Случай в колхозе

Александр Лисяков
Случай в «колхозе»

Было это в конце семидесятых годов прошлого века. Меня, тогда молодого специалиста, послали на месяц в «колхоз». Была тогда такая мода, посылать инженеров вкалывать на сельхозугодиях родной страны под присмотром местных жителей. Сами-то они работать где-либо, кроме собственных огородов, совершенно не хотели. Исключение составляли трактористы, водители и рабочие механических мастерских. Причём, последние, трудились в свободное от «халтуры» или пьянки время.
Впрочем, что я рассказываю? Приобщением к труду в поле начинали заниматься ещё в школе, а продолжали в техникумах и институтах. Это считалось нормой, и никто этому уже не удивлялся, наверное, кроме меня и ещё нескольких таких же ненормальных…
Так вот! Послал меня однажды заведующий мастерскими с водителем «захара», Петровичем, и с ещё одним таким же заводским бедолагой, Димкой Смирновым, за запчастями. С кем-то он как-то договорился, а мы крайние. А ехать надо больше ста пятидесяти километров в одну сторону, причём, не по дороге, а полями и просёлками. Снарядили нам "тормозки" на дорогу, и мы отчалили.
Это сейчас на легковушке доехать за полтора-два часа. В то время, да по бездорожью, да на ЗИЛ – 157… Целое путешествие с непредсказуемыми результатами…
Я сказал 150 км? Так это, оказывается, по прямой. Когда мы прибыли через шесть часов на место, на спидометре было 230, и если бы водила не кинул в кузов четыре канистры с бензином, то на обратную дорогу нам бы уже не хватило. Но тут случилась другая засада.
- Мужики, уже конец дня и склад закрыт, а так как четверг, то до понедельника. У Васильевны, кладовщицы, завтра дочь выходит замуж. Вам крупно повезёт, если в понедельник здесь будет с кем разговаривать. У нас меньше недели на свадьбах не гуляют. И для вас никто исключений делать не собирается!
Вот это мы попали… Ладно, что дали ключ от комнаты в старой конторе. Там можно нормально переночевать, а в здании есть душевая комната и маленькая кухня. Хоть что-то… Петрович сходил в правление совхоза и позвонил домой. Там, почему-то, совсем не удивились и пожелали успешно вернуться на следующей неделе. Наверное, там это в порядке вещей, недельные командировки…
Пошли, было, в сельпо за продуктами на ужин и завтрак, но не дошли. Сердобольные сельчане снабдили нас ведром картошки, килограммовым куском очень хорошей свинины и бутылкой самогонки. Если тут так привечают совершенно незнакомых людей, то я совершенно не прочь здесь пожить… Вечером, на огонёк, к нам заглянул «не очень трезвый» мужичок.
- Ребята, а я вам бутылочку «домашнего нектара» приволок. Никто, небось, не позаботился… Так вот… Меня, кстати, Баламутом зовут. Я тут за электрика.
- А почему, Баламутом?
- А хрен его знает?! С детства так прозвали…
- Чего же ты отзываешься? Ведь имя-то, небось, тоже есть?
- Есть! Как не быть? Да только по имени никто и не вспомнит, о ком речь. Да и привык уже… Да вы не стесняйтесь. Баламут, и ладно!
Тут он повернулся к Петровичу
- Кого-то ты мне напоминаешь? Ты здесь раньше не бывал?
- Здесь нет! В соседнюю деревню, Жуковку, пару раз заезжал, к родственникам.
- В Жуковку? К кому? Я там всех знаю…
- К Потапову Василию. Это мой брат троюродный.
- Васька? Брат? Так это же его сына, Кольку, завтра женим на Танюхе. Мужики, вы все приглашаетесь на свадьбу! И чтоб, как штык!
- А ты кто такой, чтоб приглашать?
-Я? Крёстный! Первый для Таньки человек, после крёстной матери. То-то! Так я вас жду.
- Подожди! Так свадьба, что, в Жуковке, у жениха, будет?
- Почему это в Жуковке? У нас. Колька-то, почитай, второй год, уж, тут живёт. Бабка его, Дуся, местная. Одна жила, пока не заболела и слегла. Кто ей поможет? Вот, Колька за ней ухаживал и по хозяйству всё делал. А как бабка померла, то дом Кольке и достался. А Таньку он давно уже начал обхаживать. Оно, конечно, дело молодое, и из Жуковки не набегаешься…
После ухода Баламута мы ещё немного посидели и легли спать.
Утром, ещё не было и восьми часов, нас позвали в столовую на завтрак и попросили отогнать машину на мехдвор. Не дай Бог, говорят, кого-нибудь потянет на подвиги, покататься спьяну по деревне. Собственно, мы и не против. Так оно надёжнее.
Часам к одиннадцати народ начал подтягиваться к сельсовету, хотя само-то бракосочетание назначено на 12.00. В половине двенадцатого подкатили два автобуса с гостями из Жуковки, это не считая тех, кто пришёл пешком. Всего-то семь километров… Ерунда! Это же не на какую – то, там, пьянку, а на свадьбу дорогого брата, племянника, друга и далее по списку… Я всё стоял и думал, а куда такая прорва народу поместится? Не на улице же столы ставить? Дожди в сентябре никто не отменял, да и вообще… Всё оказалось неожиданно проще и удивительнее, по крайней мере для меня.
