Черемухи белый цвет...

Влад Лесной
Друзья!

 Сейчас в  Нефтеюганске пышно цветет черемуха! Вчера, в  мелкий дождик, ходил снимать еёё душистые кисти.На  нашем Севере они не так ароматны, как в средней полосе России.Вот лирический этюд из моей книги "Песнь и плач Матери-Земли!":

... В непролазных черемуховых зарослях по берегам лесных речек и озер в щедрую светом и солнцем пору начала лета от зари до зари щелкают, раскатываются неутомимые соловьи.
Я люблю проводить у воды эти прекрасные, полные очарования и поэзии вечера! Душистые, ароматические волны накатываются от цветущей черемухи, весело журчит на перекатах серебристая речная струя, а поплавок удочки дремлет на черном зеркале тихой заводи.
В кустах медовых соцветий черемух настоящий пир: вьются разные мушки, подают басовитый голос шмели, пляшут в воздухе бабочки, невидимо трепеща крылышками, зависла над жемчужно-белыми лепестками желто полосатая оса.
Освещенные закатом солнца хороши черемуховые кусты. Они будоражат твою память...
... Помню детство. Вслед за пришедшей запоздалой весной счастливейшие рыбалки. Гудение рыжих тощих комаров, туго натянутую и косо уходящую в черно-зеркальную воду лесу, а над водой белый туман черемухового цветения. Маленькая речка детства, сколько поэзии, сколько прекрасных чувств подарила ты!... И как мне теперь не хватает слов и образов, чтобы выразить необъяснимое это твое очарование!...
Домой я приносил зеленовато-красных окуней, а с ними вынимал из сумки чудодейственный эликсир здоровья: свежий запах речной глубины, дым костра и горькие вянущие ветки черемухи.
Помню юность. Тяжелую армейскую машину, длительные командировки по отдаленным воинским подразделениям. Мы проезжали пыльными проселками мимо сел, деревень и деревушек, и ветер доносил до нас до боли знакомый дух русских селений — запах хлеба, смолистого дерева, земли. И еще к нему примешивался густой, как мед, аромат цветущей черемухи. Черемуха цвела на задворках и на улицах, в огородах и палисадниках. Белая кипень ее цветов была похожа на взбитые хлопья пены, окутавшие этот зеленый мир. Мы въезжали в черемуховое цветение, как в необыкновенный молочный туман, и нам, оглохшим в машинном реве, все казалось сказкой. Так и осталось в памяти незабываемое колыхание ароматических волн...
И сейчас, в пору зрелости, я не могу заглушить в себе страстный зов души в чудесную пору обновления земли. И скорее спешу туда, где звонко поет речная струя и склоненные над зеркалом воды черемуховые кусты щедро сыплют лепестками. Черемуха, черемуха... Никогда мне не забыть твой белый туман.
...Други!
Уже мне 80! А душа поёт и радуется при виде наших цветущих на церковном холме северных черемух. Быстро опадает их цвет. Ждать следующего цветения целый год.
А долгой зимой я слушаю песни о черемухе, в том числе в исполнении любимой Людмилы Сенчиной.
Вл.Назаров
********************
1.Черемуха

Чере-чере-черёмуха!
Чего, чего тебе вздыхать?
Не где хотела выросла,
Взошла, где птица вытрясла.
И все мое имение -
Родник между кореньями
Да коршуну не видное
Гнездовье соловьиное.
Из года в год соловушки
Летят во все сторонушки,
А я с землёю связана,
На век к земле привязана.
Цвету не ало-розово,
Цвету бела-морозово.
И ягода не лакома,
Понравится не всякому,
На половину мягкая,
На половину твёрдая,
На половину сладкая,
А на другую горькая,
А на другую горькая.
Чере-чере-черёмуха!
Чего, чего тебе вздыхать?
Черёмуха...

Автор музыки: Вячеслав Ветров
Автор стихов: Ольга Фокина
Год первого исполнения Валентиной Толкуновой: 1982.
Затем песню  не раз исполняла Людмила  Сенчина.
