Домашняя фея

Елена Будагашвили
Рабочий день подошел к концу. Яна быстро сложила в стопку документы, выключила компьютер и вышла из здания. Зашла по пути в цветочный магазин и купила большие фиолетовые глазастые орхидеи, которые так любит ее подруга Карина. Впрыгнула в подошедший вовремя автобус и поехала к Степанянам. Уже четыре года, как Яна с семьей переехала в город К, расположенный на самой границе Германии и Швейцарии. И уже три года, как она познакомилась и подружилась с Кариной Степанян и ее семьей.

Степаняны жили на берегу Боденского озера. Если погода была тихая, безветренная, можно было с балкона наблюдать швейцарские Альпы.

В этот теплый весенний вечер Степаняны устроили дружескую вечеринку, куда пригласили Яну с мужем и еще одну пару, о которой Яна много слышала, но не была знакома. Муж Яны был в очередной командировке, поэтому Яна решила навестить своих друзей в гордом одиночестве.
Когда Яна позвонила в дверь, ей открыла Карина. Женщина была явно в стрессе: «Яночка, как я рада тебя видеть! Отлично, что пришла. Я, видишь, на кухне еще вожусь. Хачапури делаю. Не успела. Извини. Ты заходи в гостиную. Майеры уже приехали, там сидят. Познакомишься.» Она поспешила на кухню, а Яна прошла в гостиную.

На диване сидел Тигран, муж Карины, и о чем-то эмоционально разговаривал с крупным, лысеющим мужчиной. Поодаль сидела незнакомая женщина, у которой на коленях примостился мальчик лет девяти.

Крупный мужчина отвлекся от Тиграна, улыбнулся и сказал: «Кто вы, незнакомка? Меня зовут Пауль Майер. Я друг Степанянов. А это, - мужчина кивнул в сторону женщины с ребенком, - моя жена Татьяна. И наш сын Фридрих.»

Яна улыбнулась в ответ: «Очень приятно. Меня зовут Яна Горкина. Слышала о вас много хорошего от Карины. Насколько я помню, она говорила, что вы – врачи.»
Пауль усмехнулся: «Не мы – врачи, а я – врач. А Татьяна – домохозяйка. О вас я тоже наслышан. Если не путаю, ваш муж – инженер и работает в Швейцарии. Правильно?»
- Да, - улыбнулась Яна.
- И где это он сейчас? Почему одна пришла?
- Он в командировке. На Урале.
- Ой, надо же, в командировке, – почему-то усмехнулся Пауль. - А вы давно живете в нашем городе? В каком районе?
- Четыре года. В Петерсхаузене.
- А, знаю такой район. Там еще бордель есть, - засмеялся Пауль.

Яна посмотрела удивленно на него и перевела взгляд на Татьяну, ожидая увидеть хоть какую-то реакцию в ее лице на слова мужа. Но Татьяна сидела тихо, обнимая сына.
- Надо же, я и не знала, - ответила Паулю Яна, - а вы хорошо осведомлены. Ну ладно, не буду вас отвлекать от разговора с Тиграном. Пока Карина возится на кухне, пойду на балкон. Сегодня классная погода, надеюсь, смогу наслаждаться Альпами.
Она прошла на балкон и облокотилась на перила, вглядываясь в даль.
Сзади кто-то тихо подошел и дотронулся до ее плеча. Это была Татьяна.
- Яночка, очень рада познакомиться, - улыбнулась она. – Может, будем на «ты»?
- Давай, - улыбнулась в ответ Яна.
- Это, правда, здорово, что здесь, в чужой стране, можно найти русскоязычных людей, друзей и приятно проводить время. Мы часто встречаемся с Кариной и Тиграном. Они наши хорошие друзья. Вот теперь и с вами познакомились. Много хорошего слышала о вас. У вас, кажется, двое детей?
Яна кивнула. Татьяна продолжала:
- Твой муж работает в Швейцарии? Значит, ты, как и я, домашняя фея?
- Прости, кто? – Яна удивленно взглянула на собеседницу.
- Домашняя фея. Ну, как правильнее сказать, женщина – хранительница очага. Когда все и вся на ее хрупких плечах. И убери, и постирай, и погладь, и завтрак-обед-ужин приготовь, и с ребенком домашние задания сделай. Разве могут без нас, домашних фей, мужья добиться успехов в работе?
- Ну, не знаю, фея я или нет... Вроде всё, тобою перечисленное, я делаю. Но как-то завязываться на доме тоже не могу. Я работаю. Ну и что, что муж много работает и в командировках? Я не могу сидеть дома как клуша, прости за такое сравнение, и ждать у моря погоды. Я должна чувствовать, что я – независимый человек. И, если у него находится время, он должен мне помогать по дому. Ведь это и его дом тоже.
Татьяна как-то сразу съежилась и, стараясь еще раз подчеркнуть свою позицию, примирительно произнесла: «Но, согласись, мы – центр нашей семьи. На нас всё держится.»

