Армения

Борис Серебров
               

   Было время, границы Великой Армении доходили до самого Египта. Если кто-то подумал, что я с первых строк пытаюсь глупо шутить, то нет. Жила такая страна, а в ней жили Великие армяне. Сегодня страна заметно съежилась, а армяне нет, остались великими. Каждая нация ощущает себя вершиной цивилизации, но у армян величие милое, без агрессии. Первыми приняли государственное христианство, первыми встречали старика Ноя, когда тот парковал свой ковчег на склонах Арарата, первыми полетели в космос. Каждому можно было выдавать по золотой звезде Героя Советского Союза. Нет, в космос, похоже, не первыми, но не в этом дело, брат. Зато Севан, несомненно, лучшее озеро в мире.
- А правда, что знаменитое Лох-несское чудовище перевезли из Шотландии к вам в Севан? – спрашивает гнусный тип внутри меня и почему-то опять вслух.
— Тихо, Борис-джан! Это наша государственная тайна. Даже обсуждать с иностранцами такое нельзя. Но форель в озере оно жрёт нещадно.

    Вот и решайте, кто кого перешутил.
Можно спорить, зубоскалить, здесь на тебя не обидятся. Что с гостя возьмешь, он даже не армянин.


                О душе

 Мало сказать, что армяне душевны, по моей шкале доброты они заметно выше середины. Не спрашивайте, кто в центре, но в самом низу располагаются злыдни обыкновенные, это вполне реальный вид, живущий в гуще каждой нации.

                Папы вполне достаточно

   Самих армян в мире катастрофически мало, их мало даже в родной Армении. Всего десять миллионов и три четверти из них живут за границей. Женщин чуть-чуть больше, а мужчин для них, настоящих мужчин, не хватает категорически.
   Родиться армянином, это безусловно, лучшее, что человек может сделать в жизни. Далеко не каждый на такое способен. Например, мы с вами не смогли. Тут нужны один армянский папа, один мама и большая любовь. На самом деле достаточно одного папы, маму всегда подберет родня. А там и любовь.




                Женский ум и мужская красота

   Известно, что Адам был первым армянином, и с тех пор местные мужчины отличаются умом, красотой, обязательным животиком, огромным обаянием и небритостью, а вот армянские Евы, в основном, умны. Чтобы скрыть свой ум, они пользуются ярким макияжем даже днем. Про женщин я обещал своей жене не писать, да и кто я такой, скажу только, что женщины не стали статьей экспорта для своей страны. И вряд ли станут. Всё, больше не буду.

                Про море и коньяк

    У маленькой Армении нет выхода к морю. Ни одного. Но есть великий Айвазовский и его картины, на которых, кроме моря, ничего нет. Так художник постарался компенсировать известный нам географический недостаток. Сублимация называется. Представьте, почти шестьсот картин и все про то, как важно иметь своё море. Хорошо, что Петр Первый не рисовал, иначе не видать нам своего порта на Балтике, известного как город Санкт-Петербург.

   Армянская нация формировалась в условиях постоянных драк и стычек, которые потом назовут освободительными войнами. В суровой борьбе за соседские виноградники получился такой вот характер населения. Веселые, но вспыльчивые, мирные, но со стержнем, армяне похожи на свой коньяк. Армянский коньяк тоже парадоксален, его мягкость обманчива. А если поднести к нему спичку… Вспыхнет. Не советую.

                В чужие руки

   У русских принято любить Армению и не знать про нее ничего. Столица Армении? Помним, конечно, помним. И озеро их большое помним. Как его? Там еще гора есть.
А ведь жили в одной империи два века. К Турции мы сегодня ближе, а ничего, что воевали с ней двенадцать раз? Армяне на нас обижаются. Все десять миллионов. Считают, что Россия предала их ради политических интересов. Тут важно смолчать и не спросить собеседника, а ради чего ещё обычно предают? Нет, не забыто, что без России армян сегодня не было бы. Но это прошлое. Сегодня, как и всегда, шансы Армении развиваться в окружении тюркских народов одной, без союзников, слишком малы. И уже лет десять надежды элит и прочего населения перенацелены на США и Европу. Близкая, почти родственная Армения потихоньку уплывает в чужие, более крепкие руки. Здесь нет установки на длительную дружбу с Россией, это правда. Наше влияние падает и будет падать дальше.
  Я люблю придумывать русские народные поговорки, поэтому, позвольте, выражу эту мысль иносказательно: если жена отказывает тебе в близости, радуйся, значит она честная женщина и не может спать с двумя мужчинами одновременно. Нам остается радоваться.