*******************
2.Черёмуха
...Мне пять лет. Я живу в Дубраве. Кто не знает, что такое Дубрава?! Это такое место в нашем городе, в Соликамске, где красивый-красивый лес, большой и совсем не страшный. В этом лесу много земляники и малины, грибы тоже кой-какие растут, но я ведь только мухоморы знаю, а их никак нельзя кушать. Вот и гуляем без грибов.
Мы часто, каждый даже день, ходим в лес «дышать воздухом». Так мама говорит. И мы с папой её слушаемся и изо всех сил дышим! Я знаю колокольчики вдоль асфальтовой дорожки, знаю «часики» и «кашку». Люблю собирать шишки — они такие толстые, важные, коричневые! Приношу их домой и играю. Лесные человечки у меня такие. А зимой как здорово смотреть на снег, который летит под фонарём! Фонаря всего два на весь лес, я их уже посчитала давно. Как блестят и кружатся малютки-снежинки! Но видеть это можно только когда вообще темно вокруг, поэтому — нечасто. Кто ж пойдёт по темноте в лес! Я-то понимаю.
А ещё я живу во дворе. В пятиэтажном доме. Этажей пять, а подъездов четыре. Я всё-всё сосчитала! Ух, какая зима на улице! Мы с мамой вышли гулять. Вечер, потому что темно. Горит фонарь. Я катаюсь с горки! У меня есть красные салазки, они та-а-кие скользкие! Так здорово в них сесть и ка-а-а-ак пока-а-а-атиться вниз!!! Снова и снова я качусь вниз и поднимаюсь наверх, чтоб опять с визгом скатиться с горы.
Мальчишка, видать, не из нашего двора, тоже забирается на мою горку. Я хмурюсь. Вот ещё! Делить свою горку с каким-то чужим мальчиком! Фи! Я высовываю язык. Мальчик громко хохочет. Ладно уж, катайся. Я добрая.
А мне что-то не хочется больше кататься. Разонравилось. Пойду-ка лучше к черёмухе (она тоже моя), мне ещё надо домик устроить. Я буду там жить. Черёмуха моя похожа на пещеру, выросла так, что в ней появилось углубление. Переплетённые ветви и ствол — потолок и стены домика. Черёмуха меня выше в миллион тысяч раз! Я в ней долго-предолго проживу!
Мальчишка странный такой! Я ушла с горки, и он тоже не стал кататься. Вот стоит теперь перед моим домиком, наверное, в гости хочет. Нет, сюда я его точно не пущу. Пусть сам себе жилище строит!
Видимо, что-то такое я говорю ему вслух, потому что мальчик начинает копать пещеру в сугробе. Ух ты, как у него хорошо получается! Я вылезаю из своего домика и иду к нему. Смотрю, смотрю, и тоже принимаюсь за дело. Мы долго копаем пещеры, а после даже лежим на боку — каждый в своей — и смотрим сперва друг на друга, а потом — в страшно высокое небо. На нём — миллиарды миллионов звёздочек, горят, мигают нам. Мне становится жутко. И голова кружится. Я встаю и иду к маме. «Пошли домой?»
... Мне шесть. Зачем-то на улице идёт дождь. Я бегала, гуляла, а он вот пошёл! Спряталась под крышу подъезда, она длинная, хорошо меня закрывает. На плитках
возле деревянной двери сухо. Вдруг из кустов под окнами первого этажа ко мне прыгает кошка! Совершенно непонятная кошка! Она полосатая, ну, то есть в ней есть чёрный, рыжий, белый, серый, даже зелёный какой-то цвет! А полоски на спине и лапках. Я вижу её глаза, я в них гляжу. У меня на шее вязаный шарфик, красные и синие широкие полосы. Я снимаю его и повязываю кошке. Грейся! Холодно тебе, ты же маленькая. Мне-то что, я уже большая. Я не замёрзну.
Едва зайдя домой, я сразу готовлю домик для кошки. Ну конечно, чего там, я заберу её к себе! У нас стоят два шкафа. нет, серванта, я знаю, они называются серванты. Они не рядом стоят, между ними ещё место есть. Можно постелить одеялко, положить мягкую игрушку. Для меня узко, а для кошки — в самый раз. Эх, вот росла бы у меня дома черёмуха, там бы я кошку и поселила!..
