Май - месяц перелетный

Оксана Нарейко
Все началось с козла, беспокойного и нервного. Он стоял перед небольшим продуктовым магазином, нетерпеливо поглядывал на двери и изредка протяжно орал, словно звал хозяина, который слишком тщательно выбирал молоко и совсем забыл о своем милом козлике.

"Как собака", - подумал Мишка и удивился. Козел в большом городе? Что он тут делает? Мишка, позабыв о времени и о бурчащем от голода животе, словно заправский шпион, спрятался за автобусную остановку (он и сам не понял, зачем он это делает) и с нетерпением, сравнимым с козлиным, стал ждать неизвестно кого или чего.

- Заждался меня, изволновался? Молодец, умница, хороший мой!

Хозяйкой козла оказалась хрупкая старушка в старой, потрепанной шляпке, теплом, неуместным в майском тепле, плаще и теплых же сапогах. Она погладила обрадованного козла по голове, угостила его булочкой и медленно побрела по улице, а козел, подстраиваясь под ее неспешный шаг, шел следом, мотал башкой и иногда противно орал, наверняка уже от радости.

Мишка хотел было пойти за ними, уж очень интересными были и козел, и старушка, но вдруг вспомнил, что его собственная бабушка (не такая старая, конечно, но тоже древняя, недавно ей исполнилось целых семьдесят лет!) уже наверняка волнуется и переживает за Мишку, который забыл телефон дома и никак не мог ей сообщить, что с ним ничего страшного не случилось, а задерживается он по очень уважительной причине - следит за таинственным козлом и его хозяйкой. Нет, бабушку нельзя расстраивать, у нее нервы и давление, и обед, Мишкин обед остывает, а бабушка волнуется и уже наверняка отправила дедушку на поиски внука.

Мишка тяжело вздохнул (вот так тайны и остаются неразгаданными!), посмотрел вслед козлу и старушке (почему-то ни один прохожий не остановился, не удивился и не воскликнул: "Ба! Да это же самый настоящий козел! Где это вы его держите? Уж не на балконе ли?") и поспешил домой, надеясь, что бабушка не разругается и не начнет допытываться, где хранится Мишкина совесть.

Бабушка дома! И дедушка тоже! Вот, где чудо! Мишкино сердечко радостно забилось часто-часто, и он вприпрыжку, как маленький, побежал домой.

Как же Мишка завидовал другу Стасику еще несколько месяцев назад! И было чему! Каждое утро бабушка Стасика приезжала в квартиру Стасиковых родителей, готовила завтрак, провожала всю семью на работу и в школу, а потом пекла пироги и булочки, варила борщ или суп, жарила котлеты, а в обед встречала голодного Стасика накрытым столом и, радуясь здоровому аппетиту внука, даже посуду не просила мыть. Стасик Мишку несколько раз приглашал на обед и Мишка, наевшись до отвала, тоскливо смотрел на бисквит в духовке и на ловкую, быструю бабушку, которая сновала по кухне, разговаривала сама с собой и ласково спрашивала, как Стасинька учился, что спрашивали и задали и каким кремом намазать бисквит, что Стасик желает? Позже бабушка готовила и ужин, а вечером ей вызывали такси, и она ехала к себе домой, в маленькую квартиру на окраине города.

- Везет же Стасику! - часто вздыхал Мишка. - Они там все такие счастливые!

- Особенно бабушка, - ехидно добавляла Мишкина мама.

Мамино ехидство было Мишке непонятно. Ведь бабушку никто не заставлял так жить, наверняка ей нравилось каждый день (за исключением праздников и выходных) вставать рано и ездить туда-сюда, чтобы варить вкусные супы.

- Жалко, что мои бабушки и дедушки далеко живут, - вздыхал Мишка, и вот с этим мама соглашалась и тоже грустнела.

Мамины родители жили не просто далеко, а в другой стране, и Мишка их видел один единственный раз в жизни, в тот год, когда пошел в первый класс.

- Почему, ну почему они к нам не приезжают? - ныл Мишка, не замечая, что мамины глаза начинают нехорошо блестеть, а щеки покрываются рваными, красными пятнами.

- Они болеют, им тяжело к нам ездить. Вот подрастешь немного, мы сами их навестим,- объясняла мама и не желала слушать Мишку, который утверждал, что он уже очень взрослый третьеклассник, который готов к любым приключениям и поездкам!

- Не все так просто, - снова вздыхала мама и умолкала. Мишка знал, что когда мама вот так молчит и часто дышит, ее лучше не трогать, чтобы потом папа не спрашивал, зачем Мишка снова расстроил маму. Чтобы мама взбодрилась и развеселилась, Мишка начинал спрашивать ее, когда они все поедут к папиным родителям и купила ли мама подарки бабушке и дедушке.

