Время ускорилось...

Сейлхан Казыбаев
ВРЕМЯ УСКОРИЛОСЬ…

Время ускорилось. Это уже не только моё личное ощущение. Это уже и признанный объективный научный факт, не только субъективное восприятие. Как бы то ни было, мы уже почти не замечаем, как пролетел день, месяц, год. Реальное - то, что есть прямо сейчас, - очень быстро превращается в идеальное – то есть, в умозрительное, виртуальное. Уходят люди… живые люди, наши современники, делавшие эпоху. Уходят люди, унося с собой в виртуальность дух нашего времени, zeit geist. Уходят, и сами превращаются в легенды, которые кто-то будет, может быть, а может быть и нет, передавать будущим поколениям…
Где она, та линия, которая разделяет реальность бытия и виртуальность? Ещё вчера ходили они по земле, страдали и радовались, любили и ненавидели. Но сегодня их нет. Нет здесь, в физическом доступе. И уже никогда мы не сможем с ними встретиться физически, воспоминать прошлое и мечтать о будущем. Уже никогда я не буду пасти баранов с книгой в руках возле нашего посёлка, как это было когда-то в годы Перестройки. Уже никогда я не буду складывать сено или копать картошку вместе с отцом возле дома. Уже никогда я не буду философствовать ночами с Геной Беликовым, Сериком Бупежановым, Борашем Аманбаевым или ещё с кем-то из наших друзей-однокурсников, которые уже в виртуальном. Никогда уже не выберемся мы на рыбалку вместе с Беком Абугалиевым, и никогда уже не будем смеяться вместе с Козыбаем Исмагамбетовым… Всех их уже нет здесь. Все они – уже история, виртуальность, идеаторная сфера, не-реальное… Умершие (точнее – ушедшие), они так же, абсолютно одинаково, присутствуют в моей жизни, в моих воспоминаниях, как и те, которые ещё живы, но которых я не видел десятки лет и возможно уже никогда и не увижу. И они же точно так же и отсутствуют в моей реальности здесь-и-теперь, как и те, которые живы, но которых нет в моей повседневности…
Тогда что же такое мой мир или даже Мир вообще? Мой мир – это совокупность моих переживаний в прошлом, настоящем и будущем. Мир вообще – это совокупность переживаний всех живых существ. Но в абсолюте – Мир, как говорил Иммануил Кант, является вещью в себе, и как таковая, он нам неведом.
Хорошо об этом сказали толтеки Карлоса Кастанеды. Они разделили единый мир на три части: познанное, непознанное, но познаваемое и непознаваемое. Познанное – это и есть то, что я уже пережил и принимаю как реальность. Познанное может быть шире моего личного познания и включает в себя и знания всего человечества, которое я принимаю или даже не принимаю в полной мере, но на которое я в любом случае могу опереться при необходимости. Непознанное – это то, что находится за пределами сферы познанного, то, что неведомо нам (человечеству), но может быть постигнуто нами в перспективе. Непознаваемое же никогда не будет постигнуто нами, оно запредельно для нашего бытия вообще. И, как подчеркивали учителя Кастанеды, ни в коем случае нельзя путать, смешивать эти две сферы, ибо последняя может совсем лишить человека энергии и, по сути, убить…
Можно сопоставить эту схему с другой – схемой временной линии. Тогда получается, что познанное – это прошлое, непознанное – это настоящее, а непознаваемое – это будущее. Это даёт нам ориентир в плане исторического контекста: накопленное, накапливаемое и то, что будет накоплено в будущем. И с этих позиций познанное предполагается уже имеющимся, познаваемое – это движение познания в настоящем, а непознаваемое – это вечный ориентир на будущее. Последнее аналогично звезде на небе, являющейся путеводным ориентиром, который, однако, никогда не будет достигнут. Непознаваемое питает, никогда не истощаясь, познаваемое, познаваемое же питает познанное, которое также вечно расширяется, расширяя также зону соприкосновения с непознанным…
Если отказаться от прошлого (стереть из памяти), встать к нему спиной и идти к будущему, имея в наличии лишь настоящее, как это советуют многие сейчас, правильно ли это будет? Ведь исключаются мощнейшие ресурсы памяти, обладающие энергетическими потенциями в виде знаний, опыта, эмоциональных подкреплений. Человек, лишённый памяти, подобен пустой флешке: информация утрачена, а без неё она бесполезна. Конечно, можно в неё загрузить новую информацию, но если она не фиксируется, то смысла в этом нет. Поэтому жизнь «в отсеке здесь-и-теперь» отнюдь не панацея от жизни и для жизни. В восточных странах, где имеет место подобный вариант временной линии, несмотря на то, что прошлое как бы позади, нет полного исключения знаний и опыта прошлого. Просто акцент внимания делается на настоящем и будущем. А внимание, как известно, - это энергия. И вслед за энергией идёт кровь - то есть, материальное начало, получающее подпитку через энергию от идеального (виртуального, духовного). Иначе говоря, прошлое незримо всегда существует в настоящем и будущем, обеспечивая «питание» действий в настоящем для реализации будущих (виртуальных же) объектов наших планов, мечтаний, ожиданий. Если же таковые объекты отсутствуют, и человек полностью закрыт в настоящем, то, пожалуй, он будет нежизнеспособным вообще. Ведь это будет абсолютно дезориентированный человек. У него даже может не возникать мотивации для движения, ибо любое движение в здесь-и-теперь без памяти (без фиксации информации) бессмысленно и не может дать результатов. Конечно, инстинкт может заставить человека или животное искать пищу, но это возможно только в том случае, если информация о самом инстинкте (программа) зафиксирована в его памяти…
