Антонелло Вендитти - итальянский Элтон Джон

Юрий Язовских
Есть у меня такое подозрение, что вы не только никогда не слушали песни Антонелло Вендитти и не видели его выступлений (хотя пару раз он появлялся в Москве в сборных концертах итальянских звезд), но даже имени такого не слыхали. Такое предположение появилось у меня не на пустом месте. Ведь этот итальянский кантауторе (автор-исполнитель) страшно далек от русского народа – богоносца.

Антонелло – один из многих итальянских музыкантов, чьи песни ориентированы на внутреннего потребителя. В последние десятилетия 20 века в Италии выступали на эстраде несколько популярнейших исполнителей, которые в своих произведениях делали упор на тексты, не уделяя музыке особого внимания:  Фабрицио Де Андре, Франческо де Грегори, Лучо Далла, Пино Даниеле… Итальянцев это вполне устраивало, но зарубежным слушателям такие музыканты были не интересны. Антонелло Вендитти попал в эту же компанию, хотя его творчество все-таки немного выделяется в лучшую сторону на фоне таких парней как Далла или Даниеле.

Среди записанных Антонелло более двух десятков альбомов есть пара пластинок, которые могут быть интересны даже русскоязычному слушателю, чьи уши настроены на песни с яркими и запоминающимися мелодиями, которыми баловали нас Адриано Челентано и его мелодичные собратья по ремеслу, вроде Пупо и Тото Кутуньо. В этом отношении Вендитти похож на таких итальянских кантауторе, как Риккардо Коччанте и Васко Росси, чье творчество в целом вряд ли будет интересно в России, но отдельные песни и даже диски вполне могут прийтись к нашему двору.

Антонио (Антонелло он стал позже) Вендитти родился в 1949 году в Риме в зажиточной семье и занимался музыкой с детства. В начале 70-х он познакомился с будущей звездой итальянской эстрады Франческо де Грегори, с которым и записал первый  альбом. В музыкальном плане Вендитти сильно напоминал Элтона Джона. Он сам писал песни и исполнял их на фортепиано с аккомпанирующим ансамблем.

В сущности, жанр, в котором начал работать Антонелло в те далекие годы, не изменился за прошедшее время. Коньком Антонелло были и есть душевные эстрадные песни, которые легко представить в репертуаре Элтона Джона.  К примеру, одна из самых запоминающихся композиций раннего Вендитти «L ;orso bruno» («Бурый медведь», 1973) сделана по тем же лекалам, что и знаменитая песня Джона «Your song». Принципиальное отличие Вендитти от Элтона не в музыке, а в отсутствии у него тех сопутствующих излишеств, которые были свойственны его английскому собрату (экстравагантная одежда и очки, чрезмерно экспрессивная манера исполнения некоторых композиций, бурная гомосексуальная жизнь…). Вендитти в сравнении с Элтоном Джоном – типичный «ботаник». Он на сцене и в жизни вел себя прилично, а в личной жизни предпочитал женщин. 

После записи первой пластинки Антонелло стал работать сольно и достаточно быстро добился успеха у слушателей. В 1978 году он выпустил диск «Sotto il segno dei pesci» («Под знаком Рыб»), который в годовом итальянском хит-параде занял третье место после саундтреков из голливудских мюзиклов с Джоном Траволтой («Лихорадка в субботу вечером» и «Бриолин»). Иными словами, он стал самой популярной итальянской пластинкой в 1978-м.

Если вы надумаете знакомиться с Вендитти, то логично начать с этого альбома – в музыкальном плане он наиболее интересен у Антонелло. На пластинке содержится сразу несколько композиций, которые по нашим понятиям вполне могут считаться шлягерами: «Bomba o non bomba», «Sotto il segno dei pesci», «Giulia», «Luomo falco».

https://music.yandex.ru/album/5788321/track/43492623

Альбом стал своеобразным саундтреком черного периода Италии конца 70-х. Буквально через неделю после выхода пластинки террористы из «Красных бригад» похитили премьер-министра Италии Альдо Моро, которого вскоре убили.

https://music.yandex.ru/album/5788321/track/43492569
 
Главным хитом на диске Вендитти была песня «Bomba o non bomba»  («Взрывайте или не взрывайте»), которая формально была посвящена путешествию двух друзей в Рим (самого Вендитти и Де Грегори), но это путешествие было тесно связано  с реалиями тогдашней Италии. Ключевая строчка песни: «взрывайте или не взрывайте, но мы прибудем в Рим, назло вам» - это очевидное обращение к террористам, которые реально достали итальянцев в то время. В композиции упоминается некий взрыв в Болонье, который случился естественно до выхода пластинки (тогдашним итальянцам было понятно, о чем идет речь, а сейчас об этом никто не помнит), но получилось, что Вендитти «накаракал»: через 2 года после релиза альбома (02.08.1980) на железнодорожном вокзале в Болонье произошел чудовищный взрыв, в результате которого погибли 85 человек и около 200 были ранены. Это был крупнейший теракт в новейшей истории Италии.

После триумфа «Под знаком Рыб» следующий альбом Антонелло «Buona domenica» («Хорошего воскресенья», 1979) вновь стал лидером чартов, но интересных песен там немного.   

Все 1980-е Вендитти был одним из самых популярных исполнителей Италии (входил в Топ-4 вместе с Клаудио Бальони, Лучо Далла и Васко Росси). Из студийных альбомов Антонелло в этом десятилетии только «Sotto la pioggia» («Под дождем», 1982) не забрался на вершину чартов (но одноименная песня отнюдь неплоха), а три других вошли в Топ-4 по итогам года. Мне из пластинок этого периода нравится «Venditti e segreti» («Вендитти и секреты», 1986) с хитами «Peppino» и «Questa insostenibile leggerezza dellessere».

После альбома «Вендитти и секреты» у Антонелло перестали выходить диски, интересные в музыкальном плане. Несмотря на это, они продолжали пользоваться спросом у итальянцев, преодолевая отметку в 1 млн копий: диск 1988 года «In questo mondo di ladri» занял 2-е место в годовом хит-параде Италии, а альбом «Benvenuti in paradise» (1991) – 1-е.

Чем дальше, тем меньше появлялось у Вендитти интересных песен, которые хочется прослушать больше одного раза. За следующие три десятилетия среди его альбомов я откопал лишь три композиции, которые по моим понятиям можно отнести к шлягерам: «21 Modi per dirti ti amo» (1988), «Lula» (1999) и «Lacrime Di Pioggia» (2003) – это, пожалуй, последний настоящий хит Вендитти.

В конце 20 века популярность Анттонелло у публики снизилась. Его новые альбомы и в новом тысячелетии регулярно попадали в итальянские чарты, но уже не на первые места. Даже по просмотрам его видео на Ютубе можно сделать вывод, что время Вендитти прошло. Что, в общем, понятно – в 2019 году ему исполнилось 70 лет.