Папины родители - бабушка Женя и дедушка Слава - жили намного ближе, в маленьком южном городе. Если лететь на самолете - всего-то три часа - быстро и удобно, а если ехать на машине - почти два дня, если останавливаться на ночлег в гостинице. Долго, но интересно. Папины родители, несмотря на свою старость, были такими сильными и здоровыми, что каждую зиму нагружали свою тоже старую, но надежную машину банками с вареньем, с маринованными огурчиками и помидорами, сетками с луком и картошкой и ехали к Мишеньке в гости. А летом, когда огород требовал ежедневного пригляда и труда, папа, мама, Мишка и его старший брат Федя, покупали билеты на самолет и летели в тихий зной провинциального городка.

Это была самая счастливая часть лета, так думал Мишка. И, несмотря на мамины уговоры, папины легкие, но обидные подзатыльники и Федькины насмешки, он всегда устраивал истерику, когда подходил день отъезда. В такие моменты он чувствовал себя настолько несчастным, что никто и ничто не могло его утешить.

- Почему мы не можем жить все вместе? - рыдал Мишка и цепко, как клещ, держался за бабушкину руку. - Папа говорит, вы уже старые, вам скоро стакан воды надо будет подносить, - захлебывался слезами Мишка, а бабушка, пошмыгивая носом, спрашивала:

- Один стакан на двоих? Не мало? А если мы еще по кусочку торта запросим? Поднесете?

Мишка начинал рыдать еще громче, не понимая, как бабушка может быть настолько глупой и легкомысленной и шутить над самой святой вещью в жизни старого человека - стаканом воды.

То ли бабушка с дедушкой очень сильно тосковали по Мишке, Феде и их родителям, то ли осознали важность стакана воды, то ли поняли, что они уже действительно дряхлые и им вскоре потребуется помощь, но вдруг, абсолютно неожиданно, мама с папой сообщили Мишке самую прекрасную в мире новость: бабушка и дедушка переезжают к ним и пока они поживут все вместе.

- Потом, когда отремонтируют Федину квартиру, бабушка с дедушкой переселятся туда, но они все равно буду жить совсем близко, - объяснил папа счастливому Мишке.

Это был самый счастливый день во всей Мишкиной жизни. Он так родителям и сказал и тут же спросил:

- А Обжоркин и Полкан тоже приедут, правда? Они где жить будут? Можно в моей комнате? Можно? Пожааалуйста, - ныл Мишка уже представляя, как весело им всем будет.

- Нет, не приедут. Они там останутся, - неожиданно ответил отец, а Мишка умолк от изумления, - только не канючь и не рыдай, - тут же предупредил отец, - дедушка уже договорился с тетей Машей, она присмотрит за Обжоркиным и Полканом, сам знаешь, они и так на два дома жили.

Мишка не мог поверить своим ушам. Бабушка и дедушка едут одни? Как же так? Мишка хорошо помнил, как дедушка в шутку называл Обжоркина и Полкашу своими внуками, как заботился о них, возил к ветеринарному врачу и вовремя делал все прививки. Как дед - такой добрый и справедливый мог оставить своих "внуков" на тетю Машу - женщину, безусловно добрую, но...

Обжоркиным звали дедова козла. Когда-то, еще до Мишкиного рождения, жила у бабушки и дедушки коза Зорька, исправно рожала козлят и давала ценное, полезное молоко. Что с Зорькой потом случилось, дед не говорил, сказал, что на память о любимой козе, оставил он козленочка, который и вырос в веселого козла Обжоркина, прозванного так за неуемный аппетит и абсолютную неразборчивость. Козел жрал все подряд, а когда он попытался съесть толстый и, по мнению Обжоркина, очень питательный коврик, дед его даже начал величать очень уважительно - Обжорыч. Козел был упрям и своенравен и дед даже разок продавал его. Той самой соседке тете Маше, у которой жила коза Васька.

- Зачем вам козел? Толку с него одного никакого! Дед Слава, продай его мне. Еще козочку куплю, стадо разведу, а Обжоркин в нем предводителем будет! - так однажды сказала деду соседка. Дед подумал, посоветовался с бабой Женей и решил козла продать. Действительно, в коллективе и ему веселее будет, да и пользу принесет.