   Сегодня Россия видится как оголтелый агрессор. Во всех гостиницах включено телевидение BBC, где наглядно показывают кто здесь хороший, а кто плохой, злой. А раз так, армянам вдвойне обидно, что мы не поддержали их в последнюю войну с Азербайджаном. Чего стоило русскому медведю оскалиться? Русские могли, да что там, обязаны были показать зубы и отбить для армян Карабах, но не должны сегодня отбивать для себя Донбасс. А что, нормальная политическая логика, иными словами шизофрения.
Есть в мире проблемы, есть большие проблемы, а есть национальные анклавы. Это оголенные провода истории, они под напряжением, их лучше не трогать. Я был в Азербайджане, теперь посетил Армению, выпивал и с теми, и с этими и скажу так: не надо проигрывать войны. И выигрывать их тоже опасно.

   А земля Карабаха отдана Азербайджану окончательно, но не навсегда. На наших глазах заканчиваются игрища в границы, великие государства, национальные суверенитеты. И потеря этой территории ещё обернется для Армении благом.
Я верю в чудеса, хотя это не вопрос веры. Я их наблюдаю в режиме non stop.

                Евроремонт и рекомендации к нему

   Вся страна - в состоянии ремонта. Удивляет, как быстро благоустройство, цивилизация и даже роскошь отвоевывают пространство у разрухи. Благие преобразования начались после 2018, когда бескровный гражданский переворот скинул прежний режим тотальной коррупции. Появились частные инвестиции, главным образом из России. Нам вчера прямо намекнули, что и мы у себя тоже должны свершить мирную революцию. Давали подробные расклады и точные рекомендации. Можно, я приведу некоторые из них? Дословно.
   Группы из нескольких революционеров должны блокировать каждая свой перекресток, для чего надо постоянно ходить по пешеходной «зебре» туда-сюда. А когда полицейский спросит: в чем дело, отвечать, мол, забыл дома очки и возвращаюсь. Полицейский сразу отстанет.
   По призыву оппозиции в определенный час надо на минуту перекрывать движение своими машинами. Можно даже ставить их под углом и в неположенном месте.
   Когда армия и полиция перейдут на сторону народа, надо не забыть устроить честные выборы. Прямо сразу, не откладывая.
   Коррупционеры не сдадутся без боя, они даже могут похитить лидера вашей оппозиции и предложат ему много денег. Деньги не надо брать, на второй день всё равно выпустят. Дальше я слушать не мог, спросил своего гида-экскурсовода, где тут Арарат.
 
                Про Арарат

   Душа армянина навсегда привязана к этой горе. Он рождается с чувством, что у него отняли что-то очень большое и важное. И это горькая правда. Гора Арарат, главный символ Армении, находится на территории соседней Турции. Большевики передали её и ещё часть армянских территорий за туманное обещание турецкого лидера Кемаля бороться с международным империализмом и вместе строить социализм. Это было даже не обещание, а намек в одном дипломатическом послании, но за него турки получили от Ленина горы оружия, 10 млн. золотых рублей и армянские земли. Вот как важно было большевикам прорвать политическую блокаду. Кемаль обманул Ленина, на его родине это считается важнейшей заслугой. И сейчас, сто лет спустя, происходят события, на удивление похожие. Новый Ататюрк торгует с Россией воздухом, получая всё и сейчас, а возвращая обещаниями и надеждами на прекрасное завтра. И новый Ленин в Кремле уверен, что он знает что делает. Читайте историю, господа.
   Ирония заключается ещё и в том, что великолепный Арарат прекрасно виден из Еревана, а для наблюдателей из Турции это лишь гора, и не самая красивая. Но турки готовы терпеть иронию. Пусть эстетическое и хозяйственное значение Арарата для Турции ничтожно, но эмоциональное грандиозно. Это символ моральной победы турецкой нации и унижения армян. Так это воспринимается внутри региона, так оно и есть на самом деле. Но бойтесь своих побед, победители.