Яна, решив перевести разговор в другую плоскость, сказала: «Мне Карина говорила, что вы оба – врачи. Это правда?»
- Да. Павел, ой, Пауль – хирург. А я – ревматолог. Но это всё уже давно забытое прошлое. Я уже и, правда, забыла, когда работала врачом. Я теперь фея. Домашняя фея.
- И неужели тебе не хочется выйти в люди, надеть белый халат и пойти спасать жизни людей?
- Нет. Это долгая история. Как-нибудь тебе расскажу. С рождением Феди, ой, Фридриха, я выбросила эти мысли из головы.
- Не боишься так зависеть от твоего мужа? Как я знаю, он неделями не бывает дома, т.к. работает за сто километров отсюда и постоянно на дежурствах. Мало ли что может быть, а ты зависима от него во всем.

Татьяна засмеялась.  «Ну что ты, Яночка, ну что такое может случиться? Мы уже двадцать лет вместе. И ничего же не случилось. У нас еще старший сын есть. Ему девятнадцать лет. Гимназию заканчивает. Нет, понимай как хочешь, я мне роль домашней феи очень даже по вкусу.»

Прошло три года с той встречи. Степаняны, Майеры и Горкины еще не раз встречались вместе по разным поводам. Горкины и Майеры особенно не сблизились. Если бы не Степаняны, то, наверное, они бы даже не виделись друг с другом.
 
Однажды поздно вечером в дверь Горкиных позвонили. Яна спросила по домофону, кто это, и услышала взволнованный голос Тани. Яна открыла дверь подъезда и Таня, запыхавшись, вбежала на третий этаж. На вопрос Олега: «Ты одна так поздно?» она, потупив взгляд, ответила: «Одна. Я теперь всегда одна буду приходить.»

Она прошла в комнату, села в кресло. У нее дрожали руки и голос. Было видно, как ей сложно дается рассказ, который она поведала Яне и Олегу.

- Мы познакомились с Павлом в больнице в Киеве. Нас тогда в эту больницу распределили как молодых специалистов. Меня из Харьковского, а Павла – из Новосибирского медицинского института. Были обыкновенными коллегами. Только я работала терапевтом, а он – хирургом. А через три года наш главврач ушел на пенсию и совершенно неожиданно главврачом назначили меня. Павел вдруг обратил на меня внимание. Как же он меня добивался! Как же красиво за мной ухаживал! Просто вскружил мне голову! Я рядом с ним, таким мощным, огромным, чувствовала себя Дюймовочкой. Мы поженились. У нас родился сын Дима. Я ушла в декрет. Помню, Павел тогда смеялся и говорил: «Ну всё. Закончилась твоя руководящая карьера. Кому нужен главврач, у которого дома ребенок плачет?» Но когда я вышла на работу через два года, меня восстановили в должности.
 
Видимо, Павлу было неприятно сознавать, что жена – начальница. Стал уговаривать уехать в Новосибирск, объясняя тем, что там его родители и друзья. Я послушалась. И вот мы переехали в Новосибирск. Устроились в городскую больницу. Он - хирургом. Я – терапевтом. Через пару лет меня ставят заведующей отделением ревматологии. Он же так и остается рядовым хирургом. Знаете, все мои успехи в карьере мне совсем не вскружили голову. Я просто понимала, что я осталась тем же врачом, только ответственности стало больше. Теперь уже не только за себя и пациентов. Но и за коллег. А Павлу, видимо, было очень сложно смириться, что его жена – начальник. Не знаю...

