Валеркины рассказы. Пасха

Гарри Александров
ПАСХА


    Стояло чудное апрельское утро – было тихо и тепло, по прозрачному голубому небу неторопливо плыли снежно-белые облака, ярко светило солнце, и вообще было как-то празднично. Праздник сегодня был и на самом деле – пасха. Валерка с Лиль-кой собирались на кладбище. Но хоронить они никого не собирались – никто у них пока, слава богу, не умер. На кладбище они собирались разжиться крашеными яйцами и пасхальными куличами. В этот день верующие – в основном старушки в белых праздничных платочках, посещали могилки своих родственников и оставляли там для них всякие приношения. Как правило – куличи и яйца. А дети, которые в этот день специально бегали по кладбищу, такие приношения собирали. Считалось, что если приношение кто-то возьмет, то умершему от этого будет хорошо. Ну, вроде бы как он это скушал. Угостился, стало быть. Поэтому старушки сами подсказывали детворе, где они что оставили. Такая вот традиция бытовала.


    Валерка с Лилькой промышляли так уже не первый год, поэтому и сегодня у них тоже настроение было праздничным. Лилька прихватила с собой старую мамину клеенчатую сумку – чтобы было, куда складывать добычу.


    На кладбище было довольно людно – то там, то сям между могилок, поросших ярко-зеленой травкой, усеянной праздничными золотистыми головками цветущих одуванчиков, виднелись белые платочки посетительниц кладбища. Некоторые приходили компаниями по два-три человека, но больше все-таки было одиноких старушек. Они подходили к своим могилкам, что-то там делали – видимо разговаривали с усопшими, а потом уходили, оставляя на могилке приношения – те самые куличи,  облитые чем-то белым и сладким, и посыпанные разноцветными зернышками пшена, и крашеные в разные цвета яйца. Иногда оставляли и конфеты.


    Валерка с Лилькой зорко следили за посетителями, и как только они отходили от могилок, стремительно бросались туда. Конкурентов – таких же мальчишек и девчонок, собирающих приношения, было немного. Но, хотя кладбище было и большое, надо было поторапливаться, чтобы не повезло кому-то из них.


    Вскоре у них набралось около двух десятков яиц, несколько куличей и около десятка конфет, среди которых оказалось даже четыре штуки шоколадные. Близился полдень, становилось жарковато, и посетители почти исчезли. Можно было уже и возвращаться.


    Вдруг Валерка заметил невдалеке знакомую фигурку. Это был Васька – один из знакомых ему ребят. Учились они в одной школе, но в разных классах. Васька вообще-то был на год старше Валерки, но он был второгодником, поэтому они хотя и могли оказаться в одном классе, но оказались все же в параллельных. Каких-то особо дружеских отношений у них не было - просто хорошо знали друг друга.
Васька был знаменит в округе благодаря одному забавному случаю с ним приключившемуся.

    Некогда гостил у них в городке заезжий цирк. Одним из наиболее интересных участников труппы циркачей был живой медведь, который ездил на велосипеде, кувыркался, танцевал под гармошку и выделывал всякие другие номера на потеху восторженной публике.


    Цирк расположился на берегу речки рядом с рынком. Поэтому пару раз в день медведя водили к речке попить и немного освежиться в прохладной водичке. Все же температура воздуха у них летом под 40 градусов бывает, и медведю в его густой и теплой шкуре совсем несладко приходилось. Окрестная ребятня, конечно, не пропускала такое зрелище, собираясь вокруг медведя. Близко, однако, подходить боялись - медведь все-таки… Хищник. Черт его знает, что там у него на уме. Возьмет да и тяпнет. Пасть вон какая зубастая!


    Но не таков был Васька! Смотреть просто так издали ему скоро наскучило. Поэтому нашел он как-то раз толстую палку и, подобравшись поближе к барахтающемуся в воде медведю, начал тыкать этой палкой ему в бок. Медведь сначала лениво отмахивался от назойливого нахала, а потом одним прыжком сгреб Ваську в охапку и начал макать в воду. Вроде бы как бельишко стирал. Васька заорал благим матом. Сопровождавшие медведя люди подхватились и с некоторым усилием, но все же отделили Ваську от медведя. Медведь все же дрессированный был и есть Ваську не стал. Хотя может и стоило бы откусить от него кусочек – нечего лезть с палкой к мирному животному!


   Историю эту Валерка глазами не видел – он в это время ездил погостить к бабушке. Так что знал все со слов приятелей, которые видели. А Васька потом говорил, что после этого они с медведем помирились и даже подружились. Такая вот история с ним  приключилась.


    Жил Васька недалеко от кладбища и заглянул туда, видимо, с той же целью, что и Валерка с Лилькой. Правда, заглянул поздновато и поэтому успел только к шапочному разбору.


    Они поздоровались. Васька поинтересовался успехами конкурентов и, увидев, что конкуренты загрузились почти полностью, предложил поиграть в яйца.


    Игра в яйца – это очень просто. Каждый берет в руку яйцо, и бьют яйцами друг о друга. У кого яйцо осталось целым, тот забирает себе разбитое яйцо противника.


    - У меня тут небогато – всего одно яйцо. Может, что у вас выиграю. Вон у вас сколько всего. – Васька с любопытством разглядывал содержимое Лилькиной сумки.