                Красная Toyota

   Наш таксист Эрик быстро стал нашим гидом и почти сразу же - другом. Если существует эталон армянина, то во всеармянском рейтинге эталонов Эрик занимает первые три места. Его русский язык лучше нашего с вами, будьте уверены, его английский безупречен, а есть ещё беглый иранский, жена, работающая учителем, три дочери и нежная любовь к Армении.
 
Эрик разрешил мне рассказать вам свою историю.

   После революции 2018, когда жить стало лучше, но хуже, он оказался таким бедным, что стал работать таксистом на чужой машине. И так познакомился с американским туристом, потомком бежавших в США армян.

- Как интересно, - сказал я. 
               
- С тех пор большая семья этого американца каждый год проводит сентябрь в Армении. Эрик месяц возит их по стране и только их.  Других заказов не берет. Американцы, люди в возрасте, им нужен комфорт. Поэтому они купили Эрику машину. Да, вот эту красную Toyota Camry. - Нравится, Борис-джан? Мне нравилось. Ну, красиво, что скажешь.

- Замечательные люди, эти американские пенсионеры, - вежливо сказал я.
               
И отчетливо почувствовал, что финансово не дотягиваю.               

Дальше - больше, американцы решили окрестить очередного внука на исторической родине и предложили Эрику быть крёстным. Так Эрик стал их родственником.
               
И этот поворот меня тоже порадовал. Чем плохо? Очень по-человечески, и точно ни к чему не обязывает меня, туриста из России. Слушаю, не перебиваю.
               

Нехорошо, что их родственник, крестный внука, живет в съёмном жилье, и вот, эти добрые люди купили Эрику большую квартиру на девяносто метров. Сначала дали денег на первый взнос, а потом весь кредит банку закрыли. Квартира в Ереване, в хорошем месте, но не в центре. Тут мне по-настоящему стало интересно, и я спросил, а Toyota  хоть новая?

- Была новая.

Ерунда, сказка? Дело в том, что эта сказка довольно типична для Армении.
   Век назад, бежавшие от турок армяне, рассеялись по западному миру и оказались экономически невероятно успешны. Теперь их потомки считают своим долгом помогать земле предков. Недаром слово диаспора на армянском пишется с большой буквы. Помогают, кто чем может. Кто аэропорт построит, кто храм восстановит, а кто - дорогу к храму. Наши американцы купили Эрику квартиру.


                А можно не сравнивать?

   Я смотрю на Россию, смотрю на Армению и понимаю, сравнение не в нашу пользу. Сильно, слишком сильно пострадала Россия в прошлом веке. Коллективизация, голод, страшная война: отступление, немецкая оккупация, эпидемии, наше наступление, опять голод, эпидемии. Всё это привело к массовой гибели мирного населения, и вот вам разруха в средней полосе России. Во многих областях количество жителей до сих пор не достигло довоенного. И уже никогда не достигнет.
   Представления предков о том, что правильно и неправильно, поистрепались в этом аду, они как будто, вообще, не передались нам, их потомкам, сегодня эти представления кажутся чересчур жесткими, скорее цитатами из жития святых. В Армении же, при всех её проблемах, нет привычных нам пустых сел, нет забытых, разрушенных территорий, но главное, нет и намека на российский всё разъедающий цинизм. То, что армянам предстоит восстановить, это всего лишь экономика, она стоит понятных денег, а вот что предстоит России? Придется догонять и догонять. Но пока мы уверенно движемся в обратном направлении.

