Несмертельное ранение

Надежда Берлева
- «…Утром 10 декабря 1943 года я получил серьёзное ранение. Спустя несколько часов меня доставили в госпиталь. Там товарищ Трофимов (врач) сказал, что я «нежилец», но всё же назначил операцию через полчаса (конечно, в тот момент я бредил, и поэтому сам ничего не могу вспомнить. Эту историю мне рассказала пухленькая медсестра Татьяна, у которой были длинные тёмные косы и зелёные глаза, после того как я пошёл на поправку). Оказалось, что я в тот день был ранен в живот, пуля же разорвалась, и поэтому врач Александр Иванович думал, что меня уже не спасти. Но он провёл мне удачную операцию, и поэтому я до сих пор жив. У меня есть любимая жена Александра, двое детей - Михаил и Дмитрий и четыре внучки…», - говорил твой прадедушка 25 лет назад, когда у него брали интервью для газеты «Щёкинский Вестник».

- Мам, а это он на фотографии?

- Да, доченька.

- Можешь ещё что-то о нём рассказать, мне так интересно.

- Вот посмотри на эту фотографию. Тогда твоему прадедушке - Льву Семёновичу Комарову - летом исполнилось только 17 лет. Она, как раз, была сделана в военкомате, и после этого он отправился на фронт.

- Мама, прости, что перебиваю тебя, но ты подробней расскажи, где и когда он родился и так далее.

- Родился он в нашем городе Щёкино 26 июня 1926 года, когда началась война ему было 15 лет. Его отец и братья ушли воевать в 41-ом году, а он остался помогать матери. Но спустя 2 года он твёрдо решил, что должен идти на фронт, и поэтому приписал себе в военкомате 1 год…

- Смотри, каким он был красивым, лицо овальное, короткие тёмные волосы и глаза, наверное, зелёные.

- А тут ты не угадала, у него они были карие. Слушай дальше. Его зачислили в 138-ую стрелковую дивизию. Он был водителем военной машины, затем бронепоезда, но в декабре 43-го года дедушка Лёва получил ранение, о котором я тебе уже рассказывала. В госпитале он лежал около двух месяцев. И уже весной 1944 года скрыл ото всех, что был серьёзно ранен и стал служить в 38-ой армии рядовым. В одном из боёв уже на Западе он заметил штаб противника и сообщил об этом своему командиру. От него же Лев Семёнович получил задние: уничтожить фашистов во что бы то ни стало. Он с другими солдатами пополз к тому месту и выполнили задание. Об этом дед не любил рассказывать, но из документов мне известно, что он был награждён Орденом Отечественной войны 2-ой степени, и вскоре ему дали звание сержант.

- Мам, а дедушка дошёл до Берлина?
 
- Нет, Машенька. 9 мая 1945 года он был в Праге и ещё несколько дней там воевал. Насколько мне известно, его дивизия искала в городе гитлеровцев, которые не успели убежать. Это всё, что мне известно о боевом пути нашего дедушки.

- А это фотография, где была сделана?

- Там сзади должно быть подписано, посмотри.
«Собираемся на Родину! Город Прага, 12 мая 1945 год», - наверное, это дедушка написал. А после того, как он вернулся домой, что было? Он пошёл учиться или работать?

- Нет, его почти сразу призвали служить в армию. И Лев Семёнович ещё несколько лет не был дома. Мне он объяснил из-за чего был призван. Не догадываешься почему?

- Может, начиналась новая война?

- Ну нет же. Это было из-за того, что он сначала приписал себе один год, затем скрывал, что был серьёзно ранен. И данные каждый раз были о нём разные. Из-за этих неточностей наш дедушка и пошёл опять служить.

- Я этого не понимаю. В 17 лет он мог остаться дома, а через год и пошёл бы воевать.

- Неделю назад ты мне рассказывала, что вы в школе писали сочинение про патриотизм. И в самом начале у тебя был тезис: патриотизм- это любовь к Родине или что-то большее? Наверное, в это понятие входит многое, например, любовь к родным людям, природе, стране. Наш же дедушка не мог оставаться дома, он знал, что будет полезен на фронте. Тем более на войне были отец и братья, и он хотел тоже бороться с фашизмом. Так что если вы будете ещё писать сочинение про патриотизм, то в пример можешь привести боевой путь деда.

- Хорошо. А что случилось с отцом и братьями?

- Одного брата убили, все же остальные вернулись домой (отец и два молодых парня). О их дальнейшей судьбе мне известно мало, мы с ними почти не общались. Наверное, что-то произошло между ними, и мне об этом не рассказали.

- Мам, смотри, на другой странице есть продолжение интервью. Так интересно, давай я вслух прочитаю.

- Да, давай!

- «…То ранение, хоть и было «несмертельным», но оно оставило огромный след в моей душе. Сейчас я уже не могу представить, чтобы так жестоко обращались с людьми. Война - это бесчеловечность во всех смыслах этого слова. Но если нужно будет защищать нашу Родину вновь, то я готов буду это сделать снова. Ну по крайней мере пока стою на ногах…»