Любовь настала. Роза Рымбаева. Комментарий

Али Шугаюпов
Текст песни Роза Рымбаева –
«Как много лет во мне любовь спала» (Любовь настала)
слова Р. Рождественского,
музыка Р. Паулса


Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чем не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала —
И вот проснулась и глаза свои открыла!


Теперь пою не я — любовь поет!
И эта песня в мире эхом отдается.
Любовь настала так, как утро настает.
Она одна во мне и плачет и смеется!


Припев:
И вся планета распахнулась для меня!
И эта радость, будто солнце, не остынет!
Не сможешь ты уйти от этого огня!
Не спрячешься, не скроешься —
Любовь тебя настигнет!


Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чем не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала —
И вот проснулась и глаза свои открыла!


Эта песня о женщине о её любви к мужчине. Это дословный смысл. Но слово любовь имеет гораздо более глубокое, более широкое значение.
Изначально стремление души любить исходит из самой её природы. Каждая душа – это частичка Бога, вечно с Ним связанная. Но в данный момент, находясь в этом мире, мы забыли об этой связи, и, под влиянием иллюзии, майи, пытаемся искать счастье во временных отношениях в этом материальном мире. Изначальное стремление любить и через любовь наслаждаться жизнью, испытывать счастье, исходит от любви к Богу, которая дремлет в каждой душе. Но под влиянием материальной скверны, гун невежества и страсти, эта чистая бескорыстная любовь преобразовалась в каму, стремление наслаждаться независимо от Бога. Каму обычно переводят, как вожделение, но это не точный перевод, это стремление к счастью, но, когда мы его не там ищем, не в служении Богу, а в личных наслаждениях. Как чистый свет, проходя через цветное стекло искажается, так и чистая любовь к Богу, которая присуща каждой душе, под влиянием майи, иллюзии, преображается в мирскую любовь. Поэтому мирская любовь – это отражение нашей изначальной любви к Богу. Если человек обрёл любовь к Богу, то он любит и всех Его детей, все живые существа, весь мир становится одной семьёй Бога, и любовь распространяется на все живые существа и на всё творение Бога. Обретение любви к Богу – это высшее совершенство жизни. Тот, кто обрёл её, тот не обычный человек, он уже много и много жизней шёл по духовному пути. В Бхагавад Гите говорится: «В конце множества рождений джнянаван, тот, ко достиг высшего знания (о Боге), предаётся, вручает себя Мне, но такая великая душа, махатма, встречается очень редко.» (7.19.) «Придя ко Мне, махатмы, великие души, никогда не рождаются снова в этом полном страданий и временном, преходящем мире, потому что достигли наивысшего совершенства.» (8.15.)
Весь этот материальный мир является лишь искажённым отражением духовного мира, царства Бога, где правит духовная любовь, изначальная, присущая каждому живому существу, любовь к Богу, где что ни шаг - то танец, что ни слово - то песня, там правят вечность, знание, блаженство.
Любовь к Богу подобна способности ходить, которая присуща ребёнку, она в нём заложена, просто надо ребёнку немного подрасти, и он научится ходить.




Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чем не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала —
И вот проснулась и глаза свои открыла!


Мы в этом мире уже много, много жизней, миллионы и миллиарды жизней скитаемся лишь для того, чтобы вспомнить о Боге, высшем объекте любви и возродить дремлющую в нас любовь к Нему. В этом цель творения Бога: души, взбунтовавшиеся против Него, посылаются сюда, в этот материальный мир, на исправление. И находятся здесь, перевоплощаясь в различных телах и различных видах жизни, на различных планетах, до тех пор, пока не исправятся, пока не вернутся в своё изначальное положение вечного слуги Бога. «На свободу с чистой совестью», только тех, кто очистил свою душу с помощью духовной практики, Бог отпускает на свободу из тюрьмы материального мира, домой в духовный мир, царство Бога.
Говорится: скитаясь много миллионов жизней в различных телах и на различных планетах, душа, живое существо, джива, по беспричинной милости Господа получает семя преданного служения Богу в сердце, это семя прорастает, благодаря слушанию и повторению о Боге, и даёт росток бхакти, преданности и любви, любви к Богу.
Человек, лишённый духовного знания, сравнивается со слепым, а, когда человек обретает духовное знание о Боге, его глаза, духовное видение открывается. Любовь, стремление к Богу спит, дремлет в сердце каждого, и, когда человек приходит к Богу, это сравнивается с пробуждением, пробуждением ото сна невежества.