При подобной версии временной линии человек включен в неё, и, надо полагать, жизнь ощущается им гораздо качественнее, полнее. Поскольку прошлое не сильно попадает в поле зрения, но включено во внутреннюю память, оно составляет часть настоящего, которое так же переживается ассоциированно. И, вероятно, знание в подобной ассоциированной памяти будет иметь актуальность лишь при повторных включениях. Скажем, если ситуация в здесь-и-теперь требует какого-то действия, которое уже было в прошлом, память активизируется, вытаскивая из своих запасников информацию о нём. А это и есть подкрепление, повтор. Поскольку, «повторение – мать учения», знания, особенно прикладные, оказываются более зафиксированными, чем случайные встречи с кем-либо в прошлом. Например, если не было мощного эмоционального закрепления в прошлом, новые встречи со старыми знакомыми могут не вызывать новых фиксируемых связей в мозгу, не подкрепляясь в данный момент эмоционально. А старые функциональные связи между нейронами мозга, не подпитываясь в настоящем, потихоньку затухают и устраняются. Если же в настоящем старые контакты подкрепляются новыми эмоциональными запечатлеваниями (импринтами), то, даже если в прошлом эти контакты были малозначимыми, они приобретают значимость и запечатлеваются в долгосрочной  памяти. Вопрос лишь в наличии дополнительных запечатлеваний желательно с хорошим эмоциональным подкреплением…
Поскольку «путеводная звезда», хоть и определяет направление, но в целом недостижима, человек с «включённой» временной линией (условно говоря -  «восточного» типа) может быть нетороплив, может не ставить каких-то далёких и/или достаточно конкретных целей. В идеале это человек даосского типа, который понимая универсальные законы мироздания, просто плывет, подобно плоту, по реке жизни. Худший вариант подобного типа – это люди-зомби, безвольные, безропотные, автоматизированные и т.д.
Сказанное не означает, что в реальности все восточные люди относятся к типажу «включённого» времени. Непременно появляются и люди с так называемым «западным» типом временной линии. Это когда и прошлое, и настоящее, и будущее находится как бы перед глазами, человек вне линии, разотождествлён. Он видит всё как бы со стороны. Он живёт, не живя, как бы вне времени. Он может быть хорошим аналитиком событий жизни, может просчитывать, прогнозировать и планировать, и даже программировать будущее. Поскольку он разотождествлён с временной линией (можно сказать – с жизнью), его программы могут быть весьма деструктивными для многих других, которых он в расчёт может просто не брать. Иллюзии, которыми он живёт, могут питать его убогую реальность, в которой он – владыка, король, всесильная личность, игрок и т.д., и т.п. Ибо не чувствуя жизни, он вынужден будет искать подтверждения своей реальности через навязывание своих желаний другим и принуждение. Крайний вариант – это экзальтированная оторванность от реальности или даже уход в себя – аутизм…
В любом случае каждый из нас как бы мерцает в миру, то погружаясь в реальность, то выпрыгивая из неё. Вообще этот процесс похож на дыхание. Более точно - на дыхание китов. Как известно, киты – млекопитающие, дышащие воздухом, но плавающие под водой. Чтобы жить в своей водной стихии, добывать пищу и т.д., они вынуждены постоянно выныривать для вдоха, и лишь потом погружаться под воду. В этом смысле и мы то погружаемся в мирские дела всецело, в реальность здесь-и-теперь, то сбегаем от мира в сферу своих мыслей – «в небеса»… Нарушение гармонии этой цикличности создает дисбалансы, которые, в конечном итоге, все-таки заставляют возвращаться к равновесию в чередовании этих фаз единого процесса жизни…
Добавил к этой теме свои идеи и Гегель. Он сказал о градации Духа. Есть дух индивидуальный, дух объективный и есть дух абсолютный. Индивидуальный дух – это личное восприятие, индивидуальность, личное сознание. Дух объективный – это разум, сознание коллективное, общечеловеческое, может быть – планетарное и т.д.. Дух абсолютный – это Сознание Мира, Универсума, Вселенной. Индивидуальный дух – это индивидуальное восприятие и фиксация образов мира с индивидуальными же искажениями из-за уникальных для каждого человека фильтров восприятия. Суммирование же всех индивидуальных восприятий (сознаний) устраняет индивидуальные различия, выделяя лишь общие черты. И это уже не Я или ТЫ, но МЫ – качество совершенно отличное и от Я, и от ТЫ. То есть, ТАЙЦЗИ, «Великий Предел» из китайской философии – это не просто сумма включённых в него элементов ЯН и ИНЬ, это нечто большее, отдельная целостность более высокого уровня. Поскольку частное (индивидуальное) включено в общее и в то же время само включает общее в себя, какой-то своей частью оно может осознавать Общее (запредельное в целом для него), в то же время, противопоставляясь ему. Впрочем, это вопрос самоидентификации. Как говорили дзеновские учителя: «Сознание не имеет формы, но может и иметь». То есть, если мы отождествляемся, скажем, с телом физическим, то будем ощущать и осознавать себя, как тело. Но можем и выйти за пределы тела и осознать себя как этнос, коллектив, эго, ум и т.