Обжоркина торжественно провели в соседский двор, и он даже подружился с козой Васькой, но ночью он затосковал по родному сараю и дедовым воплям "ах ты паразит, выплюнь немедленно!", поэтому снес калитку загончика, где дремала меланхоличная Васька, проломил забор и утром уже требовал у бабушки еду. Дед выругался и отвел козла к соседке. Обжоркину понравилась эта игра: ночью он вырывался на волю и шел домой, как он думал, а утром его вели в гости - поесть, выспаться и набраться сил, чтобы ночью...

Дед боролся с козлом целых две недели, потом плюнул и вернул соседке деньги. Но Обжоркину так понравилось общество Васьки, что он начал рваться обратно.

- Да что же это такое! - орал дед и чинил забор. Потом снова смирился, как и тетя Маша, и решили они, что козел будет общий, тем более, что их кобели Полкан и Тузик тоже жили на два дома.

- Эти подлецы Обжоркина и научили, - смеялась тетя Маша и, уворачиваясь от грязных лап, шла в дом за сухарями, которые Полкан и Тузик просто обожали.

Полкана и Тузика принес дед. Поехал он как-то на рынок и в "мясном" ряду увидел двух голодных, испуганных щенков.

- Чьи? - спросил дед, уже зная ответ.

- Подбросили сегодня. Надо? Бери! Тут им житья не будет, взрослые кобели порвут, - предсказуемо ответили продавцы.

Полкана дед оставил себе, а Тузика выпросила соседка, уж очень он ей глянулся. Братья (так подумал дед) разлучаться не желали, нарыли под заборами лазы и ходили друг к дружке в гости.

- Пусть их! Лишь бы огороды не топтали, - решили бабушка с дедушкой, а тетя Маша с ними согласилась. Она вообще была хорошей, доброй, всех животинок очень любила.

Когда зимой бабушка и дедушка уезжали на пару недель, Обжоркин и Полкан переселялись к тете Маше и спокойно ждали возвращения хозяев.

- Только это "хозяйство" бабушку с дедушкой и держали в той дыре, - почему-то разозлился папа, забыв, что в этой самой "дыре" он родился и вырос, - если бы не этот противный козел и гавкучий кобель, они бы уже давно приехали! - так сказал папа Мишке и предупредил, чтобы тот и не думал реветь. Но Мишка ушел в свою комнату и все-таки немножко поплакал. Поступки взрослых были ему решительно непонятны.

Когда дедушка с бабушкой приехали, когда они немного обжились и стали чувствовать себя уверенно в большом, незнакомом городе, Мишка случайно подслушал, как дед медленно, словно ему что-то мешает говорить, рассказывал маме об их отъезде:

- Предатели мы! Знаешь, когда слышал такие истории, как люди собак и кошек бросают, всегда кулаки сжимались. Думал, нет этому прощения и объяснения, ох, морду бы начистил этим сволочам! А теперь сам такой! Нет, не спорь! Предатель! Знаю, что они накормлены, что Машенька их любит, что не обижает, но я-то их бросил!

- Летом все вместе поедем туда, поживем месяц. Это не предательство, просто... - мама замялась, а дед издал непонятный звук. Словно крикнуть что-то хотел, но сдержался.

- Маша так и сказала, что вы как птицы перелетные туда-сюда скачете! Доживали бы свой век на родной земле!

- Здесь мы, здесь врачи, если что...

- Все знаю. Вы нам все уши прожужжали с этими врачами! Как будто бы мы в пустыне живем! - разозлился дед, и Мишка, испугавшись, что его отругают только потому, что он подвернулся под руку, не дослушал интересный разговор и сбежал в свою комнату.

Мишке казалось, что бабушке переезд дался легче. Первый месяц она только и делала, что убирала и готовила, хотя мама ей и говорила, что лучше бы бабушке отдохнуть и погулять с Мишкой, сходить в кафе и кино, а в конце месяца мама позвонит в специальную компанию, приедут специалисты и отмоют квартиру до блеска. Бабушка пугалась до обморока. Как это так? Пыль на шкафах увидит абсолютно посторонний человек? Позор какой! А денег сколько платить надо! Нет уж, лучше она сама все сделает! И бабушка крутилась с утра до вечера, а Мишка после уроков торопился домой, чтобы поскорее сесть за стол и съесть вкусный обед. Он и Стасика несколько раз в гости приглашал, хвастался бабушкиным рассольником и пирогом с капустой.

А вот дед заскучал. Сначала он каждый день ездил в Федькину (родители купили старшему сыну квартиру, но он уехал работать на север, а когда приезжал в отпуск, жил с родителями) квартиру, вернее, уже их с бабушкой квартиру и строго надзирал за ремонтом, придираясь к каждой мелочи, к каждому зря израсходованному гвоздю. Так продолжалось недели две, а потом папе позвонили рабочие и сказали: либо они, либо дед, потому как сил у них больше нет. Папа с дедушкой слегка поругались, даже кричали друг на друга, но папа взял верх, и дедушка на квартиру ездить перестал.