В девяностых, когда стало хуже некуда и врачи превратились из малоимущих в нищих, нам удалось уехать в ФРГ по туристической визе. Павел предложил остаться в Германии и попросить убежище. До сих пор помню перевалочный пункт для беженцев. Как мы жили втроем в малюсенькой комнатушке и пользовались единственными на весь этаж душем и туалетом. Нам немцы пошли тогда навстречу. Видимо, сыграла роль наша профессия. Нам выделили однокомнатную квартирку. Это было уже счастье. Мы ходили на языковые курсы и потом стали решать, как нам в Германии работать врачами. Необходимо было пару лет почти бесплатно работать практикантами в одной из немецких больниц, затем сдавать экзамены и тогда уже получить разрешение работать по специальности. Работать бесплатно вдвоем не было никакой возможности. Павел предложил, что сначала он пойдет на практику, а когда он подтвердит диплом, пойду я. А пока что я буду работать санитаркой в каком-нибудь доме престарелых, чтобы получать зарплату, и чтобы было на что жить. Так и договорились.  Прошло почти три года. Павел защитил диплом и начал работать хирургом в больнице. Наступила моя очередь пойти на практику. Вдруг я узнаю, что забеременела. Я была в отчаянии. Старшему сыну уже 12 лет. Да мы и не планировали второго ребенка. Но Павел настоял, чтобы я родила. Стал меня убеждать, что мне вообще работать не надо. Что его зарплаты с лихвой на нас всех хватит. Что ему нужна не коллега, а женщина – хранительница очага. Использовал всё свое красноречие и убедил. Родила я Федора и погрузилась в домашние заботы.

Татьяна внимательно посмотрела на молчаливых Яну и Олега. Отпила пару глотков предложенного Яной сока и продолжила:
- Павел подсуетился и поменял нашу фамилию Майков на Майер, свое имя на Пауль, а Федю – на Фридриха. И вот так мы и жили последних двенадцать лет. Извините меня, что изливаю тут вам всю мою историю. Я вас не утомила? – постаралась улыбнуться Татьяна.
- Нет. Продолжай, – промолвил Олег.

- Ну так вот. Вы знаете, что у меня вчера был день рождения. Вы мне даже звонили утром и поздравляли. А позавчера утром Павел собрался на работу. Предупредил, что у него будет дежурство, и что приедет только на выходные. Я ему еще сказала: «Паша, может, постараешься выбраться завтра? Мне же будет 45. Я так хочу свой день рождения встретить с тобой.» А он ответил, что не получится. Давай, говорит, в выходные отметим. И уехал. Я же занялась уборкой. Ну, думаю, сделаю себе в день рождения приятное. Перестираю занавески, помою окна, наведу марафет. И буду свое 45-летие встречать в безупречной чистоте и в идеальном порядке. Я же домашняя фея, в конце концов. Даже цветы себе купила, чтобы поднять настроение и скрасить отсутствие мужа. Пирог испекла. Сижу с Федей. Жду, когда старший сын приедет. Вдруг телефон звонит. Номер какой-то неизвестный. Да и голос тоже неизвестный. Так вот на русском языке мне и говорит: «Вы – Татьяна? У вас сегодня день рождения? Вы мужа ждете?» Я отвечаю, что да, Татьяна, да, именинница и мужа жду. А женщина на том конце провода мне говорит: «А вы знаете, что ваш муж работает в городе Л. и что у него, в принципе, не так много ночных дежурств, просто у него в этом городе есть женщина, с которой он живет? Уже несколько лет. Кстати, у этой женщины сегодня тоже день рождения.»

Ребята, я почувствовала, что у меня останавливается сердце. У меня закружилась голова, и я сделала неимоверное усилие, чтобы не упасть. Я только тихо спросила мою собеседницу: «А вы знаете адрес? И еще, какая вам радость от того, что вы мне сейчас рассказали это всё? И кто вы вообще такая? И кто та женщина?» А она отвечает: «Нет мне никакой радости. Просто предателей не люблю. А баба та, кстати, его хирургическая медсестра. Немка, если вам это интересно. Записывайте адрес. Я тут по соседству с ними живу.» И продиктовала мне адрес.