... Мне лет тринадцать-четырнадцать. Я частенько теперь грущу. По дороге из школы медленно шагаю по лесу. В нём легко дышится. Лес понимает меня, мою печаль и тревоги. Мне нравится, как пахнет в лесу после дождя. Так уютно!
Черёмуха в нашем дворе привечает всех, а меня позабыла. На неё вскарабкиваются дети, которых я ещё совсем недавно видела важно сидящими в колясках. Как быстро летит время! Вот и моя юность началась!.. Ах! Я бы полетела белой чайкой. нет, нет. я бы хотела стать такой же милой, чарующей, как аромат черёмухи во дворе! Кажется, только раз и видела, какие цветы раскрывает это деревце. Они маленькие и белые. Очень нежные, хрупкие. И так восхитительно пахнут! Я так хочу, чтобы меня любили!.. Что-то готовит мне будущее?..
...Мне восемнадцать. И просто некогда. Ну совсем ни на что нет времени! Я поступила в институт, и как же обожаю учёбу! Сессии, экзамены, практика! Класс! Я взрослый занятой человек. И стипендию получаю повышенную! Горжусь тем, что мои доходы сейчас превышают мамину зарплату нянечки. Ну разве не здорово: я, считай, «тружусь» и напрягаюсь только раз в полгода — и всего неделю, — а мама каждый день, с 8 до 16. Система. Но я смогу всё изменить! Выучусь, буду работать!..
... Мне двадцать восемь.
А где моя черёмуха???
Я вернулась в город своего детства, в маленький Соликамск. Вот пятиэтажный дом, в котором я прожила почти всю жизнь. Вот двор — совсем новый: деревянные красивые качели, разные турники и снаряды для детей. Да, баскетбольные кольца так и не сделали, столбы стоят пустые. Зато поставили лавочки. И двери подъездов покрашены. Теперь они все железные, наглухо закрытые, с домофонами. Но нет моего деревца. Где оно?..
Оно давно стало старым. А теперь уж, верно, его и нет. Я знаю, что в мире есть печаль. И она ко всем — ко всем без разбора — приходит.
Моё отважное доброе деревце! Когда-то, торопясь после лекций на вкусный мамин обед, я видела, что подросшие дворовые ребята ожесточённо ломают тебя. Но я так торопилась! И пробегала, в душе возмущаясь их чёрствостью. А ведь когда-то я выносила из дому красивые яркие ленточки и повязывала на твои длинные изящные ветки!..
Выгуливая собаку, я замечала пенёк на твоём месте. И сухонькие палки торчком из земли. Мой пёс оставлял на этом пеньке свежие новости о себе, и мы с ним шли дальше — по улицам города или в лес.
В лесу спокойно, тихо. Я бросаю палку своей собаке, а она от восторга аж подпрыгивает над землёй, летя за апортом! Или шишку покажу своему хвостатому другу — подойдёт, посмотрит, оценит.
Я часто одна гуляю по лесным тропинкам. Наушники и мечты. Ведь ещё всё впереди, правда?..
Как сказочен лес зимой! Эти снежные шапки, эти ветви, будто покрытые белым пирожным, розово-голубое небо, шёпот рассвета, дрожащая морозная тишина, снегири на гроздьях рябины — ведь всё как на картинках ещё не виданных, вожделенных других
городов! Здесь, рядом, только подними голову — чудесная скромная красота ожидает немного внимания. Волшебство на расстоянии шага, а мы покупаем билеты в неизвестность и жаждем совершать открытия...
Руки мёрзнут, но я делаю снимки. Как же прожить на Урале и не увидеть этого мира?
