Буран

Людмила Берзиня
                Надо любить жизнь больше,
                чем смысл жизни.
                Ф.М.Достоевский


   Каждую весну одно и то же в этой семье - побелка и покраска всего и вся.
  - Лиза! Иди сюда - добели эту стенку! Не могу больше - колени крутит. Опять ветер будет сильный.
- Сейчас,мам! Окно домою... - и Лиза поспешила закончить с помывкой окна в комнате."Что-то часто стала мать на колени жаловаться.Говорит,что отморозила в молодости,а как - не рассказывает. Надо бы порасспросить ещё раз - интересно же - что с ней такое произошло"...
   Мать приложила компресс с травяными мазями собственного изготовления к коленям и прилегла на диван. Елизавета закончила побелку кухни,навела порядок в ней и присоединилась к матери,уютно устроившись у неё в ногах. Помолчали...
- Мама, расскажи про случай зимой в степи,а?
- Ой,дочка,столько времени прошло,а вспоминать до сих пор тяжело - не для моих потрёпанных нервов такие воспоминания.Вас пятерых пока подняла - едва не надорвалась. Да и отец ваш - форменный артист - кроме игры ничего за душой...
  И мать рассказала удивительную историю,произошедшую с ней во время войны,когда ей было всего четырнадцать лет...

                -------------------

    - Мне надо было ехать зимой в город - к твоей бабушке,моей маме - отвезти ей продукты. Она работала там. А в селе было всё-таки полегче с хлебом.Набрала я в котомку сухарей,надела ватник до колен,валенки - они у нас в Сибири пимами назывались,и пуховую шаль собственной вязки на голову. До станции на попутной подводе добралась,а там села в вагон проходящего поезда,который должен был до города довезти - мимо не проехал бы.Да вот беда - сошла с поезда раньше времени и очутилась на каком-то пустынном разъезде.Нет,чтобы следующего поезда подождать - решила пойти пешком. Да и заблудилась,отклонившись от путей...
   А уже смеркалось.Пошла,куда глаза глядят - до жилья какого-никакого,думаю,дойду. Шла по голимой степи - ни души!А уже темнеть начало и ветер поднялся. Да со снегом... Метель в степи бураном зовут... - Мать немного помолчала,потом продолжила:
- Хоть мне и было всего четырнадцать лет тогда,давали все шестнадцать - была рослой и сильной девчонкой.Бурана не испугалась - шагала и шагала сквозь пургу,пока сил хватало идти, надеялась - вот-вот появится село или строение какое-нибудь.А когда ни зги не видно стало - забеспокоилась.Но всё же двигалась сквозь завихрения и завывания,сама не знала,куда...
   Стало совсем темно.Удивительно,но в темноте снег виден,как будто освещен неизвестно чем и кем,наверное,звздами и луной,хотя неба вообще не было видно...

                --------------------

- Я почувствовала,что стала терять силы - идти стало настолько трудно,что каждый шаг давался тяжело, с натугой. Но я всё-таки продолжала время от времени вглядываться в даль,сквозь пургу - туда,где по моим ощущениям был горизонт.Хотя в этой снежной круговерти верх за низ вполне воспринимался.Стали мёрзнуть колени - единственное открытое всем ветрам и морозам место моего тела - всё остальное было надёжно защищено. Но колени...
   Всё чаще стала останавливаться,чтобы отдышаться и еще раз вглядеться в снежную темноту. И увидела,наконец,его - слабый огонёк,то и дело пропадающий. Тотчас сил как будто бы прибавилось и я устремилась к спасительному свету.Но энергия была уже потрачена на пройденный путь и сил на преодоление расстояния до огонька не осталось. Я упала. Полежав с минуту - поползла... 
  Помолчав немного,будто вспоминая себя в заснеженной степи,мать продолжила:
- Когда ползла,тоже останавливалась для передышки. И в одной из таких остановок мне стало вдруг так хорошо,так тепло и уютно в этом снегу,в этой бескрайней белой степи - она представилась мне мягкой теплой постелью и я с наслаждением погрузилась в сон.
  Вывел меня из сна пёс,лизавший моё замёрзшее лицо и поскуливающий,наверное - от жалости ко мне, и твёрдый мужской голос:
- Матрос! Фу! Домой!...