получается полное дублирование ядерных и электронных оболочек, чего природа, в силу своей  рачительности и экономии, себе не позволяет. Дублирования нет, и одинаковость оболочечного строения ядер и электронных оболочек объясняется их единством, целостностью. А для вихревых полей электронов левого и правого спина нет никаких ограничений для распространения вокруг атома! Эти вихревые поля вокруг атома и создают в среде физического вакуума те «крючочки и зацепки», позволяющие разным атомам соединяться в устойчивую молекулу, а также атомам и молекулам между собой. Иначе говоря,  электроны левого и правого спина динамически связаны с ядерными протонами. Одна связь образует частицу нейтрон, частицу без заряда (скомпенсированные вихри); другая связь – частицу протон, частицу с зарядом, где вихри не скомпенсированы. В ядре протоны и нейтроны неразличимы, и имеют общее название – нуклон. В ядре, при определённых условиях, воздействиях, возбуждениях, протон может стать нейтроном, а нейтрон – протоном; чёткого, неизменного статуса ядерные частицы не имеют. К тому же, при сильном возбуждении нуклонов, ядерные частицы могут рождать новые пары электронов левого и правого спинов.   

   При таком взгляде на атомное ядро происходит как бы возврат к прежней, дорезерфордовской, модели атома, атому Томсона, где в ядре пребывают одновременно и отрицательные и положительные заряды, но заряды взаимно скомпенсированы. И вот тут самое важное! Надо понимать, что электрические заряды – не некие физические сущности, необычные материальные субстанции, а электрические заряды – это форма вращательной динамики частиц и квазичастиц, и вихревые поля, ими рождённые. Вращательная динамика частиц и квазичастиц бывает по часовой стрелке и против часовой стрелки, иначе, правый винт и левый винт. И, соответственно, направление вращения их вихревых полей. Атом, где все оболочки заполнены и энергия атома минимальна, где все частицы и квазичастицы движутся упорядоченно и согласованно, такой атом инертен, стабилен, не вступает в химические соединения с другими элементами. Пример – инертные газы. В таком атоме все вращательные динамики частиц и квазичастиц скомпенсированы, уравновешены, нет «вихревых хвостов» левого или правого винта, на которые стремились бы подсесть другие элементы, тоже желающие получить минимум собственной энергии и структуру внешней оболочки инертного газа. Но как только, при внешнем энергетическом воздействии, эта гармоническая идиллия динамик кончается, происходит нарушение или разрыв связей, структура оболочки меняется, у атома возникают «хвосты» левого или правого винта, атом ионизируется, теряет нейтральность электрического заряда. Теперь он сам пробует вернуть себе прежний минимум энергии и стабильность заполненной внешней оболочки… Когда думаешь на эту тему, то невольно приходит мысль о существовании в мире атомов некой матрицы, алгоритма, точно заданных правил рождения, существования, «умирания»!

  Устойчивая связь нуклонов в ядерных оболочках обусловливается обменным механизмом энергии вихревых полей частиц при условии согласованности, упорядоченности их движения по угловым значениям орбитальных моментов, кратных величине Пи. Эта давняя моя идея позволяет сделать предположение о действительной природе квантованности энергии атомных частиц и особенностях их движения. Потому что и сама частица протон есть колебательное образование в среде физического вакуума, динамика «дыхания вакуума»; и характер движения протона в собственном волновом поле тоже имеет периодическую, замкнутую форму; и связь нуклонов в оболочках ядра тоже основывается на периодической, циклической зависимости. Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева можно перестроить в спираль элементов. Основой спирали является как раз синусоида, периодическая функция, поделённая на восемь частей, каждая часть кратна ; Пи. Подобная синусоида и есть как раз волновая матрица атомных систем, которой определяется как строительство атомных ядер, так и деление, и распад ядер. В сущности, прообразом квантовых ячеек и является волновая матричная модель ядерных оболочек. И вся система «сборки» ядер в ранний период вселенной, и последующего распада ядер – истоком своим имеют периодический, циклический характер движения протона в собственном волновом поле. В движениях ядерных нуклонов заполненных оболочек нет беспорядка и хаоса, а есть согласованность, упорядоченность, организация движений нуклонов на понятном принципе угловых моментов, кратных величине Пи, что и обусловливает минимум энергии ядерной системы. «Проблемы» у атома начинаются тогда, когда возникает диссонанс в движениях частиц, разнобой движения на валентном, верхнем слое атомного ядра. Этот диссонанс возникает или в случае возбуждения дополнительной энергией, или в случае разрыва связей.               

