Луна Гоголя в театре Анатолия Ледуховского

Морозов Павел
 "На Луне Гоголя" в Домашнем театре Анатолия Ледуховского в Доме-музее Михаила Щепкина - это не спектакль, нет. Это восхитительный коктейль из смеха и ужаса, двухчасовое мистическое погружение внутрь воображения гениального писателя с подачи удивительного режиссёра.

Что там внутри? А что там внутри... Детские страхи и комплексы (куда же без них?), воспоминания о будущем и озарения из прошлого, мучительные вопросы и не менее мучительные ответы, извечные попытки понять истину и невыносимые пытки осознанием её многоликости и неуловимости.

Ледухоский создаёт странный потусторонний мир, где время и про-стран-ство представляют собой вязкую тягучую субстанцию, в которой в меру своих сил героически пытается барахтаться сознание гениального писателя.

И в определённый момент начинаешь осознавать,  что же это, конечно же уже не Гоголь. И, естественно, это уже не Ледуховский. Мы присутствуем при рождении некоего театрального Космоса, где царит трагикомический Абсолют, одновременно пугающий и притягательный.

Смыслы, подтексты и  аллюзии кочуют по ткани спектакля Ледуховского в самых неожиданных направлениях  - вдоль, поперёк, наискосок, но ни в одной секунде не в русле столь удобной сюжетной прямолинейности.

Да, на Луне всё не так. Периодически возникающая  в спектакле звенящая тишина так невыносимо сверлит мозг, что любой звук - от стука каблуков до тикания часов - кажется целительным бальзамом и ты ощущаешь себя нечаянным свидетелем, погруженным в мистическую Вселенную Гоголя-Ледуховского.

И конечно же не могу не сказать об удивительных актрисах-соавторах этого  спектакля, без которых сам "Домашний театр" Ледуховского немыслим.

Их игра, их священнодейство, их эмоциональная пронзительность - это триумф актерского мастерства, абсолютный факт высокого театрального Искусства.

Я хочу произнести вслух эти имена:
Лейли Шихалиева, Мария Галкина, Юлия Богданович...
Я хочу произнести имена этих удивительных актрис и затем прокричать их на весь театральный мир!

Я счастлив, что в тот вечер стал свидетелем и соучастником настоящего Театра, и мне горько, что это, возможно, последний спектакль театра Ледуховского в доме-музее Щепкина. Вновь этот уникальный режиссёр со своим уникальным коллективом может оказаться "бездомным". Им вновь отказывают в помещении.

Больно сознавать, что реальность настолько же абсурдна, насколько реален абсурд, как главенствующий жанр нашей жизни.