Теперь пою не я — любовь поет!
И эта песня в мире эхом отдается.
Любовь настала так, как утро настает.
Она одна во мне и плачет и смеется!


Когда человек достигает совершенства в познании Бога, вся жизнь для него превращается в песню. Духовное счастье неизмеримо выше любого мирского наслаждения. Духовное блаженство захватывает человека, и он то плачет, то смеётся, это признаки духовного экстаза. Подобно утреннему свету, свет духовного знания освещает душу человека. И он не может не прославлять Господа, любовь к Богу распространяется на весь мир, человек становится проводником Его желаний и, как алмаз, отражает и усиливает падающий на него луч света, как светит свеча, стоящая на подсвечнике, поёт, проповедует всему миру.
Человек не может не петь, он поёт, проповедует по всему миру, прославляет Бога, и эта песня, слава Бога, распространяется по всему миру, отдаётся эхом во всём мире. Духовное знание означает обретение духовных качеств, и среди них - любовь и милосердие, сострадание к страдающим из-за невежества людям и всем живым существам. Духовное знание о Боге – это рецепт для излечения от смертельной болезни души, и его невозможно удержать в себе, как невозможно воспрепятствовать солнечному свету.


Припев:
И вся планета распахнулась для меня!
И эта радость, будто солнце, не остынет!
Не сможешь ты уйти от этого огня!
Не спрячешься, не скроешься —
Любовь тебя настигнет!


«Когда же с помощью духовного знания уничтожается невежество (аджнянам, незнание) людей, то это знание, подобное восходящему солнцу, раскрывает им высшее духовное состояние, высшее духовное счастье (тат парам).» Б.Г. (5.16.)
Весь мир для чистого преданного слуги становится духовным царством, солнце духовного знания устраняет все несчастья и дарует радость. Кришна, Бог, очень дорог Его преданным слугам, чистым бхактам, и они очень дороги для Него. Он всегда пребывает в их сердцах, а они всегда пребывают в Нём. Бог даже иногда становится слугой своих чистых преданных слуг, выполняет все их желания, а чистые бхакты всегда хотят служить Богу.
Господа называют Аджитой, Тот, кого никто не может победить. Но Господа может победить, завоевать его чистый бхакта своей любовью и преданностью.
Стремление к Богу сначала появляется в сердце человека, подобно маленькому огоньку, но, благодаря духовной практике под руководством истинного духовного учителя, оно со временем разгорается в огромное пламя, которое уничтожает всё нечистое в сердце йога, человека, идущего по духовному пути.
Чистый слуга Кришны становится полностью погружён в любовь к Нему, он не может прожить ни секунды без контакта со Всевышним Господом, как рыба не может жить без воды.
И Кришна, Бог, отвечает на любовное преданное служение бхакт:
«Мысли Моих чистых бхакт пребывают во Мне, их жизни полностью посвящены служению Мне, и они черпают огромное удовлетворение и блаженство, просвещая один другого и беседуя обо Мне.
Тем, кто постоянно с любовью и преданностью служит Мне, Я даю буддхи, духовный разум, понимание, с помощью которого они приходят ко Мне.
Чтобы оказать для них особую милость, Я, с помощью сияющей лампы знания, уничтожаю тамас, темноту невежества, пребывающую в их сердцах, рождённую из аджняны, отсутствия знания.» Б.Г. (10.9-11.)
«Верховный Господь, Величайший из всех, может быть достигнут с помощью беспримесной преданности. Хотя Он присутствует в Своей обители, Он пронизывает Собой всё, и всё пребывает в Нём.» Б.Г. (8.22.)
«Тем людям, кто всегда думает только обо Мне одном, поклоняющимся (Мне) правильно, правильным образом, постоянно пребывающим в преданности и духовной практике, Я даю йога кшему, Свою милостивую защиту.» Б.Г. (9.22.)



Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чем не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала —
И вот проснулась и глаза свои открыла!


Много, много лет и жизней в нас спала привязанность и любовь к Богу. И вот в этой жизни мы вновь получили человеческое тело и возможность вспомнить о своём любящем Отце, и Друге, и Высшем возлюбленном. Нам нужно открыть глаза для духовного видения. Также, как для юноши и девушки естественна привязанность друг к другу, также и душа всегда ищет Бога. Просто в данный момент мы погружены в сон, в невежество. Иногда синонимом тама гуны называют сон невежества. Мы погружены в тама гуну, в сон, в невежество. Нужно проснуться к духовной жизни, к истинной жизни, и перестать пребывать во сне иллюзии, забытья Бога. Нужно открыть глаза навстречу свету духовного знания, подобно тому, как мы открываем глаза навстречу утреннему свету.
Кришна, давая наставления Арджуне в Бхагавад Гите, называет его Гудакеша, тот кто победил сон, стал повелителем, победителем сна, невежества. Тот, кто победил сон невежества, становится способным обрести любовь к Богу и развить привязанность к Нему.
«Как все предаются Мне, так и Я непременно служу им. Все следуют Моим путем (идут к Богу), о, сын Притхи.» Б.Г. (4.11.) Как все вручают, вверяют себя Мне, так и непременно Я служу им с любовью и преданностью, награждаю их. Все в конце концов идут ко Мне (каждый своим путём), о, сын Притхи.
Бог, Кришна, отвечает взаимностью человеку, в зависимости от степени его желания прийти к Нему. Насколько люди преданы Богу, Кришна, в зависимости от их желаний, отвечает им служением непременно (эва бхаджами ахам). Тем, кто хочет наслаждать свои чувства и не вспоминает о Боге, Кришна служит тем, что для их блага, как любящий отец ребёнку, преподносит уроки через свою служанку майю, материальную энергию. Майа действует по закону кармы: что посеешь – то пожнёшь. Её задача, как воспитателя в тюрьме материального мира, привести своих подопечных к тому, чтобы они разочаровались в эгоистичных наслаждениях материального мира и, в конце концов, оказавшись в трудном положении, вспомнили о Боге и начали служить Ему, и исправились.
«Я равно отношусь ко всем живым существам. Нет никого, кого бы я ненавидел и к кому бы испытывал привязанность. Но те, кто с преданностью и любовью служат Мне, они во Мне, и Я тоже непременно присутствую в них.» Б.Г. (9.29.)
Господь равно относится ко всем, но о своих преданных слугах Он берет особую заботу. Это подобно тому, как человек занимается благотворительностью, всем несёт благо, но о своих детях он заботится особо. Отношения между Господом и Его преданными слугами не находятся под влиянием закона кармы (что посеешь, то пожнёшь), подобно торговле на рынке. Эти отношения Господа с Его бхактами не лежат в пределах законов материального мира, а лежат в пределах духовного мира, мира, где правит любовь к Богу, где вечность знание и блаженство. К Своим чистым бхактам Кришна проявляет особую милость.
«Но, когда предметом их желаний становится Сам Господь, Кришна, Он проявляет о них особую заботу и направляет их желания так, чтобы они могли постичь Господа и обрести вечное счастье.» комментарий Шрилы Прабхупады к стиху (15.15.).
В Советское время запрещалось говорить о Боге, и поэты, такие, как Роберт Рождественский, говорили о Боге языком иносказательным. Здесь можно понять, что говорится о более широком понятии любви, чем мирская любовь.


Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чем не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала —
И вот проснулась и глаза свои открыла!


Любовь мирская не спит, она всегда существует, без неё мы не можем прожить и дня. Но любовь к Богу действительно может быть сокрыта в глубине, может ждать до тех пор, пока душа не пробудится ото сна и не откроет глаза. Открыть глаза, духовное видение может только духовная любовь.


Теперь пою не я — любовь поет!
И эта песня в мире эхом отдается.
Любовь настала так, как утро настает.
Она одна во мне и плачет и смеется!


