Жизнь и приключения генерала Ришара Термена

Кирилл Козубский
Прославленному роду Терменов посвящаю!

* * *


Ришар (Ричард) Иосифович Термен (Theremin) происходил из французского гугенотского рода, одна из ветвей которого переселилась в 1793 году в Россию. Старинный девиз дворян Терменов — «Не более, не менее» запечатлен на их родовом гербе.

Ришар родился 4 февраля 1870 года в Санкт-Петербурге. Он был третьим сыном коммерсанта Иосифа-Шарля Термена. Известный изобретатель Лев Сергеевич Термен был его дальним родственником и принадлежал к православной ветви этой семьи. Тогда как Иосиф-Шарль и его старший сын Альфред Иосифович (1855 – после 1914) были твёрдыми кальвинистами.

Ришар Термен бОльшую часть своей жизни придерживался реформатского (кальвинистского) вероисповедания своих предков, но перед смертью перешёл в православие, приняв имя Алексей. В исторической литературе он именуется как Ришаром или Ричардом, так и Алексеем, Алексеем-Ришаром, Алексеем-Ричардом...

Наибольшее влияние на Ришара оказал его старший брат Альфред – офицер и востоковед-практик. Под его влиянием Ришар ещё подростком избрал военную карьеру и поступил в Александровский кадетский корпус.

Средний брат – Иосиф Иосифович (1860 – после 1910) был художником и архитектором, состоял помощником библиотекаря Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Петербурге. Но что любопытно: науке неизвестно НИ ОДНОГО портрета Ришара Термена (равно как и НИ ОДНОЙ его фотографии). Данное обстоятельство и само по себе, и особенно в связи с наличием брата-художника, представляет собой историческую загадку. О частной жизни Ришара вообще известны лишь скупые штрихи: он был женат, имел троих детей.

В 1887 г. Ришар Термен успешно окончил Александровский кадетский корпус и поступил в Михайловское артиллерийское училище. В 1890 г. окончил его по 1-му разряду, выпущен подпоручиком в 35-ю артиллерийскую бригаду. В том же году Альфред Термен возвратился с Дальнего Востока в Санкт-Петербург, получив назначение в 198-й пехотный Александро-Невский резервный полк.

Будучи в 1893 г. откомандирован для повышения квалификации из полка, поручик Ришар Термен поступил на Офицерские курсы восточных языков при Азиатском департаменте МИД, каковые успешно окончил в 1896 году. Он в совершенстве овладел арабским и турецким языками. В 1898 — 1901 гг. Термен обучался в Николаевской академии Генерального штаба.

В 1901— 1908 гг. Ришар Термен проходил службу на Кавказе. Подобно большинству в разное время эмигрировавших в Россию гугенотов, Ришар преданно служил государственным интересам второго отечества, выполняя подчас весьма ответственные и рискованные поручения. В период с 18 ноября 1903 г. по 6 декабря 1904 г. капитан Термен состоял обер-офицером для особых поручений при штабе 2-го Кавказского армейского корпуса. 6 же декабря он был произведён в подполковники (на данном историческом этапе в Русской армии не было майоров) и назначен штаб-офицером для особых поручений при командующем войсками Кавказского военного округа. НО уже 20 мая 1905 г. подполковник Термен был переименован в надворные советники. И назначен Императорским российским вице-консулом в древнем городе Ван, столице армянского региона Васпуракан, пребывавшего тогда (и ныне пребывающего) в турецких руках. Многие васпураканские армяне в то время имели российское подданство, защита их интересов входила в обязанности консула и вице-консула.

Летом 1906 года — в период очередного обострения русско-турецких отношений — штаб Кавказского военного округа командировал вице-консула Термена в номинально находившийся под османским суверенитетом высокогорный санджак Хаккяри (Термен использовал в своих отчётах транскрипцию «Хеккиари»), населённый ассирийцами-несторианами. Эффективно сопротивляясь иноземному гнёту, ассирийцы-несториане сподобились создать в глубине Анатолии теократическое правление, в чём-то подобное черногорскому на Балканах (правда, в отличие от Черногории, теократия Хаккяри, где высшая церковная и светская власть долгое время тоже переходила от дяди к племяннику, так и не получила международного признания)... В июле 1906 г. надворный советник Термен получил аудиенцию у несторианского патриарха Беньямина Мар-Шимуна в его резиденции в селе Кочанис (в 1960 году это село было переименовано турками в Конак).