Любимый мой город, моё солнечное детство, моя черёмуха и мой, только мой лес! Не потерять бы тебя, не разучиться смотреть детскими глазами, не забыть твоих песен и сказок! К тебе всегда ведёт тропинка — тонкая, как в чаще лесной, нехоженая, потому что только мне известна, негромкая — чтоб не помешать искать другие дороги, и. .вечная — потому что через сердце.
http://pishivstol.ru/about/
******************
3.Цитаты из русской классики со словом «черёмуха»

— Почесть что каждый год, что вот я ни живу; бог знает, отчего это! Кто говорит, что пахать начнут, пласт поднимут, так земля из себя холод даст, а кто и на черемуху приходит: что как черемуха цветет, так от нее сиверко делается... Бог знает, как и сказать.
Писемский А Ф., Плотничья артель. 1855
«Ежели вы можете сохранить секрет, то сегодня после одиннадцати часов подойдите к монастырскому забору, где черёмуха, вам скажут его, очень важное».
Горький Максим, Жизнь Матвея Кожемякина, 1911
По всему двору разливалось благоуханье цветущих сиреней и черемух, которые, нависши отовсюду из саду в двор через миловидную березовую ограду, кругом его обходившую, казалися цветущею цепью или бисерным ожерельем, его короновавшим.
Гоголь Н. В., Мёртвые души, 1835
Лаптев вспомнил, что эта черемуха во времена его детства была такою же корявой и такого же роста и нисколько не изменилась с тех пор.
Чехов А. П„ Три года, 1895
«Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно», подумал он, оглядываясь по сторонам. «И то зелено всё уже... как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает... А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб».
Толстой Л. Н„ Война и мир. Том второй. 1873
В нижнем течении река разбивается на протоки попарно, образуя острова, покрытые лесом. В верховьях ее растут лиственницы, ель и пихта, в среднем течении встречается кедр, а внизу по долине растут хорошие смешанные леса, состоящие из ясеня, ильма, тополя, осокоря, ольхи, черемухи, сирени, бересклета, липы и тонкоствольного тальника.
Арсеньев В. К, Дереу Узала, 1923
День был ветреный, за окном тряслась и шумела черёмуха, на стёклах трепетали тени, Пётр увидел их прыжки, услыхал шорох и, обезумев, крикнул...
Горький Максим, Дело Артамоновых, 1925
Эта прелестная улица отчасти заменяла сад, так как по обе стороны ее росли тополи, которые благоухали, особенно после дождя, и из-за заборов и палисадников нависали акации, высокие кусты сирени, черемуха, яблони.
Чехов А П„ Моя жизнь. 1896
За ним душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клен, в тени которого разостлан для отдыха ковер; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками сушеных груш и яблок и проветривающимися коврами; воз с дынями, стоящий возле амбара; отпряженный вол, лениво лежащий возле него, — все это для меня имеет неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не вижу их и что нам мило все то, с чем мы в разлуке.
Гоголь Н. В., Старосветские помещики, 1835
Уремы бывают различны: по большим рекам и Рекам средней величины, берега которых всегда песчаны, урема состоит предпочтительно из вяза, осокоря, ракиты или ветлы и изредка из дуба, достигающих огромного роста и объема; черемуха, рябина, орешник и крупный шиповник почти всегда им сопутствуют, разливая кругом во время весеннего цветения сильный ароматический запах.
Аксаков С. Т, Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. 1852
Впрочем, незваные гости ушли в огород, где у попа была устроена под черемухами беседка, и там расположились сами по себе. Ермилыч выкрал у зазевавшейся стряпухи самовар и сам поставил его.
Мамин-Сибиряк Д. Н., Хлеб, 1895
Он быстро вскочил, оделся и по росистым дорожкам сада побежал к старой мельнице. Вода журчала, как вчера, и так же шептались кусты черемухи, только вчера было темно, а теперь стояло яркое солнечное утро. И никогда еще он не «чувствовал» света так ясно. Казалось, вместе с душистою сыростью, с ощущением утренней свежести в него проникли эти смеющиеся лучи веселого дня, щекотавшие его нервы.
Короленко В. Г., Слепой музыкант, 1886
Дело объяснилось следующим образом: двенадцатилетняя крестьянская девочка ушла тихонько с фабрики ранее срока и побежала с бураком за черемухой, которая росла по речке; она взлезла за ягодами на дерево и, увидев барина с ружьем, испугалась, села на толстый сучок и так плотно прижалась к стволу высокой черемухи, что даже витютины ее не заметили и сели на ольху, которая росла почти рядом с черемухой, несколько впереди.