                Запад - Восток

   Ереван - очень большая столица для такой небольшой страны. В нем живет миллион человек. Отделанный розовым туфом, про который нам прожужжали все уши все гиды всех времён, этот город хорош для богатых и праздных. Для очень богатых на Земле есть места и покруче. А нам с женой было интересно наблюдать жизнь. Смесь восточного и западного завораживает.
   Вот старое здание с обвисшим фасадом, в нем арт-кафе, каких сотни в Берлине и Амстердаме… Но, не поленитесь, зайдите.
   По скользким каменным ступеням нас проводили в старинный винный погреб, массивными сводами больше напоминающий бомбоубежище.
- Угадали, подтверждает сопровождающая нас девушка, - в трудные времена погреб служил укрытием.
   На стенах развешены крепкие образцы современного западного искусства, за толстой каменной стенкой стоит неуместная здесь, советских времен ванна, полная мелко исписанных бумажек.
- Не хотите ли написать записку самому себе в детство? - шокирует нас куратор. – Как напишите, опускайте в волшебную ванну. Даже не сомневайтесь, там, в своём детстве, вы её получите и прочтёте. Знаете, многие сначала стесняются, отказываются, а потом возвращаются. Пишут и плачут. Поверьте, даже нам привыкнуть трудно.

Мы написали.

Женщина здесь разговаривает с мужчиной, опустив ресницы и краснея. Обалдеть. Но может дерзко подрезать его на светофоре. На улице девушка всегда находится в сопровождении старшей, тети или мамы. Это не вопрос безопасности, это дань традиции. Девичья репутация, здесь семейный капитал, его принято демонстративно охранять. Но в ресторане, пожалуйста, группа девчонок может позволить себе кальян.
   Парни кучкуются малыми группами, по пять-шесть человек, одеты в одинаково чёрное, притом подчеркнуто вежливы и вызывающе неагрессивны. Они сидят по кафе, что-то важно обсуждают, проходящих девушек не задевают. Нет такого: Вай, красавица, подходи, садись с нами! Подобной наглости быть просто не может. Все друг друга уважают, одно лишнее слово и - женись. Традиция похищать невест давно исчезла, но есть правило, когда девушка согласна, её родня согласна, тогда, будь добр, похищай. И женись. А вот если ты такой дурак, что силой заставил сесть девушку в свою машину, то тут начинаются большие проблемы. Нет, не у девушки. У родни этого парня. Поэтому похищенную быстро возвращают в родной дом, полицию благодарят и просят больше не вмешиваться, а парню родные предлагают на выбор: сразу женись или женись сразу. Сватов засылают, не дожидаясь его решения.

                Про телевидение СССР

    Городская легенда гласит, что местная дорожная полиция взяток не берет. Мы сами такого чуда не видели, подтвердить не можем. Зато видели, как танцуют армяне! Зажигательно, ритмично! Точно так же, как лезгины, грузины, абхазы и все другие кавказцы, один в один. Как это у них получается, просто удивительно, как будто одну и ту же программу смотришь по Центральному телевидению СССР.

                Про геноцид

   Нельзя писать про Армению, не проговорив отчетливо тему геноцида. Но и вспомнить вдруг, между бытовыми зарисовками, про уничтожение турками полутора миллионов армян тоже не годится. Что бы я сейчас ни сказал, кому-то этого будет мало, кому-то покажется лишним. Но я рискну.

   Забыть такое нельзя. Русские, евреи, белорусы помнят войска СС и лагеря смерти, японцы при каждом удобном случае указывают американцам на атомные бомбардировки, корейцы китайцам на их вековую жестокость, все вместе справедливо вменяют японцам чудовищные зверства на захваченных  территориях, индейцы США с удовольствием бы истребили своих гонителей, поляки всё говорят и говорят украинцам про Волынскую резню, украинцы в ответ твердят полякам про кровавые этнические чистки. Продолжать можно бесконечно, но оказывается, что с этим можно, нет, не смириться, но можно жить и даже улыбаться в лицо бывшему врагу.
   И только здесь, в Армении, тема геноцида пронизывает каждый вздох и каждый выдох человека. Эта боль сегодняшняя, свежая, она вписана в ежедневный распорядок армянина, в само его ДНК. Попробуйте тут произнести очевидную мысль, что не все турки убивали, что ответственность всегда конкретна, имеет имя, фамилию и не передается по отцовской линии. Что сегодняшние турки другие. У вас язык не повернется. Огромная беда еще и в том, что Турция демонстративно не признает своего преступления, тратит большие деньги на оправдание в мировой прессе массового убийства.
   Такая боль цементирует нацию. Конечно, этим пользуются  демагоги от политики, уж очень удобный инструмент. И всё равно придет день, когда все простят всех, я знаю это. Даже украинцы простят русских. И мне не хотелось бы, чтобы симпатичная Армения оказалась тут замыкающей.


