Динарий кесаря и человеческая душа

Владислав Плеханов
Господь стремится исцелить души фарисеев, больных лицемерием, чисто внешним благочестием и фанатизмом. Он делает это по разному: в одних случаях  рассказывая притчи, в других обличая. И даже избегая коварных сетей, расставленных против Него фарисеями, Он попутно хочет исправить и вразумить их. Так происходит в истории о динарии кесаря, известной многим по картине Тициана и по крылатым словам «Кесарю - кесарево, а Богу – Богово». Вот как эта история излагается у евангелиста Матфея:

«И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется: позволительно ли, давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:16-22).


Суть сказанного Господом, похоже, заключается в следующем: динарий, который носит на себе изображение кесаря, по праву должен быть отдан кесарю, а душа, которая носит на себе образ Божий*, по праву должна быть «отдана», то есть посвящена Богу и исполнению Его заповедей, чтобы войти в Царство Небесное как динарий в государственную казну.

Итак, «служение кесарю не препятствует истинному служению Господу Богу» (проф. Лопухин А.П.), более того  даже служит внешним примером служения Небесному Царю.

«Впрочем, когда ты слышишь: отдавай кесарево кесарю, разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу» (Свт. Иоанн Златоуст).


У этих  слов, ставших крылатыми, есть и  другие смыслы, главными из которых, на мой взгляд являются следующие:

«Воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови, то есть каждому свое, что ближнего, то ближнему, и что Божие, то Богу»  (прп. Исаак Сирин).

 «Мы двойственны, - состоим из тела и души: телу, как кесарю, мы должны давать пропитание и одежду, а более возвышенному в нас - душе, ей соответствующее» (блж. Феофилакт Болгарский).

Однако делать это следует с той же самой оговоркой:  «Все противное благочестию не есть уже дань кесарю <ближнему и телу>, но дань и оброк дьяволу» (свт. Иоанн Златоуст).


------------------------
* Сравни: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему» (Толкование отцов церкви).

 Поэтому отдать «Божие Богу» значит уподобиться в своей жизни Богу в лице Христа и тем самым  приобрести к запечатленному в нас образу Божию и подобие Его.