д. Значит, частное может осознавать себя как обособленную, достаточно автономную, но связанную со всем остальным часть целого. Но может оно также осознавать себя как абсолютно изолированную, противопоставленную враждебному целому часть. Однако есть ещё одна возможность: она  может осознавать себя и как целое в частном! То есть, человек может осознавать Бога в себе! Он может также отождествляться с коллективным сознанием этноса, биосферы, планеты и т.д. И ведь, если так, он может отождествиться и с Абсолютным Духом! С Сознанием Универсума! Ибо оно включено в любой частный элемент любой системы. Значит, потенция Бога в человеке, о которой всегда и везде говорили религии, не является какой-то метафорой, абстракцией. И эта потенция действительно может быть реализована им, ибо, как говорил, кажется, Иоанн Креститель: «Разве сливаясь с Богом, душа не становится Им?!»…
Итак, мы «мерцаем» в ЯН и в ИНЬ, в мир и в не-мир, в ЯВЬ и в НАВЬ, как это называлось у древних предков славян. Мы постоянно живём, мерцая, чередуясь в двух мирах – в реальном и в идеальном, дышим воздухом и погружаемся в пучины океана. А возможно ли быть и там, и там одновременно? Скорее всего – да, но это выход за пределы разделения на ЯН и ИНЬ, ЯВЬ и НАВЬ, реальное и идеальное. Это уже другая Реальность – реальность ТАЙЦЗИ, в терминах китайцев. ТАЙЦЗИ, как уже указывалось, - это целостность, состоящая из элементов ЯН и ИНЬ. Если говорить о сознании, вышедшем на этот уровень, то с позиций обывателя, это уже не человек, но бог, точнее - божество, сверхчеловек, ибо он объемлет два мира и соответственно имеет свойства обоих миров одновременно. Не это ли описывали и демонстрировали учителя Кастанеды, различные шаманы и ведуны, включая куприновскую Олесю или Анастасию из Мегре? Особенно у Кастанеды было чётко видно в описаниях, что этим людям удаётся стирать грань между сном и реальностью, каковой мы её знаем. Может, и вправду на самом деле и нет этой границы между этими двумя мирами? Может, она существует лишь в нашем воображении? Точнее говоря – в нашей голове? И весь единый мир есть единая Реальность, Единое Сновидение, как это называли шаманы? Сновидение кого? Бога? Какого-то другого Сверхсущества? Какая разница, как мы это обзовём. Если мыслить аналогиями и переносить человеческое на сверхчеловеческий уровень, то получается вполне логичная схема. Кто-то может её оспаривать. Это их право. Но размышления в этом направлении дают варианты отношения к жизни, к миру, которые много полезнее для качественной жизни в здесь-и-теперь, чем голое отрицание самих этих возможностей. Поэтому мы можем принять эти идеи на вооружение, ибо прагматический результат допуска пусть даже фантастической идеи оправдывает принятие этой идеи. Конечно, при этом мы будем отрабатывать это как рабочую гипотезу, проверять на практике её верность, сохраняя некоторую отстранённость и объективность. Но даже умозрительный эксперимент уже указывает на положительный результат, и потому такое допущение вполне оправдано для реальной практики в здесь-и-теперь нашего сегодняшнего бытия…
Какие же возможности могут быть, если мы признаем единство бытия и не-бытия, ЯВИ и НАВИ? Ну, первое – это идея о том, что смерти как полного уничтожения индивидуального сознания просто нет. Есть лишь переход из одного уровня восприятия в другой. Значит, те, кто ушёл, не исчезли совсем. Они есть, они существуют! И даже если я ни с кем из своих ушедших друзей и родственников уже не смогу встретиться никогда в физической  реальности, в моём бытии здесь-и-теперь, они реально проявляются, так или иначе, через моё ментальное пространство. Я волей-неволей оглядываюсь на них, сравниваюсь, вспоминаю, веду внутренние диалоги, принимаю решения и т.д. И если признать, что мир - это для меня не вещь-в-себе, но отражение элементов этой «вещи» в моём сознании, имеющем, кстати, как уже упоминалось, различные искажения из-за фильтров восприятия, связанных с анатомическими, физиологическими, психологическими, биографическими и прочими факторами, то надо признать, что я всегда живу в мифологизированном пространстве, в пространстве Сновидения, в пространстве Духа! То есть, даже самые отъявленные позитивисты-материалисты будут вынуждены признать, что мир – это иллюзия, майя, сновидение, как это утверждалось уже многие тысячелетия мистиками всех времён и народов. А раз так, то почему бы для нашего же блага сновидение, которое нас не устраивает, не изменить из нежелательного, плохого, в хорошее? Ведь в любом случае оно остается сновидением!
