Из личного дневнника-6. Встреча на лыжне

Сергей Романов 4
Плато Путораны, Южный Таймыр. Апрель 1983 г.

14 апреля. 12.55. Перекур. До нашего перевала ещё пахать и пахать по «целику» (сленг). Постоянно хочется что-нибудь жевать. Наверное, именно так мадам «Холодовая Усталость» шепчет мне: «Я пришла. Я уже здесь, дорогой! Пора подкрепиться!». Впрочем, Глыбе, похоже,   она шепчет это каждую минуту.

В 13.00 двинулись. Я был направляющим, тропил. Место ровное, шли по маленькому озерку. В 13.05 увидел впереди, метрах в восьмистах, отдыхающую группу из пяти человек. Слегка подвернул, пошёл на них. Интересное это дело – встреча двух групп на маршруте. В момент обнаружения – непонятная волна радости: выкрики, шутки. Потом быстро затихает.

И вот мы прём уже около 15 минут, а они стоят. Минут через 10, правда, тоже двинулись. Я уступил место идущему за мной дядь-Юре и начал снимать сближение двух человеческих кучек, месящих снега чёрт знает в какой глуши нашей планеты! Сближаемся… сближаемся… Я иду сбоку, торю свой след, и снимаю, снимаю, снимаю…

Наконец – встреча. Трое мужиков, две женщины. Лица у всех цвета крепкого чая и сильно потрёпанные. (Заполярный «стандарт»!) Приветствия, рукопожатия, и первый вопрос: «Ребята, у вас закурить есть?» И быстрый, ужасный (для них) ответ – «Увы, нет!» Молчание и долгая, долгая пауза….

Но  вдруг кто-то их наших вспомнил, что Лёха у нас иногда «балуется», а, значит, у него должна (!)  быть где-то заныкана пачечка. Гавр: «Бах, у тебя же есть!» (Интересный феномен-казус, однако – в нашей группе семь человек и никто в рот не берёт сено растения табак!)
 
О. это надо было видеть и ощущать! Эту неподдельную, чистую радость людей почему-то не рассчитавших объем зелья, искурившихся в ноль, пашущих бестабачно пятые сутки и вдруг слышащих после слова «нет» воскресительное слово «ЕСТЬ!».
Лёха быстренько раскопал свою заначку, и опять надо было видеть: КАК ОНИ ЗАКУРИВАЛИ… И как дрожали при этом их руки…

Группа из Москвы. Делают, конечно, «пятёрку. Уже на выходе, заканчивают. Начальником у них женщина. И не простая, а знаменитая в элитных лыжных кругах  Москвы «баба Яга» по фамилии Шацкая. (О «бабе Яге» она сама написала в альманахе «Ветер странствий»). Мастер спорта, полярница, член центральной МКК и прочая, и прочая. (Всё это я вычислил позже и вписываю задним числом.) На вид «баба Яга» невысокая, тощенькая, но жилистая, и очень прокуренная женщина («курбаба») лет 42–43. Губы у неё потрескавшиеся до последнего предела! Это даже не губы, а «забор» из трещин. Из самой большой, у левого угла рта, сочится кровь и бурой дорожкой засыхает на подбородке, и далее на горле под скулой, скрываясь за воротом свитера. Именно она задала сакраментальный вопрос, и первая же закурила. (Кстати, Лёха из солидарности тоже засмолил, но видно было, что это ему не в кайф).

Идут они не с волокушами, а по старинке, с нартами. Почему-то с одной. Впрочем, начинали они всемером, как и мы, но двое где-то сошли. Закваска у столичников гордая и независимая. Узнали про нашу лыжню до Ламы – поморщились. (А мы вот сейчас пойдём по «иФней» и. уверен, мучаться от угрызений гордыни московского «извода» не будем.)

Докуривая, Шацкая вдруг сказала, что на озере Собачьем, через которое завтра пойдём и мы, стоит рыбацкая избушка, и в ней они вчера оставили ТРИ КИЛОГРАММА сала. Все наши аж подвзмыли от нечаянного прилива счастья. «Но… – продолжила «баба Яга» – Завтра туда должна подойти группа прибалтов. Сборная. 12 человек». (Вот он истинный «ягизм». В чистом виде!). Мужики рязанские, «косопузые» разом приземлились и заметно посмурнели.

И мы попрощались. Видимо, навсегда. Однако, – нет. Летом я случайно встретился с Шацкой во дворе Московского городского клуба туристов. Она была почти неузнаваема в лёгком ситцевом платье. В слегка подкрашенных губах «бабы Яги», рисунок которых я навсегда запомнил окровавленным, дымила сигарета…
                ***
17.50. Уже перекусили. Уже сидим на перевале к Собачьему озеру. Перевал не перевал, а некая длинная, сквозная долина в горной гряде, в зоне леса. Москвичи набили лыжню так, что подъём был почти как по лестнице… В общем, очарование первозданности и полновесности усилий исчезло НАЧИСТО! Прём по лыжне, как по рельсам. Ориентироваться, тоже без нужды. Шаркай себе да шаркай… Можно даже закрыть глаза… Да… Вот тебе и оборотная сторона радости встреч…