    - А чего ж не сыграть. Давай! – Валерка с готовностью вытащил из сумки темно-коричневое яйцо. Такой цвет получается, если яйца красить отваром луковой шелухи. Этот цвет Валерке нравился меньше всего, и поэтому уж если случится проиграть, то такое будет не так жалко.


    У Васьки яйцо было бирюзовое – даже непонятно, чем его красили. Такое будет особенно приятно выиграть.


    Стукнулись. У Валерки яйцо разбилось, а у Васьки – нет. Пришлось Валерке со своим яйцом расстаться. Хотя он, честно говоря, не очень расстроился – яиц у них с Лилькой было достаточно.


    Теперь была очередь Лильки. Она достала фиолетовое яйцо. Видимо, чернилами красили. Стукнулись. Лилька проиграла и огорчилась. Ей было жалко такого красивого яйца.


    Васька как-то смущенно ухмыльнулся и с вызовом прищурился.

    – Ну что, еще может?


    Валерка достал из сумки еще яйцо. Тоже коричневое.


    – Давай!


    Удар! И Валерка лишился еще одного яйца. Ну и везет же Ваське! Васька удовлетворенно хохотнул. Хотя как-то странновато он хохотнул. Валерка внимательно посмотрел на него, и в его голове закопошились подозрительные мысли.


    Васька вообще-то был парень простоватый и без склонности ко всяким подлым поступкам. Но с некоторой хитринкой. Хотя хитринка у него тоже была довольно простоватая. Беззлобная такая хитринка.


    Валерка изловчился и, выбрав момент, выхватил у Васьки его героическое яйцо! Так и есть! Яйцо оказалось не настоящее. Деревянное. Это стало ясно сразу же, как только Валерка взял его в руку – оно было легче настоящего. Хотя тщательно отшлифованное и аккуратно покрашенное. С пятнышком в том месте, на котором яйцо лежало, когда сохло.


    Конечно, Валерке с Лилькой следовало бы Ваську отлупить. Чтоб знал! И не мухлевал больше. Но Васька сам повинился и отдал все добытое им преступным путем. Поэтому лупить его, конечно, никто не стал. Васька, хоть и был не с их улицы, но был парень хороший, да и заглядывал иногда к ним – чаще в качестве зрителя на всякие игры. Поэтому просто посмеялись все вместе. Яйца сначала было отобрали, а потом парочку вернули – те, что коричневые были. В пользу опоздавшего, так сказать. Фиолетовое Лилька  пожалела, но готова была вместо него отдать какое-нибудь другое. Но Васька не взял – хватит, мол, ему и пары. Согласился взять только кулич. Чтобы было с чем яйца есть.


    Фальшивое яйцо ему подарил кто-то из взрослых парней, которым уже было неинтересно забавляться таким примитивным способом. А подарившему, в свою очередь, тоже кто-то когда-то подарил. В общем, кто его сделал и когда – так и осталось покрытым сумраком тайны.


    Тепло распрощавшись с неудачливым мошенником, Валерка и Лилька направились домой. Дома они устроились у Лильки в кухне и начали разглядывать и  делить добычу. Сначала решили поделить все поровну – и яйца, и куличи, и конфеты. Но потом решили яйца все-таки разыграть. Просто так - интересу ради.


    Просто так было сначала. Но потом оказалось, что Лилька все время выигрывает! Ее коричневое яйцо Валерке никак не удавалось разбить. Уже четыре яйца подряд достались Лильке! Если бы он не знал, что все яйца были настоящие, все собраны ими же самими собственными руками, то он бы подумал, что у Лильки тоже деревянное. Но она его не выбирала – просто взяла из той кучи, что они выгрузили из сумки. Видимо, просто попалось какое-то особо прочное. Может курицу кормили каким-то особенным кормом…


    Валерка аж занервничал. И решил схитрить. Проявить ловкость рук.
Взяв очередное яйцо, он в момент удара быстро подставил вместо яйца костяшку пальца. Лилькино яйцо разбилось, а Валеркино, соответственно, нет! Лилька ничего не заметила. Только добродушно хихикнула, что вот, мол, и тебе повезло.


    Валерке понравилось. Он повторил фокус. Лилька опять ни-чего не заметила. Еще раз. Еще.


    Тут забеспокоилась Лилька. Но тоже не могла понять, как так получается. Валерка с честным лицом стукнул своим яйцом по столу, чтобы показать, что оно самое обыкновенное. Яйцо разбилось, а Лилька удивилась.


    Но потом Валерке стало совестно обманывать подругу, и он признался в своем жульничестве. Лилька сначала не поверила и попросила показать, как он это делает. Валерка проделал все медленно. Лильке понравилось.


    В конце концов, решили вернуться к первоначальному варианту распределения добычи – поделить все поровну. Правда, Валерка не особенно любил куличи, он вообще не любил сдобное и сладкое. Мамины пирожки из кислого теста с картошкой или с мясом ему нравились больше. И яйца он любил. Мог съесть штук семь-восемь за один раз. Поэтому предложил поменять пару куличей из своей доли на пару яиц из Лилькиной доли. Возражений не последовало. Лилька как раз куличи любила. На том и порешили.


    Даже с учетом добавки, почти все свои яйца Валерка съел за один день – оставил пару только на следующее утро. Лилька свои куличи ела дня три, но Валерка ей не завидовал. Яйца лучше!