                Опять коньяк, мужчины и еда.
 
   Вы хотели спросить, вкусно ли тут? Огромная форель из Севана нежна настолько, что жевать её жалко, хочется отпустить обратно в озеро. Я съел всю. Овощи, которые у нас на Урале одного вкуса, вкуса лежалого картона, оказывается имеют каждый свой яркий аромат. Помидор, например, пахнет, тут мне трудно подобрать верное определение, он отчетливо пахнет помидором! Потрясающе!
Здесь растет всё: виноград, гранат, персик, инжир, бананы, хурма.
- И бананы растут? – уточнил я.
- Да. Растут, но не вырастают.

   Мужчина должен любить и уметь готовить. Эта аксиома родилась в горах Армении. И неважно, насколько ты беден, знаменит, образован или богат, ты имеешь мужскую привилегию резать салат, тушить, солить, поливать маслом, и, конечно, нанизывать мясо на шампур. Я сам видел, как два уважаемых немолодых господина беззвучно толкались у мангала за право вовремя перевернуть шашлык. Они готовили нам торжественный обед и не собирались уступать друг другу, пока я не обозначил своё присутствие. Женщины? А что женщины, разве они могут?

   Восточные сладости не совсем обман, скорее миф, везде и всюду это тесто с медом и орехами. Часто вместо меда используют сахар, вместо орехов дешевый арахис. Один и тот же набор разной степени вредности и приторности. На Востоке их не подают к столу, предпочитая сушеные фрукты, а в Россию шлют вагонами, балуют нас. Похожая история случилась с коньяком, его здесь производят, отправляют на экспорт, торжественно презентуют гостям, но не пьют.
- Пойми, его же десять лет держали в дубовой бочке, а это никому веселья не добавляет, то ли дело домашняя персиковая водка, она куда чище.

                Всё понимаю.

   Путешествуя по странам, гуляя там и тут, я привык определять моральное здоровье нации по количеству встречных мною беременных. В Ереване их мало. Понимаю, всё понимаю: секс до брака невозможен, после брака – не интересен. Но какое значение имеют все достижения и рост дохода на душу населения, если нация перестала рожать, и скоро не останется никого, кто помнил бы и любил вас, ваши страдания и вашу культуру?
   Вопрос риторический, но только не для маленькой Армении.
               
                А если всех посчитать?

   Наш мозг устроен так, что должен непрерывно считать и сравнивать.  Разговаривая с жителями любой страны, я видел, что для француза не существует России вне связи с Францией, то же для немца, китайца и всех остальных. Теоретически Россия в мире есть, а так - нет. Даже на фоне остальных наций, чрезвычайно гордых своей историей и культурой, армяне выделяются. Им особо важно сравнить себя с соседями, легко победить в сравнении, и пускай истина подождет за дверью.
Но если тщательно, да на калькуляторе посчитать сколько великих личностей дала миру армянская нация, придется мне забрать обратно свои слова про истину.
 
   Мы припарковали нашу красную Toyota, взяли шашлык, много зелени и посчитали. Несомненно, это Айвазовский, Шарль Азнавур, Гарри Каспаров, Сергей Параджанов, Арам Хачатурян. Жена вспомнила певицу Шер и актера Фрунзика Мкртчана. Подошел официант, добавил трех своих и задумчиво ушел. А скоро с соседних столиков потянулись люди. Получилось около десяти миллионов человек. Не верите? Спросите у моего друга Эрика.