Аксаков С. Т, Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах, 1855
Но до чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда пучок на березах лопается, когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков, когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми сон, лилового, голубого, желтоватого и белого цвета, когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором, рассыпаясь в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движенье, на земле шум, в воздухе трепет, когда и луч солнца дрожит, пробиваясь сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал...
Аксаков С. Т, Детские годы Багрова-внука, 1856
Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки, бегу к кустам и, несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом.
Толстой Л. Н„ Отрочество, 1854
В доказательство же, что одной тени и влажности недостаточно для произведения грибов, можно указать на некоторые породы дерев, как, например, на ольху, осокорь, тополь, черемуху и проч., под которыми и около которых настоящие грибы не родятся.
Аксаков С. Т, Замечания и наблюдения охотника брать грибы. 1856
Ветер замер, ни один лист, ни одна травка не шевелилась, запах сирени и черемухи так сильно, как будто весь воздух цвел, стоял в саду и на террасе и наплывами то вдруг ослабевал, то усиливался, так что хотелось закрыть глаза и ничего не видеть, не слышать, кроме этого сладкого запаха.
Толстой Л. Н„ Семейное счастие. 1859
Иль помириться их заставить, Дабы позавтракать втроем, И после тайно обесславить Веселой шуткою, враньем. Sei alia temporal Удалость (Как сон любви, другая шалость) Проходит с юностью живой. Как я сказал, Зарецкий мой,
Под сень черемух и акаций От бурь укрывшись наконец, Живет, как истинный мудрец, Капусту садит, как Гораций, Разводит уток и гусей И учит азбуке детей.
Пушкин А. С., Евгений Онегин, 1832
С кудрей черемухи теплый ветерок далеко разносил благоухание.
Лажечников И. И., Последний Новик. Том 1, 1833
Наступила ранняя и в то же время роскошная весна; взломала и пронесла свои льды и разлила свои воды, верст на семь в ширину, река Белая! Весь разлив виден был как на ладонке, из окон домика Голубиной Слободки; расцвел плодовитый сад у Багровых, и запах черемух и яблонь напоил воздух благовонием; сад сделался гостиной хозяев, и благодатное тепло еще более укрепило силы Софьи Николавны.
Аксаков С. Т„ Семейная хроника, 1856
— Н-да-а?.. — вопросительно протянул Гаврила. — Кабы мне так-то вот! — вздохнул он, сразу вспомнив деревню, убогое хозяйство, свою мать и все то далекое, родное, ради чего он ходил на работу, ради чего так измучился в эту ночь. Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз, к речке, скрытой в роще берез, ветел, рябин, черемухи... — Эх, важно бы!.. — грустно вздохнул он.
Горький Максим, Чел каш, 1894
Я выбрал местечко в тени пушистой черемухи и с наслаждением растянулся на зеленой высокой траве, которая встала вокруг меня живой стеной.
Мамин-Сибиряк Д Н„ Золотуха, 1883
Из кустарников здесь черемуха, ивняк, шиповник, боярышник...
Чехов А. П„ Остров Сахалин, 1895
Темная зелень хвои сливалась в необыкновенную гармонию с искрившейся белизной снежных покровов, создавая неувядавшую гармонию красок и тонов, особенно рядом с мертвыми остовами осин, берез и черемух, которые так жалко таращили свои набухавшие голые ветви.
Мамин-Сибиряк Д Н„ Дикое счастье, 1884
Итак, я сидел за своей работой. В раскрытое окно так и дышало летним зноем. Пепко проводил эти часы в «Розе», где проходил курс бильярдной игры или гулял в тени акаций и черемух с Мелюдэ. Где-то сонно жужжала муха, где-то слышалась ленивая перебранка наших милых хозяев, в окно летела пыль с шоссе.
Мамин-Сибиряк Д Н„ Черты из жизни Пепко, 1894
Весной они затканы цветом черемухи и яблонь.