Иногда человек может петь и от мирской любви, но здесь любовь необычная. Она в мире эхом отдаётся, любовь распространяется на весь мир, она, как утро настаёт, освещая всё солнцем счастья, и плачет, и смеётся. Это не простая мирская любовь. Духовная любовь распространяется на весь мир.



Припев:
И вся планета распахнулась для меня!
И эта радость, будто солнце, не остынет!
Не сможешь ты уйти от этого огня!
Не спрячешься, не скроешься —
Любовь тебя настигнет!


От этой любви распахнулась вся планета, любовь распространилась на всю планету. Радость будто солнце не остывает. В мирской любви часто радость сменяется страданиями и даже гневом. Мирская любовь эгоистична, а здесь любовь как солнце освещает всю планету, весь мир. В этой песне не говорится о том, кто это поёт: женщина мужчине или мужчина женщине. А может быть это действительно ни женщина, и ни мужчина, а душа, поёт Богу песню любви?


Поэты суфии писали стихи, внешне воспевающие мирскую любовь к женщине, но на самом деле в этих стихах шифровали от непосвящённых стихи, воспевающие любовь к Богу. Этот приём уже используется не впервой.
Бог даёт людям талант. В духовном мире – что ни шаг, то танец, что ни слово, то песня. Там все поют, прославляют Бога. На райских планетах этого материального мира тоже есть божественные певцы, гандхарвы. Они тоже постоянно поют славу Господа. С райских планет, истощив запас хорошей кармы, иногда эти души спускаются на Землю. Поскольку они все – благочестивые души, они обычно продолжают на Земле духовное развитие, которым занимались в прошлых жизнях. Для нас некоторые из них приходят как гении, с врождёнными способностями к музыке, пению, искусствам. Но иногда они могут и упасть. Все эти способности человек должен использовать для Бога, для духовного возвышения людей, а не для деградации. Иначе эти способности сослужат плохую службу, помогут только быстрее упасть духовно, деградировать этому человеку.


В Шримад Бхагаватам говорится, что богатство, красота, хорошее образование и знатное происхождение – всё это плоды хорошей кармы с прошлой жизни. Если их использовать для Бога, для служения Ему, то они помогут быстро прогрессировать в духовной жизни. Если их использовать не для Бога, а для грехов, то эти таланты, способности, помогут лишь быстрее утонуть в океане невежества. Человек с тяжёлым грузом пойдёт быстрее ко дну. «Голова, даже увенчанная шёлковым тюрбаном, становится лишь тяжёлой ношей для того, кто не склоняет её перед Господом,»- говорится в Шримад Бхагаватам.


Прабхупада писал, что все достояния, таланты, богатства и т.д., пока не используются для служения Богу остаются нулём. Это может быть один ноль, два нуля, шесть нулей, но всё это ноль. Но как только мы прибавляем Бога, Кришну, как только начинаем использовать всё для Бога, Кришны, так тут же к нолям прибавляется единица, и где был один ноль – становится десять, где два ноля – там 100, а где шесть нолей - становится миллион.


«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди идут за ним. И какие бы нормы он ни устанавливал, на примере своих действий, весь мир следует им.»
Известные личности, щрештхи, согласно Бхагавад Гите 3.21., влияют на массовое сознание людей. И, поэтому, эти знаменитые люди могут, как служить духовному просвещению людей, так и духовной деградации людей. Поэтому ответственность на таких людях очень большая. Чем больше людей смотрит на него, тем больше ответственность. Поэтому они должны следовать заповедям Господа и проповедовать о Боге личным примером.


В советское время было много талантливых людей, но отсутствие духовного знания не давало им полностью реализоваться в жизни. Вместо того, чтобы прославлять Бога, они были вынуждены говорить о духовных вещах, не упоминая Бога. Но в то же время, хотя тогда религия была под запретом, следование заповедям и духовным принципам было в чём-то гораздо выше, чем сейчас. Как говорят: «Люди были добрее.» После разрушения страны многие упали, стали распространителями греха, материализма. Но были такие, которые не поддались разложению общества и остались верны духовным принципам. Многие из них умирали в безвестности, про них люди совсем забыли. Но остались их произведения, песни, фильмы, и они войдут в историю, как советская эпоха.