В двенадцать часов к сельсовету подкатила пролётка, украшенная цветами. Интересно, где они такую древность нашли? Возницей был Баламут, а пассажирами – жених и невеста. Выглядело всё довольно оригинально. Народ ломанулся внутрь, но мы остались стоять на улице. Через открытые окна было всё видно и слышно. Через некоторое время все вышли на улицу и молодые, теперь уже муж и жена, снова уселись в пролётку и медленно поехали к дому Николая. Вся толпа народа двинулась за ними, мы, естественно, то же. Идти было недалеко и весь форс с пролёткой был именно форсом. Проехав около двухсот метров все остановились. Николай громко пригласил всех в дом, отведать что Бог послал. Сам, с молодой женой прошёл первым, за ним два дюжих молодца, больше похожих на вышибал из иностранных фильмов, а, уж, за ними и все остальные…
В дверях образовался небольшой затор. Я сначала и не понял почему, но потом увидел, что каждый входящий подходит к большой, литров на 150, деревянной бочке и что-то пьёт из неё, зачерпнув алюминиевым корцом. Только подойдя ближе, я понял, что в бочке самогон. Я и так-то не любитель выпивки, а на пустой желудок тем более, поэтому пить не стал и прошёл в дом.
В большом доме, стояли совершенно пустые массивные столы и скамьи около них. Во главе самого большого стола сидели молодые, а позади стояли два молодца. И всё! Входящие кланялись молодым, поздравляли их, каждый на свой лад и вкус и садились за стол. Некоторые поздравляли и уходили. Как я потом узнал, столы накрывались в шести домах. А в скольких домах просто гуляли без затей и не счесть…
Когда все расселись, то в дом вошли родители молодых и поздравили их с первым в их жизни семейным праздником, пожелали, как обычно, всего всего всего и празднество началось…
А началось оно с того, что стали вносить и расставлять по столам чугунки с кашами, супами, борщами. Блюда с картошкой всех видов, домашними колбасами и окороками. Как мне объяснили, в первый день свадьбы едят и пьют только своё. На столе не должно быть ничего из магазина или купленного у соседей или кого другого. Но самое интересное, что на столе ни одной бутылки со спиртным. Кто хотел выпить, тот приложился при входе. Если хочешь ещё, то бочка у дверей и всегда до краёв полна. Молодым пить не полагается. Для них приготовлены квас и компоты. Часа через два я узнал зачем за спинами молодых стоят такие крупные ребята. Некоторые гости, не рассчитав свои силы в борьбе с зелёным змием, падали из-за стола прямо на пол. Их тут же поднимали эти ребята и относили в пустые комнаты, на полу которых настелены матрасы, и укладывали рядком. Постепенно большинство гостей перекочевало таким образом из главной комнаты в эти «комнаты отдыха». Поспав там три-четыре часа, они снова присоединялись к гуляющим. Кстати, ребята менялись каждые час-полтора. В зависимости от нагрузки. Молодые просидели до вечера, принимая поздравления, и тихо ушли. Многие гости уже прилично нагрузившиеся едой и питьём сами подыскивали себе места для ночлега. Мы уже тоже собрались пойти к себе в комнату, как ко мне подошла Васильевна, мать невесты.
- Сынок, я гляжу, ты не пьяный. Помоги мне в одном деле.
- А что случилось?
- Пока ничего! Но чтобы и вправду ничего не случилось, я хочу попросить тебя об одной услуге.
- Вы меня так заинтриговали, что дальше некуда.
- Слушай! У нас во дворе есть колодец и он очень глубокий. Если туда кто свалится, то всё…
- Так его накрыть надо чем-нибудь.
- Именно! У меня есть большой щит. Помоги мне прибить его к срубу, и я постелю тебе на нём постель. Тогда туда точно никто не полезет.
- Да Вы что? Спать на колодце?
- Сынок, ну я очень тебя прошу. Боюсь я, что какой-нибудь пьяный дурак захочет напиться…
В общем, я согласился. Всё это было бы смешно, если бы меня за ночь трижды не будили в поисках колодца, который был где-то здесь…
Утром празднество продолжалось, как будто и не было ночи. Всё так же гости пили и ели, только на столах уже была привычная, магазинная, закуска. Всё так же оттаскивали упавших в «комнату отдыха»… Ближе к вечеру начались танцы, песни с частушками, далеко не всегда безобидными… Спасть мне снова постелили на колодце…
В воскресенье, после обеда, к Петровичу подошёл Баламут и родители молодых, и деликатно, так как завтра далеко ехать, предложили больше не пить, а в качестве компенсации взять с собой десятилитровую канистру самогона. От такого щедрого предложения грех было отказываться, а чтобы Петровичу было легче перенести столь раннее отлучение от выпивки, мы сагитировали его пойти на речку, половить рыбу. Кто ж знал, что второй страстью Петровича, после выпивки, была именно рыбалка. В итоге мы просидели на реке до самой темноты, пока уже поплавок невозможно было разглядеть на воде. Домой возвращались с хорошим уловом в полтора десятка линей. Так как я не отличу карася от линя, то поверю Петровичу на слово. В эту ночь мне не пришлось спать на колодце, так как на щит навалили дров. А ведь реально, что кто-нибудь мог нырнуть в колодец если бы меня там не было.
Утром мы по-быстрому погрузили запчасти и ещё какие-то железяки в кузов, подарили Васильевне свой вчерашний улов, получили "тормозки" на дорогу и обещанную канистру самогона. После коротких прощаний мы поехали домой, а гостеприимные хозяева поспешили продолжить праздник…