   Из подобного взгляда на ядерные нуклоны, на характер их движения и взаимодействия, на всю систему ядра не трудно вывести так называемые квантовые числа: главное квантовое число, орбитальное, магнитное, спиновое. Все они заключены в различных формах движения, динамики ядерных частиц, иначе, в     степенях свободы. Протон в атомном ядре, в своём движении по кольцевой, замкнутой траектории (орбитально-магнитный момент), совершает одновременно и винтовое движение (спин). Это винтовое спиновое движение нуклона также может быть по часовой стрелке и против, как, собственно, и орбитальное движение протона. Но в любом случае, в устойчивой ядерной оболочке движения всех частиц и квазичастиц гармонизированы между собой. Удивляет то, как капельная модель ядра долгое время была единственной. Атомное ядро рассматривали как каплю специфической ядерной жидкости, способную делиться (вероятностный акт). Но капельная модель не объясняла некоторых важных моментов, в частности, асимметрию масс осколков деления, а также несимметричность формы самого многонуклонного ядра атома, предпосылку к делению и распаду. Лишь оболочечная модель ядра дала удовлетворительные ответы.   

   Волновая матрица, как подложка, на которой собираются многочастичные ядерные системы (кластеры). Как полагаю, не в термоядерном синтезе в звёздах, а иначе, в холодном ядерном синтезе внутри войдов вселенной, где плотность и давление среды физического вакуума достигают максимальных величин. Конечно, такой взгляд противоречит нынешним воззрениям, вызывает активное отторжение, неприятие. И это понятно. Вся современная физика звёзд построена на термоядерной энергии. Только, как и откуда берётся термоядерная энергия – ответы неубедительные. Мол, причина – в силе гравитации, как известно, слабейшей в природе. Учёные на Земле около семидесяти лет пытаются приручить термоядерный синтез, но никаких результатов! Температура плазмы в установках ТОКАМАК достигает сегодня ста миллионов градусов, что много больше температуры внутри звёзд, и всё равно реакции синтеза нет. Сама природа пытается показать нам, что многонуклонные сверхмассивные ядра рождаются иным путём, в иных условиях, без участия термической энергии! Рождение сверхмассивных ядер – это сугубо квантовое явление в среде физического вакуума, с участием энергии квантовых колебаний среды. И нигде попало в пространстве вселенной, а центре войдов, в точках генерации протонов. Здесь протоны не только    генерируются, но и образуют сверхмассивные ядра принципом намотки, как по резьбе винта. Именно тут волновая матрица становится принципом формирования сверхмассивных ядер. В кипящем бульоне квантового вакуума «варятся» первые атомные ядра до некоторого критического предела массы, когда сами первые сверхмассивные ядра перестают быть устойчивыми и начинают разваливаться. Вот эти осколки первых сверхмассивных и начинают двигаться от места формирования в стороны от центра войда по траектории развивающейся спирали. Массивные осколки уже изменяют вокруг себя энергию среды физического вакуума, создают, пусть небольшие, но градиенты, разности давлений и плотностей среды, иначе, образуют гравитационное поле. Что позволяет тяжелым ядрам соединяться под действием разности плотностей и давлений среды, и образовывать первые прототела, ещё не излучающие свет. Двигаясь далее по траектории развивающейся спирали, прототела прибавляют в массе, сила вакуумного гравитационного давления извне растёт. Но в недрах первых тел процессы деления и распада ядер не прекращаются. Вот здесь и возникает первая термическая энергия, внутри тел поднимается температура, скорости движения ядер и частиц возрастают многократно, рождаются первые фотоны излучения видимого света…               

   Волновой матрицей определяется не только образование сверхмассивных ядер, но и распад ядер, и деление. Принцип запрета Паули и правило Хунда становятся ясными и понятными, если смотреть на них, как на результат распада и деления ядер на основе волновой матрицы, где продукты деления и распада отваливаются от ядра не абы как, а по алгоритму энергетической слабости связи в волновом взаимодействии частиц ядерных оболочек. Как говорят: где тонко – там и рвётся. К слову сказать, тайна магических чисел стабильных ядер – из этой же оперы. Энергия связи нуклонов в ядрах, где количество протонов и нейтронов равно и соответствует цифрам: 2, 8, 20, 28, 50, 82, 126, заметно больше, чем у прочих ядер. Ключевой цифрой здесь является цифра 8 (от Пи/4 до 2 Пи). Именно она даёт ответ, ибо лежит в основе волновой матрицы. Но нельзя преуменьшать и роль цифры 2, первого варианта волновой матрицы (Пи, 2Пи), и  цифры 4 – второго варианта волновой матрицы (Пи/2, Пи, 3Пи/2, 2Пи), которой атом гелия обязан своей стабильностью и распространённостью в природе.

   И в заключение скажу о том, о чём говорил прежде. Таблица химических элементов Д. И. Менделеева не начинается водородом и гелием, а заканчивается водородом и гелием. Обилие на поверхности Солнца водорода и гелия говорит о том, что это не исходные элементы эволюции звёзд, а конечные…