Надо сказать, что эта встреча произошла через 11 лет после устроенной турками в 1895 году резни ассирийцев и армян в Диярбекире (сейчас этот город по-прежнему принадлежит Турции и носит созвучное имя Диярбакыр)… Энергичный 19-летний (!) патриарх произвёл на дипломата весьма благоприятное впечатление. Термен набрался смелости и спросил его "открытым текстом": чью сторону возьмут несториане в случае ожидаемого конфликта России с Турцией? Мар-Шимун ответил:

— Если Россия займёт Ван, мы сможем выставить 40-тысячную армию и завоюем для России территорию от Битлиса до Мосула! 20 тысяч солдат я смогу послать туда, где это нужней всего будет России, остальные же 20 тысяч останутся здесь для обороны ассирийцев.

Комментируя в официальном отчёте слова патриарха, Термен высказал глубокое личное убеждение, что реальный успех Ассирийского дела возможен лишь «в том случае, если они будут бороться за свою полунезависимось, которую им нужно дать наподобие Хивы и Бухары». Эти два среднеазиатских ханства пребывали тогда вассалами Российской империи, обладая практически полной самостоятельностью во внутренних делах. И многолетнее изучение тогдашнего геополитического контекста даёт мне все основания утверждать, что предложенный Терменом проект Ассирийского вассалитета смог бы дать Российской империи серьёзный перевес над извечно враждебной нам империей Османов...

12 апреля 1908 г. надворный советник Термен был переименован обратно в подполковники — и в тот же день покинул Ван. В 1908 — 1914 гг. Ришар Термен служил в Сибири. Вначале он был назначен старшим адъютантом штаба Иркутского военного округа, а 7 июля 1908 г. — штаб-офицером для поручений при штабе Иркутского военного округа. С 30 ноября 1908 г. исполнял должность начальника штаба 6-й Сибирской стрелковой дивизии. С 13 декабря 1909 г. отбывал цензовое командование батальоном в 24-м Восточно-Сибирском стрелковом полку. 17 сентября 1909 г. назначен уже "полноценным" начальником штаба 6-й Сибирской стрелковой дивизии. С 4 февраля 1912 г. — начальник штаба 52-й пехотной дивизии...

Ришар Термен живо интересовался проблемами Дальневосточного региона, где несколько лет прослужил его брат Альфред. В дополнение к офицерской службе, в 1910 – 1913 гг. Ришар Термен состоял директором Николаевской публичной библиотеки Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (ИРГО). В марте 1914 г. полковник Термен вернулся на Кавказ и был назначен начальником штаба Кубанской пластунской бригады (казачий пехотный спецназ).

Незадолго до Первой Мировой войны Ришар Термен был откомандирован в пограничную комиссию, созданную для проверки государственной границы между Россией и Турцией. Эта комиссия опиралась в своей деятельности на результаты сравнительно недавних (1911 года) фундаментальных работ четырёхсторонней комиссии (русско-британо-турецко-персидской) по Турецко-персидскому разграничению. Россию в этой комиссии представлял уроженец ныне исчезнувшего города Корчевы, православный еврей Владимир Фёдорович Минорский (сын корчевского раввина). См. В. Ф. Минорский "Турецко-персидское разграничение" // Известия ИРГО. – т. LII, вып. V – Петроград, 1916.

На протяжении Первой Мировой войны Термен сражался и служил на Кавказском ТВД. В ходе героической обороны города Сарыкамыша Ударный отряд, под командованием полковника Термена (включал в себя 53-й пехотный Бакинский и 15-й Туркестанский стрелковый полки), мощной контратакой опрокинул врага, и это было началом конца 11-го турецкого корпуса и сокрушительным поражением Энвер-паши (декабрь 1914 г.). Полковник Термен был награждён Золотым оружием «За храбрость», а 12 августа 1915 г. произведён в генерал-майоры.

