Внутренний голос

Галина Марчукова
                Терпеть не могу, когда в общественных местах кто-нибудь начинает делать замечания. А всё потому, что настрадалась за свою педагогическую карьеру.
                Везу, например, класс в театр или на экскурсию в общественном транспорте. Перед выходом из школы напоминаю детям, как вести себя на улице и в транспорте: не шуметь, не толкаться, громко не смеяться, уступать места, не мусорить, во время спектакля фантиками не шуршать и т.д. и т.п. Смотрю на детей – всё понимают, обещают, что не подведут меня, школу.
                Набиваемся в троллейбус, кто рядом со мной, кто подальше. Конечно же, те, кто подальше, чувствуют свободу, начинают крутиться (где вы видели пятиклассника, стоящего по стойке смирно?). И начинается…
                Раздаётся громкий, обязательно женский, возмущённый голос на весь троллейбус:
                - Какие невоспитанные дети! Школа совсем не учит, как вести себя в общественном месте!
                Обязательно находится другая (заметьте – не другой!), которая тут же подхватывает:
                - А вон учительница стоит, и в ус не дует, хоть бы замечание сделала! Перестаньте толкаться! - повышает она голос на мальчишек. - Сейчас высадим из троллейбуса, в школу напишем! - бушует женщина. К счастью, наша остановка.
                - Выходим! - кричат ребята, стоящие рядом со мной.
                Водитель ждёт, пока последний ребёнок не покинет троллейбус. Обвожу взглядом, не остался ли кто-нибудь в троллейбусе, выхожу, пересчитываю детей, идём к зданию театра. Настроение испорчено, не заплакать бы от обиды, от несправедливости, от того, что подвели меня своим поведением, а ещё обещали!
                Но с возрастом стала замечать за собой, что бывают ситуации, когда так и хочется вмешаться. Тогда мой внутренний голос говорит мне: «Стой! Ни слова!».
                Стою я, например, в очереди. Впереди молодая мама с дочкой четырёх или пяти лет. Дочка подходит к подоконнику, на котором разлёгся сытый кот. Кот сладко спит, свесив хвост с подоконника. Девочка хватает кота за хвост, пытаясь стащить его и поиграть с ним. Кот изо всех сил упирается.
                - Лена! - кричит мама. - Отойди от кота! Не трогай его, не тяни за хвост! Он тебя поцарапает!
                А мой внутренний голос говорит:
                - А почему не сказать: «Не трогай кота! Не тяни его за хвост! Коту ведь больно!».
                Я понимаю, дочка дороже кота, но и кот – живое существо! Если мама не понимает этого и не научит дочку чувствовать боль другого, кто-то же должен научить. Но не хочется при всех показать маме, что она не так воспитывает ребёнка. Стоит сказать хоть слово, тут же откликнутся те, кто за маму и те, кто согласен со мной. И я молчу.
                Но однажды мой внутренний голос всё-таки вырвался наружу. И опять это было в магазине. Над прилавком висел огромный плакат, на котором было написано крупными буквами: «ВЫСТАВКА ПРОДАЖИ».
                Ну как тут пройдёшь мимо? Началась моя борьба с внутренним голосом: сказать или не сказать, что плакат написан неграмотно? Победила во мне профессия. Дождалась, когда рядом никого не было, подошла к продавцу и тихонечко произнесла:
                - Девушка, попросите художника написать так: «ВЫСТАВКА – ПРОДАЖА».
                -Зачем? - удивилась девушка-продавец. - Мы же продаём то, что выставляем, значит, это выставка того, что мы продаём. Выставка продажи, нашей продажи, - уверенным голосом возразила она.
                - Нет, девушка, - попыталась объяснить я. - Это – выставка и одновременно продажа того, что на выставке, то есть, и выставка, и продажа.
                Увидев, что начинает собираться народ, я шепнула продавщице: «Пожалуйста!» и быстро ушла, повторяя про себя: «Ну и зачем вылезла со своими исправлениями? Ну, кто меня просил вмешиваться?». Но внутренний голос успокаивал меня: «А лучше было бы, если бы кто-то в грубой форме указал им на ошибку? Тут хоть никто не слышал». Но всё равно на душе кошки скребли.
                Когда я зашла в магазин на следующий день, то увидела плакат: «ВЫСТАВКА – ПРОДАЖА». На душе было радостно от того, что внутренний голос «прорвался» и помог продавщице, и страшно от мысли, не станет ли это нормой поведения? Найти бы золотую середину!