Ч. 2 Корабли называли и в честь лейтенантов

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://proza.ru/2023/05/29/1075

Эсминец «Джонстон" заложили 6 мая 1942 года и спустили на воду 25 марта 1943 года. Крёстной мамой, которая разбила бутылку шампанского о борт корабля, была Мари С. Клингер, внучатая племянница лейтенанта Джона Джонстона, именем которого назвали эсминец.

27 октября 1943 года командование кораблём принял лейтенант-коммандер Эрнест Э. Эванс. Затем эсминец оснащали на военно-морской верфи в Пьюджет-Саунд,  потом он вышел в плавание в Сан-Диего, где экипаж тренировался в море совместно с другими кораблями Тихоокеанского флота США.

С 30 января 1944 года эсминец участвовал в боях у атолла Вотье, атолла Кваджалейн и острова Рой-Намур, прикрывая вместе с другими эсминцами крейсеры и линкор «Мэриленд».

В феврале 1944 года «Джонстон» участвовал в конвое транспортных судов к островам Эллис. После этого оказывал огневую поддержку десантникам в боевых действиях у атолла Эниветок, прикрывал крейсеры во время обстрела и бомбардировки острова Энгеби, поддерживал огнём своей артиллерии десанты, патрулировал в поисках подводных лодок.

Перечислять операции, в которых участвовал эсминец «Джонстон», можно долго, но я не буду утомлять этим читателя.

В июле 1944 года американцы приняли решение о проведении Филиппинской десантной операции. Ей присвоили кодовое имя «Кинг-2». О масштабах этой операции можно судить по силам, которые были в неё привлечены.

Сухопутные войска –  6-я армия под командованием генерала Вальтера Крюгера численностью 200 тысяч человек. Генерал Вальтер Крюгер был по национальности немцем. Интересно, что у него был полный тёзка в гитлеровской армии - генерал СС Вальтер Крюгер.

Но это обстоятельство не помешало американскому генералу командовать войсками в войне с Германией и Японией и стать четырёхзвёздным генералом. Невольно сравниваешь его судьбу с судьбой российских немцев.
 
Военно-морские силы, участвовавшие в операции, состояли из 7-го флота, которым командовал вице-адмирал Томас Кинкейд (735 кораблей, в числе которых 6 линкоров, 5 тяжёлых и 6 лёгких крейсеров, 18 эскортных авианосцев),
 
и 3-го флота под командованием вице-адмирала Уильяма Холси (150 кораблей, в состав которых входили 12 новейших авианосцев, 6 новейших быстроходных линкоров, 4 тяжёлых и 7 лёгких крейсеров. 3 крейсера ПВО и 58 эсминцев). Кроме того, для операции выделили 70 подводных лодок.

Японская разведка не дремала, поэтому японцы знали о предстоящем десанте и готовились к его отражению. Японская 14-я армия под командованием генерал-лейтенанта Сигэнори Курода насчитывала 260 тысяч человек, а военно-морские силы состояли из трёх групп кораблей –

Северная (командующий вице-адмирал Дзисабуро Одзава) в составе 4 авианосцев, 2 линкоров, 3 лёгких крейсеров и 10 эсминцев,

Центральная (командующий вице-адмирал Такэо Курита) в составе 5 линкоров, 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсеров и 15 эсминцев, Южная (командующий вице-адмирал Сёдзи Нисимура)    в составе 2 линкоров, тяжёлого крейсера и 4 эсминцев.

Южную группу должен был усилить отряд вице-адмирала Киёхидэ Сима в составе 2 тяжёлых, одного лёгкого крейсера и 4 эсминцев. Береговая авиация насчитывала около 600 самолётов.

Для сравнения, советский Тихоокеанский флот в августе 1945 года насчитывал всего лишь 2 лёгких крейсера, одного лидера эскадренных миноносцев, 10 эсминцев и 2 миноносца.  В Цусимском сражении российские надводные силы были более многочисленными.

Операция началась 6 октября 1944 года рейдом авианосного соединения 3-го флота. Авианосная авиация бомбила аэродромы японцев на островах Окинава, Тайвань и Лусон. Корабли 7-го флота с 11 по 14 октября вышли из своих баз на Новой Гвинее и острове Манус.

На рассвете 20 октября американские войска стали высаживаться на острове Лейте. Весь район высадки был надёжно прикрыт мощным американским флотом. До высадки десанта американцы тщательно изучали погодные условия в этом районе.

Считалось, что самым важным погодным фактором на этапе высадки десанта является состояние моря и прибоя на высадочных пляжах.

При подготовке десанта американцы учитывали малейшие детали. Когда я читал рассекреченный отчёт «Аэрология и амфибийная война. Высадка десанта на остров Лейте. Начальник военно-морских операций.  Отдел аэрологии. Вашингтон, округ Колумбия. Декабрь 1944 года» и сравнивал с тем, как велась подготовка к десанту, в котором участвовал мой отец, становилось горько.
 
Мало того, что у нас не было техники для высадки десанта - ни специальных кораблей, ни амфибийных сил, но совершенно откровенно жертвовали людьми, зная, что погода не позволяла производить высадку десанта.

Недавно прочитал у глубокоуважаемого мною автора, что фашистскую армию удалось победить благодаря тому, что в Советском Союзе во время войны появились более высокие технологии. Это глубокое заблуждение.

Победить удалось только благодаря невероятным жертвам и помощи союзников.

Продолжение следует

На фотографии: Мари Клингер разбивает бутылку шампанского о борт эсминца "Джонстон"