- Что мне тут делать? Может быть на работу устроиться? - недовольно бурчал дед, пытаясь найти себе хотя бы какое-то полезное дело.

- Какую работу, папа? Отдыхайте! Вы же на пенсии, - смеялась мама, не понимая, как можно устать от безделья, - мне бы хоть полгодика не работать! - завидовала мама дедушке.

А дед завидовал Мишкиным родителям и говорил, что сейчас от него пользы как от Обжоркина молока. Вспоминая козла и Полкашу, дед мрачнел и совсем падал духом.

"Как я не догадался!" - думал Мишка, спеша домой. - "Надо было проследить за той бабушкой! Узнать, где она живет, и отвести дедушку к ней в гости! Он бы погладил козлика и немного бы развеселился! Ничего, я расскажу все, как было, и мы вместе постараемся их найти!" - решил Мишка и уже предвкушал, как обрадуется дед и как они сразу же после обеда побегут искать загадочную старушку. Она так медленно ходит, такая старенькая и слабая, что, возможно, она до сих пор где-то отдыхает на лавочке, а козел рядом с ней. Прекрасный, превосходный план! Так подумал Мишка и очень удивился, когда все пошло совсем не так, как он придумал.

- Козел у магазина? - недоверчиво переспросил дедушка. Они с бабушкой переглянулись и, казалось, подумали одну и ту же мысль.

- Да, да, стоял так смирно, как собачонка! - радостно ответил Мишка, довольный, что его не ругали за опоздание.

- Как собачонка, - тихо повторил дедушка и быстро вышел из кухни.

- Мишенька, кушай, я сейчас, - велела бабушка Мишке и пошла за дедом.

"Наверное, пошли одеваться, чтобы идти козла искать", - довольно подумал Мишка и начал быстро глотать вкусный бабушкин рассольник, чтобы поскорее доесть и никого не задерживать.

Но, к его удивлению, бабушка с дедушкой не торопились выходить их комнаты, а когда Мишка попытался открыть дверь, сказали ему, чтобы он шел делать уроки и не мешал.

Мишка всерьез обиделся и думал даже в одиночестве пойти на поиски козла и его владелицы, чтобы потом вернуться победителем с адресом в руке, но неожиданно вкусный обед и усталость заманили его на диван, закрыли Мишкины глаза, и Мишка быстро и крепко заснул.

Разбудила его бабушка, строго повторила про уроки и добавила, что они с дедом очень заняты и чтобы Мишка справлялся сам.

- Чем вы так заняты? - спросил любопытный Мишка.

- Секрет! Узнаешь завтра утром! - ответила бабушка, но, как показали дальнейшие события, обманула Мишку, и он узнал все намного раньше, тем же вечером.

- Мы хотим вам кое-что сказать, - торжественно сказал дед за ужином.

Мишкин папа вздохнул и посмотрел на потолок, а дедушка усмехнулся.

- Сначала мы решили, что уедем неожиданно. Приходите вы с работы, а нас нет. Только записка на столе.

- Так романтично! - подхватила бабушка и улыбнулась ошарашенным Мишкиным родителям.

- Куда уедете? - наконец смогла спросить Мишкина мама.

- Домой! К себе. Наш переезд был ошибкой. Не перебивай! - дед строго посмотрел на Мишкиного папу. - Вы и сами это понимаете, просто не хотите нас выгонять. правда? - спросил дед.

Мишка ждал, что родители сейчас засмеются и скажут, что все это глупости, но они почему-то молчали, только покраснели сильно.

- Машенька, соседка, была права. Нечего на старости лет играть в перелетных птиц. Мы уезжаем завтра, и Мишеньку с собой возьмем, если вы не против.

- Но...

Мишке было уже безразлично, что там скажут родители, все равно дед их уговорит! Главное - он ехал в гости к бабушке и дедушке, ехал к Обжоркину и Полкану, ехал в южный зной, ехал есть клубнику и молодую картошку со сметаной, ехал, чтобы купаться в пруду и рыбачить самым ранним утром! Мишка заорал от счастья и побежал в комнату, чтобы позвонить Стасику. Пусть завидует!

Мишка долго говорил со Стасиком, еще не зная, что взрослые снова его обманут, что завтра он никуда не поедет.

А поедут они только через неделю, все вместе, на двух машинах. А Федя попозже прилетит на самолете. И это будет самое прекрасное лето за всю Мишкину жизнь!

©Оксана Нарейко