В годы Первой Мировой войны ассирийский патриарх Беньямин Мар-Шимун выказал себя одним из самых надёжных союзников Российской империи. С первых дней войны он начал формировать отряды самообороны. Чтобы надавить на патриарха, младотурецкие власти арестовали его родного брата Хормизда, который обучался в Константинополе. При этом поставили владыке ультиматум: юношу повесят, если ассирийцы немедленно не сдадут оружие. Мар-Шимун ответил, что после всех ужасов, сотворённых турками над ассирийцами, разоружение уже не представляется возможным. А ещё добавил:

— Поскольку брат мой один, а народа моего много, я вынужден предпочесть потерять брата, но сохранить свой народ!

С 26 июля 1916 г. вплоть до начала 1917 г. генерал Термен состоял начальником штаба управления генерал-губернатора областей Восточной Турции, занятых по праву войны. Терменовский проект «полу-независимой Ассирийской державы» был близок к своей реализации — чему, однако же, помешал тесный альянс внешних и внутренних врагов России. Когда во время Великой Войны Народов большевики (в полном соответствии с лозунгом «Поражения своего правительства в войне») негласно поддержали другой политический проект младотурецкий (антиассирийский и антиармянский): «Туран Йолу». В переводе — Дорога в Туран. Этот проект курировали военные преступники Энвер-паша, Мехмед Талаат-паша, Назым-бей, Зия Гек-Альп и Ахмед Агаев. Конечной их целью было убедить тюркоязычное население Кавказа, Ирана, Крыма, Поволжья и Туркестана отделиться от России или Ирана — и присоединиться к новой мега-державе «Туран». Через головы, разумеется, всех тех, кто встанет наперекор этой идее. Головы полетели... См.: Гасанова Э. Ю. "Идеология буржуазного национализма в Турции" // Баку, изд. АН АзССР, 1966 г.; Козубский К. Э. "Под копытом" // Общеказачья газета «Станица», Москва, № 2(26), декабрь 1998 г.

В ходе Сарыкамышской эпопеи и других операций той кампании Термен личной доблестью противостоял мегаломанским амбициям младотурок! 

Если же вернуться к отчёту 1906 года — Термен также уделил большое внимание геополитическим устремлениям Великобритании (Термен упрощённо именует Великобританию — Англией), уже установившей своё влияние в Южном нефтеносном Иране, в Кувейте, а теперь пытавшейся проникнуть в Восточную Анатолию.

В 1914 — 1920 годах ход Первой мировой и Российской гражданской войн подтвердил, что Британия, хоть и была заинтересована в ослаблении Турции, — отнюдь не желала усиления России за турецкий счёт... А в Юго-Восточном Иране, ещё в 1900 году, британцы даже попытались чужими руками уничтожить экспедицию профессора Н. А. Зарудного (не получилось).

В самом начале 1918 года Беньямин Мар-Шимун провозгласил себя «наместником императора России в автономном княжестве Ассирийском». На тот момент императором России de jure был условно отрекшийся от Престола Михаил II (более известен как великий князь Михаил Александрович. См.: М. И. Девлеткамов «12 июня» - газета «Ракурс», № 26 / 2000 г.). Так ассирийский патриарх стал вассалом Михаила II.

В 1920 — 1921 годах Ришар Термен проживал в демократической Грузии, в портовом городе Батуми. Вскоре после советской оккупации этого города, он через территорию Турции эмигрировал из Грузии в Болгарию. Его Анатолийское путешествие происходило в самый разгар Греко-турецкой войны, однако, подробностями его маршрута я не располагаю...

В течение ряда лет генерал Термен состоял помощником директора кадетского «Родного Корпуса» в Софии. В этой должности он написал военно-педагогическую книгу «Кадетские традиции: собою жертвовать за Русь мощную и святую» (София, 1930), где охарактеризовал традиции кадетских корпусов как "Вытяжку всего миросозерцания прежней Великой и Святой Руси".

В сентябре 1931 г. Термен выступил в Софии с юбилейным докладом, посвящённым историческим заслугам генерала Н. Н. Юденича, под началом которого он совершил свои самые громкие подвиги на Кавказе. Умер Ришар Термен 5 августа 1937 года в болгарской столице Софии, незадолго до смерти перейдя в православие.

В 2016 году в Ереване впервые был издан составленный Терменом "Доклад о столкновениях на персидско-турецкой границе..." (Caucaso-Caspica, vol.1, 2016). Издание подготовлено профессором Викторией Александровной Аракеловой.