Кубышкин в газету. Ч. 5

Евгений Викторович Терентьев
В своих воспоминаниях о М.П. Кубышкине новосибирский писатель Владимир Романов пишет:

«В биографических справках об авторе я не встречал ни слова о репрессиях. Однако писатель мне рассказывал, что в красноярской тайге он был не по своей воле. О своем тяжелом времени писатель говорил весьма неохотно. Осторожно, тонко раскрывал он эту тему и в своем творчестве:

Не спится. Подвожу итоги

И вспоминаю разные

Дороги, длинные дороги.

То пыльные, то грязные-

В песке, болоте и в снегу.

Прямые и окольные,

Все и припомнить не могу

Невольные и вольные».

В 1947 году Наталия Борисовна вновь переезжает в Болотное и работает учителем немецкого языка в школе № 2, а затем учителем немецкого языка в школе № 21.

В 1950 году Кубышкин наконец возвращается из Красноярского края в Болотное к своей семье.

Здесь он работает на угольном складе, потом кочегаром на электростанции.

Факт пребывания в плену на время закрывает перед Кубышкиным перспективы его возвращения в школу или в редакцию газеты. Но он не перестает писать, правда, нигде не публикуясь.

В 1950-х годах в Болотном Кубышкины переезжают в дом на улице Октябрьская. Этот дом в перестроенном виде существует до сих пор на прежнем месте.

В 1953 году Новосибирское книжное издательство выпустило роман «Школа», автором которого была жена Кубышкина – Наталия Карнеева. В 1957 году в Новосибирском книжном издательстве должна была выйти вторая часть этого романа, однако, этого не произошло.

Сама Карнеева с декабря 1953 года по ноябрь 1966 год работает учителем немецкого языка в Болотнинской школе рабочей молодежи (ШРМ), откуда выходит на пенсию (запись в трудовой книжке: уволена ввиду достижения пенсионного возраста).

Кубышкин в это время работает уже в Новосибирском строительном тресте № 30 и разнорабочим на электрофикации железной дороги на участке Новосибирск-Иркутск – копает котлованы под опоры электропередач.

С ломом, лопатой, клиньями писатель проходит со своей бригадой землекопов от Станционно-Ояшинского до Яи. Известна Почетная грамота, врученная ему в ноябре 1954 года: «Лучшему землекопу УНФ 288 тов. Кубышкину Михаилу Павловичу в честь 37 годовщины Октября».

В конце 50-х годов в Сибири побывал известный советский писатель Федор Иванович Панферов, возглавлявший в то время журнал «Октябрь».

В своих путевых заметках, опубликованных в литературной газете «Литература и жизнь» в 1959-1960 годах, Панферов, ссылаясь на обнаруженные им сибирские народные таланты, привел в пример Михаила Кубышкина из затерявшегося городка Болотное Новосибирской области, написавшего хорошую пока не опубликованную поэму о народной судьбе в духе доброй традиции Некрасова и Ершова:

…На полатях, под дерюгой,

А под голову – кулак,

Убаюканные вьюгой,

Мы заснули натощак.

Мать у Мельниковых мяла

В риге лен и конопли,

Да платили больно мало, -

Пятаки, а не рубли…

..Улыбнулось мне и Наде

Счастье отблеском зари:

В новых сумочках тетради,

Ручки, перья, буквари.

Смотрим вечером картинки

Да читаем по складам,

И бесплатные ботинки

Прямо в школе дали нам…

…Раньше так про нас болтали:

Дескать, мы, живя в лесу,

Старым лаптем щи хлебали

И молились колесу.

А теперь от мест урманских,

От зеленых купырей,

От тайги и до британских

Нам неведомых морей

Улетают песни наши…

Пролился на пыль дорог

Из небесной синей чаши

Солнца нового поток.

Комсомольцы, комсомолки,

Молодой зеленый гам,

И березовые колки

Шлют привет зеленый нам…

Евгений Терентьев