Ой, ребята, я не знаю, как у меня хватило сил сделать дальнейшие шаги. Я вызвала такси и поехала по указанному адресу. Подъехала к дому, подождала, пока из подъезда кто-то вышел, и юркнула в подъезд. Поднялась на второй этаж и позвонила в дверь. Дверь открыла небольшого роста неприметная женщина. Спросила на немецком, кто я такая. Я ее отодвинула и прошла в квартиру. И что я вижу? Павел в домашних трениках лежит на диване и читает газету. В трениках, которые я ему покупала, чтобы он их, видите-ли, в больничном общежитии носил, когда ночевать там остается. На полу стояли тапочки, которые я ему покупала. Помню, две пары купила – одни для дома, другие для общежития. Он меня увидел, вскочил. Я развернулась и побежала на улицу. Он за мной. В ноги упал. Ну и прямо как в кино уверял, что я всё неправильно поняла. Я же ему сказала, что жить с ним не буду и подам на развод. Прыгнула в такси и уехала домой. Вот такие дела...

Яна и Олег сидели молча, будто воды в рот набрали. Такого поворота никто никак не ожидал. Яна поймала себя на мысли, что, когда говорила Татьяне на балконе о том, что мало ли что может случиться, предполагала что угодно, только не измену Павла. Она была уверена, что такой несимпатичный человек вряд ли кому-то вообще может понравиться. Оказывается, ошиблась.

Татьяна посмотрела на Яну и произнесла: «Знаешь, Яночка, я не раз вспоминала наш разговор тогда на балконе. Почему я тебя тогда не послушалась? Потеряла три года своей жизни. И теперь я осталась у разбитого корыта. Нет профессии, даже прав водительских нет. По каждому вопросу я была зависима от Павла.»
- Что собираешься делать? – спросил Олег.
- Наверстывать упущенное. Сегодня звонила в больницу насчет практики. Начала готовить документы. Записалась в школу вождения. Надо приходить в себя и доказать всем и вся, что я еще на что-то гожусь. И, в первую очередь, доказать себе самой.

Татьяне удалось устроиться работать в больницу в городе К и получить водительские права. Павел приезжал мириться. Но Татьяна его не простила. Медсестра-немка его выгнала. Видимо, одно дело жить с женатым, чистым и ухоженным мужчиной и другое дело, когда все обязанности надо принимать на себя.  Входить в роль жены сожительнице Павла явно не хотелось.

Через два года семья Горкиных переехала в Швейцарию. Яна слышала от Карины, что Татьяна сдала экзамен, подтвердила диплом врача и куда-то уехала. Пути Яны и Татьяны разошлись, и женщины долго друг о друге ничего не знали.

Прошло пятнадцать лет. Яна шла в направлении вокзала в Цюрихе. Вдруг ее кто-то схватил за руку. Каково же было ее удивление, когда в остановившем ее человеке она узнала Татьяну. Женщины обнялись. Татьяна предложила посидеть в кафе и поговорить. Она была проездом в Цюрихе и возвращалась с международного симпозиума врачей-ревматологов в отель. Совершенно неожиданно встретила Яну, чему была очень рада.

Яна сидела напротив Татьяны и не могла налюбоваться. Перед ней была уверенная в себе, ухоженная, красивая женщина. Модная и яркая. Татьяна улыбнулась и сказала: «Яночка, ты не представляешь, как я рада тебя видеть. Я так часто вспоминала тебя. И наш разговор тогда на балконе. Я счастлива, что смогла опять вернуться в свою профессию. У меня классная клиника. Я руковожу отделением ревматологии. Очень люблю свою работу. Сыновья окончили университеты. Работают. Павла больше не видела. Слышала, что вроде женился. Но меня это уже давно не трогает.»

На вопрос Яны, как у Татьяны на личном фронте, она ответила: «Есть поклонники. Есть человек, с которым у меня близкие отношения. Тоже врач. Просит выйти за него замуж. А я не хочу. Знаешь, я сыта замужеством. Убирать, стирать, гладить, готовить, ухаживать... Не хочу! Может, потому что его не люблю? Да и не полюблю. Мое сердце тогда еще взбунтовалось, потом угомонилось и стало работать в спокойном уверенном темпе. Я в каждом мужчине вижу предателя. Поэтому увы, домашней феей мне уже не быть. Ну и хорошо. Всё должно быть в меру.»