Лажечников И, И., Беленькие, чёрненькие и серенькие, 1856
Он вышел из дому. Теплый весенний воздух с нежной лаской гладил его щеки. Земля, недавно обсохшая после дождя, подавалась под ногами с приятной упругостью. Из-за заборов густо и низко свешивались на улицу белые шапки черемухи и лиловые — сирени. Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, как будто бы он собирался летать. Оглянувшись кругом и видя, что на улице никого нет, он вынул из кармана Шурочкино письмо, перечитал его и крепко прижался губами к ее подписи.
Куприн А. И., Поединок, 1905
Охриплый дикой смех перервал слова Рославлева. Густые ветви черемухи разодвинулись, из-за мраморной урны выглянуло худое, отвратительное лицо Федоры, и громкой хохот ее раздался по всему лесу.
Загоскин М. Н„ Рославлев, или Русские в 1812 году, 1831
— Все мы грешные люди, — повторял с грустью Полуект Степаныч, качая своею седою головою. — А на каждом грехов, как на черемухе цвету...
Мамин-Сибиряк Д. Н„ Охонины брови, 1892
На дворе виднелось длинное бревенчатое здание с стеклянной крышей, — не то оранжерея, не то фотография или театр; тенистый садик из лип, черемух, акаций и сиреней выходил прямо кУзловке, где мелькали и «китайские беседки в русском вкусе», и цветочные клумбы, и зеркальный шар, и даже небольшой фонтан с русалкой из белого мрамора.
Мамин-Сибиряк Д.Н.,Приваловские миллионы, 1883
Черёмухи ветви душистые гнут,
Все дикие яблони в цвете;
Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
«Жить любо на Божием свете...
Толстой А. К., Канут («Две вести ко князю Кануту пришли...»), 1872
Леса по реке Кулумбе такие же, как и в верховьях Имана: в горах растет кедр с большой примесью ели, а по долине — лиственница, белая береза, осина, ива, ольха, клен, пихта, липа, ясень, тополь, ильм и черемуха, встречается и тис, но одиночными деревьями.
Арсеньев В. К., По Уссурийскому краю, 1921
Между стволами черемухи я увидел в земле довольно большое отверстие с земляными ступенями, ведущими вниз.
Короленко В. Г., В дурном обществе, 1885
Кружась, жужжит и пляшет
Её веретено,
Черёмухою пашет
В открытое окно...
Толстой А. К, Сватовство («По вешнему по складу // Мы песню завели...»), 1871
С балкона в комнату пахнуло свежестью. От дома на далекое пространство раскидывался сад из старых лип, густого шиповника, черемухи и кустов сирени. Между деревьями пестрели цветы, бежали в разные стороны дорожки, далее тихо плескалось в берега озеро, облитое к одной стороне золотыми лучами утреннего солнца и гладкое, как зеркало; с другой — темно-синее, как небо, которое отражалось в нем, и едва подернутое зыбью. А там нивы с волнующимися, разноцветными хлебами шли амфитеатром и примыкали к темному лесу.
Гончаров И. А., Обыкновенная история, 1847
В убогом флигельке Прозорова мигает слабый свет, который смотрится в густой тени тополей и черемух яркой точкой. Сам Прозоров лежит на прорванном диване с папироской в зубах. Около него на стуле недопитая бутылка с водкой, пепельница с окурками, рюмка с обломанным донышком и огрызки соленого огурца.
Мамин-Сибиряк Д. Н., Горное гнездо, 1884
Ветви старых рябин, клена и черемухи, рассаженных кое-где за плетнем, досягали иногда до кровель навесов и местами бросали в переулок синюю тень, испещренную мелкими солнечными пятнами.
Григорович Д. В., Рыбаки, 1853
По мыскам, заливным лугам и той полосе, которая отделяет настоящий лес от линии воды, ютятся всевозможные разночинцы лесного царства: тут качается и гибкая рябина — эта северная яблоня, и душистая черемуха, и распустившаяся верба, и тальник, и кусты вереска, жимолости и смородины, и колючий шиповник с волчьей ягодой.