Более того, можно утверждать, что, изменяя, сохраняя и увеличивая моё ментальное пространство и сонастраивая его с коллективным полем, в котором будет всё больше людей, разделяющих моё видение, мы можем изменять эту реальность. Скажем так:  внутреннюю субъективную реальность можно перевести в реальность объективную, то есть, признаваемую уже большинством и существующую уже в нашем коллективном восприятии. И через это мы получаем возможность изменять мир и на физическом уровне. Ведь что такое объективная истина, реальность, как не консенсусная (договорная, общепризнанная) картина, образы внешнего мира (образы «вещи в себе»), отражённые в коллективном сознании?! И тогда получается, что коллективное поле – пространство Духа – может даже и материализовать свои объекты на уровне ЯВИ! Иначе говоря, есть возможность перехода объектов пространства НАВИ в пространство ЯВИ. Из сферы идеаторной образ может перейти в материальную сферу, может материализоваться. Ведь что такое образ как не эфемерная матрица, которая за счёт энергетизации через устойчивую концентрацию внимания на ней начинает уплотняться? «Уплотняться» и есть в данном случае синоним понятия «материализоваться»…
Конечно, это кажется фантастикой. Но сколько всего из области немыслимого стало уже реальностью – и только потому, что кто-то однажды решился это допустить как возможность! Я не настаиваю на том, что можно и нужно материализовать («строить сновидение») умерших людей, но говорю пока лишь о том, что есть возможность принять эти идеи и гармонизировать свою жизнь, своё сновидение…
Итак, Время ускорилось. И это уже вполне объективный факт. Уходят люди, уходит эпоха. Что-то новое зарождается – пока не вполне предсказуемое и пугающее. Уходят друзья, знакомые, родственники… Их нет в физическом доступе, но они есть в ментальном пространстве Духа. Они есть в нашем внутреннем пространстве. И мы можем вспоминать их, мысленно разговаривать с ними, соотноситься с ними, так или иначе. Может, правы были древние греки, говорившие, что пока есть эйдос – образ, который вспоминается ещё живыми людьми, - человек жив. И пусть я в миру не могу спорить с ушедшими друзьями, пасти скот с книгой или копать картошку вместе с отцом, выехать на рыбалку с Беком или пожать руку Генке Беликову или Козыбаю Исмагамбетову, но я волен делать это в Пространстве Духа! Я здесь снова с ними! Снова в своём прошлом, которое на этот момент становится настоящим. Я снова проникаюсь духом того времени, энергией молодости – не бессилием и ностальгией, но энергией, воодушевляющей, подвигающей к движению вперёд, и надеждами, ожиданиями «лучшего впереди». А это многого стоит!
Может, и немного мне ещё идти до линии водораздела. Может, всего один шаг… Но даже и в этом случае вся жизнь моя ещё впереди! И я ещё не сказал своего последнего слова, не дозавершил многих дел, не допел своей песни здесь… И, даже дойдя до этой самой линии, где виртуальное сливается с реальным, я остановлюсь на миг и допою свой гимн жизни, завершу незавершённое, станцую свой последний танец… «Последний танец Воина», - как это названо у Кастанеды… Как это красиво! Какая идея!!! Но до того момента я должен постичь тайну водораздела, выйти на уровень ТАЙЦЗИ, взлететь над  плоскостью мира, чтобы увидеть его нераздельность и объёмность. И надо идти! Идти к Непознанному, преодолевая его перипетии, идти, имея целью недостижимой Непознаваемое, Бесконечное – то, что недосягаемо, но всегда притягательно и обворожительно. ТО, что есть ТАМ, в дали, в Бесконечности миров и времён. Непознаваемое, Бесконечное, Непостижимое…

2021-2023 Г.