Лото

Степан Каширин
У нас дома на Молодёжной было так холодно, что я всегда мечтал о камине или русской печке. Видел я их только на иллюстрациях в детских книжках, но даже будучи ребёнком понимал, что они создают тепло в доме. То самое тепло которого мне всё детство так не хватало в нашей панельной хрущёвке на первом этаже. Зимой у нас в квартире было всегда жутко холодно и я никогда не снимал свитер под которым одевалась ещё рубашка и майка, а вот у бабушек было на много теплее, поэтому я часто ходил к бабушке Вере греться и уходить от неё не хотелось. На другом конце Москвы, на улице Медиков жила моя вторая бабушка, бабушка Ира. У неё дома было ещё теплее чем у бабушки Веры, поэтому зимой там для меня открывался настоящий рай. В этом доме можно было ходить даже в рубашке, при чём майку вниз не под одевать.
Сегодня глядя на эту фотографию лото, я вспомнил один день своего детства настолько чётко, что даже уже чувствую запах дерева от маленьких бочонков с цифрами.
Кажется всё это было вчера. Мы с мамой ехали в метро через весь город, выйдя на улицу сели на автобус.  В 220-м автобусе я разместился у окошка. Проезжей части не было видно из-за изморози покрывшей всё оконное стекло.
Когда мы приехали к бабушке Ире, для меня начался настоящий праздник. Взрослые сидели за накрытым столом и смотрели телевизор. На столе стояла большая тарелка с пирогами, квашенная капуста, солёные огурцы, салат оливье и синие кружки с чаем. Родственников приходило настолько много, что иногда не хватало даже чая, поэтому бабушка Ира всегда ставила на несколько кружек больше и наливала в них кипяток с заваркой. Сколько точно будет человек за столом, никто не мог сказать, поскольку к двум моим дядям могли прийти их дети, а ещё и друзья, а так же зайти соседи, мог просто приехать дальний родственник или кто-то из двоюродных, троюродных и так далее.
Вспомнив этот наш огромный гостеприимный стол у бабушки Иры, в памяти сразу всплыли и “резервные” чашки с чаем. Я привык пить только горячий чай, либо тот который слегка остыл и уже не обжигает язык. Этот вкус уже стал чем-то обычным. Приближалась новогодняя ночь, настроение было радостным. Вдруг я увидел на столе чашки с чаем которые никому не принадлежат, то есть те самые запасные, которые бабушка ставила на всякий случай, если вдруг кому не хватит. На этот раз всем хватило и чай мирно блестел в сторонке. Я спросил:
-Бабушка, а можно этот чай попробовать?
-Конечно.- Ответила бабушка Ира.- Только он уже остыл, лучше возьми горячий.
Я попробовал остывший чай и удивился его непривычному вкусу, он был какой-то другой, необычный. Впервые в жизни я пил полностью холодный чай, а всё новое всегда запоминается острее.
У бабушки было очень хорошо и уютно, всё так вкусно и непривычно поскольку я попробовал много таких продуктов которые раньше никогда даже не видел. Впервые в жизни отведал малосольный огурец. Солёные огурцы я ел, а вот, что в природе существуют ещё и малосольные, об этом мне никто никогда не рассказывал.
Наряженная новогодняя ёлка создавала в большой комнате атмосферу сказки, а свет торшера наполнял её каким-то добрым спокойствием.  Всё впечатление портил только тёмный коридор, когда я шёл на кухню, мне становилось не по себе от этого мрака. У меня сразу возникла идея исправить ситуацию, и я поделился ею с бабушкой Ирой. Бабушка сразу дала согласие. Моя задумка была следующая, я решил украсить дверной косяк гирляндой из разноцветных лампочек и включить её, что бы в коридоре стало веселее.
Свою идею я реализовал очень быстро и мрак в коридоре сразу сменился на сказку, иными словами - ощущение праздника вышло в коридор.
Через несколько минут пробило 12, взрослые загадали желание, чуть позже все стали пить чай с пирогами, а ещё через час бабушка вдруг принесла, что-то не совсем понятное. Стол освободили от посуды и вместо чашек и тарелок на скатерти стали появляться картонные карточки с цифрами внутри чёрных клеток и деревянные предметы напоминающие собой маленькие бочки. На каждом бочонке была вырезана своя индивидуальная цифра окрашенная в чёрный цвет.
Кроме меня все знали, что это такое и как выяснилось, умели в это играть. Бабушка Ира объяснила мне, что эта необычная игра называется – Лото и что у нас в семье есть давняя традиция, в новогоднюю ночь мы достаём мешочек с бочонками, карточки и играем в лото.
На тумбочку у стола ставилась ваза с конфетами и тот кто выигрывал, сразу получал <<Шейку>>,<<Белочку>> или <<Мишку косолапого>>. Позже я узнал, что есть люди которые играют на деньги, но в нашей семье все играли на конфеты.
Это был самый первый раз когда я увидел и узнал о такой игре как лото. В последующие годы я уже вместе со взрослыми в каждую новогоднюю ночь играл в эту игру.
Лото путешествовало с нами переезжая с квартиры на квартиру и всегда было частью новогоднего праздника.
Последний раз я играл в лото в новогоднюю ночь 1990-го года. Мы попили чай, поиграли в лото, потом пошли гулять, в пять утра проводили гостей и с тех пор традиция завершилась сама собой. Не мы её завершили, а беды и трагедии начавшиеся в нашей семье.
Сегодня когда я увидел фотографию этих карточек и бочонков, мне очень захотелось вернуться в счастливое детство, но увы, единственное, что можно теперь вернуть из прошлого, это только лото, всё остальное навечно осталось в прошлом, в холодном и тёплом, в трудном и счастливом, но попасть туда уже к сожалению не возможно.