Как можно понимать социальную справедливость

Аникеев Александр Борисович
     Проблемы социальной справедливости – наиболее актуальные проблемы в любом обществе. Данная проблема сложилась с давних времен и подразумевает в себе стремление людей труда к равноправию, к свободе от какого-либо угнетения и к справедливости в социально-экономических взаимоотношениях граждан в обществе.

     Социальная справедливость является также главным фактором единства любого общества, для которых характерно единение в таких стремлениях к осуществлению демократических прав и свобод, а также проведение в жизнь справедливых принципов и законов при оплате за труд, ибо прав и свобод не бывает без законов и без действенных государственных служб обеспечения законности и правопорядка!

     Социальная справедливость – это залог устойчивости общественной структуры, которую называют справедливой, если она соответствует реальным потребностям общества, государства и индивида. Социальная политика социально справедливого государства должна выражать в демократическом обществе интересы всех категорий населения, именно поэтому в обществе должны быть мудрые и справедливые законы!

     В последнее время всё чаще можно слышать такую фразу: – «это несправедливо!». Это происходит часто из-за того, что люди либо имеют разные социальные статусы, либо различное материальное обеспечение за свой труд в процессе своей жизни, либо их часто обманывают. Давайте попробуем сформулировать некоторое понимание социальной справедливости или несправедливости.

     Со временем вместо прежних общинных ценностей, которые утверждали, что «человек человеку друг»; «береги честь смолоду»; «не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «раньше думай о Родине, а потом о себе» и другие. В современном российском обществе сегодня нам насаждаются ценности либеральные, провозглашающие: «каждый сам за себя»; «деньги не пахнут»; «бери от жизни все» и т.п..

     На первый  план здесь выходят деньги и материальные ценности, поэтому о справедливости в данном случае говорить бессмысленно. Человеку с детства нужно прививать знания, позволяющие понять: «что хорошо» и «что плохо», возможно, что только тогда люди смогут поступать справедливо. Однако можно отметить, что не каждый человек сможет понять, насколько важны морально-нравственные ценности в жизни общества, если человек обеспокоен лишь своими денежно-материальными проблемами и здесь может помочь художественная литература.

     А с такими принципами жизни в стране никогда не будет социальной справедливости, ибо если заглянуть в прошлое, то можно понять, что проблема социально-экономической справедливости в обществе существовала всегда и особенно обострялась в переломные моменты, которые происходили в истории любой страны. Отсюда следует, что несправедливость всегда будет присутствовать в жизни граждан общества и меняться будут лишь условия борьбы с ней и качество жизни трудящегося населения в зависимости от того, как это население будет объединено для такой борьбы и здесь может помочь художественная литература.

     Любой человек в процессе своей жизни всегда испытывает влияние разных отношений людей к себе и понимает эти отношения со своей точки зрения. Даже в фантастических произведениях и в сказках хороший писатель всегда поднимает тему о справедливости, которая близки всем нам и особой ценностью обладают такие произведения, которые поднимают фундаментальные вопросы по этой теме.

 
     «Гроздья гнева» - Джон Стейнбек.

     «...Лошадей кормят, даже если они стоят без работы, хозяину и в голову не придет морить их голодом. А вот когда на него работают люди, плевал он на них. Выходит, лошадь дороже людей? Не понимаю я этого...».

     Сюжет книги переносит нас в США времён Великой депрессии, о которой многие современные либеральные интеллектуалы вспоминать не любят. В центре сюжета - семья, которая задыхается от бедности и жадности банкиров и начинает долгий путь в лучшее место, где есть работа и условия для нормальной жизни. Их то и дело манят райские условия, о которых они узнавали по «сарафанному радио». Однако реальность оказывалась не та, о которой они слышали от людей.

     Однажды Джону Стейнбеку поручили найти и собрать информацию о сезонных рабочих Калифорнии. Это требовалось для написания серии статей. Большинство полагало, что рабочие на полях, которые трудятся под жарким солнцем - это мексиканцы, приезжающие на заработки. Стейнбек, узнав истории их жизни, был поражён тому, на что толкает бедность обычных американцев. Ведь это народ, который после триумфа Первой Мировой войны был вынужден скитаться по стране с целью заработка. Увиденное и услышанное потрясло Стейнбека, а рассказы из его командировки и легли в основу этого романа.


     «Жерминаль» - Эмиль Золя.

     «Заработная плата — это новая форма рабства?».

     Наше путешествие по литературным шедеврам продолжается. Перенесёмся в солнечную Францию, которая далеко не так приветлива, как на открытках 20-го века. Среди пожирающей бедности, холода и голода главный герой Этьен бредёт в шахтёрский городок, дабы устроится там на работу. Ему предстоит познакомиться с жителями, интересными работниками, влюбиться, подраться и возглавить забастовку против нечеловеческих условий на шахте. Через персонажей автор показывает классовые интересы граждан общества, когда отчётливо вырисовываются два непересекающихся мира богачей и бедняков, которые просто не способны понять друг друга. Чтобы узнать, чем чревата попытка эксплуатировать обычных трудящихся людей – можете прочесть.

     Хорошо изучив истории движения трудящихся во Франции, Эмиль Золя глубоко погрузился в тему и смог соединить описание производственных процессов с судьбами людей обычных рабочих профессий. Получилось настолько хорошо, что современники ругали его за излишнюю, как им казалось, правдоподобность. Ощущался риск того, что такие произведения действительно сподвигнут людей на бунт.

     Каждый из выше приведённых романов затрагивает важнейшие струны человеческих душ потому, что они были написаны о самом животрепещущем – о жизнях, которые нам не принадлежат. Война или ужасные трудовые условия, которые мы зачастую вынуждены терпеть по чужой прихоти, рано или поздно открывают обществу глаза. Потому такие истории находят отклик у людей и в особо тяжелые времена становятся популярными. Герои этих романов начинают объединяться и бороться с несправедливостью и нам легко их понять. Их борьба не всегда заканчивается победой, но тем их путь ещё больше похож на наш. Они не перестают бороться за лучшую жизнь, чего можно желать и нам всем.

     А какая жизнь и какие законы должны быть в обществе социальной справедливости – Вы можете найти на моей странице в Интернете!