Мамин-СибирякД. Н„ Бойцы. 1883
На другом конце площади на пригорке красовался деревянный базар, а на самом берегу пруда стояла старинная деревянная церковь, совсем потонувшая в мягкой зелени лип и черемух.
Мамин-Сибиряк Д. Н„ Три конца, 1890
— Теперь вот в Малороссии так настоящая весна. Цветет черемуха, калина... Лягушки кричат по заводям, поют соловьи... Там ночь так уж ночь, — черная, жуткая, с тайной страстью... А дни какие теперь там стоят!.. Какое солнце, какое небо! Что ваша Чухония? Слякоть...
Куприн А. И., Чёрный туман, 1905
Лестница террасы спускалась на полукруглую площадку, — она густо заросла травой, на ней лежали тени старых лип, черемух; между стволов торчали пеньки срубленного кустарника, лежала сломанная чугунная скамья.
Горький Максим, Жизнь Клима Самгина, 1936
Мне минуло десять лет: помню, черемуха и синель тогда расцвели.
Лажечников И. И., Последний Новик. Том 2, 1833
Общий вид Половинки был очень хорош, хотя его главную прелесть и составлял лес, который со всех сторон, как рать великанов, окружал небольшое свободное пространство бывшего рудника и подступал все ближе и ближе к одинокой избе; главное достоинство этого леса заключалось в том, что это был не сплошной ельник, а смешанный лес, где развесистые березы, рябина и черемуха мешались с елями и соснами, приятно для глаза смягчая своей светлой веселой зеленью траурный характер хвойного леса.
Мамин-Сибиряк Д. Н., Сёстры, 1884
Взмахнула Ворона крыльями раз десяток и догнала воробьиную стаю. Желтенькая птичка выбилась из последних сил и бросилась в маленький садик, где росли кусты сирени, смородины и черемухи. Она хотела спрятаться от гнавшихся за ней воробьев. Забилась желтенькая птичка под куст, а Ворона — тут как тут.
Мамин-Сибиряк Д. Н„ Алёнушкины сказки, 1896
Правда: комнатка твоя выходила в сад; черемухи, яблони, липы сыпали тебе на стол, на чернильницу, на книги свои легкие цветки; на стене висела голубая шелковая подушечка для часов, подаренная тебе в прощальный час добренькой, чувствительной немочкой, гувернанткой с белокурыми кудрями и синими глазками; иногда заезжал к тебе старый друг из Москвы и приводил тебя в восторг чужими или даже своими стихами; но одиночество, но невыносимое рабство учительского звания, невозможность освобождения, но бесконечные осени и зимы, но болезнь неотступная...
Тургенев И. С., Записки охотника, 1852
Накануне был первый теплый весенний дождь. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава; березы в садах осыпались зеленым пухом, и черемуха и тополя расправляли свои длинные пахучие листья, а в домах и магазинах выставляли и вытирали рамы. На толкучем рынке, мимо которого пришлось проезжать Нехлюдову, кишела около выстроенных в ряд палаток сплошная толпа народа, и ходили оборванные люди с сапогами под мышкой и перекинутыми через плечо выглаженными панталонами и жилетами.
Толстой Л. Н„ Воскресение, 1899
Место было болотистое с низкими кустами ольхи, черемухи и болотной ивы; наш экипаж прыгал по кочкам и постоянно грозил опасностью перевернуться вверх дном.
Мамин-Сибиряк Д. Н„ Золотая ночь. 1884
Но лето, лето особенно упоительно в том краю. Там надо искать свежего, сухого воздуха, напоенного — не лимоном и не лавром, а просто запахом полыни, сосны и черемухи; там искать ясных дней, слегка жгучих, но не палящих лучей солнца и почти в течение трех месяцев безоблачного неба.
Гончаров И. А., Обломов, 1859
По краям садов сажалась черемуха, рябина.
Гейнце Н. Э„ Людоедка, 1898
Распускались рябины, черемухи и смородина в нашем садике, где у нас были свои любимцы, как пион, принесенный Николаем Матвеичем с гор.
Мамин-Сибиряк Д Н„ Зелёные горы, 1891
*******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
30 мая 2023 года