Интервью с Эмилем Килдеску

Людмила Куликова-Хынку
Эмиль Килдеску принадлежит к старшему поколению молдавских художников.
К эпатажу и экстраординарности он не стремится. Его принцип – не изобретать новый «изм», а оставаться верным мастерству рисунка и добротной реалистичной живописи.

В арсенале автора – станковая и книжная графика, живописные полотна, скульптура.
В небольшом интервью художник отвечает на вопросы, связанные прежде всего с книжной иллюстрацией.

Одна из его излюбленных техник – тушь, перо.
Техника рисунка пером сама по себе скупа и лаконична. Чёткая или прерывистая чёрная линия, штрихи, нанесенные в различном направлении, иногда заливки тушью. Быстрый очерк пером позволяет художнику схватить мимолетное движение и сделать намек на объёмность, добиться светотеневой градации, акцентировать главное, коснуться лёгким штрихом второстепенного.

В итоге – создается зрительный образ, который не просто повествует, передавая цепь событий, но отражает замысел писателя в особой изобразительной стилистике, заставляющей зрителя переживать определённые эмоции.

-Есть мнение, что иллюстратор идет по пятам за автором литературного произведения. Создается своего рода изобразительное эхо. Вы согласны с этим?

Килдеску - Ни в коем случае. Художник следует рядом, бок о бок с писателем, он соавтор. Прочитывая произведение, иллюстратор должен вжиться в текст, прочувствовать характеры. Ведь он создает свой образ с помощью невербальных средств - будь то офорт, акварель, сангина или тушь. Пятно, линия, штрих несут свою экспрессию, как звуки в музыкальном произведении или поэтическая рифма, или проза писателя.

-Что помогает художнику проникнуться образностью литературного произведения, чтобы представить визуально героев, характеры, описанные в книге?

Килдеску -Думаю, что прочесть произведение, понять его замысел – этого мало. Надо понять и почувствовать характер самого автора, его личность. Я пытался изучить характер Крянгэ как человека, штрихи его биографии, понять, как жизненные события отразились в его творчестве. Во время учебы Крянгэ в Ясской Духовной семинарии выявился его непокорный дух, который привел к конфликту с представителями церковных властей. На него огромное влияние оказал Эминеску, с которым он был дружен, часто встречался, проводя долгие беседы за стаканом вина. По совету Эминеску Крянгэ первые публикации сделал в сборнике «Литературные беседы». Часто задаю себе вопрос: «А был бы Крянгэ, если бы не встретил в своей жизни Эминеску?»

- Как вы считаете, влияние личности педагога имеет определяющее значение для формирования художника?


Килдеску -У меня в училище Репина были очень талантливые педагоги – Ростислав Окушко, Родион Габриков. Они оба учились у прекрасного мастера панорам - Франца Рубо. Вообще я считаю, что сегодня существует две значимых школы изобразительного искусства -  петербургская и московская.
Мне не пришлось учиться в Ленинграде по личным причинам, хотя желание было огромное. Но я прошел свои «университеты». Уже по окончании училища я часто встречался с Леонидом Павловичем Григорашенко. Бывал в его мастерской, где мог наблюдать за живым творческим процессом мастера. Но я не переписывал его мотивы, стоя за спиной, не делал копии, а изучал манеру письма, особые приёмы. Это дало мне очень много, оказало огромное влияние на моё становление как художника.

-В свое время, работая над иллюстрациями к «Кола Брюньон», известный художник Евгений Кибрик часто использовал натурщиков-актеров с целью создания жизненных полнокровных образов, но с налётом некоторой театральности. В ваших иллюстрациях - живые, реальные образы…

Килдеску_- Так герои книг и есть реальные люди.   
Перед тем, как делать иллюстрации, я наблюдаю за людьми, их характерами, жестами, мимикой, поведением. Например, на остановке, где встречаются яркие самобытные типажи, или в каждодневной базарной суете, где толкаются люди, спешат носильщики с тележками. Но это реальная жизнь во всех своих красках и штрихах, со своим колоритом.

Рисунки пером требуют особого острого внимания, заставляя извлекать самое существенное и характерное. Помимо штриха, пятна, линии – большую роль играет композиция. Как вы организуете композиционное пространство?

Килдеску - Это идет по наитию. Чувство композиции – от Бога... Научить композиции невозможно. Иногда композиция выстраивается сразу, легко. Чтобы не заморочить лист – переделываю, если сразу не получается. Бывало, что переделывал композицию десятки раз. Просто рвал неудачный лист и начинал с чистого. Никогда не делаю предварительный рисунок карандашом. Сразу работаю пером. Так рисунок получается живым.

Эмиль Килдеску – удивительно трудоспособен. Только за период пандемии он создал множество работ в технике пастели, закончил серию иллюстраций к повести «Тарас Бульба» Гоголя.

- Почему решили иллюстрировать именно «Тараса Бульбу» Гоголя?


Килдеску – Никакой особой цели я не ставил.Книгу люблю с раннего детства. Гоголь – один из любимых авторов. Повесть - мощная.  Глубина характеров – непостижима. Гоголь привлекает многих художников. Пожалуй, самые известные иллюстрации – Евгения Кибрика. У него – литографии. Я использовал карандаш, цветную бумагу.


Остаётся добавить, что повесть Гоголя по своей тематике, конфликту чрезвычайно актуальна в наше время. А Эмилю Килдеску  в полной мере удалось создать гармоничный синтез графического и литературного произведения.


фОТО: "Семинаристы". Иллюстрация Э.Килдеску к повести Н.Гоголя "Тарас Бульба"